АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА. Инженерно- технической направленности. «Легоконструирование» для детей 7-9 лет.

Срок реализации 2 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени А.А. Ивасенко  №3»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

 Инженерно- технической направленности

«Легоконструирование»

для детей 7-9 лет

Срок реализации 2 года

        

                                                                             Составитель:Лягаева Г.С.

                                                                                         педагог дополнительного образования                          

                                                                                     

                                                   

г. Нефтеюганск

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям с проблемой в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, что бы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного задуманного продукта. Конструирование, прежде всего, важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, ручной умелости у детей с умственной отсталостью.

Конструируя, дети учатся не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину и пр.), у них развиваются познавательные и практические действия.

Формирование пространственных представлений происходит на наглядном материале. Занятие по конструированию способствует развитию речи детей, так как в процессе работы они учатся общаться друг с другом, делиться своими замыслами, правильно обозначать в слове названия направлений (верх, низ, далеко, близко, сзади, спереди, слева, справа и т.д.) они овладевают и такими понятиями, как «широкий - узкий», «высокий- низкий», «длинный- короткий».. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специального, организованного, коррекционного обучения. Развитие регулирующей функции речи, связь воспринятого со словом, активизация представлений по слову осуществляется на всех уроках, в частности и по конструированию.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование» предназначена для ребят с ограниченными возможностями , имеющих стабильный интерес к техническому творчеству и желающих осваивать приемы работыс конструкторами Лего.

Направленность программы: образовательная программа «Лего-конструирования» имеет научно-техническую направленность. Образовательная область – лего-конструирование и робототехника.

Актуальность и новизна программы.

Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания. Приоритеты в современном обществе направленные на развитие технического творчества обучающихся, способствовали созданию и апробации данной образовательной программы «Лего-конструирование для детей с ОВЗ.

Общеобразовательной программы с данной группой детей на данный момент не существует. Поэтому возникла необходимость в создании данной программы

Педагогическая целесообразность.

Эффективным для технического развития детей является не только обучение детей сложным способам крепления деталей, но и создание условий для самовыражения личности воспитанника через представление своего продукта своего труда.

LEGO-конструктор открывает обучающемуся новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества.

Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление заключается в том, что она обеспечивает системный подход в работе с детьми с ОВЗ. В решении задач в сфере образования, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ОВЗ.

Знакомясь с конструированием, обучающиеся открывают тайны механики, получают соответствующие навыки, учатся работать, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.

Конструктор LEGO предоставляет ребенку прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

Цель программы:

Формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушением в развитии посредством использования конструирования.

Задачи программы:

1. Формировать у школьников элементы наглядно - схематического мышления путем самостоятельной сборки моделей;

2. Способствовать развитию у детей навыков сюжетного конструирования с использованием материалов Lego;

3. Разработать серию специальных дидактических игр по формированию конструктивных навыков у детей с нарушениями в развитии.

4. Использовать специальные дидактические игры для формирования конструктивных навыков.

Отличительная особенность программы.

Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы в данной области заключается в том, что программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями . Практические занятия по программе связаны с использованием конструктом LEGO. Практические задания способствуют развитию  у детей творческих способностей, предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.

Методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Возраст детей участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 7  до 9 лет.

Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развито, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений.

Память. Дети с ОВЗ лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание.

Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.

Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. 

Деятельность. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.

Сроки реализации программы: 2 года

Формы и режим занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как интерактивна (игровая – ролевые), практическое обучение (практические занятия), теоретическое обучение (лекционные).

Общее количество часов в год: 67 часов.

Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по 1 часу.

Продолжительность занятия 35 минут с 10 минутным перерывом

Ожидаемые результаты освоения программы:

Обучающийся будет знать:

  • основные термины по программе;
  • детали конструктора, их назначение;
  • виды крепежа;
  • понятие и основные виды конструкций;
  • баланс конструкций.

Обучающийся будет уметь:

  • работать со схемой, образцом, инструкцией;
  • создавать простейшие конструкции из лего;
  • создавать конструкции на основе образца и на основе собственного замысла;
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • оценивать результаты своей и чужой деятельности;
  • анализировать и делать выводы по проделанной работе.

Обучающий сможет решить следующие жизненно-практические задачи:

- реализовать право на свободный выбор.

Способы проверки результатов освоения программы:

Промежуточная и итоговая проверка знаний будет проводиться диагностика по экспресс-методике исследования общего состояния психической сферы и личности ребенка, Л.С. Цветковой.

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выставка лего-построек.

Формы педагогического контроля

Эффективность реализации данной программы зависит не только отсодержания и объема учебного материала, заданий, формы проведения занятий.

Во многом это определяется системой отслеживания результата и его своевременной корректировкой.

Отслеживание развития ребенка и результативности его деятельности осуществляется методами: наблюдения, опроса.

Виды и формы контроля:

текущий (осуществляемый в ходе повседневной работы): наблюдение за группой и каждым обучающийся в отдельности;

периодический(проводимый после изучения логически законченной части программы): самостоятельные творческие работы;

итоговый(в конце учебного года): выставка.

При этом учитываются следующие критерии:

  • внимание, сосредоточенность – как быстро усваивается теоретический и практический материал
  • уровень трудности – нужны ли дополнительные занятия;
  • способность создавать модели на основе образца, схемы;
  • способность создавать модели на основе собственного замысла;
  • умение работать в паре, в группе.

Одним из элементов отслеживания результатов во время занятия мною используются такие задания как:

  • создать модель по образцу;
  • внести новое качество в построенную по схеме модель;
  • создать модель по собственному замыслу.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

  • необходимое количество часов;
  • проектор для показа слайдов и видео;
  • конструкторыLego;
  • компьютерная программа Lego;
  • инструкции по технике безопасности;

методическое обеспечение:

  • учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;
  • наглядно-демонстрационные материалы.

оборудование, инструменты и приспособления:

  • доска с проектором,
  • рабочие компьютеры,
  • программное обеспечение,
  • компьютерная программа Lego;
  • конструкторы Lego.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность.Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также все сторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • Сознательности и активности. Принцип предусматривающий сознательное отношение к занятиям;
  • Доступности. Программа предусматривает поэтапное обучение, каждый этап адаптирован к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • Связь теории с практикой. К каждой теме подобраны практические работы, с помощью которых обучающиеся лучше усваивают полученные знания.
  • Связь с жизнью. При работе с конструкторами, компьютерной техникой, при создании творческих продуктов обучающиеся используют имеющиеся у них жизненные знания, знания о профессиях своих родителей и конструкторские представления об окружающем мире.
  • Рекомендательныйхарактер оказания помощи;
  • Сотрудничество с семьей.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

теория

Практика

1.

Вводное занятие. введение в лего-конструирование, техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе. Первичная диагностика.

1

0,5

0,5

2.

История лего-конструирования.

1

0,5

0,5

3.

Основы конструирования

2

1

1

Знакомство с конструктором. Основные детали. Крепления.

2

1

1

4.

Мозаика. Узоры

6

1,5

4,5

Составление узора по образцу

2

0,5

1,5

Составление узора по представлению

2

0,5

1,5

Составление узора на свободную тему

2

0,5

1,5

5.

Башни

8

2

6

Падающие башни

2

0,5

1,5

Сказочные башни

2

0,5

1,5

Дворцы

2

0,5

1,5

Конструирование башни.

2

0,5

1,5

6.

Крыши и навесы

6

1,5

4,5

Составление плана сборки модели

2

0,5

1,5

Конструирование модели крыши.

2

0,5

1,5

Испытание моделей

2

0,5

1,5

7.

Мой любимый цветок

6

1,5

4,5

Мозаика.

2

0,5

1,5

Плоскостное моделирование

2

0,5

1,5

Конструирование на свободную тему

2

0,5

1,5

Оформление выставки

1

1

Всего  

33

9,5

23,5

Содержание курса

Тема № 1. Вводное занятие. Введение в лего-конструирование, техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе.

Первичная диагностика. (1 час.)

Форма занятия: игра-знакомство

Методы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические материалы: сценарий игры «Я юный конструктор», конструкторы Legoeducation.

Основное содержание:

Теория: задачи, содержание и правила работы в объединении. Виды конструкторов LEGO. Основные детали.

Практическая работа:свободное конструирование.

Форма контроля: наблюдение, анализ мероприятия

Должны знать:

  • задачи, содержание и правила работы;
  • виды конструкторов LEGO;
  • основные детали.

Тема № 2. История лего-конструирования. (1 час)

Форма занятия: игра-путешествие

Методы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические материалы: сценарий игры, конструкторы Legoeducation.

Основное содержание:

Теория: рассказ об истории «LEGO»

Практическая работа:свободное конструирование.

Форма контроля: наблюдение, анализ мероприятия

Должны знать:

  • историю создания Лего.

Тема № 3. Основы конструирования. (2 часа)

Форма занятия: игра-путешествие

Методы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические материалы: конструкторы Lego Education.

Основное содержание:

Теория: Знакомство с основными деталями конструктора (кубик, скос, цилиндр, пластина, штырек, трубочка, арка, конус, декоративные элементы)

Практическая работа:виды крепления (стопкой, внахлест, ступенчатое).

Форма контроля: наблюдение

Должны знать:

  • основные детали Лего;
  • основные виды креплений

Тема Мозаика. Узоры.(6 часов)

Форма занятия: игра-путешествие

Методы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические материалы: конструкторы Lego Education.

Основное содержание:

Теория: Знакомство с основными деталями конструктора (кубик, скос, цилиндр, пластина, штырек, трубочка, арка, конус, декоративные элементы)

Практическая работа:составление узоров (по образцу, по представлению, на свободную тему).

Форма контроля: наблюдение

Должны знать:

  • узоры народов мира.

Тема Башни. (8 часов)

Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические материалы: конструкторы Lego Education, мультимедийная презентация «Башни мира»

Основное содержание:

Теория: Виды башен.

Практическая работа:конструирование башен, используя разные виды крепежей

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.

Должны знать:

  • основные виды башен.
  • Принципы крепежа деталей

Должен уметь:

  • Работать в группе;
  • Работать по схеме;
  • Конструировать по собственному замыслу.

Тема: Крыши и навесы (6)

Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: мультимедийная презентация «Какие бывают крыши», конструкторы Legoeducation, технологические карты, таблицы, схемы; образцы изделий.

Основное содержание:

Теория: Виды крыш. Крыши многоэтажек. Крыши храмов. Крыши

Практическая работа: конструирование архитектурных сооружений по схеме и собственному замыслу.

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.

Должны знать:

  • основные виды строений;
  • отличительные особенности строений;
  • принципы крепежа деталей;
  • технологическую последовательность сборки модели.

Должны уметь:

  • Работать в группе;
  • Конструировать по схеме;
  • Конструировать по собственному замыслу.

Тема : Мой любимый цветок (7)

Форма занятия:  занятие – урок-сказка, последующие занятия - практикум

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: сценарий урока «По дорогам сказок» (сказка Аленький цветочек), мультимедийная презентация, технологические карты, схемы.

Основное содержание:

Теория: какие сказки мы знаем где говориться о цветке? Разнообразие цветов

Практическая работа: коллективная работа «Летний сад».

Форма контроля: наблюдение, беседа, анализ выполненных работ.

Должны знать:

  • Виды цветов;
  • Основные виды крепежа деталей.

Должны уметь:

  • Работать в группе;
  • Конструировать по собственному замыслу.

Учебно-тематический план

2 год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

теория

Практика

1.

Парки.

7

2

5

Конструирование парков

2

0,5

1,5

Разработка проекта. Эскиз.

2

0,5

1,5

Изготовление моделей каруселей

2

0,5

1,5

Проектная работа

1

0,5

0,5

2.

Наш дом

6

1,5

4,5

Конструирование квартиры

2

0,5

1,5

Конструирование подъезда

2

0,5

1,5

Конструирование многоэтажного дома

2

0,5

1,5

3.

Наш двор.

6

1,5

4,5

Конструирование песочницы

2

0,5

1,5

Конструирование горки

2

0,5

1,5

Моделирование детской площадки

2

0,5

1,5

4.

Наша улица

5

1,5

3,5

Конструирование улицы и машин

2

0,5

1,5

Моделирование дорожной ситуации.

2

0,5

1,5

Закрепление ППД

2

0,5

1,5

5.

Транспорт:

6

1,5

4,5

Пассажирский транспорт

2

0,5

1,5

Моделирование троллейбус

2

0,5

1,5

Моделирование безопасного автобуса

2

0,5

1,5

6.

Специальный транспорт

6

1,5

4,5

Виды специального транспорта

2

0,5

1,5

Машины в помощь человеку

2

0,5

1,5

Моделирование машины специального транспорта

2

0,5

1,5

Итоговое занятие.

1

1

Итого

37

9,5

27,5

Содержание курса

Тема : Парки. (7)

Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: технологические карты и схемы сборки моделей, наглядно-иллюстрационные материалы, образцы моделей.

Основное содержание:

Практическая работа: конструирование на свободную тему по собственному замыслу.

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.

Должны знать:

  • Правила самостоятельной работы;
  • Последовательность работы.

Должны уметь:

  • Самостоятельно работать;
  • Конструировать по собственному замыслу без технологической карты и схемы;
  • Творчески подходить к решению задачи.

Тема : Наш дом (6)

Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: мультимедийная презентация «Русское зодчество», конструкторы Lego, технологические карты, таблицы, схемы; образцы моделей.

Основное содержание:

Теория: Виды строений. Сельские постройки. Многоэтажные дома.

Практическая работа: конструирование архитектурных сооружений по схеме и собственному замыслу.

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.

Должны знать:

  • основные виды строений;
  • отличительные особенности строений;
  • принципы крепежа деталей;
  • технологическую последовательность сборки модели.

Должны уметь:

  • Работать в группе;
  • Конструировать по схеме;
  • Конструировать по собственному замыслу.

Тема : Наш двор  (6)

Форма занятия: комбинированные занятия по передаче новых знаний, закреплению опыта творческой деятельности.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: мультимедийная презентация «Русское зодчество», конструкторы Lego, технологические карты, таблицы, схемы; образцы моделей.

Основное содержание:

Теория: Виды строений. Сельские постройки. Многоэтажные дома.

Практическая работа: конструирование архитектурных сооружений по схеме и собственному замыслу.

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.

Должны знать:

  • основные виды строений;
  • отличительные особенности строений;
  • принципы крепежа деталей;
  • технологическую последовательность сборки модели.

Должны уметь:

  • Работать в группе;
  • Конструировать по схеме;
  • Конструировать по собственному замыслу.

Тема : Наша улица (5)

Форма занятия: занятие - комбинированное по передаче новых знаний, занятие-практикум.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, частично-поисковые, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: иллюстрации с изображением улиц.

Основное содержание:

Теория: улицы городов, поселков, деревни.

Практическая работа: конструирование улицы. Коллективная работа «Наша улица».

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненной коллективной работы.

Должны знать:

  • Принципы крепежа деталей;
  • Основы конструирования по схеме;
  • Технологическую последовательность сборки.

Должны уметь:

  • Работать в группе;
  • Конструировать по схеме и собственному замыслу.

Тема :Транспорт (6)

Форма занятия: занятие - комбинированное по передаче новых знаний, занятие-практикум.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, частично-поисковые, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: иллюстрации с изображением различных видов транспорта, технологические карты, таблицы, схемы; детские игрушки.

Основное содержание:

Теория: виды транспорта: пассажирский, специальный, воздушный.

Практическая работа: конструирование различных видов транспорта по схеме и собственному замыслу. Коллективная работа «Безопасная дорога домой».

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненной коллективной работы.

Должны знать:

  • Основные виды транспорта;
  • Принципы крепежа деталей;
  • Основы конструирования по схеме;
  • Технологическую последовательность сборки.

Должны уметь:

  • Работать в группе;
  • Конструировать по схеме и собственному замыслу.

Тема : Специальный транспорт (6)

Форма занятия: занятие - комбинированное по передаче новых знаний, занятие-практикум.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, частично-поисковые, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: иллюстрации с изображением различных видов транспорта, технологические карты, таблицы, схемы; детские игрушки.

Основное содержание:

Теория: виды транспорта: пассажирский, специальный, воздушный.

Практическая работа: конструирование различных видов транспорта по схеме и собственному замыслу. Коллективная работа «Безопасная дорога домой».

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненной коллективной работы.

Должны знать:

  • Основные виды транспорта;
  • Принципы крепежа деталей;
  • Основы конструирования по схеме;
  • Технологическую последовательность сборки.

Должны уметь:

  • Работать в группе;
  • Конструировать по схеме и собственному замыслу.

Итоговое занятие Свободное конструирование (1 час)

Форма занятия: занятие – урок-практикум,

Методы: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические, мотивационные.

Дидактические и методические материалы: схемы сборки моделей, наглядно-иллюстрационные материалы, образцы моделей.

Основное содержание:

Практическая работа: конструирование на свободную тему по собственному замыслу.

Форма контроля: наблюдение, анализ выполненных работ.

Должны знать:

  • Правила самостоятельной работы;
  • Последовательность работы.

Должны уметь:

  • Самостоятельно работать;
  • Конструировать по собственному замыслу без технологической карты и схемы;
  • Творчески подходить к решению задачи.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические разработки и пособия:

«Заочная экскурсия как форма организации образовательной деятельности».

«Особенности создания детского коллектива».

«Специфические особенности занятия по дополнительной образовательной программе».

«Нетрадиционные формы организации занятий».

Сценарии занятий:

Сценарий игры «Я юный конструктор».

Сценарий урока «По дорогам сказок».

Сценарий игры «Конструкторское бюро».

Наглядно-демонстрационный фонд:

Иллюстрации с изображением различных видов транспорта.

Образцы изделий.

Мультимедийная презентации:

«История создания Лего».

«Башни мира».

«Какие бывают крыши».

«По дорогам сказок».

«Постройки».

«Какие бывают улицы».

«Виды транспорта».

Мульт-урок «Уроки осторожности от тетушки Совы».

Инструкции, схемы сборки, технологические карты:

Инструкция по сборке модели с элементами крепежа.

Инструкции по технике безопасности и охране труда.

Контрольно-проверочный материал:

Диагностика по экспресс-методике исследования общего состояния психической сферы и личности ребенка, Л.С. Цветковой.

Литература:

  1. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
  2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982
  3. Альтов С.Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1984г.
  4. Китаев И.Г. Юный моделист конструктор сельскохозяйственных машин и тракторов. – М.: Просвещение, 1977г.
  5. ГульянцЭ. К. Учите детей мастерить.— М.: Просвещение, 1984.
  6. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 5.
  7. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., ил.
  8. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
  9. Петрина А.М. Направления развития робототехники// Международная конференцияИнформационное общество: состояние и тенденции межгосударственного обмена научно-технической информацией в СНГ. – М.: ВИНИТИ РАН, 2011. – С. 102-104.
  10. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей начальной школы Серия «Инклюзивное образование».
  11. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. -257 с.
  12. Кудрин, Б.И. Техника: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). - Томск: Издательство Томского университета, 1998. - 40 с.
  13. Филиппов, С.А. Роботехника для детей и родителей. - СПб.: Наука, 2010. - 195 с.http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnicheskoy-odarennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-legokonstruirovaniya#ixzz3QfgHsxY4.
  14. http://edurobots.ru/osobennaya-robototexnika/