Дополнительная общеобразовательная программа «Акварельки»

Анастасия Михайловна Маркелова

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварельки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarelki.docx86.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварельки»

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5-7 лет

Срок реализации - 2 года.

Пояснительная записка.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического развития дошкольника, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.  Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном возрасте – залог будущих успехов.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварельки» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
  2. Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в ЯНАО»;
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
  4. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
  5. Обязательный минимум содержания основного общего курса изобразительного искусства;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.  № 373;
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  №1155.

Программа «Акварельки» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки»; 2014 год;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»; 2016 год;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»; 2017 год;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет»; 2016 год;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»; 2013 год.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования  
  • Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

 Содержание программы составлено на основе основных содержательных линий авторской программы «Цветные ладошки» Лыковой Ирины Александровны. Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы: «Нетрадиционные техники рисования», «Живопись» и «Графика» с распределением часов в соответствии с требованиями к дополнительным общеобразовательным программам.

Особенность программы.

Данная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры дошкольников. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.

Программа разработана для детей 5-7 лет, обучающихся во внеурочное время в объединении художественной направленности образовательного учреждения дополнительного образования. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция развития художественного образования, 2002 год).

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство, суть которого заключается в том, что искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный опыт. Программа разрабатывалась с учетом уже имеющихся знаний и умений детей  младшего дошкольного возраста в области «изобразительное искусство» и имеет интегративный характер, включает расширение основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Актуальность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварельки» направлена на одновременное решение задач художественного образования и эстетическое воспитание ребенка.  

У всех детей восприятие – образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души – благодатная нива для сеяния добра. С раннего возраста ребенка необходимо учить отличать прекрасное от уродливого, развивать познавательную и творческую активность.

Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для их творческой деятельности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками и взрослыми. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации детей, решение задач художественного образования и эстетического воспитания находят свое разрешение в условиях занятий в студии изобразительного творчества. Основа программы - это постепенное погружение в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность воспитанника.

Новизна, значимость программы.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно-деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением детей в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере школы. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;
  • Личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
  • Региональный подход. Учитываются художественные традиции историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этно-художественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня.

Цели:

  • Развитие художественной культуры личности, духовности, ощущение радости творчества, средствами отечественной культуры и искусства;
  • Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка;
  • Воспитание человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Задачи:

  1. Развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных художественных материалах и техниках;
  2. Развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни школы, села, района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре;
  3. Формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теориях изобразительного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно – творческой деятельности;
  4. Воспитывать интерес и любовь к искусству, развивать нравственно – эстетические основы личности ребенка, воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России, наследию своей малой Родины;
  5. Привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении.

Категория учащихся: дети 5-7 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и накопленного опыта изобразительной деятельности и рассчитана на младшую возрастную группу. В соответствии с этим разграничением определилась и почасовая нагрузка по основным разделам внутри каждой группы. Дети могут пройти обучение, начиная с 1 года обучения и закончить обучение, а могут пройти обучение со 2 года обучения, исходя из умений и навыков в области изобразительного искусства.

Сроки реализации: 2 года.

        

        Место объединения «Акварельки» в учебном плане.

        В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе программа «Акварельки» составлена исходя из требований к дополнительным общеобразовательным программам. Данная программа реализуется в объединении художественной направленности «Акварельки».

Занятия по программе проходят 2 раза в неделю по 30 минут. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек.

Количество часов в год для 1-2 года обучения составляет 72 часа - 2 раза в неделю по 1 часу.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:

  • Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
  • Изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, ДПИ. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);
  • Декоративно – прикладная деятельность. Включает практическую деятельность детей. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции;

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Методы изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).

Формы: учебное занятие.

Типы:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений);

- комбинированное занятие;

- мастер-классы для детей;

- контроль умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Формы контроля.

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Срезовые работы (тесты)

Таблица содержания программы по разделам

№ п\п

Разделы

1-й год обучения

2-й год обучения

Нетрадиционные техники рисования

30

20

Живопись

22

30

Графика

20

22

Итого:

72

72

Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.

Личностные результаты освоения программы дополнительного образования:

  • Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
  • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • Овладение средствами художественного изображения;
  • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
  • Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты:

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, своего края, выраженных в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
  • Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мир;
  • Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.

Предметные результаты:

  • Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
  • Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  • Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству;
  • Диалогический подход к освоению произведений искусства;
  • Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  • Применять различные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной деятельности.

Основные задачи разделов.

Тематическое планирование и общее содержание разделов.

  1. Нетрадиционные техники рисования 

Основные задачи раздела:

  • Обучить детей техническим приемам и способам изображения, с             использованием различных материалов.

Раздел «Нетрадиционные техники рисования» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

 Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Нетрадиционные техники рисования»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

знать / понимать:

  • нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения;
  • свойства материалов и правила работы с различными материалами;
  • технические приемы изображения;
  • графические материалы (карандаши цветные и простые, восковые мелки), их свойства и маркировку;
  • основы композиционного построения на формате, понятия: штрих, линия, мазок, тычок;
  • технику безопасности при работе с кистью, клеем, цветными карандашами, ножницами.

уметь: 

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;
  • самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла;
  • самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами;
  • изображать отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты.

2. Графика. 

Основные задачи раздела:

  • формировать художественные знания, умения и навыки;
  • систематизировать знания о основах графического языка в изобразительном искусстве: рисунок, композиция, объем, пропорции.

Раздел «Графика» включает в себя основы графических приемов и техник.

Обучение графическим основам дошкольников ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных работ.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Графика»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

 знать / понимать:

доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России;

       • понятие  графика, рисунок;

       • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

       • основные средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

       • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

       • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа       

 уметь:

       • организовывать свое рабочее место; пользоваться художественными графическими материалами;

       • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение;

       • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

       • применять основные средства художественной выразительности в (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических композициях с учетом замысла. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

       • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

       • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев;     

       • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества.     

  1. Раздел «Живопись».

Основные задачи раздела:

  • систематизировать знания учащихся о жанрах и видах изобразительного искусства;
  • развивать интерес к отечественной и мировой культуре и искусству.

Раздел «Живопись» включает темы занятий, направленные на расширение знаний из общеобразовательной области «изобразительное искусство» по существующим устойчивым формам образно-композиционной организации художественного произведения. Основой составления тематического планирования по разделу является многообразие жанров изобразительного искусства.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Живопись»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

знать/понимать:

  •  понятие живопись;
  • основные жанры изобразительного искусства;
  • известные музеи своей страны и мира;
  • выдающиеся произведения живописи;
  • выдающиеся произведения русского изобразительного искусства;

уметь:

  • работать с натуры в живописном материале над натюрмортом и портретом;
  •  применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
  • передавать пространственные планы в живописи;
  • эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них.

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей самостоятельно

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.

Тематическое планирование раздела «Нетрадиционные техники рисования»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

.Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Рисование с применением  восковой свечи (проявляющийся рисунок)

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Проявляющийся рисунок восковыми цветными мелками

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Мятый рисунок. Техника рисования восковыми мелками и гуашью.

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Обрывание бумаги

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Скатывание бумаги

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Монотипия предметная

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Монотипия пейзажная

0,25

0,5

0,25

1

0,5

2

0,5

3

Техника «паспарту»

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Пластилинография

0,25

0,5

0,25

1

0,5

2

0,5

3

Рисование смятой салфеткой

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование солью

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование мыльными пузырями

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование клеем и солью

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование цветным песком

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование ватными палочками

0,25

0,5

0,25

1

1

2

1

4

Рисование расческой

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование пальцами.

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование ладонями

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование по сырому листу.

0,25

0,5

0,25

1

0,5

2

0,5

3

Томпонирование.

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Ниткография

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Рисование брызгами (набрызг).

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Кляксография обычная

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Кляксография с применением коктейльной трубочки

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Отпечатки природными материалами.

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Ниткография.

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Коллаж.

0,25

0,5

0,25

1

0,5        

2

0,5

3

Фраттаж.

0,25

0,5

0,25

1

-

-

-

-

Граттаж ахроматический.

0,25

0,5

0,25

1

0,5

1

0.5

2

Граттаж цветной.

0,25

0,5

0,25

1

0,5

1

0.5

2

Итого:

7,5

15

7,5

30

4

12

4

20

Тематическое планирование раздела «Графика»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Игровые графические упражнения. Прямая и кривая линия. Петли.

1

2

1

4

1

2

1

4

Линия, штрих, пятно в природе и изобразительном  искусстве. Рисование графическими художественными  материалами (Карандаши, фломастеры, масляная пастель, восковые мелки, уголь, пастель.)

1

3

1

5

1

2

1

4

Рисование геометрических фигур. Упражнения в изображении предметов, состоящих из частей круглой и квадратной  формы, но разной величины. Отрабатывание приема скрепления частей.

1

2

1

4

1

2

1

4

Основы линейной композиции. Рисование деревьев (рисование предмета, состоящий из прямых вертикальных и наклонных линий, расположение изображения в центре листа бумаги.)

1

2

1

4

1

2

1

4

Рисование по замыслу.

1

1

1

3

1

3

1

5

Итого:

5

10

5

20

5

12

5

22

Тематическое планирование раздела «Живопись»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Знакомство с акварелью. Изучение техник и приемов рисования акварельными красками.

1

2

1

4

1

3

1

5

2.

Знакомство с гуашью. Изучение техник и приемов рисования гуашевыми красками.

1

2

1

4

1

3

1

5

1.

Жанры живописи – анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт.

2

4

1

7

3

6

1

10

4.

Рисование по замыслу.

1

3

1

5

2

7

1

10

Итого:

5

11

4

22

7

19

4

30

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение программы:

1. Учебно-наглядное пособие «Знакомим с пейзажной живописью»

      И. И. Левитан «Золотая осень»

      И. И. Левитан «Золотая осень. Слободка»

      И. И. Шишкин «Зима»

      А. Н. Саврасов «Грачи прилетели»

      И. С. Остроухов «Золотая осень»

      И. Э. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»

      И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

      В. И. Суриков «Вид памятника Петру I…»

      Г. Г. Нисский  «Подмосковье. Февраль»

      И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

      А. А. Рылов «Зеленый шум»

      А. А. Рылов «В голубом просторе»

      Н. К. Рерих «Гималаи»

      И. Н. Айвазовский «Волна»

      А. Н. Соколов «На Луне»

      2. Учебно-наглядное пособие «Знакомим с жанровой живописью»

      А. А. Пластов «Ужин трактористов»

      А. А. Пластов «Сенокос»

      А. Г. Венецианов «Спящий Пастушок»

      А. А. Дейнека «Хоккеисты»

      А. А. Дейнека «Раздолье»

      В. И. Суриков «Взятие снежного городка»

      Б. М. Кустодиев «Масленица»

      Н. К. Рерих «Весна священная»

      О. Б. Богаевская «День рождения»

      А. А. Пластов «Летом»

      К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

  3. Учебно-наглядное пособие «Знакомим с натюрмортом»

      К. С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»

      П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»

      И. И. Машков «Две темные розы…»

      И. Е. Репин «Яблоки и листья»

      П. П. Кончаловский «Яблоки на столе у печки»

      К. С. Петров-Водкин «Бокал и лимон»

      И. И. Машков «Натюрморт. Синие сливы»

      И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды»

      И. Т. Хруцкий  «Натюрморт»

      И. И. Машков « Натюрморт с самоваром»

      П. П. Кончаловский «Сухие краски»

      И. И. Машков «Снедь московская. Хлебы»

 4.  Учебно-наглядное пособие «Знакомим с портретной живописью»

       В. И. Суриков «Переход Суворова через Альпы» фрагменты

       П. П. Кончаловский «Маргот танцует…»

       В. А. Серов «Портрет А. Н. Бенуа»

       В. М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»

       И. Е. Репин  «Стрекоза»

       И. П. Аргунов « Портрет крестьянина в русском костюме»

       В. А. Серов «Портрет

       Б. М. Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах»

       А. Ван Дейк «Семейный портрет»

       В. А. Тропинин «Портрет на фоне окна с видом…»

       В. Л. Боровицкий « Портрет Лопухиной»

       Н. Н. Ге «Портрет Толстого»

       И. Е. Репин «Портрет Толстого»

       З. Е. Серебрякова «За туалетом»

       В. А. Серов «Портрет Ф. Юсупова…»

  5. Учебно-наглядное пособие «Знакомим со сказочно-былинной живописью»

        В. М. Васнецов «Аленушка»

        В. М. Васнецов «Царевна-лягушка»

        М. А. Врубель «Царевна-Лебедь»

        В. М. Васнецов «Спящая царевна»

        В. М. Васнецов «Три богатыря»

        В. М. Васнецов «Витязь на распутье»

        К. А. Васильев « Битва на калинов мосту»

        Н. К. Рерих «Илья Муромец»

        К. А. Васильев «Садко и владыка морской»

        И. Е. Репин «Садко»

        К. А. Васильев «Настасья Микулишна»

Оборудование.

  • Доска.
  • Мольберты для рисования.
  • Набор муляжей для рисования (воск).
  • Набор муляжей для рисования (гипс).
  • Коллекция бабочек.
  • Манекен деревянный на шарнирах (модуль).
  • Набор декоративных бутылок.
  • Натурный фонд (предметы быта, посуда, игрушки, муляжи и т. д.).
  • Портреты художников.
  • Индивидуальная папка учащегося с личными принадлежностями для рисования.

Литература.

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
  3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
  4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
  5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
  6. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
  7. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.
  8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

9.  Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

   10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

   11.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

  12.Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.

  13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

  14 .Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.

   15. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (Часть 1 и 2). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

   16. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.

   17. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87 с.

Материально-техническое оснащение.

  1. Мольберты, ученические столы для черчения.
  2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
  3. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику Шпикалова Т. Я.  «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2013 год
  4. Технические средства (проектор, компьютер)