Как художники город спасли. (Подборка материалов из сети Интернет для беседы на классном часе)

Яковлева Елена Ольгердовна

Подборка материалов из сети Интернет для беседы на классном часе о маскировке Москвы в годы ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maskirovka.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как художники спасли город . Презентация выполнена преподавателем ДХШ г. Десногорск Яковлевой Е.О. 2020 г.

Слайд 2

К ак вы думаете, может ли художник с помощью кистей и красок защитить город? Сомневаетесь? А вот послушайте, что было во время Великой Отечественной Войны: С первых дней войны стало ясно , что главной целью фашистов будет нападение на столицу с воздуха и уничтожение ее главных стратегических объектов. Руководству страны нужно было любым способом уберечь от бомбардировок фабрики и заводы, памятники культуры и, конечно, Кремль. Буквально в считанные дни с помощью архитекторов и художников удалось в полном смысле слова нарисовать новую Москву – в которой не было Кремля, а мосты, дома и дороги стояли совсем в других местах… В первую очередь нужно было «спрятать» Кремль как основную и самую заметную мишень. Уже через четыре дня после начала войны было решено снять кресты и убрать блеск с куполов кремлевских соборов для того, чтобы они не «выдавали» себя, а башни, стены и другие здания замаскировать под жилые дома. Т акже решено было построить макеты важных объектов в совершенно другом месте (в том числе, фальшивого моста через Москву-реку) и целых рисованных кварталов. Все это должно было обмануть немецких пилотов и затруднить нахождение объектов для бомбардировки.

Слайд 3

Возглавил работы художник-архитектор Борис Иофан. Под его руководством город просто преобразился, и с воздуха его было действительно не узнать. Изменили свой вид городские кварталы (планировка выглядела совсем не такой, как на самом деле ). П арки , которые с воздуха были наиболее заметны, выделяясь зелеными пятнами, маскировщики застроили макетами зданий и других объектов. При работе была активно использована маскировочная сетка . Замаскированный Большой театр. Подготовка к поднятию дерижабля на фоне Большого театра .

Слайд 4

Особо тщательно были «спрятаны» оборонные заводы, мосты (их выкрасили в черный цвет), нефтехранилища, водонапорные станции. Наряду с этим в разных частях города появились фальшивые предприятия с трубами, элеваторы, нефтебаза и даже фальшивый лагерь красноармейцев с палатками и фигурами бойцов. А еще были псевдоаэропорты с муляжами самолетов . С лужба маскировки состояла из художников и архитекторов. Кремль выглядел, как жилой квартал. Все его здания были стилизованы под более современные, купола покрыты темной краской, звезды на башнях зачехлены. На кремлевских стенах художники нарисовали окна, а зубцы укрыли фанерными листами, которые имитировали крыши домов. Эскиз маскировки Кремля.

Слайд 5

Мавзолей Ленина В.И. , находящийся на Красной площади, расписали под старинный особняк. У здания сыпальницы появились фальшивые колонны и фальшивая крыша, а позади «усадьбы» возвышался «жилой дом ». Кремль был «спрятан» отлично. Согласно статистике, за годы войны Москва пережила почти полторы сотни вражеских налетов, а вот Кремль подвергся бомбежке всего восемь раз. Вид Красной площади с Мавзолеем. Слева современный вид, справа-маскировка в военное время. Маскировка здания московского «Манежа». Центральный выставочный зал «Манеж» в наше время

Слайд 6

М аскировка города очень затрудняла для фашистов нахождение тех или иных объектов и, конечно, сбивала с толку, учитывая то, что налеты они совершали обычно в темное время суток. Вражеские летчики тратили драгоценные минуты на то, чтобы подлететь поближе к фальшивке и, покружив над ней, разобраться, реальный это объект или нет. И часто во время таких замешательств они встречали огонь советских зениток . Большинство же бомб пилоты сбрасывали практически наугад, а не по конкретным целям, либо по муляжам. Более того, некоторые муляжи горожане во время налетов специально подсвечивали, чтобы самолеты направлялись именно к ним. Все это очень помогало советским истребителям и зениткам.

Слайд 7

Основные обьекты маскировки Москвы.

Слайд 8

В работе по маскировке принимали участие военные, художники, добровольцы из горожан, а на самых высоких объектах (например, на колокольне Ивана Великого) трудились профессиональные альпинисты. В итоге за период с начала первых авианалетов по апрель 1942 года в Москве пострадало лишь 19 предприятий и чуть больше 200 зданий. В масштабах ежедневных налетов и большого города это было не так и много. Разрушений могло быть гораздо больше если бы Москву не «разрисовали ». Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150918/40502 / Также https://www.1tv.ru/news/2012-05-09/91761-vo_vremya_velikoy_otechestvennoy_voyny_hudozhniki_spasali_moskvu_ot_nalyotov_gitlerovskoy_aviatsii Фальшивые крыши домов, нарисованные на площади.