Тема: «Искусство народа сету. Бог плодородия Пеко. Лен»
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству для детей 7-10 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству Рыбиной Кристины Александровны, педагога дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 206 Центрального района Санкт-Петербурга
Тема: «Искусство народа сету. Бог плодородия Пеко. Лен»
Цели деятельности учителя | Сформировать представление об особенностях творчества художников-пейзажистов, научить понимать роль пейзажа и его значения в жизни народа сето и в нашей жизни; обучить основам анализа художественных произведений; мотивировать детей к дальнейшему освоению знаний о жанре пейзажа; продолжить знакомство с гуашью, художественными техниками и их значением в создании художественного образа; формировать умение выражать свою эстетическую позицию. |
Тип урока | Изучение новых знаний |
Вид урока | Урок – беседа, творческая практическая работа |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся устанавливать аналогии, сравнивать по заданным критериям, узнают имена художников-пейзажистов. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу, излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение. Личностные: осознают свои интересы, сформируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Методы и формы обучения | Проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная, групповая |
Образовательные ресурсы | Путеводитель. URL: https://travelask.ru/articles/setu-seto-krasivye-lyudi (дата обращения: 25.07.2019) Музей-усадьба народа сету. URL: https://vk.com/radajamuseum (дата обращения: 25.07.2019) Псковские Печеры. Дети рисуют сето. https://pechori.ru/seto/deti-risuyut-seto/ (дата обращения: 25.07.2019) Обиница. Сердце Сетумаа. URL: http://uralistica.com/profiles/blogs/obinitsa- |
Оборудование | Проектор, карточки с заданиями, бумага, карандаш, гуашь, кисть, баночки для воды, газеты |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация, ботанические иллюстрации с изображением льна |
Основные понятия и термины | Сету, лен, Пеко, цветовая гамма |
Этапы учебного занятия | Образовательные задачи | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1.Оргмомент, 3 минут | Приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест к работе с гуашью, ОБЖ | Регулятивные: определяют проблему в учебной деятельности. Личностные: адекватно выражают и осознают свои эмоции. Коммуникативные: взаимно вежливы. |
2. Подготовка к работе на основном этапе, 10 минут | Формулируют границы знания и незнания (педагог подводит учащихся к осознанию целей и задач) Учащиеся продолжают ассоциативный ряд: народ, мало, искусство, соседи, … Наши соседи говорили: Hüä lat’s tunnus hällü, kur’i pin’i tunnus kuts’ikkust. Inemine om kur’i ku kõtt om tühi, pin’i om kur’i ku kõtt om täüz’. Как вы думаете, о чем эти пословицы? Отгадайте загадку: Hõbõhõnõ kepp’, kullane nupp’ – rüä kõr’z’. Сету засеивали поля не только рожью. Вспомните, чем еще засеивают поля? Формулируют тему урока (педагог подводит учащихся к осознанию темы) Представьте себя художником, который 100 лет назад отправился на пленэр в деревню и вдохновился видом на поле льна, коснулся его рукой, нарвал целый букет! Подумайте и назовите жанры изобразительного искусства в которых вы бы написали картину? (пейзаж, натюрморт, бытовой) На экране репродукции-подсказки. (См. Приложение) Днем лен солнце согревает, а ночью луна освещает. Послушайте сказку, подумайте над тем, какой по цвету будет ваша картина: теплой или холодной? (на экране фоном аудиоозапись сказки на эстонском языке) «Сирота на луне» Формулируют цель: выполнить подготовительный рисунок: пейзаж с изображением поля льна и группы растений на первом плане | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении, анализируют пословицы, делают выводы. Регулятивные: принимают учебную задачу. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. |
3. Усвоение новых знаний и способов действия, 5 минут | Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели (педагог помогает, советует) Особенностью сетоских фамилий является то, что половина из них – простые, однокоренные, а другая половина – двукоренные, несущие две смысловые основы. Интересно то, что самыми распространенными вторыми корнями в двукоренных словах являются «-mägi» и «-mäe» - гора, «-puu» - дерево, «-talo» или «- talu» - крестьянское хозяйство, хутор и «-maa» - земля, страна. То есть уже сразу вырисовывается картина холмистой, заросшей лесами, с разбросанными крестьянскими хозяйствами страны – земли – родины сето. С растениями связана почти треть фамилий: 50 из 160. Среди растений, упоминающихся в фамилиях, отмечены как дикорастущие: ель, ольха, береза, вяз, можжевельник, гвоздика, голубика и др., так и культурные: вишня, слива, яблоня, роза, лен, лук и др. Как вы думаете, каким должен был бы быть характер человека с фамилией, в корне которой есть слово лен? (цветущий, грубый, мягкий, убранный, неубранный, крашенный, некрашенный, дикий, голубой и т.д.) А у нас в Петербурге волокно, также ткань из такого волокна во времена Петра I, открывшего крупные полотняные мануфактуры, российские товары из льна охотно покупали купцы из Европы. Льняные одежда и постельное бельё удобны и практичны: долго «не старятся», не застирываются, позволяют коже свободно «дышать», легко впитывают пот, предохраняя от перегрева. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: проявляют познавательную активность Коммуникативные: принимают позицию другого. |
4. Творческая, практическая работа 46 минуты | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (педагог консультирует). Ваш урожай будет зависеть домашнего бога, бога плодородия – Пеко. (см. Приложение, илл.) Считается, что он похоронен в пещерах в Печорского монастыря, куда вы можете отправиться на его поиски этим летом! 1. Подписать лист в правом нижнем углу. 2. Выполнить подготовительный рисунок карандашом, разделить плоскость листа дугами на три плана, на пером плане нарисовать лен в коробочках. 3. Гуашью выполнить заливку в холодных тонах неба с растяжкой сверху – вниз, слева и справа к центру листа, создавая эффект «свечения» из-за горизонта. 4. Выполнить роспись разными фактурами первого и второго плана в теплых тонах. 5. На первом плане написать группу растений, выделить в ней отдельно стоящие растения. | Познавательные: осваивают основные этапы выполнения живописной работы, используя разные фактуры. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и цели. |
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия, 2 минуты | Учащиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль на каждом этапе, сравнивают свою работу с образцом, с работой одногруппников. Учащиеся дают оценку своей деятельности, оценивают работу товарищей: выбирают карточки с номинациями: «За лучшую композицию», «За лучший рисунок», «За оригинальность идеи», «За творческий подход» (педагог консультирует) | Регулятивные: планируют деятельность и работают по плану. Коммуникативные: поддерживают товарищей |
6. Коррекция знаний и способов действий, 3 минуты | Учащиеся формулируют затруднения, осуществляют коррекцию самостоятельно (педагог консультирует, советует, помогает) | Регулятивные: корректируют свои действия. |
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании, 3 минут | Учащиеся выбирают конверт с индивидуальным домашним заданием с учетом своих возможностей, задают вопросы. Домашнее задание: посмотреть, где на карте России находится Мурманская область; сделать зарисовку рыбы: щуки, сига, налима, окуня. | Познавательные: самостоятельно делают выбор. Регулятивные: выбирают средства достижения целей. |
8. Рефлексия, 3 минут | Учащиеся отвечаю на вопрос: «Что мы сегодня делали?», «Для чего это было нужно?». «Каков главный результат?», «В чем состоит приращение знаний по данной теме?», «Благодаря чему это произошло?», «Какие возникли вопросы по теме?» | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
9. Уборка рабочего места, 10 минут | Учащиеся готовят к сдаче рабочие места: выливают воду в ведро, убирают газеты, протирают стол, моют палитры и кисти, сдают карандаши. | Регулятивные: оценивают порядок на своем рабочем месте и одногруппников |
Приложение 1. Сказка «Сирота на луне»
Жил однажды сирота. Жизнь у него была очень тяжёлая. Мать и отец у него умерли, и он жил у мачехи. Мачеха была злая и сварливая. Она заставляла сироту выполнять самые трудные работы, а есть давала только самую плохую еду, да и то лишь маленький кусочек. Когда сирота уже не мог больше работать, мачеха била его по рукам.
Однажды весной, когда цвели яблони, сел сирота на землю под яблоню, и начал плакать. У сироты из глаз полились большие слёзы, а с яблони посыпались белые лепестки. Тут сирота так запел в яблоневых лепестках:
Мачеха меня била, трижды в день розгой хлестала,
Мачеха меня била, трижды в день розгой хлестала.
С яблони посыпались лепестки, из глаз моих – слёзы,
С яблони посыпались лепестки, из глаз моих – слёзы.
Однажды в полдень велели сироте баню натопить. Сирота в одиночку наносил в баню воды и дров, и затопил баню. Когда баня натопилась, сирота в баню так и не попал. Ему пришлось идти в баню после всех остальных. На дворе была уже поздняя ночь, и полная луна светила в небе, и лишь тогда сирота попал в баню. Сирота уже так устал, что уж не мог помыться. Он сел на порог бани, поднял голову к небу, и запел:
Луна ты моя золотая, возьми меня к себе
От моих обид, из пристанища ненависти,
Чтобы баню не топить, пар не подбрасывать,
Летом ем я без соли, зимой хожу я без обуви,
Летом ем я без соли, зимой хожу я без обуви.
Луне стало очень жаль сироту, и она взяла его к себе жить. Когда на дворе светит полная луна, это значит, что сирота там, в одной руке у него ведро, а в другой – банный веник. Сироте с луны хорошо видно, как на земле живётся. Тут и сказке конец.
Приложение 2. Репродукции картин с изображением льна.
- Стожаров Владимир Федорович. Натюрморт «Лен». Холст, масло. 1967
URL: http://www.artlib.ru/index.php?fp=2&id=11&iid=26981&uid=477
- Беркос Михаил Андреевич. Лен. 1893. URL: https://holsta.net/photos/picfull2_56dea3b55f0fa.jpg
- Беркос Михаил Андреевич Лен цветет. Холст, масло. 1893.126,5 x 198,5.Харьковский художественный музей
URL: https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/fb4/295922.jpg
- Яблонская Татьяна Ниловна. Холст, масло. 1977.
URL:http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk3duE2Lhax8TmwEhvUWUYVaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic
- Нестерова Анастасия Михайловна. Уборка льна. Холст, масло. 110х200. 2019
URL: http://art.fondsci.ru/works/2019/professionals/nesterova-anastasiya-mikhajlovna-uborka-lna.html
Список литературы:
- Esti murded. Эстонские диалекты. Tallinn, 2002;
- VK. SETOMAA. Обсуждения. Сказки сету. URL: https://vk.com/topic-5481857_13027348 (дата обращения: 29.08.2019);
- VK. SETOMAA. Видеозаписи SETOMAA. Vaenõlats’ kuu pääl - Сиротка на луне URL: https://vk.com/video-5481857_143334645 (дата обращения: 29.08.2019);
- Светлана Чечилова, «Вещь в себе» // «Здоровье», 15 марта 1999 г.