Методический доклад на тему "Методические приемы обучения лепке младших школьников" + Конспект урока по лепке для учеников 2 класса

Щеглова Анастасия Олеговна

Методический доклад раскрывает понятие лепки как вида скульптуры. В нем разбираю материалы, виды, способы и технологию лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_doklad_2020.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа»

Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Городской округ город Радужный

Методические приемы обучения лепке младших школьников.

Доклад

                                                          Выполнила:        

                                                                                    Щеглова Анастасия Олеговна,

Преподаватель МАУ ДО «ДХШ»

Г. Радужный

2020 г.            

Оглавление

  1. Лепка как вид элементарной скульптуры.
  2. Материалы, используемые на занятиях.
  3. Виды лепки.
  4.  Способы лепки.
  5. Технология работы.
  6. Заключение.

Список литературы

Приложение 1. Конспект урока по лепке для учеников 2 класса

  1. Лепка как вид элементарной скульптуры.

Скульптура представляет собой вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов, основанного на принципе объемного, трехмерного изображения. Лепка – это вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру из пластического материала.

  1. Материалы, используемые на занятиях.

Лепка может быть квалифицированна по материалу: из глины, теста, пластилина и других мягких материалов. Глина – природный материал, который добывали еще в древности и применяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода. В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Однако приемы и методы лепки из глины и пластилина идентичны. Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

Особенности работы с пластилином:

- мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

- материал практически не требует дополнительной подготовки;

- позволяет создавать рельефные изображения, плоские картины, объемные формы;

- при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

  1. Виды лепки.

По содержанию лепка бывает предметная, сюжетная, декоративная, комплексная. При предметной лепке учащиеся учатся лепить отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы и так далее. Изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании, так как он имеет дело с реальным объектом, и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы и времени, поэтому планируется на несколько уроков.

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

Декоративные же изделия, народная пластика – «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать эскиз будущей работы, условно решать форму предмета, декоративному заполнению пространства.

По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

  1. Способы лепки.

Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2 – 3 года – и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 – 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

  1. Технология работы.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы – это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки – основные формы, лежащие в основе будущих образов – шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы – капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

Техника в переводе с греческого «techne» обозначает – искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков,

Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-«краской» впервые, охотно выполняют эту работу.

Варианты ведения работы:

1) Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый. В данном случае работа ведётся «послойно» и очень эффективна при изучении пейзажа (идём от дальнего плана к ближнему; ближе – четко, ярко, загораживает, дальше – нечётко, загораживается), изображении элементов пейзажа, декоративных рельефных панно, изразцов.

2) На картоне намечаются контуры будущего образа, которые заполняются пластилином необходимого цвета - внутри контура, а цветом фона – снаружи. Здесь необходима аккуратность и точность заполнения, чтоб не нарушить границы рисунка. При изучении рисования от пятна, силуэтного изображения в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа, анималистическом жанре. Данный вариант можно затем использовать как фон для первого варианта и процарапывания.

3) Комбинированный вариант, когда объединяются первый и второй вариант.

Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП.

В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко.

Смешивание пластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка).

Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило - не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получать огромное количество оттенков.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из глины и пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.


Заключение

Лепка из пластилина и глины - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки на уроках изобразительного искусства в начальной школе, мы пришли к выводу, что занятия лепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной. Этот период является наиболее сензитивным для развития творческих способностей детей.

Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Мы выявили, что занятия скульптурой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.

После изучения темы мы пришли к выводу, что занятия лепкой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.


Список литературы

1. Алексеева, Елена Владимировна. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 1 / Сост. Е.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004. – 96 с.

2. Алексеева, Елена Владимировна. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 2 / Сост. Е.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004. – 96 с.

3. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.

4. Боголюбов, Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.

5. Выгонов, Виктор Викторович. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ В.В. Выгонов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 256с.,12ил.

6. Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.

7. Давыдова, Галина Николаевна. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов/ Г.Н. Давыдова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.- 80с.

8. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомтесь: глина. – СПб.: Кристалл,1998. – 272 с. (Серия «От простого к сложному»).

9. Дроздова, Светлана Борисовна. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 классы» в 2 частях. Часть 1 / Сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель АСТ, 2005. – 96 с.

10. Дроздова, Светлана Борисовна. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 классы» в 2 частях. Часть 2 / Сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель АСТ, 2005. – 96 с.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

12. Казакова Ирина Сергеевна. Учимся рисовать и лепить животных/ И.С. Казакова - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

13. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. /Обложка художника Н. Обедковой. – СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).

14. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с., - (Б-ка учителя изобразительной деятельности).

15. Коненкова, С.Т. С веком на равне/ С. Т. Коненкова.-М.: Молодая гвардия, 1974.-400с. с ил.

16. Коростина, Елизавета Александровна. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» Программа 1-4. Часть 1 / Сост. Е.А. Коростина. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004. – 96 с.

17. Коростина, Елизавета Александровна. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» Программа 1-4. Часть 2 / Сост. Е.А. Коростина. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004. – 96 с.

Приложение 1. Конспект урока по лепке для учеников 2 класса

Тема: Сюжетная лепка по сказке «Репка».

Цель: научить составлять многофигурную композицию.

Задачи:

Научить учащихся задумывать и изображать лепные композиции, Сформировать умение использовать во время лепки знания формы, передавать массу, умение передавать пластику перехода от одной части фигурки к другой, умение подмечать характерные особенности фигуры человека и животного, уметь передавать фактуру, учить творчески подходить к решению.

Оборудование: пластилин, стеки, подкладные доски, мокрые тряпочки, иллюстративный материал героев сказки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Подведение к теме урока.

2) Практическая часть.

3)Подведение итогов.

3.Заключительная часть.

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

Посмотрите на экран и вспомните сказку, из которой пришли эти герои.

 «Репка».

Помните ли вы, как зовут персонажей сказки?

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Посмотрите на этих персонажей. Опишите их. Чем они отличаются  друг от друга?

Сегодня на уроке мы будем лепить персонажей сказки про репку. Каждый из вас путем жеребьевки получит персонажа сказки. На предыдущих занятиях мы учились изображать животного и человека с натуры, учились подмечать их характерные черты, передавать фактуру.

Но прежде, чем мы приступим к лепке, давайте вспомним правила работы с пластилином.

1)          Необходимо работать на своем рабочем месте.

2)          Работать на подкладной доске.

3)          Следи за чистотой рук.

4)          Вытирай руки влажной тряпочкой.

5)          Закончив работу, аккуратно убери рабочее место.

Напоминаю вам алгоритм работы со сложными фигурами. Он называется метод работы от общего к частному. Прежде чем слепить сложную фигуру человека или животного, мы должны понять, из каких простых форм состоит сложная. Вот, например, человек. На что похожа голова?

Шар.

На что похоже тело?

Цилиндр.

На что похожи руки и ноги?

Жгуты.

Возьмите кусок пластилина, положите на ладошку и круговыми движениями ладошек придайте пластилину форму шара.

Это наша заготовка для головы.

Дети, скажите, а на чем держится голова?

На шее.

Правильно.

Отложите голову.

Дальше мы с вами начнем работать над телом. Мы определили, что тело у нас напоминает форму цилиндра. Мы берем пластилина, больше, чем в случае, когда лепили голову, так как, если мы посмотрим друг на друга, то поймем, что тело в несколько раз больше, чем голова. Цилиндр мы лепить при помощи раскатывания куска пластилина ладонью по стону движениями вперед-назад, либо между двух ладоней.

Таким же способом, только более тонко делаем заготовки для будущих рук и ног. Обращаю ваше внимание на то, что руки короче и тоньше, чем ноги. Масса пластилина в ногах должна быть такой, чтобы удержать туловище и голову.

После набора основной массы тела, можно приступать к передаче характерных признаков персонажей. Если мы работает над образом внучки, характерные черты будут следующие: косички, платочек, сарафан. Косички мы может сделать при помощи трех жгутов. Для этого мы берем кусок пластилина, делим его на примерно одинаковые части и раскатываем три жгута. Этри три жгута заплетаем в косу. Платочек мы делает при помощи раскатывания пластилина скалкой и вырезания треугольной формы. Покрываем этим треугольником голову. Сарафан добавляем по типу раскатывания пластилина в пласт. Далее на ваше усмотрение, вы можете доработать сарафан и платок деталями : из сплющенных шариков или жгутов проработать узор на платье.

Кто мне скажет, как мы можем проработать нашей внучке глаза?

Сплющенными шариками. Далее при помощи стека протыкаем сплющенный шар и получаем зрачок. Сделать это нужно очень аккуратно.

А как нос?

Нос похож на капельку. Капельку лепим из шара при помощи вытягивания части пластилина.

Осталось сделать рот.

При помощи стека рисуем улыбку.

По изученному алгоритму предлагаю вам сделать оставшихся сказочных персонажей и собрать их в единую композицию.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Что нового вы узнали на уроке? Что вспомнили?