Дополнительная общеобразовательная программа «Учимся видеть прекрасное»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Учимся видеть прекрасное» (далее – Программа) включает в себя 4 тематических модуля. Основная смысловая составляющая программы – это воспитание детей через мотивацию к творчеству и приобщение их к гуманистически ценностным ориентирам, развитие и поддержка детей в современном мире.Программа помогает расширить такие источники энергии учащихся, как творчество и самостоятельность, пробуждает фантазию, усиливает способность детей к наблюдению и оценке действительности. Изучая программу, учащиеся смогут осознать роль человека в мире, тем и будет обеспечен подход к красоте, к умению « видеть прекрасное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_videt_prekrasnoe_oznakomitelnyy.docx | 109.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ИМ. Е.М.ЗЕЛЕНОВА
П.Г.Т. НОВОСЕМЕЙКИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждено»
Программапринята на основании педагогического совета.
Протокол №__ от «__»____20___г. Директор ГБОУ СОШ
им. Е.М. Зеленовап.г.т. Новосемейкино
____________/Бутрина Н.М./ «_____»____________20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Учимся видеть прекрасное»
художественной направленности
Возраст детей 7-11 лет
Срок обучения – 1 год
Разработчик:
Педагог дополнительного образования:
Касимова Светлана Борисовна
п.г.т. Новосемейкино
Краткая аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Учимся видеть прекрасное» (далее – Программа) включает в себя 4 тематических модуля. Основная смысловая составляющая программы – это воспитание детей через мотивацию к творчеству и приобщение их к гуманистически ценностным ориентирам, развитие и поддержка детей в современном мире.Программа помогает расширить такие источники энергии учащихся, как творчество и самостоятельность, пробуждает фантазию, усиливает способность детей к наблюдению и оценке действительности. Изучая программу, учащиеся смогут осознать роль человека в мире, тем и будет обеспечен подход к красоте, к умению « видеть прекрасное».
Данная программа разработана с учётом интересов конкретной целевой аудитории, учащихся младшего школьного возраста и ориентирована на федеральные государственные требования общеразвивающих программ по дополнительному образованию
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-Р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р);
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019г. №262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам";
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015г. №МО-16-09-01/826-ТУ
Пояснительная записка
Направленностьдополнительной общеобразовательной программы «Учимся видеть прекрасное» художественная.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.В ходе реализации программы также внедряютсяновые педагогические технологии (педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения, проблемное обучение, коллективные способы обучения), которые развиваютобщественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи.
Используются следующие основные направления инновационной работы:
- привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования; (художественные и краеведческие музеи, музей «Детская картинная галерея, детские художественные школы, центры внешкольной работы, и др.);
- использование нововведений в организации воспитательно-образовательного процесса (вечера встреч, гостиные, мини-конкурсы, тематические экскурсии в детские выставочные галереи разных образовательных учреждений).
- разнообразие сфер общения, возможность неформального общения педагога с детьми;
- творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.
- эффективные методики творческого развития: обучающие игры, занятия - эксперименты, которые помогают заложить основы самостоятельности.
По данной программе возможно инклюзивное обучение детей с ОВЗ по индивидуальному учебному плану.
Актуальность.Современное образование становится всё более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе и сейчасмотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества.
В данной программе возможно использование дистанционных технологий.
Изменения в обществе и подготовка детей к жизни в быстро меняющихся условиях, требуют формирования новых жизненных установок, выдвигая на первый план высокие требования к личностным результатам, таким как:
- развитие личности с позитивными ценностями, способной к аналитическому мышлению.
- формирование творческой личности, способной нестандартно мыслить в современном обществе.
- формирование ответственного гражданина, способного взять ответственность за себя и свою судьбу.
По данной программе возможно использование дистанционных технологий.
Отличительная особенностьпрограммы в том, что основным принципом и доминирующим значением в построении содержания программыявляется духовно- нравственное воспитание, развитие творческого потенциала ребёнка, а не овладение профессиональными навыками изображения.
С целью развития эмоционально-ценностныхориентаций учащихся в программу включен раздел «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокругнас».Прослушивание музыки, иллюстрации к литературным произведениям, участие в конкурсных мероприятиях и общественно -полезных акциях с разной тематикой диктует необходимость связи с другими смежными дисциплинами: природоведение, литература, экология, история. Единая природа всех видов искусства предполагает их интеграцию и реализацию полихудожественных возможностей каждого ребёнка.
Получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Педагогическая целесообразность программы определяется её нацеленностью на деятельностный и проблемный подходы в обучении, что даёт возможность для детейэкспериментировать с разными художественными материалами.Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес обучающихся к художественному творчеству.Изобразительная деятельность, художественное творчество способныпробудить в каждом маленьком человеке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что каждый человек пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Открывая дверь каждому ребёнку в прекрасный «мир творчества»,программа «Учимся видеть прекрасное»помогает детям познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воображение, научит « правильно» видеть и творчески мыслить,Программа охватывает всех учащихся, несмотря на их разновозрастную характеристику (в т.ч. детей с особыми образовательными потребностями и девиантным поведением, одаренных и талантливых детей).
Программа позволяет выстроить обучение таких детей на основе вариативности форм и содержания работы с ними. Этот принцип подхода к обучению в дополнительном образовании создаёт условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому учащемуся предоставляется возможность проявить свою индивидуальность и творчество. В целом,направленность программы- это индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом личностных особенностей ребенка и темперамента каждого ученика.
Подбор тематических творческих заданий по программе составлен с учётом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В него включены конструктивные способы, расширяющие возможность самореализоваться в творчестве, нетрадиционные развивающие техники рисования: «кляксография», «кляксография с трубочкой», «чудеса монотипии», «монотипия пейзажная», «отпечатки листьев», «сказочные отпечатки», «восковые мелки + акварель», «свеча + акварель», приносящие лишь удовольствие и радость при исполнении творческих работ.
Программа«Учимся видеть прекрасное»опирается на современную образовательную модель, которая требует от педагога знаний обязательного применения здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, цель которых - обеспечение возможности сохранения здоровья за время обучения, а также формирование необходимых знаний, умений и навыков для дальнейшего творческого роста.
В процессе реализации программы «Учимся видеть прекрасное» проводятся мультимедиа-занятия по всем темам образовательной программы. Аудиовизуальная информация, представленная в различной форме (видеофильм, аудиокнига, анимация, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Информационно-коммуникационные технологии позволяют увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам. В ходе занятий используются мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии по различным музеям, по родному краю,викторины по изобразительному искусству,
СВ-ВУВ-Avi- фильмы: творчество отдельных художников; декоративно-прикладное искусство; народные промыслы; художественные технологии; слайд-альбомы с учебным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебнойпрограммы.
Программа предусматривает «стартовый» (ознакомительный) уровень освоения содержания программы, предполагающий использование общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную сложность задач, поставленных перед учащимися.
Цель: Воспитание эстетического вкуса учащихся, развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное через изобразительное искусство, как предмет, оказывающий большое влияние на формирование личности.
Организация их свободного времени.
Задачи
воспитательные:
- воспитать интерес и любовь к искусству;
- приобщитьдетей к истокам народного искусства.
- воспитать чувство прекрасного и стремление к красоте;
- повысить общекультурный уровень учащихся;
- способствовать воспитанию творческой личности, способной нестандартно мыслить в современном обществе.
- мотивировать детей к духовно- ценностной жизненной ориентации, к позитивной социализации;
- сформировать учебную и трудовую мотивации.
- воспитать патриотов России, полноправных граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
развивающие:
- развить наблюдательность,эстетическую восприимчивость,ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;
- Развить навыки владения основными методами познания (анализ, синтез, обобщение, моделирование и др.)
- развить эмоционально- ценностные, позитивные установки детей на практике через художественное творчество.
- развить умения и навыки, необходимые для осуществления творческого процесса в различных видах изобразительного искусства:
- изобразительные (работа с гуашью, пастелью, сангиной, углем, мелом, тушью, пером и т.п.),
- декоративные (создание и украшение предметов (или их эскизов) декоративно-прикладного характера).
- развить эстетическое чувство понимания прекрасного;
- развить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
обучающие:
- обогатить знания детей о роли изобразительного искусства в жизни человека, о культурном наследии родного края, своей страны;
- привить навыки эмоционального восприятия образной формы произведения;
- заложить основыхудожественно-творческих приёмов,
- дать начальные навыки изображения, необходимые в будущем для творческой деятельностиучащихся.
Сроки, режим, возраст, формы обучения и формы организации деятельности
Программа адаптирована под условия обучения в Центре детского творчества, в ней учитывается тот момент, что сюда учиться приходят все желающие дети без специального конкурсного отбора в возрасте от 7до 11 лет.
Количественный состав групп учащихся 10- 15 человек. Занятия с учащимися проводятся 1 раза в неделю по 3 академических часа с перерывом в 10-15 минут. По учебному плану в год предусмотрено 108 часов занятий.
Основным принципом построения содержания программы «Учимся видеть прекрасное» является согласованная взаимосвязь четырёх модулей обучения «Чем и как рисует художник», «Композиция как составление творческой работы», «Средства художественной выразительности»,«Декоративно – прикладное творчество», а учет возрастных особенностей является одним из основных критериев при определении учебных задач и методов обучения.Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач.
В данной ситуации контингент обучающихся отличается «расслоением» по интересам, психофизиологическому развитию и всегда носит разновозрастной характер. В этом случае, допускается деление всего количества обучающихся на меньшие группы (5 - 8 человек), где учащиеся одного возраста и имеют примерно одинаковый уровень развития. Это даёт возможность расширить у обучающихся творческие способности, дополнить образование детей в области изобразительного творчества и что, особо, важно развить их личностные качества, развить их творческую индивидуальность. В случае проведения консультаций для конкурсных учащихся допускается организация минигрупп (3- 5 человек), такая наполняемость групп позволяет охватить вниманием каждого ученика, наблюдать за ходом творческого процесса работы каждого.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия по отдельным темам для наиболее одаренных детей.
формы занятий:
Занятия организованы как по привычным, так и нетрадиционным моделям.
Классические виды проведения занятий: лекции ,дискуссии , экскурсии, обучающие занятия- игры.
Для развития у детей более прочного познавательного интереса и желания самостоятельно работать на занятиях, необходимо использовать новое, нестандартное в обучении. Для решения этой задачи предусмотрены нестандартные формы проведения занятий, которые предполагают множество интересных вариантов занятий - предлагаются:
Занятия -познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Занятия-знакомства с различными техниками: графика, живопись, монотипия, витраж, аппликация, аэрография (детская), коллаж и прочее. Они позволяют обучающимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию, а также:
Занятия-конкурсы;
Занятия – прогулки - путешествия.
Занятия – репортаж с выставки.
Занятия – викторины.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно также отнести:
презентацию, круглый стол,мозговую атаку,ролевые игры.
формы деятельности: очная.
Формы организации:
• Групповая (мелкогрупповые 5-8 учащихся, минигруппы 3-5 учащихся).
Режим и структура занятий:
Организация рабочего места, подача учебного материала – объяснение, выполнение учащимися упражнений и заданий, закрепление знаний и умений в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
Технологии:
- Технология проблемно – познавательного обучения;
- Технология коллективного творчества;
- Технология проблемно – развивающая:
- Технология интерактивного обучения;
- Технология решения творческих задач;
- Технология деятельностного подхода;
- Технология личностно – ориентированного развития;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Дистанционные технологии.
Основные принципы, заложенные в основу программы - это опора на интерес и самостоятельность обучающихся, практическая осуществимость исполняемых заданий, а так же:
- принцип добровольности;
- принцип системно – деятельностного подхода в обучении;
- принципы личностно-ориентированного образования,
- повышая активность обучающихся надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.
Планируемые результаты
Личностные
- сформирован интерес к творчеству,
- сформированы первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- могут видеть прекрасное, умения восхищаться красотой природных форм;
- Получены навыки целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов и культур;
- Развиты чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- выработка ценностных качеств: дружелюбие, внимательность, наблюдательность, трудолюбие, терпение, организованность, обязательность;
Регулятивные УУД
- планирует с помощью учителя этапы создания работы по заданной теме;
- осуществляет коррекцию своей деятельности в соответствии с образцом;
- оценивает изобразительные возможности разных художественных материалов
- понимает план действия, умеет планировать свою деятельность.
- обдумывает замысел,ставит цель нахождения (поиска) характерных деталей и особенностей единой смысловой композиции.
- ищет способы воплощения художественного образа и доведения его до определённой степени завершения.
- придумывает и ищет пути воплощения оригинального замысла предстоящей работы;
- контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способен принять самостоятельное решение;
- стремится быть оригинальным на уроке;
- определяет наиболее эффективные способы достижения результата;
- оценивает результат своего труда.
Коммуникативные
- вступает в общениепо поводу искусства;
- соблюдает правила общения;
- выражает правильно свои мысли;
- слушает другого, бесконфликтно работает в паре или коллективно;
- учится адекватно оценивать продукты своей и чужой деятельности;
- включается в диалог с учителем и сверстниками по поводу рассматриваемых на уроке проблем;
- умеет выслушать критические замечания.
- развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находит выходы из спорных ситуаций;
Познавательные
- совершает анализ основных видов изобразительного искусства;
- понимает связь изобразительного искусства с другими отраслями знаний;
- выражает в суждениях не чужую, а свою точку зрения,
- демонстрируетсвои (пусть еще незначительные) познания в области изобразительного искусства;
- осуществляет анализ, сравнение, синтез, группировку материала по заданным критериям;
- анализирует ход и способ создания выразительной творческой работы;
- анализирует разнообразие форм предметов и явлений;
- анализирует и связывает характерные особенности и детали в единую смысловую композицию.
- понимает смысл выразительных свойств разных художественных материалов;
- ищет и посильно самостоятельно решает художественно-творческие задачи с целью передачи эмоционального настроения в работе изобразительными средствами живописи и графики;
- сравнивает произведения музыкальные и живописные.
Способы проверки результатов
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контрольнаправлен на поддержание учебной дисциплины, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, результатывыставляются в школьную документацию как уровни (высокий, средний, низкий).
В них учитываются:
- отношение учащихся к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий,
- инициативность и проявление самостоятельности, темпы продвижения.
Уровень освоения программы низкий – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.
Уровень освоения программы высокий – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать литературные источники, применять полученную информацию на практике.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются результаты практической работа, устные опросы (как индивидуальные, так и фронтальные), викторины, самостоятельные работы, творческие работы обучающихся,
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся по программе «Учимся видеть прекрасное». Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании модулей обучения, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью учащегося, её корректировку и проводится с целью определения.
- качества реализации образовательного процесса;
- уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме:Рефлексивная беседа
контрольных уроков;
Контрольные уроки проходят в виде исполнения творческих работ на завершающих учебных занятиях по каждому модулю в счет аудиторного времени.
Итоговая аттестацияпроводится в форме просмотра итоговой работы.
Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работатьв различных техниках и материалах.
Формы учёта личных достижений каждого учащегося и достиженийвсегоколлективазаносятся в паспорта творческих достижений или информационные карты учащихся, в которых фиксируется участие в творческих выставках и конкурсах разного уровня.Достижения по одарённым детям заносятся в личное дело обучающегося.
Система оценки результатов обучения и динамики личностного развития
Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) проводится мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности). Данные мониторинга заносят в диагностическую карту. Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики.
Форма фиксации результатов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
• отзывы учащихся объединений о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили.
• тестирование с целью проверки на определение уровня художественно – эстетического развития.
2. Учебно - тематический план
№ | модуль | всего часов | теория | практика | контроль |
1 | Чем и как рисует художник | 24ч | 3.5ч | 20, 5 ч | Творческая работа |
2 | Композиция как составление творческой работы | 24ч | 2ч.20м | 21ч, 40м | Творческая работа |
3 | Средства художественной выразительности | 30ч | 3ч | 27ч | Творческая работа |
4 | Декоративно – прикладное творчество | 30ч | 2ч. 20м | 27 ч. 40 м. | Творческая работа |
Итого | 108ч | 11ч. | 97ч. |
1 модуль «Чем и как рисует художник»
Цель: Расширение знаний обучающихся об окружающем мире, развитие интереса к творчеству.
Задачи:
Обучающие:
- актуализация знаний о произведениях выдающихся мастеров русского искусства: А. Саврасова, И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, М. Нестерова, В. Фаворского, И. Голицына, П. Кончаловского,
В. Васнецова;
- дать понятие о значение слов: художник, краски, палитра, пастель, сангина, уголь, тушь, и т.п ;
- ознакомить с понятием «линия горизонта»;
- ознакомить с видами и жанрами изобразительного искусства: графика, живопись;
- расширить знакомство с различными изобразительными художественными материалами для творчества;
Развивающие:
- Развить умение активно пользоваться элементами языка графики: точка, штрих, линия, пятно;
- Развить умение в живописи пользоваться палитрой, смешивать краски;
- Развить навыки полностью использовать площадь листа бумаги при создании творческой работы;
- развить познания о выражениихудожником в своих произведениях чувств, мыслей, собственного отношения к изображаемому;
- развить умения и познания смешивать краски, получая разнообразные цвета в соответствии с настроением, передаваемым в работе;
- Развить интереск выполнению работы в материале в доступном их возрасту виде
Воспитательные:
- Формироватьстремления вносить свой вклад в улучшение действительности.
- Формироватьвзгляды на творчество и труд как основной источник радости.
Учебно – тематический план 1 модуля
№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | контроль |
1 | Тема1: «Чем и как рисует художник и что надо иметь для рисования юному художнику». Вводное творческое задание. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 3 | 0,5ч. | 2,5ч. | Собеседование, наблюдение, творческая работа анкетирование |
2 | Тема 2: Наглядная перспектива. Линия горизонта. | 3 | 0,2ч. | 2,5 | Собеседование, наблюдение, Рефлексивная беседа |
3 | Тема 3: Любопытные секреты творчества. | 3 | 0,2ч. | 2,5 | Беседа, наблюдение, творческая работа |
4 | Тема 4: «Точка - как первый знак изображения, как начало рождения рисунка». | 2 | 0,4ч | 1,45ч. | Беседа, творческая работа выставка в классе |
5 | Тема5:«От точки к штриху». | 1 | 0,4ч. | 0,45ч. | Беседа, творческая работа выставка в классе |
6 | Тема 6:Многообразие линий в природе. | 2 | 0,2ч. | 1,5ч. | Беседа, творческая работа выставка в классе |
7 | Тема 7: Рисунок. Графика. Набросок. | 1 | 1 | Беседа об искусстве и красоте вокруг нас, видеолекторий. | |
8 | Тема 8:Цвета из цветов. | 2 | 0,2ч | 1,5ч | Беседа, творческая работа выставка в классе |
9 | Тема 9:Оттенки чёрного. Многообразие оттенков серого цвета. Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. | 1 | 1 | Беседа, творческая работа- эксперимент, выставка в классе | |
10 | Тема 10:Выразительные возможности цвета. Цветовое пятно. Понятие образности. Кляксография. | 2 | 0,4ч. | 1,45ч | Беседа, творческая работа- эксперимент, выставка в классе |
11 | Тема 11:Живопись как вид изобразительного искусства. | 1 | 1 | Беседа об искусстве и красоте вокруг нас, видеолекторий. | |
Промежуточная аттестация после модуля: Выполнить живописную или графическую творческую работу по выбору учащегося | 3 | Творческая работа опрос – анализ, выставка в школе. | |||
Итого | 24ч | 3.5ч | 20, 5 ч |
Предметные ожидаемые результатыпо модулю «Чем и как рисует художник»
Обучающийся должен знать:
- о произведениях выдающихся мастеров русского искусства:
А. Саврасова, И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, М. Нестерова, В. Фаворского, И. Голицына, П. Кончаловского, В. Васнецова,
- о значение слов: художник, краски, палитра, пастель, сангина, уголь, тушь,
- о различными изобразительными художественными материалами для творчества.
- понятием «линия горизонта»;
Обучающийся должен уметь:
- различать виды и жанры изобразительного искусства: графика, живопись;
- пользоваться различными изобразительными материалами:работать с карандашами, акварелью, гуашью, гелиевыми ручками, фломастерами, маркерами, сангиной, углём, восковыми мелками, пастелью (масляной и сухой),
- посильно использовать полностьюплощадь листа бумаги.
- На занятиях по живописи пользуются палитрой, смешивают краски,
- На занятиях по графике добиваются разного характера точек, линий, штриха, пятна.
- владеть умением получать разнообразные цвета в соответствии с настроением, передаваемым в работе
Обучающийся должен приобрести навык:
- первоначального представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- в доступном их возрасту виде выполнения работы в материале, создания простого рисунка, несложной творческой композиции.
Содержание программы 1 модуля
Тема1:«Чем и как рисует художник и что надо иметь для рисования юному художнику».
Теория:Вводный инструктаж по технике безопасности.Просмотр тематической литературы, иллюстраций работ знаменитых художников, а также работ учащихся из фонда творческих мастерских. Материалы и рабочие инструменты юного художника,правила работы ими и правила поведения на уроке.
Практическая работа:Входящая диагностика художественно-изобразительных умений детей, их творческих способностей.Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок.
Материал: Использование бумаги форматом А-3., карандашей, акварели, гуаши, гелиевых ручек, фломастеров, маркеров, сангины, угля, восковых мелков, пастели (масляной).
Тема 2:Наглядная перспектива. Линия горизонта. Урок - экскурсия в осенний лес или парк.
Теория: Беседа о наглядной перспективе.
Практическая работа:Наблюдение за видимым миром.Линия горизонта.
Тема3: Любопытные секреты творчества.
Теория:Простейшие виды печати, увлекательные техники и способы изображения на листе.
Практическая работа: Выполнение упражнений: (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы – акварель + свеча).
Набрызг (салют, фонтан, цветы–щетинистые кисти, гуашь).
Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака).
Монотипия (применение листьев, кружев, ткани и текстурной бумаги (обои) в создании различных композиций).
Кляксография + раздувание («лунные цветы», кустики и деревья).
Акварель + целлофан, сомкнутый складками (эффект кристаллов).
Материал: Использование формата А3., акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, листьев, маркеров, гелиевых ручек и др.
Тема4: «Точка - как первый знак изображения, как начало рождения рисунка».
Теория:Искусство графики. Точечная техника рисования.
Практическая работа: Выполнение зарисовок по образцу в технике «точка», например по теме «Одуванчик»- использование формата А3 (белый), «Звёздные скопления и кометы» - использование формата А3 (тонированный).
Материал: Использование формата А3 (белый или тонированный), черного (серого) фломастера, маркера или гелиевых ручек разного цвета и свойств (белая, золото, серебро, перламутр).
Тема5: «От точки к штриху».
Теория:Штрих как средство графического изображения. Функции и возможности штриха. Разнообразные приёмы его использования в графике.
Практическая работа: Выполнение упражнений на проведение штрихов различных направлений.
Создание на уроке графической композициив технике «точка»- «штрих» на черном фоне белой гелиевой ручкой (возможно применение цветных гелиевых ручек). Возможные темы: «Космос», «Салют».
Материал: фон – тёмная тонированная бумага, белая гелиевая ручка или гелиевые ручки, имеющие выразительные свойства, например«серебро», «золото», «бронза», «металлик».
Тема6: Многообразие линий в природе.
Теория: Выразительный характер линий: прямая, волнистая, ломаная, спиралевидная и т.д
Практическая работа: Упражнения на пластическое разнообразие линий-графические композиции по теме «Изображение объектов живой природы»: «Солнышко-круг и много разных лучиков вокруг», «тучка с дождиком», «волны», «трава», «ветер», «облака», «паутина».
Материал: Фломастеры, гелиевые ручки,цветные карандаши,восковые мелки, бумага форматом А3.
Тема7: Рисунок. Графика. Набросок.
Теория: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Беседа –видеоэкскурсия «Рисунок – первый шаг к созданию картины. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения учебной творческой работы. Рисунок как самостоятельное произведениеискусства».
Тема 8:Цвета из цветов.
Теория: Знакомство с понятием «цвет». Происхождение цветов.Основные и составные цвета.
Практическая работа:Правильное изображение радуги - творческая композиция «Радуга - дуга».
Материал: Гуашь,бумага форматом А-3.
Тема 9:Оттенки чёрного. Многообразие оттенков серого цвета.
Техника работы акварелью и гуашью «по - сырому» на мятой бумаге.
Теория:Беседа о чёрном цвете, какой он бывает.
Практическая работа: Выполнение зарисовок животных , используя чёрный цвет и оттенки серого (например, слон, бегемот, носорог, динозавр) в технике работы акварелью, гуашью «по - сырому» на мятой бумаге.
Материал: Использование формата А3, чёрной акварели, чёрной и белой гуаши, мятой бумаги.
Тема 10:Выразительные возможности цвета.
Теория: Цветовое пятно. Понятие образности. Связь формы и цвета пятна с образом. Кляксография.
Практическая работа: Создать пятно (кляксу), используя разноцветную палитру акварели (туши), гуаши и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический
зоопарк», несуществующие или существующие животные, птицы, рыбы, растения, сказочные замки). Данный вид занятия можно дополнить другой интересной нетрадиционной техникой рисования «монотипия- печатание листьями», которая также способствует активному формированию творческих навыков.
Материал:Использование формата А3, акварели, туши(чёрная, зелёная,красная), гуаши.
Тема 11:Живопись как вид изобразительного искусства.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Беседа-видеоэкскурсия« Художники-пейзажисты. Красота родной природы в творчестве русских художников».
Модуль 2 «Композиция как составление творческой работы».
Цель:развитие изобразительных умений, художественного вкуса
в процессе творческой самореализации ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- обогатить знакомство с художниками, чьё творчество связано
с природой и сказочно - мифологической тематикой (И. Шишкин,
И. Левитан, М.Сарьян);
- дать знания о значении слова: композиция;
- ознакомить с основнымиучебными приёмамии правилами составления творческой работы:« композиционный ритм», « композиционный центр», «цельность композиции»;
- ознакомить шире с понятием «линия симметрии».
Развивающие:
- развить чувство понятия красоты и своеобразия предметного мира через особенности творческого отражения окружающей действительности.
- развить умение восхищаться красотой природных форм, замечать в неприметном -значительное, в неказистом - выразительное;
- развить навыками выразительного использования белой краски.
- развить умениясоставлять в доступном их возрасту видео тематическую композиции, используя ритм линий, пятен, цвета.
Воспитательные:
- способствовать формированию эстетического мировоззрения, художественного вкусадетей.
- воспитать чувство прекрасного и стремления к красоте;
Учебно – тематический план 2 модуля
№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | контроль |
12 | Тема 12: «Композиция».Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. | 3 | 0,2ч. | 2,5 | Беседа, творческая работа, наблюдение |
13 | Тема 13:Понятие о композиционном ритме.Орнамент. | 6 | 0,2ч. | 5,5ч. | Беседа, творческая работа, наблюдение |
14 | Тема14: Симметрия. Ритм линий, пятен, цвета. | 3 | 0,2ч. | 2,5ч. | Беседа, творческая работа- эксперимент, выставка в классе |
15 | Тема15.Цельность композиции. | 6 | 0,2ч. | 5,5ч. | Беседа, творческая работа, выставка в классе |
16 | Тема16. Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. | 3 | 0,2ч | 2,5ч. | Краткосрочные упражнения-эскизы, наблюдение |
Промежуточная аттестация после модуля: Выполнить несложную живописную композицию на заданную тему. | 3 | 3 | Творческая работа опрос – анализ, выставка в школе. | ||
Итого | 24ч | 2ч.20м | 21ч. 40м |
Предметные ожидаемые результатыпо модулю «Композиция как составление творческой работы»
Обучающийся должен знать:
- охудожниках, чьё творчество связанос природой и сказочно - мифологической тематикой(И. Шишкин,И. Левитан, М.Сарьян);
- значение слова «композиция»;
- приёмы и правила составления творческой работы « композиционный ритм»,« композиционный центр», «цельность».
- определение понятия «линия симметрии».
Обучающийся должен уметь:
- чувствовать красоту и своеобразие предметного мира через особенности творческого отражения окружающей действительности.
- восхищаться красотой природных форм, замечать в неприметном -значительное, в неказистом - выразительное;
- выразительно использовать свойства белой краски.
Обучающийся должен приобрести навык:
- составления несложной тематической композиции, используя в доступном их возрасту в виде ритм линий, пятен, цвета.
Содержание 2 модуля
Тема 12:«Композиция».
Теория: Понятие «композиция» как составление или сочинение картины.
Главное и второстепенное в картине.Композиционный центр как замысел картины. Анализ художественных произведений.
Практическая работа: Исполнение по представлению несложной живописной композиции на сказочную тему, (например «Колобок») с выделением композиционного центра.
Материал: Гуашь,бумага форматом А-3.
Тема 13:Понятие о композиционном ритме через орнамент.
Теория: Орнамент. Виды орнамента.Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей.
Практическая работа: Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть, создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
Материал: Использование формата А3, фломастеров, маркеров или гелиевых ручек.
Тема14:Симметрия. Ритм линий, пятен, цвета.
Теория:Знакомство с понятием что такое «симметрия». Декорирование работы. Контраст. Ритм линий, пятен, цвета.
Практическая работа: Вырезания ёлки из бумаги с учётом линии симметрии. Аппликация из цветной бумаги на белом фоне по теме «Лесная красавица». Передача образа нарядной ёлки через ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных), ритм цветных пятен, ритм размеров (больших и маленьких).
Материал: белая бумага форматом А3, клей, цветная бумага (дополнения: всевозможная новогодняя мишура, блестки и т.п.).
Тема15:Цельность композиции.
Теория: Группировка предметов в картине. Цельность - как основа изобразительной грамоты. Выразительные средства творческой композиции: формат, композиционный центр, равновесие, ритм, цвет, контраст, декоративность.
Практическая работа:Работа с природным материалом. Создание целого из частей через аппликацию из засушенных растений. Панно из листьев, небольших зёрен и семян на тему, например, «Сказочная птица».
Материал:фон - цветной картон, дополнения - цветные фломастеры и ручки, клей, засушенные растения, листья, небольшие зёрна и семена.
Тема 16.Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков.
Теория:Особенности белого цвета. Смешение основных и составных цветов с белой краской. Разбеление. Получение пастельных тонов.
Практическая работа: Выполнение живописной композиции (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Семья весёлых снеговиков - изображая снеговиков – мальчиков и снежной бабы» ).
Материал: Гуашь, бумага форматом А-3.
3 модуль«Средства художественной выразительности»
Цель: отработка навыков, обеспечивающих достаточно большую свободу в действиях и позволяющих полнее реализовать творческие фантазии.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с творчеством выдающихся художников - анималистов.
- расширить знания о свойствах материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве;
- Закрепить знания о понятиях: живопись, графика, линия горизонта.
- Дать знания о значении понятий :силуэт, пейзаж, натюрморт,
- Дать знания об основных анатомических пропорциях человека.
Развивающие:
- развить навыки и умения передавать выразительные особенности формы и размера предметов (большой, маленький, широкий, узкий), взаимное расположение предметов на рисунке, пространственные планы способом загораживания;
- развить умение в доступной степени выразительно использовать образный характер цвета и ритмическую организацию цветовых пятен.
- развить умения работать в определенной цветовой гамме;
- развить начальные навыками рисования с натуры, по памяти и воображению.
- освоить посильно способы решения проблем творческого и поискового характера;
- развить умение передавать в тематической композиции основные смысловыесвязи междуперсонажами.
Воспитательные:
- воспитать чувство понимания красоты и ценной значимости произведений выдающихся мастеров русского искусства.
- развить эстетическое чувство понимания прекрасного;
- творческое участие детей в освоении культуры родного края.
Учебно – тематический план 3 модуля
.№ | тема занятия | всего часов | теория | практика | контроль |
17 | Тема 17.Рисование с натуры. Этапы рисования с натуры. | 3 | 0,2ч | 2,5ч. | Беседа, творческая работа выставка в классе |
18 | Тема 18. Форма изображаемых предметов и формообразование. | 3 | 0,2ч | 2,5ч. | Беседа, творческая работа выставка в классе |
19 | Тема 19.Теплые и холодные цвета. Метод «волшебного рисунка». Техника «вливание цвета в цвет». Холодная цветовая гамма. | 3 | 0,4ч. | 2,45ч | Беседа, творческая работа- эксперимент, выставка в классе |
20 | Тема 20.Теплые и холодные цвета. Техника «мазками». Тёплая цветовая гамма. | 3 | 0,4ч. | 2,45ч | Беседа, творческая работа, наблюдение |
21 | Тема 21.Линия горизонта. Пространственные планы в композиции. | 3 | 0,2ч. | 2,5ч. | Беседа, творческая работа выставка в классе |
22 | Тема22:Анатомические пропорции человека.Передача движения фигуры человека в рисунке через простейшие схемы. Работа с эскизом. | 3 | 0,2ч. | 2,5ч. | Беседа, краткосрочные упражнения –эскизы, наблюдение |
23 | Тема 23: Анималистика в искусстве, художники - анималисты. | 1 | 1 | Беседа об искусстве и красоте вокруг нас, видеолекторий. | |
24 | Тема 24: Характерный силуэт. Анималистическая тема в рисунке. | 2 | 0,2ч. | 1,5ч. | Видеолекторий краткосрочные упражнения –эскизы, наблюдение. |
25 | Тема 25:Сюжетная тематическая композиция. | 6 | 0,2ч. | 5,5ч | Беседа, творческая работа выставка в классе |
Промежуточная аттестация после модуля: Выполнить тематическую композицию с передачей сюжетно- смысловых связей. | 3 | 3 | Творческая работа опрос – анализ, выставка в школе. | ||
Итого | 30ч | 3ч | 27ч |
Предметные ожидаемые результатыпо модулю «Композиция как составление творческой работы»
Обучающийся должен знать:
- о творчестве выдающихся художников – анималистов;
- определение понятий: живопись, графика, линия горизонта;
- о значении понятий: силуэт, пейзаж, натюрморт;
- основные анатомические пропорции человека,
Обучающийся должен уметь:
- использовать свойства материалов и различных техник в своих работах,
- владеть начальными навыками рисования с натуры:
- передавать выразительные особенности формы и размера предметов, расположение предметов на рисунке, пространственные планы способом загораживания,
- работать в определенной цветовой гамме,
- добиваться цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы.,
- посильно изображать движение человека.
Обучающийся должен приобрести навык:
- посильного рисования с натуры:
- исполнения тематических композиций с передачей сюжетно – смысловых связей по памяти и воображению.
Содержание 3 модуля
Тема17: Рисование с натуры. Этапы рисования с натуры.
Теория:Беседа по теме урока: рисование с натуры. Этапы рисования с натуры.
Практическая работа:Изучение строения ёлочной ветки. Исполнение композиционного эскиза и лёгкого наброска карандашом. Изображение еловой ветки и шишек в графике.
Материал:Белая бумага форматом А3, ручка, восковые мелки, карандаши цветные, карандаши акварельные.
Тема 18.Форма изображаемых предметов и формообразование.
Теория: 5 основных видов условных форм( круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Практическая работа: Через рисунок преобразовать геометрические фигуры в знакомые образы.
Материал: Бумага форматом А-3., геометрические фигуры разных размеров, цветные фломастеры.
Тема 19.Теплые и холодные цвета.Метод «волшебного рисунка». Техника «вливание цвета в цвет». Холодная цветовая гамма.
Теория:Знакомство с холодной гаммой цветов.
Практическая работа: Создать работу в холодном колорите в технике «вливание цвета в цвет» (работа по мокрому листу).
Материал: Белая бумага форматом А-3.,(можно, тонированная-синяя, голубая), гуашь (белая и холодная цветовая гамма), кисти разных размеров.
Тема 20.Теплые и холодные цвета. Тёплая цветовая гамма.
Техника «мазками».
Теория:Знакомство с тёплой гаммой цветов, знакомство с репродукциями художников, работавших в технике «мазками» (В. Ван-Гог и др.)
Практическая работа: Сочиняем и иллюстрируем рассказ по теме «Солнышко лучистое» о значимости солнца для всего живого, вспоминаем образ солнца в сказках. Исполнить работу в тёплом колоритев технике «мазками».
Материал:Использование гуаши, формата А3.
Тема 21.Линия горизонта. Пространственные планы в композиции.
Теория: Линия горизонта. Плановость – через способ «загораживания».
Свойства цвета и размера с учетом линии горизонта.
Практическая работа: Создать живописную композицию из деревьев разных размеров и форм, например, по теме «Зимний лес».
Материал: Белая бумага форматомА-3.,гуашь, по желанию - тушь, чёрный маркер для прорисовки переднего плана в работе.
Тема22:Анатомические пропорции человека.Передача движения фигуры человека в рисунке через простейшие схемы. Работа с эскизом.
Теория:Анатомические пропорции человека. Возможность передачи движения фигуры человека в рисунке через простейшие схемы (спичечный скелет). Эскиз и творческий замысел.
Практическая работа: Составление тематического эскиза. Выполнение живописной работы по теме, например «Лыжники».
Материал: Гуашь,бумага форматом А-3.
Тема 23. Анималистика в искусстве, художники - анималисты.
Образы зверей в творчестве художника- графика Е. Чарушина.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Беседа-видеоэкскурсия.
Тема 24. Характерный силуэт. Анималистическая тема в рисунке.
Теория: Способы и схемы рисования разных животных на четырех лапах, различных размеров и окрасов.
Практическая работа: Учатся создавать характерные силуэты животных из простых форм - овал, круг, линии, используя выразительные возможности цвета.
Материал:Гуашь, бумага форматом А-3.
Тема 25.Сюжетная тематическая композиция.
Теория:Смысл картины (и художественный образ) возникает в результате изложения сюжета на языке изображения. Сюжет неотделим от изобразительного изложения.
Практическая работа: Исполнение сюжетной живописной композиции по теме, например, «Пограничник с собакой». Создать образ героя-реального защитника Родины.
Материал: Гуашь, бумага форматом А-3.
4 модуль «Декоративно-прикладное творчество».
Цель:формирование творческого опыта и укрепления у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знакомство обучающихся с искусством через тему занятий о декоративно – прикладном творчестве.
- научить различать образную специфику декоративно – прикладного искусства.
- продолжить знакомство с материальностью окружающего мира.
- закрепить знакомство с основами изобразительной грамоты: композиция, цвет, форма, ритм.
- закрепить знания о «цветовом контрасте»
- закрепить приёмы и техники изобразительной деятельности.
Развивающие:
- развить чувство понимания о значении народного искусства как части культуры;
- накопить опыт анализа произведения различных видов искусства;
- развить навык работы с эскизом;
- овладеть умением работать в соответствии их возрасту над
декоративно – сюжетной композицией.
Воспитательные:
- формирование основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;
- воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности;
- приобщиться к истокам народного искусства.
Учебно – тематический план 4 модуля
тема занятия | всего часов | теория | практика | форма контроля |
Тема26:Красота народного декоративно-прикладного искусства. | 1 | 1 | Беседа об искусстве и красоте вокруг нас, видеолекторий. | |
Тема 27: Декоративная композиция.Общие принципы её построения. | 5 | 0.4ч. | 4,45ч | Беседа, творческая работа, наблюдение |
Тема 28: Интересное в творчестве. Технология работы витражными красками. | 3 | 0,2ч. | 2,5ч. | Беседа, творческая работа – эксперимент, выставка в классе |
Тема 29 :Декоративная выразительность витражных красок. Понятие « цветового контраста». | 3 | 0,2ч. | 2,5ч. | Беседа, творческая работа, наблюдение |
Тема 30: Фактуры. | 3 | 0.4ч. | 2,45ч | Беседа, краткосрочные упражнения –эскизы, наблюдение |
Тема 31: Иллюстрирование к сказкам А.С.Пушкина | 6 | 0,2ч. | 5,5ч. | Беседа, творческая работа выставка в классе |
Тема 32: Декоративно – сюжетная композиция. Смешаннаятехника. | 6 | 0,2ч. | 5,5ч | Беседа, творческая работа выставка в классе |
Промежуточная аттестация после модуля: Выполнить Декоративно – сюжетную композицию. | 3 | 3 | Творческая работа опрос – анализ, выставка в школе. | |
30ч | 2ч. 20м | 27 ч. 40 м. | ||
ВСЕГО В ГОДУ | 108 |
Предметные ожидаемые результатыпо модулю
«Декоративно-прикладное творчество»
Обучающийся должен знать:
- о декоративно – прикладном творчестве,
Обучающийся должен уметь:
- различать образную спецификудекоративно – прикладного искусства
- пользоваться на практике сведениями по теории изобразительного искусства. владетьв доступном их возрасту виде инструментами, приёмами и техниками изобразительного творчества.
Обучающийся должен приобрести навык:
- работы в соответствии их возрасту наддекоративно – сюжетной композицией, создавая первоначально эскиз.
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- чувствовать радость творчества.
Содержание 4 модуля
Тема26.:Красота народного декоративно-прикладного искусства.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Беседа-видеоэкскурсия.
Тема27. Декоративная композиция. Общие принципы её построения.Теория:Продолжение знакомства с основами изобразительной грамоты: композиция, цвет, форма, ритм.
Практическая работа: Исполнить аппликацию из цветной бумаги, учитывая гармоничное взаимное расположение элементов по форме, размеру и цвету, например, по теме «Сказочные цветы».
Материал: бумага форматом А-3.,клей, ножницы, цветная бумага.
Тема 28. Интересное в творчестве. Технология работы витражными красками.
Теория:Знакомство с новым современным художественным материалом для творчества - витражными красками и витражным контуром. Поэтапная технология работы витражными красками на стекле, пластике, плёнке. Практическая работа: Используя сделанную работу - аппликацию из цветной бумаги («Сказочные цветы») под эскиз, исполнить витражную творческую композицию.
Материал: Рамочки со стеклом, пластиком (оргстеклом) и пленка разных размеров, витражные краски и витражный контур.
Тема 29.Декоративная выразительность витражных красок.
Понятие « цветового контраста».
Теория:Контраст – противопоставление в композиции по цвету, форме, по размеру. Контраст в декоративной композиции. Понятие «контраст» и
«цветовой контраст».
Практическая работа: Витражная композиция по теме, например, «Чудо – рыбки» в контрастной цветовой гамме. Исполнение эскиза. Можно пофантазировать и нарисовать свою интересную рыбку.
Материал: Для эскиза - листы бумаги, акварель или гуашь, маркер синего цвета; для исполнения задания в материале - плёнка, стекло, витражныекраски, витражный контур.
Тема 30.Фактуры.
Теория: Беседа по теме. Знакомство с материальностью окружающего мира.
Практическая работа: Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) Возможно выполнение зарисовок с фотографий (например, скалы, горы, водопада, деревьев и ручейка)средствами графики.
Материал: Использование формата А3 (белый или тонированный), черного (серого,) фломастера или гелиевых ручек.
Тема 31.Иллюстрирование к сказкам А.С.Пушкина
Теория: Беседа на темы русских сказок А.С. Пушкина. Эстетическая сущность сказки: идеализация положительного героя, яркое изображение сказочного мира.
Практическая работа: Используя выразительные возможности цвета выполнить композицию на сказочный сюжет по сказкам А.С.Пушкина.
Материал:Бумагаформатом A3, гуашь.
Тема 32. Декоративно – сюжетная композиция. Смешанная техника.
Теория: Выразительные возможности материалов для творчества.
Техника – коллаж, «обрывная мозаика». Смешанная техника.
Практическая работа: Декоративно – сюжетная композиция в технике коллаж (смешанная техника), используя аппликационную технику «обрывной мозаики», например,«Праздничный салют».
Материал: Плотный картон форматом A3., клей, цветная декоративная бумага, имеющая интересное покрытие (обёрточная, глянцевая, пергаментная, блестящая); старые журналы, гуашь, витражный контур.
Методическое обеспечение программы
Возрастная характеристика детей, участвующих в реализации программы:
Необходимо отметить, что у учащихся в возрасте от 7 до 11 лет существует трудность в сохранении мотивациипри выполнении большого объёма работы, поэтому задания в этот период должны выполняться непродолжительное время, либо должны разбиваться на небольшие временные этапы. В этом возрасте для них интересен быстрый результат, поэтому учебные задания носят в основном ознакомительно-познавательный характер по различным видам и техникам изобразительной деятельности, что даёт возможность заложить основные навыки художественно-творческих приёмов.
Учащихся этого возраста увлекают нетрадиционные техники рисования, которые раскрывают их творческий потенциал, способствуют сохранению высокой работоспособности на протяжении всего периода учебных занятий, отодвигают по возможности утомление, помогают избежать переутомления.
В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип активной работы преподавателя в учебном процессе, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей обучающихся.
Виды занятий:
Основным, важным и широко распространенным видом занятия является сюжетная(бытовая, историческая, батальная, мифологическая) тематическая композиция, отражающая жизненные ситуации, которые волнуют нас, для обучающихся же, эти занятия являются и своеобразным «учебником жизни», помогают понять действительность и определить своё отношение к разным её явлениям, познать сюжеты отечественной истории и осмыслить дела людей минувших времен, вернее оценивать происходящее.
Дополняют обучение и такиеформы работы:
- Беседы об изобразительном искусстве.
- Просмотры иллюстративного материала.
- Занятия-вариации.
- Занятия-поиски,
- Занятия-эксперименты,
- Учебные занятия по осмыслению учащимися новых знаний.
- Учебные занятия закрепления знаний.
- Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
- Тренировочные учебные занятия (обработка умений и навыков).
- Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
- Практические наброски – этюды.
- Занятия – импровизация.
- Выставки.
- Экскурсии.
- Индивидуальные творческие проекты.
- Коллективные творческие проекты.
- Коллективные праздники.
- Конкурсы.
В учебный процесс включён пленер с целью обучения и воспитания.
Эта учебная практика, в котором наряду с обучением живописи и формированием художественных особенностей осуществляется создание естественных условий для положительного влияния природной среды на развитие личности учащегося. Обучающиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.На пленэре при изображении растительного и животного мира формируются привычки чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению, приобретаются навыки выполнения композиционно-тематической работы по впечатлению от натуры, на основе ее изучения в набросках и зарисовках, этюдах и эскизах.
Во время знакомства с историческими, литературно-художественными памятниками создаются оптимальные условия для воспитания гражданской ответственности за сохранение культурного наследия народа.
На занятиях в период пленэрной учебной практики обучающиеся центра творчества знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному нравственному их воспитанию. Во время пленэра закрепляются и углубляются знания и навыки по живописи, рисунку и композиции, развивается творческая активность и инициатива учеников, их художественные потребности и эстетический вкус, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Критерии и способы определения результативности
Этапы оценивания работы:
Для развития творческого потенциала учащихся, а также
стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения.
«Фантазия»:
-на первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
«Композиция»:
-предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
«Техника исполнения»:
-характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
-общее впечатление от работы;
-возможности ученика, его успехи, его вкус.
Формы подведения итогов реализации программы
Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои. В период учебного года каждый учащийся принимает участие в ежегодных выставках и конкурсах в образовательном учреждении, которые
посвящены большим праздникам, памятным датам (8 марта, Новый год, День ПОБЕДЫ), а также в майской общешкольной показательной выставке, которая является творческим отчётом об итогах и достижениях.
Формой отслеживания результатов является и показатель активного участия в коллективных школьных мероприятиях: областная акция «День птиц», областная экологическая акция «День Земли», областная акция «Весенняя неделя добра».
Использование дистанционных технологий
МОДУЛЬ 1.«Чем и как рисует художник».
Номер темы из МОДУЛЯ | Ссылка на электронный ресурс | Примечание (если нужно) |
Тема1: «Чем и как рисует художник и что надо иметь для рисования юному художнику». | Вводное творческое задание. | |
Тема 2: Наглядная перспектива. Линия горизонта. | https://drawingpractice.ru/osnovy-risovaniya/linejnaya-perspektiva-v-risunke/ | |
Тема 3: Любопытные секреты творчества. | https://www.liveinternet.ru/users/geniusrevive/rubric/6267296/ | |
Тема 4:«Точка - как первый знак изображения, как начало рождения рисунка». | ||
Тема5:«От точки к штриху». | ||
Тема 6:Многообразие линий в природе. | ||
Тема 7: Рисунок. Графика. Набросок. | https://www.izocenter.ru/blog/nabroski-karandashom-bystraya-i-effektnaya-grafika/ | |
Тема 8:Цвета из цветов | http://www.drawmaster.ru/146-teoriya-cveta-cvet-v-zhivopisi.html | |
Тема 9:Оттенки чёрного. Многообразие оттенков серого цвета.Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. | ||
Тема10:Выразительные возможности цвета. Цветовое пятно. Понятие образности. Кляксография. | ||
Тема 11:Живопись как вид изобразительного искусства. |
МОДУЛЬ 2.«Композиция как составление творческой работы».
Номер темы из МОДУЛЯ | Ссылка на электронный ресурс | Примечание (если нужно) |
Тема 12: «Композиция».Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. | ||
Тема 13: Понятие о композиционном ритме.Орнамент. | ||
Тема14: Симметрия. Ритм линий, пятен, цвета. | http://www.dhsh2-ufa.ru/metodicheskie-razrabotki/files/the_basics_of_composition-Bukreev-2016.pdf | |
Тема15.Цельность композиции. | http://www.dhsh2-ufa.ru/metodicheskie-razrabotki/files/the_basics_of_composition-Bukreev-2016.pdf | |
Тема16.Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. | http://dshi2z.arkh.muzkult.ru/media/2018/11/25/1223311361/11.pdf | |
МОДУЛЬ 3. «Средства художественной выразительности»
Номер темы из МОДУЛЯ | Ссылка на электронный ресурс | Примечание (если нужно) |
Тема 17. Рисование с натуры. Этапы рисования с натуры. | http://www.drawschool.ru/poyetapnye-uroki-risovanija/kak-narisovat-obekt-s-natury.html | |
Тема 18.Форма изображаемых предметов и формообразование. | ||
Тема 19.Теплые и холодные цвета.Метод «волшебного рисунка».Техника «вливание цвета в цвет». Холодная цветовая гамма. | https://dshi-vyborg.lenobl.muzkult.ru/media/2018/08/10/1227340448/czvetovedenie_3.pdf | |
Тема 20.Теплые и холодные цвета. Техника «мазками». Тёплая цветовая гамма. | ||
Тема 21.Линия горизонта. Пространственные планы в композиции. | ||
Тема22:Анатомические пропорции человека.Передача движения фигуры человека в рисунке через простейшие схемы. Работа с эскизом. | ||
Тема 23: Анималистика в искусстве, художники - анималисты. | https://www.izocenter.ru/blog/animalisticheskij-zhanr-v-izobrazitelnom-iskusstve/ | |
Тема 24: Характерный силуэт. Анималистическая тема в рисунке. | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/animalisticheskij_zhanr_174321.html | |
Тема 25:Сюжетная тематическая композиция. | https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/sjuzhetno-tematicheskij-zhanr |
МОДУЛЬ 4.«Декоративно-прикладное творчество».
Номер темы из МОДУЛЯ | Ссылка на электронный ресурс | Примечание (если нужно) |
Тема26:Красота народного декоративно-прикладного искусства. | ||
Тема 27: Декоративная композиция. Общие принципы её построения. | ||
Тема 28: Интересное в творчестве. Технология работы витражными красками. | ||
Тема 29: Декоративная выразительность витражных красок. Понятие « цветового контраста». | ||
Тема 30: Фактуры. | ||
Тема 31: Иллюстрирование к сказкам А.С.Пушкина . | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-illyustrirovanie-skazki-aspushkina-1679397.html | |
Тема 32: Декоративно – сюжетная композиция. Смешанная техника. |
Материально – техническое обеспечение
Дизайн и творческое оформление кабинета изобразительного искусства отвечают функциональным требованиям технологии обучения к учебной организации деятельности обучающихся и учителя.
В удобном месте кабинета размещена классная доска, которая при необходимости используется при изучении определенной темы программы.
Боковые стены кабинета, свободные от мебели, используются для экспозиций, Часть экспозиции носит характер длительного назначения (портреты и репродукции знаменитых художников, высказывания) - они размещаются вверху по боковым стенам, ниже временные экспозиционные стенды, включающие рабочую, инструктивную информацию, рекомендации методического характера, интересные творческие работы учащихся из методического фонда школы. Эта часть экспозиции носит временный характер и меняется несколько раз в год. Также в кабинете имеется экспозиционный рабочий стенд для демонстрации работ обучающихся и дидактического материала и сменной тематической экспозиции. Информация и материал этого стенда постоянно меняется. Для хранения учебного оборудования и средств обучения в кабинете имеется набор секций шкафов и кладовка, имеющая удобные переставные полки и полуполки. На книжных полках секционных шкафов размещены подборки материалов текущей периодики, в кладовке — предметы для натюрмортов, геометрические тела, демонстрационные пособия, справочный материал и другие пособия, необходимые для проведения фронтальной работы, а также мало используемые материалы. Материалы текущей периодики (технологические карты по аппликации и рисованию, образцы рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения, иллюстрации к сказкам, рассказам) храниться в секционных шкафах в специальных коробках и папках с прозрачными обложками. Имеется отдельная полка с методической литературой (книги - учебные пособия по рисованию), с книгами об искусстве, с детской литературой и открытками с репродукциями художников.
В набор секций шкафов входят шкафы, нижние дверцы которых глухие, здесь хранятся инструменты и учебное оборудование. В кабинете находятся в достаточном количестве бумага разного цвета, фактуры и формы, бумага форматом АЗ, ватманские листы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель, витражные краски), кисти тонкие и толстые, кусочки картона, различные по цвету, необходимые шаблоны - справочники по рисованию, баночки для воды, салфетки, палитры, рамочки со стеклом для исполнения творческих витражных композиций. Для организации занятий разных видов: уроки по рисованию, живописи и по декоративно- прикладному творчеству предусмотрено разделение кабинета на два помещения - класса. В классе, где проходят уроки по декоративно- прикладному творчеству расставлены ученические парты - столы для занятий, рабочая поверхность которых для удобства находится в горизонтальном положении. В другом классе, предназначенном для проведения занятий по живописи и графике, имеются складные мольберты и деревянные планшеты, наклонное положение которых (с углом до 75 град.) очень удобно для проведения занятий по живописи и графике. Исходя из позы при работе различными видами рисования, обучающиеся могут, как сидеть за мольбертами, так и стоять. В классе имеется тумба для поставки натюрморта. Оборудование места учителя также соответствует технологии обучения.
Цифровые образовательные ресурсы.
Медиатека с развивающими видео пособиями, включающая
СВ-ВУВ-Аvi - фильмы: творчество отдельных художников; декоративно-
прикладное искусство; народные промыслы; художественные
технологии;
Мультимедийный ряд:
Слайдшоу «Наша галерея»;
Презентации к урокам.
- Видео экскурсии:
httр: //ru.russianarts «Путеводитель по русским ремёслам»
httр: //childgal_samara Музей «Детская картинная галерея»
- #rumbtour «Экскурсия в село Ширяево. Музей гениального художника И.Е.Репина и музей нашего земляка поэта-самородка, творчеством которого восхищался Сергей Есенин, Александра Ширяевца».
- Слайд - альбомы с учебным материалом.
Перечень оборудования:
Мольберты.
Планшеты.
Стулья.
Софиты.
Доска, мел, указка, тряпка.
Натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках.
Фонд литературы.
Видео-материалы.
Интернет-ресурсы
Литература
Методическая литературадля педагога
1.Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. - М., Просвещение, 1984
2. Астахова Н. Азбука русской живописи. Москва. Изд- во «Белый город» 2008. – 220с., ил.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Москва., 1989.- 209с.,ил.
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
5.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандата». Под ред. Копытина А.И. — СПб., 2005.
6.Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. Планы занятий и бесед. Москва. «Школьная Пресса».,2005. -96с.
7. Игнатьев, Е.И. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб, пособие для вузов / Е.И. Игнатьев. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика, 1989
9. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение,1971
10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
11.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985
12.Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
13. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение,1982
14.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
16. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: ACT, 2005
17. Харрисон X. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: ACT, 2002
18. Харрисон X. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М, Астрель: ACT, 2002
19.Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990
20. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р.)
Учебная литература для обучающихся
- Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
- Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
- Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ-Родник, 1998
- Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 1998
- Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М, Просвещение, 1998
- Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб.пособие. М., Астрель:ACT, 2006
- Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина - Новый век», 2006
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
- Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., ACT Слово, 2010
Интернет-ресурсы:
1. Газета «Искусство» http://art. 1sерtеmbег.гu/indех.рhр;
2. «Учитель.гu». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный педсовет и др. httр//tеасhег.fiо.ги/
3. Журнал «Искусство и образование» httр://www.агt - in - sсhоо1.гu/
4. Журнал «Изобразительное искусство в школе»httр://www.агt224 in-sсhоо1.гu/izо/
5. Российский общеобразовательный портал Министерства образования и науки РФ httр://www.sсhооl .еdu.гu/
6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.еdu.гu/
7.Эрмитаж httр://www.hеrmitage.гu/
httр: //wwаг.соm/ - всемирный портал художественных ресурсов;
httр: //аrt.rin.гu/ - информация по всем периодам развития
изобразительного искусства и фотографии;
httр: //агtroots.соm/- ссылки на галереи, музеи;
httр: //www.museum-оnlinе - справочник по изобразительному искусству;
httр: // www.dеsignhistогу.гu - дизайн, история дизайна.
http://минобрнауки.рф/
http://yandex.ru/images/
http://yunc.org
http://www.syl.ru/article/162978/new_dopolnitelnoe-obrazovanie-chto-ono-daet
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2011/07/15/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey
Приложение
ТЕСТЫ «Диагностика творческого мышления»
(адаптированные К. Маховер)
ТЕСТ №1
«Несуществующее животное»
Для проведения теста требуется лист белой бумаги формат А4, цветные фломастеры, гелиевые ручки.
Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.
Интерпретация по выше приведенной системе диагностики детского рисунка. Творческие возможности испытуемого выражаются количеством элементов фигуры и оригинальностью их сочетания. Использование разного материала для изображения тоже признак творческой натуры.
Банальность мышления, отсутствие творческого начала приводят к тому, что изображение принимает форму обычного реально существующего животного.
Название животного. Громоздкие названия необычные и оригинальные указывают творческое мышление. Бессмысленные звукосочетания — отсутствие творческого мышления.
ТЕСТ №2 «Волшебная клякса»
Для проведения теста требуется лист бумаги формат А4, на котором изображена черная клякса произвольной формы, ручка с черными гелиевыми чернилами. Ребенку предлагается дорисовать кляксу, до узнаваемого образа. |
Интерпретация: Творческий ребенок выходит далеко за пределы задания, он не только дорисовывает кляксу, но иобозначает предметы фона. Чем интересней рисунок, с множеством деталей, с комментариями, тем выше творческий потенциал у ребенка.
Если количество пририсованных деталей не выходит за пределы трех, то это указывает на банальность мышления.
ТЕСТ№3
«Дом моей мечты»
Для данного теста требуется белый лист бумаги формат А4, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки.
Инструкция: Испытуемым предлагается нарисовать дом, о котором они мечтают.
Интерпретация: Если дом, изображенный ребенком больше походит на фантастический, имеет множество деталей, в изображении используются различные материалы — это говорит о высоком творческом потенциале. Обычный реальный дом указывает на банальность мышления.