Статья "Взаимодействие с ленинградским зоопарком как фактор повышения качества образования"
В данной статье представлен опыт социального партнерства Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга с Ленинградским зоопарком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социальное партнерство | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЛЕНИНГРАДСКИМ ЗООПАРКОМ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье представлен опыт социального партнерства Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга с Ленинградским зоопарком.
Практика показывает, что взаимодействие учреждения дополнительного образования с культурно-просветительной сферой деятельности города, имеет ряд достоинств:
- Во-первых, педагогическим работникам предоставляется возможность расширить и разнообразить формы своей образовательной деятельности. Педагог обращается к новым педагогическим алгоритмам, что способствует повышению эффективности занятия, мотивирует и учащихся, и педагога на получение качественного результата учебно-воспитательного процесса.
- Во-вторых, привлечение детей к социокультурному пространству города помогает педагогу реализовать важную воспитательную задачу –
формирование нравственных, эстетических качеств обучающихся.
- Наконец, использование культурно-просветительных ресурсов города повышает эффективность самого образовательного процесса, что подтверждается высокими результатами обучающихся в освоении образовательных программ и проявлением их особого интереса к получению более глубоких знаний по изучаемым предметам, видам творческой деятельности. Это утверждение, в частности, подтверждается опытом взаимодействия ДД(Ю)Т Московского района с Ленинградским Зоопарком.
Наше сотрудничество продолжается более 3-х лет и на каждый учебный год совместно разрабатывается план мероприятий, где ярко реализуются педагогические задачи по программам изобразительного искусства. В план включены занятия общеразвивающего характера – тематические экскурсии по различным зонам Зоопарка, а также учебные занятия по изобразительному искусству.
Участие образовательного учреждения в жизнедеятельности Зоопарка предполагает такие формы работы, как: оказание помощи в оформлении тематических зон Зоопарка совместно с детьми и педагогами, изготовление кормушек для птиц, игрушек для животных, проведение мастер-классов. К занятиям на территории Зоопарка привлекаются обучающиеся младшего, среднего и старшего возраста.
Однако, основной формой взаимодействия отдела изобразительного и прикладного искусства с Зоопарком, является организация комплексных занятий, которые включают в себя самые разнообразные виды деятельности, объединённые единой темой. Особенность таких занятий заключается в синтетичности, которая достигается органичным взаимодействием опыта педагога по изобразительной деятельности, экскурсовода и художника-анималиста Зоопарка. Между сотрудниками Зоопарка и педагогами ДД(Ю)Т распределяются обязанности и роли. Педагог на определенных этапах занятий выступает как в роли руководителя, так и в роли ученика, слушателя, оказываясь на равных с детьми. Так, например, выбирается тема «Животные Ленинградской области». Сотрудник Зоопарка – экскурсовод рассказывает ребятам о виде, среде обитания, особенностях, повадках животного. И педагог, и дети делают небольшие зарисовки с натуры, пытаются передать в рисунке впечатление от прослушанной экскурсии. Затем происходит смена деятельности. В аудиторных условиях дети и педагог совместно с сотрудником Зоопарка – художником-анималистом изучают анатомические особенности животного, рассматривают его как художественный образ, изучают приемы и способы изображения животного на бумаге.
Заключительным этапом такого занятия является творческая работа в студии, построение композиции, подготовка выставочной работы.
Вместе с сотрудником Зоопарка были определены две основные темы, на которые ориентированы все наши творческие встречи и совместные занятия – это «Блокадные истории» и «Животные в жизни и в
сказке». Каждое занятие является частью системы поэтапного погружения в материал. В завершении учебного года организуется выставка детских творческих работ студийцев ДДЮТ на территории Зоопарка.
Образовательная эффективность таких интегрированных занятий выявляется по наличию образовательно-воспитательных результатов. Так как основной образовательной задачей, которую решает педагог при посещении Зоопарка, является обучение детей приемам и навыкам зарисовок с натуры животных и птиц, применяя разнообразные художественные материалы, то одним из ключевых образовательных результатов выступает сформированное умение зарисовывать животного с натуры, что в свою очередь способствует созданию живого образа в композиции.
Систематические занятия в Зоопарке позволяют детям чаще работать с натурой, а не с репродукциями, фотографиями или чучелами животных, которые им предоставляются в студийных условиях. Работа с натуры дает возможность поиска интересных ракурсов.
Особый образовательный эффект на занятиях изо в Зоопарке достигается во взаимодействии педагога ДД(Ю)Т с художником-анималистом. Встречи с анималистом детям особенно запоминаются. Обучающиеся в буквальном смысле впитывают в себя полученные сведения о строении животных и особенностях их изображения и подходят к рисованию зверя или птицы с большим пониманием.
Важное значение имеет тактильный контакт с животным. Объяснение материала происходит на живой натуре: мелких животных и дрессированных птиц детям приносят в рисовальный класс Зоопарка, некоторых из животных дают погладить, что тоже значимо в пробуждении познавательного интереса ребенка.
Занятия в Зоопарке помогают педагогу решить такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
- расширение кругозора ребенка,
- развитие его образного мышления
- и, главным образом, фантазии.
Как правило, большинство современных детей не обладают целостными знаниями об окружающем мире. По крайней мере большинство из них получает дополнительные знания не из книг, а в сети Интернет, и знания эти фрагментарны.
Принцип синтетического взаимодействия направлен на целостное представление о животном, в том числе, и как о художественном образе.
Продолжением данного сотрудничества стало сотрудничество с цирком в Автово, где дети, на примере зоопарка, зная особенности животных, видят их в новом облике, знакомятся с новыми видами работы с животными: дрессировка, участие в представлениях и тд; знакомство с новыми профессиями на личном общении: клоуны, акробаты, фокусники, гимнасты и тд. Что дает возможность детям вживую увидеть настоящую и трудную работу за кулисами. Итогом сотрудничества с цирком стало проведение районной выставки-конкурс детских работ на тему «Цирк-Шапито» на базе цирка с привлечением учащихся общеобразовательных школ Московского района.
Наблюдение за нашими детьми, показывает, что поход в Зоопарк перестал быть просто семейным походом выходного дня, а превратился в своего рода путешествие, связанное с любимым увлечением – рисованием, это выявило, что нетрадиционный подход к обучению, использование возможностей нового, неизведанного пространства всегда вызывает большой интерес у детей и побуждает их к творчеству, способствует развитию их индивидуальности, мотивирует на изучение всего нового.