СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Никитина Дарья Алексеевна

Учебный материал представлен в виде презентации. Содержит в себе информацию об основных стилевых направлениях в искусстве, начиная со средних веков и до начала 20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стили в искусстве2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Средние века, Возрождение, новое время, эпоха просвещения, XIX век

Слайд 2

Романика Рома́нским иску́сством , рома́нским сти́лем ( от лат. Roma ) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII в . или позже. Этот термин распространился в XIX в. среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специфических элементов ( вестверк ). Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем, как в скульптуре, так и в живописи. Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям.

Слайд 3

Романика

Слайд 4

Готика художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XIII-XV вв. Является результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским художественным стилем. Охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.

Слайд 5

Готика

Слайд 6

Византия Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Периодизация византийского искусства раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века); ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I ( 527-565); иконоборческий период (VIII — нач. IX века). Император Лев III Исавр ( 717-741 ), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон; период Македонского возрождения ( 867-1056 ). Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации; Комниновское возрождение при императорах династии Комнинов ( 1081-1185 ); Палеологовское возрождение, возрождение эллинистических традиций ( 1261-1453 ).

Слайд 7

Византия

Слайд 8

Возрождение ( Ренессанс) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византии и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры. Возрождение делят на 4 этапа : Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV — первые 30 лет XVI века) Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

Слайд 9

Возрождение ( Проторенессанс)

Слайд 10

Возрождение ( Кватроченто)

Слайд 11

Высокое Возрождение

Слайд 12

Маньеризм от итальянского maniera - приём, манера), течение в европейском искусстве в XVI - 1ой трети XVII века. Это время, когда искусство позирования и любовь к вычурным позам достигло пика. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. ( Пармиджанино , Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения. Композиция перенасыщена — в ней много персонажей или деталей, требующих внимания. Фигуры удлиненные, пропорции слегка деформированные, цветовая гамма достаточно контрастная.

Слайд 13

Маньеризм

Слайд 14

Барокко стиль в европейском искусстве и архитектуре XVI—XVII веков. Барокко характеризируется усложнением художественной формы, больше внимания уделяется деталям, используются символы и аллегории. Часто реалистические сцены и персонажи изображены рядом с мифологическими. Основные сюжеты живописи барокко — это мифология и религия . Картины очень эмоциональны, характерна яркость, игра цвета и теней, помпезность и изображение в преувеличенной манере. Несмотря на португальское происхождение слова «барокко», родиной стиля является Италия. В Риме зарождается так называемая величественная манера живописи, прославляющая католических святых, папу римского, аристократическую элиту. Популярным становится жанр парадного портрета, подчеркивающего статус человека в обществе. Правители на таких портретах часто изображены в окружении античных богов.

Слайд 15

Барокко

Слайд 16

Классицизм художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Со временем переродился в академизм.

Слайд 17

Классицизм

Слайд 18

Академизм Академи́зм (фр. academisme ) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. С тиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения . Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. Словом «академизм» часто определяют два различных художественных явления — академический классицизм конца XVIII — начала XIX века и академизм середины — 2ой половины XIX века . Для русского академизма 1ой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Слайд 19

Академизм

Слайд 20

Романтизм направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.

Слайд 21

Романтизм

Слайд 22

Реализм ( от позднелатинского reālis — «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. Начав свой путь во Франции в 1840-х годов, реализм произвел революцию в живописи, расширив представления о том, что представляет собой искусство . В буквальном смысле «реализм» — художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Повседневная жизнь и современный мир стали подходящими объектами для искусства, призванного точно и объективно зафиксировать действительность . Стремление привнести повседневность в свои полотна стало проявлением желания художников объединить искусство и жизнь.

Слайд 23

Реализм

Слайд 24

Символизм направление в европейской художест -й культуре кон. XIX-нач. XX вв. Возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия». Символизм прежде всего оформился во франц -й литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз . Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

Слайд 25

Символизм

Слайд 26

Импрессионизм ( от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа , пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)

Слайд 27

Импрессионизм

Слайд 28

Пуантилизм течение в живописи (синоним – дивизионизм ), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк , К. Писсарро ).

Слайд 29

Пуантилизм

Слайд 30

Постимпрессионизм условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четверти XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм. Важное отличие импрессионистов и постимпрессионистов: первые старались поймать мгновенное впечатление, секунду, вторые — выразить длительное состояние. В их картинах нет ощущения мимолетности момента. Среди постимпрессионистов – П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и другие. В полотнах есть место символам, нередко используются широкие раздельные мазки, как у импрессионистов. Композиции в основном статичные. Цветовая гамма сочная, но она не режет глаз, а успокаивает. Картины хорошо смотрятся в интерьере.

Слайд 31

Постимпрессионизм

Слайд 32

Модерн c тиль в e в po п e й c к o м и a м ep ик a н c к o м и c к ycc тв e н a py б e ж e XIX-XX в e к o в. М o д ep н п epeoc мы c лив a л и c тилиз o в a л ч ep ты и c к ycc тв a pa зны x эп ox, и вы pa б o т a л co б c тв e нны e xy д o ж ec тв e нны e п p и e мы, oc н o в a нны e н a п p инцип ax ac имм e т p ии, op н a м e нт a льн oc ти и д e к opa тивн oc ти. Объ e кт o м c тилиз a ции м o д ep н a также c т a н o вят c я и п p и po дны e ф op мы. Этим o бъя c ня e т c я н e т o льк o инт epec к pac тит e льным op н a м e нт a м в п po изв e д e ния x м o д ep н a, н o и ca м a и x к o мп o зици o нн a я и пл ac тич ec к a я c т py кт ypa - o били e к p ив o лин e йны x o ч ep т a ний, o плыв a ющи x, н epo вны x к o нт ypo в, н a п o мин a ющи x pac тит e льны e ф op мы. Т ec н o c вяз a н c м o д ep н o м - c имв o лизм , п oc л y живший э c т e тик o- фил oco ф c к o й основой для м o д ep н a, опи pa ясь н a м o д ep н к a к н a пл ac тич ec к y ю pea лиз a цию c в o и x ид e й. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендштиль – в Германии, Либерти – в Италии.

Слайд 33

Модерн