Сравнение идеала красоты в разные эпохи
На основе изучения различных эпох, применяя сравнительно-исторический анализ, провести сравнение красоты в разных странах в разные времена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнение идеала красоты | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовила учитель искусства МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова
г. Новочеркасска Мартынова Светлана Ивановна.
Тема урока: «Сравнение идеала красоты в разные эпохи».
Цель урока: на основе изучения различных эпох, применяя сравнительно-исторический анализ, провести сравнение красоты в разных странах в разные времена. Познакомиться с обликом и костюмами человека различных эпох.
- Образовательная: создать условия для фиксирования у учащихся собственного эмоционального образа художественного произведения, эпохи, стиля; дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является эталоном красоты; расширять словарный запас учащихся.
- Развивающая: способствовать формированию у учащихся умений сравнительно-сопоставительного анализа; развивать ассоциативное мышление.
- Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки.
Задачи:
1. Рассмотреть художественные произведения.
2. Найти сходство и различие, выявить особенности облика человека каждой эпохи.
3. Выполнить художественно-творческое задание
Ход урока:
Сравнительно-исторический анализ основывается, с одной стороны, на сравнении – простейшей познавательной операции выявления сходства и различия объектов, а с другой – на принципах историзма, согласно которым, действительность рассматривается в перспективе постоянного изменения во времени.
Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.
Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов)
Красота, грация, изящество, гармония, чудо, великолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, художественность.
В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?
Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…
Формулирование целей урока. Обратимся к слайдам презентации. Давайте сравним данные изображения? По какому принципу объединены они? Какое изображение соответствует какой исторической эпохе? Почему?
Рассмотрение нового материала. Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является эталоном красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Статуэтка эпохи палеолита – «палеолитическая венера» - символ материнства.
Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.
Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.
В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.
Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.
В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
Что же является зталоном красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.
- внешняя красота
- интеллектуальный уровень
- обаяние, грация
- предметы
- материнство
- набожность
О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
Красота внутренняя – красота души человека.
Почему в большей степени в жизни важна красота внутренняя, а не внешняя?
Послушайте высказывания великих людей – писателей, поэтов…
Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.
Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».
Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя будущего обновления человечества.
Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.
А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Сикстинской Мадонной Рафаэля? Красота материнства. Готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят равнодушными сердца.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда.
Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?
Материнство.
Готовность к подвигу ради других людей.
Любовь жертвенная.
«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»?
Подведем итог урока. В результате сравнительно-исторического анализа, который мы с вами провели, можно сделать вывод.
Если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь.
Домашнее задание выполнить письменно. Закончите предложения:
Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…
Я не могу назвать красивым человека, который…
Важнее всего для красивого человека…
Урок закончен. Спасибо за работу.