Использование современных технологий для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках искусства.
Из опыта работы учителя искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_samoobrazovaniya_2020.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: Использование современных технологий для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках искусства.
Срок реализации: 3 года
Автор: Минина В.В., учитель искусства
В современном мире все более прочные позиции занимают цифровые технологии. Особенно широко их применяет молодежь, используя свои гаджеты для игры, общения, поиска информации, навигации и выбора маршрута по новым местам и городам и т.п. В последнее время все большую популярность набирают QR-коды и дополненная реальность. Ведущие мировые бренды используют эти технологии в своих рекламных кампаниях, издательства “дополняют” контент своей печатной продукции, учебные заведения применяют ее для лучшего усвоения материала. В связи с этим все более актуальным становится применение подобных технологий в процессе образования.
Так в текущем году у нас возникла идея объединить две предметные области: «Информатика» и «Искусство» в ходе реализации проекта «Музейное искусство детям».
Все уже привыкли видеть в школе картинную галерею, оформленную репродукциями картин известных художников. Раньше мы могли представить материал только посредством экскурсии и этикетажа. Сейчас эти формы тоже сохранились, но дополнились цифровым контентом.
Репродукции картин выступали метками для дополненной реальности и сопровождались QR–кодом с ссылкой на Интернет ресурс. Таким образом, экспонаты школьной галереи получили возможность «говорить сами за себя». Любой желающий мог узнать о выставленных в школьной галерее репродукциях картин, истории их создания, художниках, направлениях в искусстве. При этом каждый имел альтернативу – получить справку об интересующем произведении с помощью AR-приложения или QR-кода. Всего одно движение рукой и нужная информация оказывалась в руках человека, желающего узнать ее. Посетители школьной галереи могли делать это выборочно или подряд, создавая, таким образом, свой уникальный экскурсионный маршрут.
Работа велась совместно с учителем информатики Крыпаевой В.Б. Она на своих уроках и в ходе разработки индивидуальных проектов знакомила учащихся с ресурсами по созданию QR–кодов и AR-объектов, учила генерировать необходимую информацию.
Уже на этом этапе мы видели очевидную связь цифровых технологий с искусством. Учащиеся должны были подобрать необходимые ресурсы о музеях, их экспонатах, найти доступ к видео- и аудио-файлам, мультимедиа и документальным материалам, а также изображениям художественных экспонатов в электронном виде. Кропотливо собранная ими информация кодировалась, оформлялась в виде штрих-кода или AR-маркера и использовалась в ходе реализации проекта «Музейное искусство детям».
В текущем году он был посвящен Русскому Государственному музею в связи с юбилейной датой этого выдающегося музея русской живописи. Традиционно в рамках декады проводятся экскурсионные занятия, на которых учащиеся 5-8 классов знакомятся с репродукциями школьной галереи с помощью ребят-экскурсоводов. Уже на этом этапе работы они могли увидеть возможности цифровых технологий и позже воспользоваться рекомендованными приложениями для индивидуального ознакомления с экспонатами.
В ходе реализации проекта ежегодно проходит «Культурный детектив», в рамках которого учащиеся ежедневно выполняют задания поискового характера. Часть заданий носит ознакомительный характер с галереей и живописными произведениями (например, поиск по фрагменту, счет предметов на произведениях искусства, кроссворд на запоминание художников и их произведений и т.п.). Но ряд заданий требует от участников более глубоких знаний (например, определение жанров и направлений живописи, вопросы по содержанию и истории создания произведений и пр.). Здесь не обойтись без дополнительной информации. Ее источником могут быть и книги в библиотеке, и AR технология, и QR-коды.
По итогам реализации проекта мы убедились, что 100% ее участников наглядно увидели технологии в действии и смогли оценить их возможности. Если QR-коды знакомы учащимся, они встречали их в повседневной жизни, то дополненная реальность стала новшеством для многих. В ходе опроса и наблюдая за реакцией во время первого взаимодействия с дополненной реальностью, мы увидели проявления, так называемого, WOW – фактора. Никто не смог остаться равнодушным и не высказать свое «WOW» от образа музейного экспоната с применением AR.
Книги практически не использовались школьниками во время реализации проекта. С их слов, отсканировать QR-код или AR-маркер гораздо удобнее и быстрее, т.к. смартфон всегда под рукой, в за книгами еще нужно идти в библиотеку. Получается, что благодаря современным цифровым технологиям, обучающиеся имеют возможность мгновенного доступа к нужной информации. При этом школьники в равной степени рассматривают QR-коды и AR технологию как средства получения необходимых им сведений.
Большинство отмечают легкость и удобство использования приложений QR-кодов и дополненной реальности. Они не требуют от пользователя специальных знаний и навыков, не занимают много времени и сил, но могут обеспечить доступность информации через мобильные устройства. Также школьники отметили мобильность в качестве плюсов данных цифровых технологий.
Ученики отметили наглядность и зрелищность экспонатов, благодаря дополненной реальности. Они указали необычность подачи информации, что не позволяло скучать, гуляя по школьной галерее, а также добавляло элемент развлекательности. Часть школьников отметили такую черту дополненной реальности, как доступ к несуществующим объектам: эскизам и первоначальным вариантам живописных полотен, «тому, чего нет в реальности». Использование дополненной реальности, благодаря своим несомненным плюсам, вызвало неподдельный интерес в школьной среде.
Однако в ходе работы с цифровыми технологиями необходимо учитывать и их недостатки. Многие из них не работают без специального приложения, которое нужно найти и установить на свой смартфон. Однако большинство школьников в качестве главного недостатка QR-кодов и AR-технологии видят необходимость подключения к Интернету. Если смартфон не имеет выхода в глобальную сеть или закончился трафик, то приложения перестают работать. Некоторые смартфоны не имеют возможность поддерживать приложения из-за низкой или переполненной оперативной памяти или неподходящей платформы. Сами приложения тоже могут работать некорректной: выдают ошибки, долго прогружаются, имеют неудобный интерфейс.
Реализация проекта «Музейное искусство детям» с использованием цифровых технологий нашло положительный отклик у учащихся. Картинная галерея дала возможность соприкоснуться с прекрасным, а современные технологии обеспечили эффективное получение сведений о произведениях искусства, сделали процесс знакомства с ними более интересным и запоминающимся. По итогам проведения «Конкурса знатоков», завершающего и подводящего итоги проекта, у школьников отмечается рост осведомленности и информированности о выставляемых экспонатах.
Таким образом, мы на практике убедились, что, благодаря современным цифровым технологиям, может улучшиться процесс восприятия и запоминания учебного материала в результате повышения интереса аудитории к излагаемому и изучаемому материалу. Они вносят в процесс обучения яркие трехмерные образы, игровой элемент, активизируют взаимодействие участников учебного процесса, развивают пространственное мышление. Это позволяет повысить уровень мотивации обучающихся к самообучению, развивает стремление к использованию современных интерактивных возможностей и технологий. С помощью новейших цифровых технологий перед обучающимися открываются безграничные возможности для познания нового.
Кроме того, использование цифровых технологий в образовательном пространстве способствует интеграции различных предметных областей, объединяет усилия преподавателей и обучающихся за счет приобретения опыта проектной деятельности и коллективной реализации информационных проектов.