Конспект метапредметного занятия по изобразительной деятельности «Создание книги- совместное дело»
Данное занятие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов при проведении занятий или досуговых мероприятий. Для сплочения детского коллектива, установления благоприятной атмосферы группы детей. Основная цель групповой работы – развивать навыки выстраивания отношений: учить договариваться друг с другом, поддерживать взаимный обмен мыслями, стараться понимать других людей, уметь оценивать свои и чужие действия. Совместное выполнение индивидуальных функций детьми, их согласованность положительно влияют на взаимоотношения между участниками, развивают навыки сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prozorovskaya_on_metopredmetnoe_zanyatie.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества «Созвездие»
муниципального образования город Краснодар
Конспект метапредметного занятия по изобразительной деятельности
«Создание книги- совместное дело»
Педагог дополнительного образования
Прозоровская Ольга Николаевна
г. Краснодар, 2020 г.
Пояснительная записка
Занятие «Создание книги - совместное дело» составлено в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности «Разноцветная мозаика».
В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Социально-личностное развитие», что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы образования.
Представленный конспект занятия – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий педагога и детей);
• принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
• принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
• принцип психологической комфортности.
Данное занятие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов при проведении занятий или досуговых мероприятий. Для сплочения детского коллектива, установления благоприятной атмосферы группы детей. Основная цель групповой работы – развивать навыки выстраивания отношений: учить договариваться друг с другом, поддерживать взаимный обмен мыслями, стараться понимать других людей, уметь оценивать свои и чужие действия. Совместное выполнение индивидуальных функций детьми, их согласованность положительно влияют на взаимоотношения между участниками, развивают навыки сотрудничества.
Предварительная работа
Чтение книги, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по сказке «Волшебник изумрудного города»;
Прослушивание отрывков из литературно-музыкальной композиции
по мотивам сказки Ф. Баума и книги А. Волкова;
Проведение беседы, как создаются книги.
Проведение игр, направленных на развитие коммуникативных навыков «Волшебный букет цветов», «Игры-ситуации», «Пресс-конференция».
Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков; применение полученных знаний и навыков.
Технологии: ИКТ, элементы здоровьесберегающей и игровой технологий, командная работа.
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы:
-Словесный метод: создание ситуации новизны, беседа, пояснение, одобрение, рефлексивный;
-Наглядный метод: слайдовая презентация, сюрпризный момент;
-Практический метод: творческо-поисковый метод, защита творческих работ, физкультминутка, применение практических умений и навыков при рисовании.
Возраст детей: 8- 10 лет.
Время проведения занятий: два занятия по 45 минут.
Цель занятия: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства. Повысить сплоченность коллектива.
Задачи:
обучающая - систематизировать знания обучающихся, полученные на предыдущих занятиях о видах и жанрах изобразительного искусства, уметь их сравнивать, отработка умения подбора нужного колорита, совершенствовать умение изображать предметы по памяти и представлению.
развивающая – развитие зрительной памяти, пространственного мышления и образного воображения, фантазии. Развитие умения самостоятельного поиска композиции. Развитие навыков работы в команде и навыков групповой сплоченности.
воспитательная – воспитывать самостоятельность при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа. Формировать эстетический вкус и чувство цвета, творческую инициативу, взаимопомощь.
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные:
- Определять цель учебной деятельности с помощью педагога;
- Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, выбранной ролью;
-Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
- Уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками;
- Уметь слушать и понимать других;
-Участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь высказывать свою точку зрения,
- обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу других
Познавательные:
-Уметь обобщать и классифицировать по признакам;
- Уметь создавать образ, выделяя главное, сопоставлять и сравнивать.
- Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.
Оборудование и материалы:
Для педагога: компьютер, жетоны с изображением героев сказки, шляпы, инструкция с критериями для представления проекта
Для учащихся:
художественные материалы листы бумаги А3, А4, простые карандаши, гуашь, кисти, клей, ножницы, восковые мелки, фломастеры, цветная бумага, баночки для воды.
Ход занятия:
Организационная часть (5-7 минут)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочный город, а что это будет за город, вы узнаете из песни.
- Что это за город, и из какой он сказки?
- Какие герои были в этой сказке?
Когда дети называют героя, но появляется на презентации.
Элли, Железный дровосек, Страшила, Трусливый Лев, Гудвин.
- Каждому герою нужно придумать и записать признаки или какие-то их внутренние качества - черты характера.
Дети называют качества, вместе с педагогом выбирают наиболее точные, их записывают на доску. Кто называет эту черту характера героя, тот получает жетон с его изображением (жетоны с изображением героев по количеству человек).
Постановка проблемной ситуации (10-12 минут)
- Ребята, не умеющие читать, не знают такую сказку, но очень хотят с ней познакомиться. Как вы думаете, как мы можем им помочь?
Из предложенных ответов наводящими вопросами подвести к созданию иллюстраций к сказке.
- Можно ли в одном рисунке изобразить всю сказку?
Подвести к выводу, что нужно нарисовать отдельные эпизоды, отразив важные события. Иллюстрация- рисунки в книгах, которые сопровождают, дополняют текст, помогают читателю увидеть героев произведения – их лица, особенности фигуры, их характер, а также события, время и место, где они происходят.
- А если вы нарисуете все эпизоды из книги, то из рисунков что можно сделать?
Выставку, папку передвижку, книгу, буклет. Выбрать совместно с детьми один вариант и предложить создать настоящую книгу с иллюстрациями.
- Как вы думаете, один человек справится с такой задачей? Как мы поступим? (разделиться на группы)
Деление на группы (5-7 минут)
Разделить детей на группы по жетонам, которые они получили, отвечая на вопросы.
- Какие главные события произошли в сказке?
В каких ситуациях стало понятно, что лев - смелый, у дровосека – есть сердце, а страшила – умный? (прилет Элли, встреча с саблезубыми тиграми, переход через маковое поле, переправа через реку, встреча с Гудвином)
- Поодиночке герои справились бы с испытаниями? Почему?
(дружба, взаимопомощь и взаимовыручка играют большую роль в жизни каждого человека. Ведь друзьям в сказке удалось достичь желаемого именно благодаря этому. Выручая и поддерживая друг друга, они с легкостью проходят через все препятствия, которые изначально кажутся совершенно непреодолимыми).
Постановка цели (5-7 минут)
- Каждая команда будет рисовать свой эпизод сказки, чтобы потом можно было сложить рисунки в книжку. В этой работе вам нужно применить все знания, все чему научились: выбрать сюжет, придумать композицию, нарисовать главного героя, передав его характер и настроение, отразить окружающую среду: природу, здания. Начиная выполнять работу, продумайте какими художественными материалами вы будете пользоваться. А также важно быть командой, помогать друг другу.
- А сейчас я предлагаю вам пройти испытание, чтобы ваша команда была дружная. Мы отправимся по дороге из желтых кирпичей.
Физ. минутка (7-9 минут)
Игра на сплочение коллектива «Гусеница».
Задания выполняет каждая команда.
- Встаньте друг за другом, положите руки на талию впереди идущему. Ваша задача не сойти с дороги, и выполнять указания всем вместе, помогать, друг друга поддерживать.
На полу скотчем наклеена дорога.
Задания: присесть, наклониться вправо, влево, шагать на пятках и т.д.
- Молодцы все справились с заданием, дружные получились команды, предлагаю каждой команде занять свой стол!
Определение целей (3-5 минут)
-У каждой команды свой герой, ваша задача заключается в том, чтобы нарисовать эпизод, где этот персонаж будет главным.
Команда выбирает сюжет из тех ситуаций, которые озвучили вначале: прилет Элли, встреча с саблезубыми тиграми, переход через маковое поле, переправа через реку, встреча с Гудвином.
-У каждой команды одно свое задание, как можно его выполнить? Как можно разделить работу?
Определение ролей и функций в команде (7-10 минут)
- Где происходит событие? (в лесу, в поле…). Как называются картины, на которых художники изображают природу? (пейзаж). А как называют художника, который изображает природу? (пейзажист)
-Кто еще присутствует в сюжете? (животные, люди)
-Как называются картины, где изображен человек? (портрет)
Какой художник рисует портреты? (портретист)
- Не забудьте отразить характер героя. Какие художественные средства мы можем использовать? (цвет, форма, движение)
Обратить внимание на список качеств на доске.
- Какой художник рисует животных? (анималист)
- Какой художник изображает и создает дома? (архитектор)
-Как можем разделиться в команде? (по жанрам).
Определение последовательности выполнения задания в команде (2-3 минут)
Раздача технологических карт. Инструкция работы в команде.
План: |
|
|
|
|
|
Определение критериев (5-7 минут)
-Как определим, что ваша команда завершила работу?
(нарисованы все герои, рисунок соответствует заданию, правильно выбраны материалы для работы) Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Если получится хороший рисунок, но все сделает один человек из команды, будет ли это ошибкой и почему?
-Давайте определим как должна работать команда? (определить, что будете делать, все работают, делают свою работу, работать дружно)
Список критериев на экране, чтобы детям легче было презентовать свой результат.
|
|
|
|
|
-Можно ли начать сразу работу? Почему нельзя? (договориться, у кого какие роли, что и как будут изображать)
Раздать на каждый стол список ролей на стикере (пейзажист, портретист, анималист, архитектор), каждый ребенок после обсуждения прикрепляет себе стикер. Проверить, что все роли были разобраны, и у каждого была своя роль. Объявить время работы в команде.
Творческая самостоятельная работа детей (20 минут)
Дети выполняют работу в группах.
Итог занятия (8-10 минут)
Выступление каждой команды, представление работы по критериям, рассказ, у кого была какая роль, как работали по ролям.
Рефлексия (5-7 минут)
-А теперь каждый станет волшебником, и получит волшебную шляпу, только шляпы будут разного цвета. И каждый цвет будет обозначать направление развития вашей мысли. Зеленая шляпа- похвалить команду, черная- чтобы изменил в работе команды, красная- какие эмоции вызвала работа в команде, синяя- придумать новые решения задания, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Список литературы:
- Игры на сплочение детского коллектива. Набор развивающих карточек. Н. Плотникова.
- Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова.
- В.И. Колякина Методика организации уроков коллективного творчества.