Методика преподавания предмета "Станковая композиция" в выпускном классе живописного отделения в ДХШ№4
Станковая композиция является важнейшим предметом на протяжении всего курса обучения в детской художественной школе.
От правильно выбранной методики преподавания композиции зависит успех обучения детей изобразительному искусству и подготовке их к дальнейшему поступлению в средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Уроки композиции в Детской Художественной Школе всегда воспринимаются детьми с большим энтузиазмом.
И это неслучайно, потому что эти занятия дарят детям возможность сочинять, мыслить, творить, а также помогают выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей учащихся, воспитанию и развитию их художественного вкуса.
Весь их творческий потенциал, умение думать, также как и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи - все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал.
Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии.
Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному».
На основе этого у учащегося постепенно развивается осознанное чувство ритма, движения, силуэта.
Главными понятиями станковой композиции является замысел, дающий представление о цели работы, её смысле и картина, которая в результате работы оформляет замысел в законченное произведение.
С одной стороны это - творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения.
С другой – это комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах.
Главными задачами являются:
образовательные, развивающие и воспитательные, которые направлены на:
- формирование умения и навыков учащихся при использовании различных художественных материалов;
- выявление объема и материальности предметов, грамотного владения тоном и цветом;
- закрепление всех знаний, полученных в процессе обучения;
- развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического и художественного вкуса и креативного мышления;
- воспитание интереса к творчеству;
При обучении используется словесный, наглядный, практический и эмоциональный методы обучения, также используются таблицы и наглядные пособия, репродукции произведений художников, работы учащихся из методического фонда школы, презентации.
Существуют определенные требования к уровню подготовки учащихся на итоговом 5 году обучения в художественной школе:
- это знания основных правил и законов станковой композиции, плановости, перспективного построения пространства, стилизации форм;
- умение грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов
- создавать сложные художественные образы, самостоятельно применять знания о выразительных средствах композиции в композиционных работах;
- навыки работы различными живописными и графическими техниками;
- создания композиций с архитектурными элементами.
Этапы выполнения работы состоят из выбора темы, сбора подготовительного материала, выполнения эскизов, разработки концепции сюжета, определения техники и материала выполнения работы, поиска цветовой палитры, переноса конечного варианта композиции на выбранный формат, работа в материале, проработка деталей, обобщение, завершение, оформление работы.
Программа учебного предмета Станковая композиция в 5 классе живописного отделения включает в себя задания
- на выполнения композиций с изучением большого света и тени, с выявлением состояния освещения, с передачей больших цветовых отношений и плановости;
- выполнение многофигурных композиций с передачей цельности, окружающей среды, времени изображения;
- также выполнение сюжетных композиций на конкурсные темы с учётом плановости и действий, тональным и цветовым решением, с грамотным изображением человеческой фигуры
И традиционно окончание обучения в художественной школе завершается выполнением выпускником дипломной работы.
Выбор предмета, темы, техники исполнения проводится самостоятельно, и это зависит от склонностей и привязанностей учащегося, его интересов.
Но задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям выбрать темы образов, найти именно «свое» и, в то же время, выбрать решение по силам. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
Большое значение имеет первая беседа о дипломе. Нужно показать, что, при всем многообразии, есть определенные направления-ориентиры.
1. Это непосредственно мир, который нас окружает: город, село, поселок, в котором ты живешь.
2. Портреты-образы; люди, окружающие нас, связанные с определенной профессией, образом жизни. Портреты современников.
3. Все, что человека сопровождает по жизни - труд, отдых, развлечения и увлечения, интерьер, натюрморт, пейзаж.
4. Прошлое и будущее
Диплом может быть выполнен в любой технике. Возможно сочетание различных техник в соответствующем пропорциональном отношении — все зависит от выбранной задачи. Приемлемы комбинации, наиболее полно раскрывающие данную художественную личность.
Дипломная работа – это первая серьезная работа учащегося.
В процессе выполнения этой работы выпускник получают в ней ценный опыт самостоятельного решения задач, проходя все стадии от наброска к законченному решению работы.
В работе прослеживается композиционное цветовое решение, творческий подход к работе, эстетичный вид работы.
При защите своей дипломной работы учащийся сообщает тему работы, её актуальность. Даёт краткое описание работы, раскрывает её содержание, идею, образное решение. Обращает внимание на композиционное решение, колорит, средства, с помощью которых он добился выразительности образа. Дипломная работа показывает уровень учащегося, достигнутый за все годы обучения предмета.
Следует отметить, что выпускники с большим успехом заканчивают нашу художественную школу, поступают в средние и высшие учебные заведения в Мордовии и за её пределами, и продолжают активно работать творчески на другом, более профессиональном уровне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебный процесс
Программа учебного предмета «Композиция станковая» 5 класс живописное отделение
Композиция с изучением большого света и большой тени. Композиция на тему: «Сенокос», «На лугу», «Пастбище» Задание № 1 I полугодие
Сюжетная композиция. Композиция на тему: «ВОВ (по мотивам литературных произведений), подвиг и жизнь земляков: М. Девятаев , генерал И. Болдин, В. Сущинский , «Парад Победы», «9 Мая», «Встреча ветеранов» Задание № 2
Задание № 3 Сюжетная композиция на конкурсную тему. Конкурсная тема: «Подводный мир», «Благовест», «Рождественская звезда», «Святые заступники Руси», «Святыни земли Мордовской» «Пейзаж с архитектурным сооружением (церковь, погост) с введением человека»
II полугодие Многофигурная сюжетная композиция. Композиция на тему: «Святки», «Рождество», «Крещение», «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресенье», «8 Марта» Или композиция на тему: «Мастера искусства: Эрьзя С.Д., Сычков Ф.В., Макаров», «Копии работ художников» Задание № 4
Задание № 5 Сюжетная многофигурная композиция Конкурсные задания
Поэтапность выполнения дипломных работ учащихся ДХШ№4
Защита экзаменационных работ выпускников в Детской художественной школе №4
Экзаменационная работа Шалагина Вероника, 15 лет «Детство»
Экзаменационная работа Иконникова Алина, 15 лет «За кулисами»
Экзаменационная работа Пискунова Олеся, 15 лет «Мастерица»
Экзаменационная работа Базеев Денис, 15 лет «На пленере»
Экзаменационная работа Уткина Валерия, 15 лет «Волшебный мир театра»
Экзаменационная работа Краснова Анастасия, 15 лет «Легенда стиля»
Экзаменационная работа Дьяконова Екатерина, 15 лет «Свадьба» Экзаменационная работа Дьяконова Екатерина, 15 лет «Свадьба»
Экзаменационная работа Бычкова Татьяна, 15 лет «Пушкин в Тифлисе»
Всем спасибо за внимание!!!