Исторический жанр в живописи Сурикова
Характерное обращение русской живописи к реалистическому отражению жизни. Это направление сыграло значительную роль в русской живописи, где выражалась сущность многих крупнейших событий русской истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Для второй половины XIX и начала XX веков характерно обращение русской живописи к реалистическому отражению жизни. Это направление сыграло значительную роль в русской живописи, где выражалась сущность многих крупнейших событий русской истории.
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Основные виды произведений исторического жанра – исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). Особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. Эволюция исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъема связаны с усилением социальных конфликтов, возникновением общественных и революционных движений, ростом классового и национального самосознания, со стремлением воплотить в искусстве и донести до зрителя передовые общественные идеалы. В историческом жанре часто находили художественное выражение драматические столкновения исторических сил, события классовой и национально-освободительной борьбы, взгляд на народ как на активную движущую силу истории.
Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных взглядов на историю (полностью лишь в 18-19 вв.), но многие его особенности сложились значительно раньше. Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племен, формировании народов, государств и др.) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.1
Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Культура гуманизма, пробуждение интереса к историческим знаниям способствовали укреплению представления об эпизодах Священного писания как фактах общечеловеческой истории. Создавались и изображения на темы актуальных современных событий, служившие уже в XIV в. средством пропаганды новых общественных идей.2
Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело) воплощали в образах священных легенд представления о физическом совершенстве и духовном величии человека, его органической связи с жизнью окружающей природы. Создавались и собственные исторические композиции, трактованные в идеально-обобщенном, вневременном плане. В работах мастеров Позднего Возрождения находит место подробное, документально точное отражение современного быта (Паоло Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий.
В 17-18 вв. академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нем как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип торжеств, идеально-обобщенной по построению многофигурной исторической картины.3
В России исторический жанр начал развиваться в 1-ой пол. - сер. 18 в. с появлением светского искусства и исторической науки: парадные и документально точные гравюры А.Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии Б.К. Растрелли, мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64).
Русский исторический жанр во 2-ой пол. 18 в. связан с просветительскими идеалами и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств. Ведущую роль играла крупная по размерам тематическая картина (А.П. Лосенко, И.А. Акимов, Г.И. Угрюмов), посвященая не только античности, но и национальной истории.4
Историческая живопись, как известно, главенствовала в академической иерархии жанров. Сейчас, во временном отдалении, мы видим что она тем не менее не достигла высот и качественного уровня портретного искусства. Однако характер ее очень интересен, а влияние на другие жанры ощущается на всем протяжении развития русского искусства нового времени. Исторический жанр был прекрасной школой композиции, рисунка и техники масляной живописи. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма. В центре внимания была античная тематика и национальная история, осмысленная созвучно идеалам гражданственности и патриотизма.5
Как ни существенны были достижения русских живописцев в портрете и бытовом жанре, современники считали наиболее важным жанр исторической картины; в понятие последней входили, как в 18 веке, кроме собственно исторических также и религиозные и мифологические сюжеты.
В 1820-х годах складывается иное понимание этого жанра. Вторую четверть 19 века можно считать временем господства в исторической живописи романтической тенденции. Одно за другим появляются большие полотна Брюллова, Бруни, Басина, Александра Иванова и многих других.6
Большую роль в формировании идеалов и методов русского исторического жанра сыграл А.А. Иванов, ставивший в своих композициях на религиозные темы проблемы исторического прогресса, нравственного возрождения народа, создавший новую систему подготовки большой картины на основе многочисленных эскизов и этюдов с натуры.7
В то же время историзм Иванова неизмеримо более глубок, нежели в работах Брюллова и Бруни. Он стремится найти и выразить в народной толпе внутреннее единство, достигнутое не механически, не страхом перед стихийным бедствием или перед трансцендентными силами, а благодаря воздействию определенного идейного, философского фактора. Иными словами, он ищет в толпе единство, отразившее не только экстраординарное событие, но и этап исторического процесса внутреннего, социального развития человечества.
В своей толпе Иванов стремится представить не только национальное своеобразие, не только различие характеров и темпераментов, но и – в меру представлений своей эпохи – специфику социального облика народа Древней Иудеи на рубеже нашей эры.8
Но главный путь русского исторического жанра был связан с демократическим реализмом; он определялся интересом художников к отечественной истории, ее драматическим социальным противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс. Вслед за В.Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 вв., живописцы-передвижники (Н.Н. Ге, Н.В. Неврев, А.Д. Кившенко, И.М. Прянишников и др.) и близкий к ним скульптор М.М. Антокольский утвердили в русском историческом жанре убедительность и достоверность исторических характеров, социальных и бытовых ситуаций. Многим историческим композициям русских художников-демократов свойственна обличительная, антикрепостническая направленность. Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы достиг И.Е. Репин в изображении трагедии деспотичного произвола («Иван Грозный и сын его Иван», 1885) и жизнерадостного вольнолюбия народа («Запорожцы», 1878-91). Он придал обличительное социально-историческое значение монументальным сценам народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-83). Трагическая, полная внутренних противоречий история народных масс стала центральной темой творчества В.И. Сурикова, отразившего яркие исторические события, героические национальные характеры, неиссякаемые жизненные силы народа («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»). Он объединил в единое эмоциональное и живописное целое пеструю многоликую толпу, воссоздающую яркие социальные типы и сложные оттенки чувств, национальный пейзаж и архитектуру, красочные особенности народного быта. Эпическим, былинным духом проникнуты композиции В.М. Васнецова («Богатыри», 1881-98). Облик московской старины воссоздал А.М. Васнецов. Историю современных войн, судьбу ее рядовых участников, национальное своеобразие облика восточных стран отразили картины В.В. Верещагина, обличающие колониализм, террор самодержавия.9
Интерес к родной истории всегда был велик у передовой демократической общественности. В рассматриваемые 60 – 80-е годы историки и археологи очень много сделали для развития отечественной исторической науки. Достаточно назвать труды Н.И. Костомарова («Русская история в образах царей и князей»), И.Е. Забелина («Домашний быт русских царей», «История русской жизни с древнейших времен»). Художники могли почерпнуть у них большой фактический материал, существенные подробности быта. Но, к сожалению, за этнографическими подробностями подчас исчезали живые человеческие характеры и суть изображаемого. Историческая картина превращалась в добротно написанные исторические костюмы и исторический антураж. Поворот к «историческому мышлению» был совершен только Суриковым.
В творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916) историческая живопись обрела свое современное понимание. Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой является народ.10