СТАТЬЯ "Воспитание упорства и настойчивости в достижении результата при работе над творческим проектом в дополнительном образовании"
АННОТАЦИЯ К СТАТЬЕ
В статье описываются методические приемы, которые использует педагог по изобразительному искусству для воспитания таких личностных качеств ребенка, как упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Автор полагает, что данные качества развиваются наиболее успешно в процессе длительной работы, одной из эффективных форм которой является выполнение творческих проектов. В статье даны рекомендации по применению таких приемов как: план-график ведения проекта, создание кластеров, ведение творческого альбома. Приемы, описанные в статье, помогают пробудить интерес ребенка к теме проекта и поддерживать необходимый уровень его мотивации на протяжении всего срока работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества «СОЮЗ»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Статья
«Воспитание упорства и настойчивости в достижении результата при работе над творческим проектом в дополнительном образовании»
Автор:
педагог дополнительного образования
Цветкова Вера Викторовна
Санкт-Петербург
2018
СТАТЬЯ
«Воспитание упорства и настойчивости в достижении результата при работе над творческим проектом в дополнительном образовании»
Основой обучения в дополнительном образовании детей является образовательная программа, которая состоит из небольших заданий по освоению знаний и технических умений в конкретном направлении. В этом заключается специфика обучения детей, которые быстро устают от однообразия. К тому же, детям бывает трудно воспринимать информацию в вечернее время после основного школьного обучения. Однако программные задания не дают необходимого творческого развития ученикам, не развивают в полной мере их самостоятельности.
В связи с этим, одной из полезных и эффективных форм творческой работы учащегося является метод проекта. Но очевидной трудностью для детей в выполнении проекта является долгосрочность его выполнения, потому что в долгосрочной творческой работе требуются особые качества участника. К таким качествам относится упорство и настойчивость. Нам известно, что эти качества ребенок проявляет при сильной заинтересованности в получении результата. Поддержать эту заинтересованность в период продолжительного времени помогает мастерство педагога, а также знание методик и технологий. В связи с этим встает педагогическая задача воспитать в учениках эти качества, вовлекая их в работу без нажима, но давая им ощущение полной доброй воли, самостоятельности и радости познания нового.
Такая творческая практика, как участие в проекте дает в полной мере возможность вовлечь ребенка в работу, а значит, погрузится или, как говорится вжиться в тему.
Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня - и я научусь (дословно: дай мне сделать и я пойму)
Так гласит древняя китайская мудрость, и эта мудрость имеет реальные научные корни, так как память человека бывает двух видов. Речь идет о памяти декларативной и памяти натуральной. Для обучения детей память второго вида гораздо более эффективна и имеет свойство действовать в течение всей жизни.
Для использования натуральной памяти, как нельзя лучше подходит технология проекта. Эта технология дает возможность вовлечь обучающегося в активную деятельность, а значит, запомнить и усвоить необходимые новые понятия и способы действия при выполнении творческой задачи долгосрочного задания. Традиционное воспитание базируется в основном на усилении примитивной мотивации участников. Дескать, участвуйте ребята в конкурсах и проектах, справитесь с темой и получите грамоты и призы. Однако педагогу понятно, что основная цель участия проекте, это, конечно же, получение новых знаний, развитие творческих способностей и воспитание новых качеств.
Цель данного эксперимента - узнать, как вовлечь ребенка в выполнение долгосрочного задания и научить его не терять при этом интереса к участию в проекте, не смотря на долгосрочность выполнения.
Важный момент для воспитания упорства и настойчивости – это соблюдение сроков. Обычно участие в задании на конкурс или проект имеет сроки выполнения. Поэтому первое правило – это ведение работы над проектом по четкому плану.
Отсюда рекомендации: ученику и педагогу составить график выполнения этапов работы. Обычно человек, который не успевает что- то выполнить в срок, начинает беспокоиться, а беспокойство дает не уверенность в своих силах. В таких случаях ребенок стремиться пропустить необходимые этапы работы, чтобы сэкономить время. В результате работа теряет качество, а с ним уходит заинтересованность в результате. Задача педагога придумать, как будет выглядеть этот график, чтобы ученик им с удовольствием пользовался.
Пример плана работы:
Дата | Этап работы | Примечание |
Знакомство с темой путем беседы с педагогом и создания первоначального совместного кластера | Выбрана тема: « Е.А. Мравинский дирижирует в большом зале Филармонии» | |
Создание творческого альбома по данной теме | Информация о личности героя | |
Набор информации с занесением в творческий альбом | По интерьеру По костюму По портретному сходству | |
Обсуждение данной информации с педагогом и создание кластера самостоятельно с использованием набранной информации | Добавлены ветви к основному кластеру: пюпитр, хрустальная люстра, движение – взмах палочки, | |
Определение жанра и создание композиционного эскиза | Портрет дирижера во время концерта | |
Утверждение эскиза на обсуждении | Поправки педагога по движению фигуры- динамичность добавить | |
Работа над конечным наглядным продуктом – рисунком | Работа в формате с учетом поправок | |
Создание цветового эскиза или эскиза техники, если это графика | Окончательный выбор техники | |
Дата окончания работы и окончательного обсуждения | Просмотр |
После составления графика следить за выполнением сроков и работать по плану графика.
Таким образом, по плану работы самая первая задача педагога после выбора учеником темы - помочь ему углубиться в эту тему. Для выполнения этой задачи педагогу очень поможет такой методический прием как создание кластера или интеллект - карты. Составление кластера поможет взглянуть на тему с самых разных сторон и выбрать что-то оригинальное и новое в раскрытии темы с самого начала ее разработки. Это очень важно для стимуляции интереса к работе, так как часто при исполнении основного продукта проекта большая часть времени уходит на перерисовывание одного и того же сюжета. В результате: бумага протерта до дыр, а оригинальность и новизна так и не достигнуты. Вследствие этого, у ученика нет удовлетворения работой и рвение работать над темой остывает.
Создание кластера также эффективно помогает выявить начальные точки отсчета, то есть уровень эрудиции ребенка в проектной теме. По сути это может послужить первичной диагностикой при создании проекта.
Кластер служит хорошим трамплином для ввода в тему проекта и дает направление действия ученику. А именно - даст понять, где у него пробелы в знаниях. А отсюда и определится второй этап работы над проектом – это сбор необходимой информации из книг, альбомов, бесед с педагогом и только в последнюю очередь - из Интернета.
На примере проекта года нашего учреждения «Достойные граждане Санк-Петербурга» выяснилось, что из шести учеников, желающих принять участие в нем, только двое хоть что-то могут включить в начальный кластер. У остальных учеников острая нехватка информации.
Отсюда вырисовывается следующий этап ведения проекта – это не просто получение информации, а присоединение этой информации к конкретной теме. Для этой цели применяем прием сбора информации, как ведение «Творческого альбома». В альбом зарисовываем и записываем все, что удалось усвоить из бесед с педагогом, из общих обсуждений, из литературы, из Интернета.
После сбора информации ученик составляет повторный самостоятельный кластер, уже в творческом альбоме и работает над темой, применяя найденную информацию. Пользуясь информацией из творческого альбома, ученик ощущает свою самостоятельность.
Можно приступать к следующему этапу - созданию эскиза. При работе над эскизом может обнаружиться нехватка изобразительной информации. И тут опять на помощь приходит творческий альбом. В нем делаем зарисовки деталей костюма эпохи, прически, зарисовки кистей рук и другие анатомические части тела. А также архитектура, состояние неба, детали интерьера. Пробуем цветовые задумки. Храним альбом как зеницу ока. Творческий альбом- это очень важный документ. Он послужит для изготовления окончательного наглядного продукта.
Применение информации из кластера и из творческого альбома дает ученику ощущение полноты творческих возможностей.
Так по теме проекта года дети выработали жанр, раскрывающий тему. Оказалось, что это «Портрет гражданина в конкретной исторической или географической среде».
Например, в портрете поэта А.С.Пушкина появился фасад здания на Мойке дом 12, где жил поэт, ограждение реки Мойка, рисунок которой сразу настраивает на дух пушкинской эпохи и говорит о питерской среде обитания.
В портрете Е.А.Мравинского появились детали известного всем большого зала Ленинградской филармонии (зала бывшего Дворянского собрания в Санкт-Петербурге) . В этом зале происходили концерты первого состава симфонического оркестра Филармонии, руководителем которого многие годы был этот известный во всем мире талантливый дирижер.
При создании семейного портрета известного советского ученого-химика Сергея Лебедева и его жены Анны Остроумовой – Лебедевой было открыто, как именно происходит истинное служение членов семьи друг другу. Каждый из этой пары имел свое очень значимое дело в жизни, но находил время заботиться о своем супруге, то есть о муже и жене, находили время жить интересами друг друга.
На таком замечательном примере можно доходчиво объяснить детям, что такое истинная любовь. Этот пример имеет большое воспитательное значение. А пейзаж Выборгской набережной напоминает нам о том, что жили и работали эти достойные граждане на Выборгской стороне.
А например в портрете И.А.Крылова, автор ввел в композицию изображение чугунного кружева ворот Летнего сада, что деликатно напомнило нам об историческом месте Санкт-Петербурга, где находится памятник баснописцу.
Бывают случаи, когда некоторые ученики в процессе исканий теряют первоначальную задумку образа в портрете и это не приносит желаемую пользу. Однако благодаря своему верному помощнику, Творческому альбому, они смогут вернуться к первоначальному решению, но уже на новом уровне.
Такая планомерная, поэтапная работа над творческой темой с применением новых понятий и способов действия дает каждому участнику возможность успешно завершить проект и быть чрезвычайно довольным результатом своего участия в нем.
Во время завершающего обсуждения конечного продукта, дети часто признаются в том, что они даже не представляли, что смогут получить такой результат. Конечно, этот факт чрезвычайно поднимает их самооценку и дает уверенность в своих силах и творческих возможностях.
Таким образом, достижение хорошего результата – это всегда планомерная работа, которая и воспитывает в учениках упорство и настойчивость. Воспитывает исподволь, без деклараций и контроля со стоны педагога. Сама система такого выполнения долгосрочной работы приучает детей к самостоятельности. Дает возможность повысить качество выполненных работ, и как следствие этого, оставляет впечатление удовлетворения от успешного завершения дела, что благотворно влияет на формирование личности ученика. Успешно выполненная работа дает мотивацию попробовать свои силы снова и снова, раскрывая творческий потенциал участника.
Очень ценным является и то, что каждый из учеников точно так же может получить успешный результат, применяя эти рекомендации и в других областях дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования
Цветкова В.В.