Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное творчество»
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное творчество»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_tvorchestvo.docx | 581.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры и создания новых художественно-культурных технологий, важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Поэтому современная педагогика уделяет огромное внимание не только всестороннему развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, но и изобразительным умениям и навыкам. Эта цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания, которые направлены на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества. Главной задачей художественного образования становится приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность.
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное творчество» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
- Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в ЯНАО»;
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1—4 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2011 год;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
- Обязательный минимум содержания основного общего курса изобразительного искусства;
- Примерная программа для общеобразовательных школ по курсу «Изобразительное искусство» (автор - Шпикалова Т.Я.; М., Просвещение, 2010 г.);
- Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству («Программы для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 5-9 классы» В.С. Кузина и др. – М.; Дрофа, 2010г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
Программа «Изобразительное творчество» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:
- авторской программы под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М. «Просвещение», 2013 год;
- примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Изобразительное искусство», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования.
- А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»; 2013 год.
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»; 2016 год;
- Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»; 2017 год.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы составлено на основе основных содержательных линий авторской программы «Изобразительное искусство» Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р. Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы: «Цветоведение», «Нетрадиционные техники рисования», «Язык изобразительного искусства», «Жанры изобразительного искусства», «Декоративно-прикладное искусство», «Художественные традиции моей малой Родины», «Проектная деятельность» с распределение часов в соответствии с требованиями к дополнительным общеобразовательным программам.
Особенность программы.
Данная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей и подростков. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.
Программа разработана для детей 7-12 лет, обучающихся во внеурочное время в объединении художественной направленности образовательного учреждения дополнительного образования. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция развития художественного образования, 2002 год).
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство, суть которого заключается в том, что искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный опыт. Программа разрабатывалась с учетом уже имеющихся знаний и умений детей дошкольного и младшего школьного возраста в области «изобразительное искусство» и имеет интегративный характер, включает расширение основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное творчество» направлена на одновременное решение задач художественного образования и эстетическое воспитание ребенка.
У всех детей восприятие – образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души – благодатная нива для сеяния добра. С раннего возраста ребенка необходимо учить отличать прекрасное от уродливого, развивать познавательную и творческую активность.
Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для их творческой деятельности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками и взрослыми. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации детей, решение задач художественного образования и эстетического воспитания находят свое разрешение в условиях занятий в студии изобразительного творчества. Основа программы - это постепенное погружение в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность воспитанника.
Новизна, значимость программы.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:
- Системно-деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением детей в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере школы. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;
- Личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
- Региональный подход. Учитываются художественные традиции историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этно-художественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям (особенностям культуры народов Крайнего Севера, ЯНАО, особенностям культуры лесных и тундровых ненцев).
Цели:
- Развитие художественной культуры личности, духовности, ощущение радости творчества, средствами отечественной культуры и искусства;
- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка;
- Воспитание человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи:
- Развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных художественных материалах и техниках;
- Развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни школы, села, района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре;
- Формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теориях изобразительного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно – творческой деятельности;
- Воспитывать интерес и любовь к искусству, развивать нравственно – эстетические основы личности ребенка, воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России, наследию своей малой Родины;
- Привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении.
Категория учащихся: дети 7-12 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и накопленного опыта изобразительной деятельности, и рассчитана на возрастные группы: младшую (7-10 лет), среднюю (11-12 лет). В соответствии с этим разграничением определилась и почасовая нагрузка по основным разделам внутри каждой группы. Дети могут пройти обучение, начиная с 1 года обучения и закончить обучение, а могут пройти обучение со 2 года обучения, исходя из умений и навыков в области изобразительного искусства.
Срок реализации: 3 года.
Место программы «Изобразительное творчество» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе программа «Изобразительное творчество»» составлена исходя из требований к дополнительным общеобразовательным программам. Данная программа реализуется в двух объединениях художественной направленности: «Блик», «Изумруд».
Занятия по программе проходят по возрастным группам 2-3 раза в неделю по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек.
Количество часов составляет 144 часа - 2 раза в неделю по 2 часа.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:
- Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
- Изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры, ДПИ. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);
- Декоративно – прикладная деятельность. Включает практическую деятельность детей. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции;
Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).
Формы: учебное занятие.
Типы:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений);
- комбинированное занятие;
- мастер-классы для детей;
- контроль умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты)
Таблица содержания программы по разделам
№ п\п | Разделы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения |
Цветоведение | 16 | 6 | 16 | |
Нетрадиционные техники рисования | 27 | 9 | 6 | |
Язык изобразительного искусства | 31 | 45 | 60 | |
Жанры изобразительного искусства | 35 | 37 | 60 | |
Декоративно-прикладное искусство | 10 | 20 | 30 | |
Художественные традиции моей малой Родины | 18 | 20 | 20 | |
Проектная деятельность | 8 | 12 | 24 | |
Итого: | 144 | 144 | 216 |
Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.
Личностные результаты освоения программы дополнительного образования:
- Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
- Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
- Овладение средствами художественного изображения;
- Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
- Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты:
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, своего края, выраженных в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мир;
- Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.
Предметные результаты:
- Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
- Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
- Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству;
- Диалогический подход к освоению произведений искусства;
- Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
- Применять различные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной деятельности.
Основные задачи разделов.
Тематическое планирование и общее содержание разделов.
- Раздел «Цветоведение».
Основные задачи раздела:
- расширить знания о разнообразии и характеристике цвета;
- развить художественно - эстетические способности, творческую фантазию, повышать уровень мотивации и познавательного интереса обучающихся.
В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.
Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия. Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Цветоведение».
Знать:
- основные средства выразительности живописи;
- правила техники безопасности при работе с инструментами;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
Уметь:
- использовать приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный);
- использовать приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением
- Раздел «Нетрадиционные техники рисования».
Основные задачи раздела:
- Обучить детей техническим приемам и способам изображения, с использованием различных материалов.
Раздел «Нетрадиционные техники рисования» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Нетрадиционные техники рисования»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать / понимать:
- нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения;
- свойства материалов и правила работы с различными материалами;
- технические приемы изображения;
- графические материалы (карандаши цветные и простые, восковые мелки), их свойства и маркировку;
- основы композиционного построения на формате, понятия: штрих, линия, мазок, тычок;
- технику безопасности при работе с кистью, клеем, цветными карандашами, ножницами.
уметь:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;
- самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла;
- самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами;
- изображать отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты.
- Раздел «Язык изобразительного искусства».
Основные задачи раздела:
- формировать художественные знания, умения и навыки;
- систематизировать знания о основах художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции.
Раздел «Язык изобразительного искусства» включает в себя основы изобразительного языка искусства, который очень разнообразен и многогранен. Архитектура – ее язык – пространство, оно выявляется при помощи конструкции. Скульптура – ее язык – пластика и объем. Она тоже организовывает пространство и связана с архитектурой. Графика – язык линий. Линия и сочетание черный и белых пятен. Живопись – основной язык – цвет (монохромный, полихромный).
Обучение языку изобразительного искусства ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных работ.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Язык изобразительного искусства»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основные правила станковой и декоративной композиции, средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества.
- Раздел «Декоративно-прикладное искусство».
Основные задачи раздела:
- обучить учащихся основам декоративно–прикладного искусства (использование фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умение согласовать между собой детали в целый ансамбль);
- формировать художественно-творческую активности, интерес к декоративному искусству.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архитектурой и т.д.
Притягательной силой декоративного искусства является разнообразие и практичность многих его видов и жанров. Именно поэтому для каждого отдельного года обучения в программе предусмотрены разделы, посвящённые декоративно - прикладному творчеству. Декоративно-прикладное искусство объединяет обширную область пластических искусств, которая служит художественному, эстетическому оформлению материальной предметной среды.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Декоративно – прикладное искусство»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
• понятие: народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики гжели, филимоновской игрушки и т.д.;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ народных мастеров;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.
- Раздел «Жанры изобразительного искусства».
Основные задачи раздела:
- систематизировать знания учащихся о жанрах и видах изобразительного искусства;
- развивать интерес к отечественной и мировой культуре и искусству.
Раздел «Жанры изобразительного искусства» включает темы занятий, направленные на расширение знаний из общеобразовательной области «изобразительное искусство» по существующим устойчивым формам образно-композиционной организации художественного произведения. Основой составления тематического планирования по разделу является многообразие жанров изобразительного искусства.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Жанры изобразительного искусства»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать/понимать:
- особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи своей страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
- выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;
- выдающиеся произведения русского изобразительного искусства;
уметь:
- работать с натуры в живописном и графическом материале над натюрмортом и портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать пространственные планы в живописи и в графических работах (линейная и воздушная перспектива);
- эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них;
- оформлять выставки работ.
- Раздел «Художественные традиции моей малой Родины».
Основные задачи раздела:
- Способствовать формированию мотивации к традициям своей малой Родины
- Создавать условия для сохранения современной молодежью особенностей и традиций народов Крайнего Севера.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Художественные традиции моей малой Родины»
В результате изучения данного раздела учащийся должен:
знать/понимать:
- историю малочисленных народов Севера;
- традиции и обычаи коренного населения, их самобытную культуру;
- творчество художников Ямала;
уметь:
- работать в определенной цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
- выделять все изученные построения ненецкого орнамента: линейный, замкнутый, сетчатый, симметричный, ассиметричный, динамичный или статичный;
- составлять палитру темных и холодных цветов для создания стилизованного образа;
- составлять цветочную, орнаментальную композицию, используя легенды, сказки народов Севера;
- выполнять художественную композицию в разных техниках;
- Раздел «Проектная деятельность».
Основные задачи раздела:
- Создать условия, способствующие развитию навыков самостоятельной трудовой деятельности учащихся в области технического творчества.
- Развитие общеучебных умений и навыков в процессе проектной деятельности.
- Способствовать развитию и саморазвитию, мотивации к техническому творчеству учащихся через участие продуктов проектной деятельности в различных выставках, конкурсах, конференциях.
Ожидаемые результаты по изучению раздела «Проектная деятельность»
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
Личностные универсальные учебные действия | Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь | гражданская идентичность, этническая принадлежность | сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь | 1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, 5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, 8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Собеседование наблюдение |
Уровень внутренней позиции учащегося | Развитие мотива учебной деятельности | сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | 1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо), 5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый), 8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация) | Наблюдение, анкетирование | |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор | Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки, 5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им, 8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности | Анкетирование Собеседование наблюдение | |
Регулятивные УУД | Целеполагание | Постановка учебной задачи | Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно | 1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем, 5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое, 8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи | |
Решение учебных задач | умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами | 1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, 8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий | наблюдение | |
умение планировать и корректировать свою учебную деятельность | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления. | 1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем, 5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы, 8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности. | Наблюдение | |
Познавательные УУД | Работа с информацией | умение осуществлять информационный поиск | Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников | 1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию, 5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач, 8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Наблюдение |
Развитие логического мышления | способность к осуществлению логических операций | Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д. | 1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии 5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя 8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей самостоятельно | Наблюдение, тестирование | |
Коммуникативные УУД | Адекватная оценка учебной деятельности | Степень адекватного оценивания результатов своей работы | сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы | 1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы 5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем, 8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность | Анкетирование наблюдение |
Умение сотрудничать | Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | 1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других, 5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других, 8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий | Наблюдение |
Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).
- Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
- Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
- Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Степень мотивации к творческому труду.
- Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
- Уровень развития умений публичного выступления.
- Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
- Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.
Тематическое планирование раздела «Цветоведение»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | ||||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | ||||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
| «Колористика» и «Цвет». | 1 | 1,5 | 0,5 | 3 | 0,5 | 3 | 0,5 | 2 | - | - | - | - | |
| Природа цвета и света. | 0,5 | 1 | 0,5 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Физиология восприятия цвета. | 0,5 | 1 | 0,5 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Символика цвета. | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 0,5 | 2,5 | ||
Цветовые гармонии. Цветовой круг. | 1 | 2 | 1 | 4 | 0,5 | 1 | 0,5 | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | 2 | ||
Цвет и эмоции. | 0,5 | 1 | 0,5 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Цветовые ассоциации. | 1 | 1,5 | 0,5 | 3 | 0,5 | 1 | 0,5 | 2 | - | - | - | - | ||
Цвет в рекламе. | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 0,5 | 3,5 | ||
Цвет в интерьере. | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 0,5 | 3,5 | ||
Цвет в живописи. | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 0,5 | 3,5 | ||
Итого: | 4,5 | 5,5 | 6 | 16 | 1,5 | 5 | 1,5 | 8 | 3,5 | 8 | 2 | 16 |
Тематическое планирование раздела «Нетрадиционные техники рисования»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 4-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи | 1 | 2 | 1 | 4 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Рисование пальцами и ладонями. | 0,5 | 1 | 0,5 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Рисование по сырому листу. | 1 | 2 | 1 | 4 | 0,5 | 4 | 0,5 | 3 | - | - | - | - | |
Томпонирование. | 1 | 1 | 1 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Рисование брызгами (набрызг). | 1 | 1 | 1 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Кляксография. | 1 | 2 | 1 | 4 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Отпечатки природными материалами. | 1 | 1 | 1 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Ниткография. | 1 | 1 | 1 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Коллаж. | - | - | - | - | - | - | - | - | 1,5 | 4 | 0,5 | 6 | |
Фраттаж. | - | - | - | - | 0,5 | 3 | 0,5 | 2 | - | - | - | - | |
Граттаж. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Итого: | 8 | 11 | 8 | 27 | 1 | 7 | 1 | 9 | 1,5 | 4 | 0,5 | 6 |
Тематическое планирование раздела «Язык изобразительного искусства»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 4-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и ассиметрия). | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 1 | 7 |
Линия, штрих, пятно в природе и изобр.искусстве. | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 1 | 7 | |
Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобр.искусстве. | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 1 | 7 | |
Линейная и воздушная перспектива. | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 4 | 1 | 6 | |
Пропорции и пропорциональные соотношения. | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 1 | 7 | |
Ритм в природе и изобразительном искусстве. | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 1 | 7 | |
Фактура в природе и изобразительном искусстве. | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 4 | 1 | 6 | |
Формат в изобразительном искусстве. | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 4 | 1 | 6 | |
9. | Объем в природе и изобразительном искусстве. | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 1 | 7 |
Итого: | 9 | 13 | 9 | 31 | 9 | 27 | 9 | 45 | 15 | 36 | 9 | 60 |
Тематическое планирование раздела «Жанры изобразительного искусства»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 4-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Древнейший жанр –анималистический | 1 | 3 | 4 | |||||||||
2. | Анималистическая картина. | 4 | 1 | 5 | 1 | 2 | - | 3 | 2 | 2 | |||
3. | Виды изобразительного искусства по материалу: Акварель • Масло • Мозаика • Пастель • Темпера • Цифровая • Аэрография | - | - | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 4 | |||
4. | Живопись. Жанры живописи. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | |||||
5. | Техники и направления живописи. | 1 | 3 | 1 | 5 | 4 | 1 | 5 | 2 | 2 | |||
6. | Пейзажный жанр. Знакомство с городским и индустриальным пейзажем. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||
7. | Сельский пейзаж. | 1 | 4 | 1 | 6 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 2 | ||
8. | Сюжетно-тематическая картина. Историческая картина. | 1 | 2 | 1 | 4 | ||||||||
9. | Батальная картина. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | |||||||
10. | Интерьерная картина. | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | ||||
11. | Натюрморт. Натюрморт цветочный. | 1 | 4 | 1 | 6 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | |||
12. | Натюрморт с бытовыми вещами. | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
13. | Архитектурная живопись | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||
14. | Скульптура. Скульптура малых форм. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 4 | ||||||
15. | Скульптура в России. | 1 | 2 | 3 | |||||||||
16. | Графика. Особенности графики. | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 7 | ||||||
17. | Прикладная графика. Плакат. | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |||||||
18. | Почетный – портретный жанр. | 1 | 1 | 2 | |||||||||
19. | Разновидности портрета: одиночный, погрудный, поясной, в рост, парадный портрет, групповой, автопортрет | 2 | 2 | ||||||||||
20. | Особенности написания одиночного портрета. | 4 | 4 | ||||||||||
21. | Карикатура — жанр изобр. искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | ||||||
22. | Великие художники мира. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
23. | Художественные музеи и галереи. | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||
Итого: | 9 | 22 | 4 | 35 | 10 | 22 | 5 | 37 | 9 | 44 | 7 | 60 |
Тематическое планирование раздела «Декоративно-прикладное искусство»
№ п\п | Наименование тем | 1-й год обучения | 2 – й год обучения | 4 – й год обучения | |||||||||
Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | ||
1. | Дымковская игрушка | 3 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | |||||
2. | Гжель | 3 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | |||||
3. | Филимоновская игрушка. | 4 | 1 | 2 | 1 | - | - | - | |||||
4. | Хохлома | - | - | - | 7 | 1 | 5 | 1 | 10 | 2 | 7 | 1 | |
5. | Русская матрешка | - | - | - | 5 | 1 | 3 | 1 | |||||
6. | Русский пряник. | - | - | - | 4 | 1 | 2 | 1 | |||||
7. | Игрушки - свистульки | - | - | - | 4 | 1 | 2 | 1 | |||||
8. | Формотворчество на основании натурального материала, создание стилизованного декоративного образа | - | - | - | - | - | - | ||||||
9. | Северный орнамент. | - | - | - | - | - | - | ||||||
10. | Декор – человек, общество, время. | 11 | 1 | 9 | 1 | ||||||||
11 | Русская изба. | 9 | 2 | 6 | 1 | ||||||||
ИТОГО: | 10 | 3 | 4 | 3 | 20 | 4 | 12 | 4 | 30 | 5 | 22 | 3 |
Тематическое планирование раздела «Художественные традиции моей малой Родины»
№ п\п | Наименование тем | 1-й год обучения | 2 – й год обучения | 3 – й год обучения | ||||||||||
Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | |||
1. | Введение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
2. | Коренное население Ямала | 6 | 2 | 3 | 1 | |||||||||
Коренное население Ямала | 1 | 0,5 | 0,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | -- | ||
Занятие народов Севера | 1 | 0,5 | 0,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Жилища северян | 1 | 0,5 | 0,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Одежда народов Севера | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Орнаменты | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
3. | Верования и традиции народов Севера | 11 | 3 | 7 | 1 | 10 | 2 | 7 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | |
Народные знания и обычаи (селькупы) | 3 | 7 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Народные знания и обычаи (тундровые ненцы) | - | - | - | - | 10 | 2 | 7 | 1 | - | - | - | - | ||
Верования народов Севера (лесные ненцы, тундровые ненцы, селькупы) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Колыбельные песни. Иллюстрирование. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Иллюстрирование мифов и преданий ненцев Ямала. | - | - | - | -- | - | - | - | - | 5 | 1 | 3 | 1 | ||
4.Культура Ямала | 9 | 2 | 6 | 1 | 14 | 2 | 10 | 2 | ||||||
Сказки народов Севера | - | - | - | - | 4,5 | 1 | 3 | 0,5 | 7 | 1 | 5 | 1 | ||
Художники Ямала | - | - | - | - | 4,5 | 1 | 3 | 0,5 | 7 | 1 | 5 | 1 | ||
Итого: | 18 | 5 | 11 | 2 | 20 | 5 | 13 | 2 | 20 | 4 | 13 | 3 |
Примерное тематическое планирование раздела «Проектная деятельность».
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Понятие «конструктивный проект». | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | ||||
Построение плана действий | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | |||||
Проект – это «пять «П»». Поиск информации | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | |||||
Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта. | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | ||||
Звездочка обдумывания | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | - | 4 | ||||
Технологическая карта. | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | |||||
Этапы реализации проекта | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Практикум по реализации проекта | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | |||||
Изготовление продукта проекта | 1 | 1 | 4 | 4 | 5 | 5 | |||||||
Внесение изменений, корректировка проекта. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | |||||||
Оформление документации | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | ||||||
Презентация проекта | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | ||||||
Итого: | 4 | 7 | 1 | 12 | 5 | 18 | 1 | 24 | 1 | 31 | 4 | 36 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение программы:
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 7-9 лет на занятиях по изобразительному искусству. Городецкая роспись.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Мезенская роспись.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Узоры Северной Двины.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Жостовский букет.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Сказочная гжель.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Графические орнаменты.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Хохломская роспись. Лубочные картинки.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Тайны бумажного листа.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Секреты бумажного листа.
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Каргопольская игрушка.
- Учебные видеофильмы:
«Петергоф»
«Эпоха Возрождения»
«Эрмитаж»
«Лувр»
«Пирамиды Древнего Египта»
«Эпоха эллинизма»
- Дидактический демонстрационный материал. Тема «Деревня».
- Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности. Урало – сибирская роспись – 1.
- Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности. Полх – майданская роспись – 2.
- Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
- Раздаточный материал.
Оборудование.
- Доска.
- Мольберты для рисования.
- Набор муляжей для рисования (воск).
- Набор муляжей для рисования (гипс).
- Коллекция бабочек.
- Манекен деревянный на шарнирах (модуль).
- Набор декоративных бутылок.
- Натурный фонд (предметы быта, посуда, игрушки, муляжи и т. д.).
- Портреты художников.
- Индивидуальная папка учащегося с личными принадлежностями для рисования.
Литература.
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
- Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
- Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
- Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
- Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.
Дополнительная литература
- Изобразительное искусство. 5,6,7 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина/авт.- сост. С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2007 год.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Изобразительное искусство. 1- 4 классы: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 год.
- Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство», 1-4 классы. М. «Просвещение» 2013 год.
- Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство», 5-7 классы. М. «Просвещение» 2013 год.
Материально-техническое оснащение.
- Мольберты, ученические столы для черчения.
- Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
- Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2013 год
- Технические средства (проектор, компьютер)
- Мне нравится (2)