АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА. Инженерно- технической направленности. «Легоконструирование» для детей 7-9 лет.
Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_legokonstruirovanie.docx | 59.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени А.А. Ивасенко №3»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Инженерно- технической направленности
«Легоконструирование»
для детей 7-9 лет
Срок реализации 2 года
Составитель:Лягаева Г.С.
педагог дополнительного образования
г. Нефтеюганск
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям с проблемой в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, что бы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного задуманного продукта. Конструирование, прежде всего, важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, ручной умелости у детей с умственной отсталостью.
Конструируя, дети учатся не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину и пр.), у них развиваются познавательные и практические действия.
Формирование пространственных представлений происходит на наглядном материале. Занятие по конструированию способствует развитию речи детей, так как в процессе работы они учатся общаться друг с другом, делиться своими замыслами, правильно обозначать в слове названия направлений (верх, низ, далеко, близко, сзади, спереди, слева, справа и т.д.) они овладевают и такими понятиями, как «широкий - узкий», «высокий- низкий», «длинный- короткий».. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специального, организованного, коррекционного обучения. Развитие регулирующей функции речи, связь воспринятого со словом, активизация представлений по слову осуществляется на всех уроках, в частности и по конструированию.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование» предназначена для ребят с ограниченными возможностями , имеющих стабильный интерес к техническому творчеству и желающих осваивать приемы работыс конструкторами Лего.
Направленность программы: образовательная программа «Лего-конструирования» имеет научно-техническую направленность. Образовательная область – лего-конструирование и робототехника.
Актуальность и новизна программы.
Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания. Приоритеты в современном обществе направленные на развитие технического творчества обучающихся, способствовали созданию и апробации данной образовательной программы «Лего-конструирование для детей с ОВЗ.
Общеобразовательной программы с данной группой детей на данный момент не существует. Поэтому возникла необходимость в создании данной программы
Педагогическая целесообразность.
Эффективным для технического развития детей является не только обучение детей сложным способам крепления деталей, но и создание условий для самовыражения личности воспитанника через представление своего продукта своего труда.
LEGO-конструктор открывает обучающемуся новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества.
Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление заключается в том, что она обеспечивает системный подход в работе с детьми с ОВЗ. В решении задач в сфере образования, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ОВЗ.
Знакомясь с конструированием, обучающиеся открывают тайны механики, получают соответствующие навыки, учатся работать, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.
Конструктор LEGO предоставляет ребенку прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
Цель программы:
Формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушением в развитии посредством использования конструирования.
Задачи программы:
1. Формировать у школьников элементы наглядно - схематического мышления путем самостоятельной сборки моделей;
2. Способствовать развитию у детей навыков сюжетного конструирования с использованием материалов Lego;
3. Разработать серию специальных дидактических игр по формированию конструктивных навыков у детей с нарушениями в развитии.
4. Использовать специальные дидактические игры для формирования конструктивных навыков.
Отличительная особенность программы.
Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы в данной области заключается в том, что программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями . Практические занятия по программе связаны с использованием конструктом LEGO. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.
Методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Возраст детей участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 7 до 9 лет.
Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развито, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений.
Память. Дети с ОВЗ лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание.
Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.
Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью.
Деятельность. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.
Сроки реализации программы: 2 года
Формы и режим занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как интерактивна (игровая – ролевые), практическое обучение (практические занятия), теоретическое обучение (лекционные).
Общее количество часов в год: 67 часов.
Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятия 35 минут с 10 минутным перерывом
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающийся будет знать:
- основные термины по программе;
- детали конструктора, их назначение;
- виды крепежа;
- понятие и основные виды конструкций;
- баланс конструкций.
Обучающийся будет уметь:
- работать со схемой, образцом, инструкцией;
- создавать простейшие конструкции из лего;
- создавать конструкции на основе образца и на основе собственного замысла;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- оценивать результаты своей и чужой деятельности;
- анализировать и делать выводы по проделанной работе.
Обучающий сможет решить следующие жизненно-практические задачи:
- реализовать право на свободный выбор.
Способы проверки результатов освоения программы:
Промежуточная и итоговая проверка знаний будет проводиться диагностика по экспресс-методике исследования общего состояния психической сферы и личности ребенка, Л.С. Цветковой.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выставка лего-построек.
Формы педагогического контроля
Эффективность реализации данной программы зависит не только отсодержания и объема учебного материала, заданий, формы проведения занятий.
Во многом это определяется системой отслеживания результата и его своевременной корректировкой.
Отслеживание развития ребенка и результативности его деятельности осуществляется методами: наблюдения, опроса.
Виды и формы контроля:
текущий (осуществляемый в ходе повседневной работы): наблюдение за группой и каждым обучающийся в отдельности;
периодический(проводимый после изучения логически законченной части программы): самостоятельные творческие работы;
итоговый(в конце учебного года): выставка.
При этом учитываются следующие критерии:
- внимание, сосредоточенность – как быстро усваивается теоретический и практический материал
- уровень трудности – нужны ли дополнительные занятия;
- способность создавать модели на основе образца, схемы;
- способность создавать модели на основе собственного замысла;
- умение работать в паре, в группе.
Одним из элементов отслеживания результатов во время занятия мною используются такие задания как:
- создать модель по образцу;
- внести новое качество в построенную по схеме модель;
- создать модель по собственному замыслу.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
- необходимое количество часов;
- проектор для показа слайдов и видео;
- конструкторыLego;
- компьютерная программа Lego;
- инструкции по технике безопасности;
методическое обеспечение:
- учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;
- наглядно-демонстрационные материалы.
оборудование, инструменты и приспособления:
- доска с проектором,
- рабочие компьютеры,
- программное обеспечение,
- компьютерная программа Lego;
- конструкторы Lego.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность.Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также все сторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- Сознательности и активности. Принцип предусматривающий сознательное отношение к занятиям;
- Доступности. Программа предусматривает поэтапное обучение, каждый этап адаптирован к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- Связь теории с практикой. К каждой теме подобраны практические работы, с помощью которых обучающиеся лучше усваивают полученные знания.
- Связь с жизнью. При работе с конструкторами, компьютерной техникой, при создании творческих продуктов обучающиеся используют имеющиеся у них жизненные знания, знания о профессиях своих родителей и конструкторские представления об окружающем мире.
- Рекомендательныйхарактер оказания помощи;
- Сотрудничество с семьей.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. введение в лего-конструирование, техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе. Первичная диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | История лего-конструирования. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Основы конструирования | 2 | 1 | 1 |
Знакомство с конструктором. Основные детали. Крепления. | 2 | 1 | 1 | |
4. | Мозаика. Узоры | 6 | 1,5 | 4,5 |
Составление узора по образцу | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Составление узора по представлению | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Составление узора на свободную тему | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5. | Башни | 8 | 2 | 6 |
Падающие башни | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Сказочные башни | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Дворцы | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Конструирование башни. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6. | Крыши и навесы | 6 | 1,5 | 4,5 |
Составление плана сборки модели | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Конструирование модели крыши. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Испытание моделей | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7. | Мой любимый цветок | 6 | 1,5 | 4,5 |
Мозаика. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Плоскостное моделирование | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Конструирование на свободную тему | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Оформление выставки | 1 | 1 | ||
Всего | 33 | 9,5 | 23,5 |
Содержание курса
Тема № 1. Вводное занятие. Введение в лего-конструирование, техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе.
Первичная диагностика. (1 час.)
Форма занятия: игра-знакомство
Методы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические материалы: сценарий игры «Я юный конструктор», конструкторы Legoeducation.
Основное содержание:
Теория: задачи, содержание и правила работы в объединении. Виды конструкторов LEGO. Основные детали.
Практическая работа:свободное конструирование.
Форма контроля: наблюдение, анализ мероприятия
Должны знать:
- задачи, содержание и правила работы;
- виды конструкторов LEGO;
- основные детали.
Тема № 2. История лего-конструирования. (1 час)
Форма занятия: игра-путешествие
Методы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические материалы: сценарий игры, конструкторы Legoeducation.
Основное содержание:
Теория: рассказ об истории «LEGO»
Практическая работа:свободное конструирование.
Форма контроля: наблюдение, анализ мероприятия
Должны знать:
- историю создания Лего.
Тема № 3. Основы конструирования. (2 часа)
Форма занятия: игра-путешествие
Методы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические материалы: конструкторы Lego Education.
Основное содержание:
Теория: Знакомство с основными деталями конструктора (кубик, скос, цилиндр, пластина, штырек, трубочка, арка, конус, декоративные элементы)
Практическая работа:виды крепления (стопкой, внахлест, ступенчатое).
Форма контроля: наблюдение
Должны знать:
- основные детали Лего;
- основные виды креплений
Тема Мозаика. Узоры.(6 часов)
Форма занятия: игра-путешествие
Методы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические материалы: конструкторы Lego Education.
Основное содержание:
Теория: Знакомство с основными деталями конструктора (кубик, скос, цилиндр, пластина, штырек, трубочка, арка, конус, декоративные элементы)
Практическая работа:составление узоров (по образцу, по представлению, на свободную тему).
Форма контроля: наблюдение
Должны знать:
- узоры народов мира.
Тема Башни. (8 часов)
Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические материалы: конструкторы Lego Education, мультимедийная презентация «Башни мира»
Основное содержание:
Теория: Виды башен.
Практическая работа:конструирование башен, используя разные виды крепежей
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.
Должны знать:
- основные виды башен.
- Принципы крепежа деталей
Должен уметь:
- Работать в группе;
- Работать по схеме;
- Конструировать по собственному замыслу.
Тема: Крыши и навесы (6)
Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: мультимедийная презентация «Какие бывают крыши», конструкторы Legoeducation, технологические карты, таблицы, схемы; образцы изделий.
Основное содержание:
Теория: Виды крыш. Крыши многоэтажек. Крыши храмов. Крыши
Практическая работа: конструирование архитектурных сооружений по схеме и собственному замыслу.
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.
Должны знать:
- основные виды строений;
- отличительные особенности строений;
- принципы крепежа деталей;
- технологическую последовательность сборки модели.
Должны уметь:
- Работать в группе;
- Конструировать по схеме;
- Конструировать по собственному замыслу.
Тема : Мой любимый цветок (7)
Форма занятия: занятие – урок-сказка, последующие занятия - практикум
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: сценарий урока «По дорогам сказок» (сказка Аленький цветочек), мультимедийная презентация, технологические карты, схемы.
Основное содержание:
Теория: какие сказки мы знаем где говориться о цветке? Разнообразие цветов
Практическая работа: коллективная работа «Летний сад».
Форма контроля: наблюдение, беседа, анализ выполненных работ.
Должны знать:
- Виды цветов;
- Основные виды крепежа деталей.
Должны уметь:
- Работать в группе;
- Конструировать по собственному замыслу.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | теория | Практика | ||
1. | Парки. | 7 | 2 | 5 |
Конструирование парков | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Разработка проекта. Эскиз. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Изготовление моделей каруселей | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Проектная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Наш дом | 6 | 1,5 | 4,5 |
Конструирование квартиры | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Конструирование подъезда | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Конструирование многоэтажного дома | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3. | Наш двор. | 6 | 1,5 | 4,5 |
Конструирование песочницы | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Конструирование горки | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Моделирование детской площадки | 2 | 0,5 | 1,5 | |
4. | Наша улица | 5 | 1,5 | 3,5 |
Конструирование улицы и машин | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Моделирование дорожной ситуации. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Закрепление ППД | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5. | Транспорт: | 6 | 1,5 | 4,5 |
Пассажирский транспорт | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Моделирование троллейбус | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Моделирование безопасного автобуса | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6. | Специальный транспорт | 6 | 1,5 | 4,5 |
Виды специального транспорта | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Машины в помощь человеку | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Моделирование машины специального транспорта | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||
Итого | 37 | 9,5 | 27,5 |
Содержание курса
Тема : Парки. (7)
Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: технологические карты и схемы сборки моделей, наглядно-иллюстрационные материалы, образцы моделей.
Основное содержание:
Практическая работа: конструирование на свободную тему по собственному замыслу.
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.
Должны знать:
- Правила самостоятельной работы;
- Последовательность работы.
Должны уметь:
- Самостоятельно работать;
- Конструировать по собственному замыслу без технологической карты и схемы;
- Творчески подходить к решению задачи.
Тема : Наш дом (6)
Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: мультимедийная презентация «Русское зодчество», конструкторы Lego, технологические карты, таблицы, схемы; образцы моделей.
Основное содержание:
Теория: Виды строений. Сельские постройки. Многоэтажные дома.
Практическая работа: конструирование архитектурных сооружений по схеме и собственному замыслу.
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.
Должны знать:
- основные виды строений;
- отличительные особенности строений;
- принципы крепежа деталей;
- технологическую последовательность сборки модели.
Должны уметь:
- Работать в группе;
- Конструировать по схеме;
- Конструировать по собственному замыслу.
Тема : Наш двор (6)
Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: мультимедийная презентация «Русское зодчество», конструкторы Lego, технологические карты, таблицы, схемы; образцы моделей.
Основное содержание:
Теория: Виды строений. Сельские постройки. Многоэтажные дома.
Практическая работа: конструирование архитектурных сооружений по схеме и собственному замыслу.
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.
Должны знать:
- основные виды строений;
- отличительные особенности строений;
- принципы крепежа деталей;
- технологическую последовательность сборки модели.
Должны уметь:
- Работать в группе;
- Конструировать по схеме;
- Конструировать по собственному замыслу.
Тема : Наша улица (5)
Форма занятия: занятие - комбинированное по передаче новых знаний, занятие-практикум.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, частично-поисковые, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: иллюстрации с изображением улиц.
Основное содержание:
Теория: улицы городов, поселков, деревни.
Практическая работа: конструирование улицы. Коллективная работа «Наша улица».
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненной коллективной работы.
Должны знать:
- Принципы крепежа деталей;
- Основы конструирования по схеме;
- Технологическую последовательность сборки.
Должны уметь:
- Работать в группе;
- Конструировать по схеме и собственному замыслу.
Тема :Транспорт (6)
Форма занятия: занятие - комбинированное по передаче новых знаний, занятие-практикум.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, частично-поисковые, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: иллюстрации с изображением различных видов транспорта, технологические карты, таблицы, схемы; детские игрушки.
Основное содержание:
Теория: виды транспорта: пассажирский, специальный, воздушный.
Практическая работа: конструирование различных видов транспорта по схеме и собственному замыслу. Коллективная работа «Безопасная дорога домой».
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненной коллективной работы.
Должны знать:
- Основные виды транспорта;
- Принципы крепежа деталей;
- Основы конструирования по схеме;
- Технологическую последовательность сборки.
Должны уметь:
- Работать в группе;
- Конструировать по схеме и собственному замыслу.
Тема : Специальный транспорт (6)
Форма занятия: занятие - комбинированное по передаче новых знаний, занятие-практикум.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, частично-поисковые, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: иллюстрации с изображением различных видов транспорта, технологические карты, таблицы, схемы; детские игрушки.
Основное содержание:
Теория: виды транспорта: пассажирский, специальный, воздушный.
Практическая работа: конструирование различных видов транспорта по схеме и собственному замыслу. Коллективная работа «Безопасная дорога домой».
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненной коллективной работы.
Должны знать:
- Основные виды транспорта;
- Принципы крепежа деталей;
- Основы конструирования по схеме;
- Технологическую последовательность сборки.
Должны уметь:
- Работать в группе;
- Конструировать по схеме и собственному замыслу.
Итоговое занятие Свободное конструирование (1 час)
Форма занятия: занятие – урок-практикум,
Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.
Дидактические и методические материалы: схемы сборки моделей, наглядно-иллюстрационные материалы, образцы моделей.
Основное содержание:
Практическая работа: конструирование на свободную тему по собственному замыслу.
Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.
Должны знать:
- Правила самостоятельной работы;
- Последовательность работы.
Должны уметь:
- Самостоятельно работать;
- Конструировать по собственному замыслу без технологической карты и схемы;
- Творчески подходить к решению задачи.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические разработки и пособия:
«Заочная экскурсия как форма организации образовательной деятельности».
«Особенности создания детского коллектива».
«Специфические особенности занятия по дополнительной образовательной программе».
«Нетрадиционные формы организации занятий».
Сценарии занятий:
Сценарий игры «Я юный конструктор».
Сценарий урока «По дорогам сказок».
Сценарий игры «Конструкторское бюро».
Наглядно-демонстрационный фонд:
Иллюстрации с изображением различных видов транспорта.
Образцы изделий.
Мультимедийная презентации:
«История создания Лего».
«Башни мира».
«Какие бывают крыши».
«По дорогам сказок».
«Постройки».
«Какие бывают улицы».
«Виды транспорта».
Мульт-урок «Уроки осторожности от тетушки Совы».
Инструкции, схемы сборки, технологические карты:
Инструкция по сборке модели с элементами крепежа.
Инструкции по технике безопасности и охране труда.
Контрольно-проверочный материал:
Диагностика по экспресс-методике исследования общего состояния психической сферы и личности ребенка, Л.С. Цветковой.
Литература:
- С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
- Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982
- Альтов С.Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1984г.
- Китаев И.Г. Юный моделист конструктор сельскохозяйственных машин и тракторов. – М.: Просвещение, 1977г.
- ГульянцЭ. К. Учите детей мастерить.— М.: Просвещение, 1984.
- Гукасова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 5.
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., ил.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
- Петрина А.М. Направления развития робототехники// Международная конференцияИнформационное общество: состояние и тенденции межгосударственного обмена научно-технической информацией в СНГ. – М.: ВИНИТИ РАН, 2011. – С. 102-104.
- Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей начальной школы Серия «Инклюзивное образование».
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. -257 с.
- Кудрин, Б.И. Техника: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). - Томск: Издательство Томского университета, 1998. - 40 с.
- Филиппов, С.А. Роботехника для детей и родителей. - СПб.: Наука, 2010. - 195 с.http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnicheskoy-odarennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-legokonstruirovaniya#ixzz3QfgHsxY4.
- http://edurobots.ru/osobennaya-robototexnika/