Тема: «Искусство народа сету. Бог плодородия Пеко. Лен»

Рыбина Кристина Александровна

Методическая разработка занятия по изобразительному искусству для детей 7-10 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству Рыбиной Кристины Александровны, педагога дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 206 Центрального района Санкт-Петербурга

Тема: «Искусство народа сету. Бог плодородия Пеко. Лен»

Цели деятельности учителя

Сформировать представление об особенностях творчества художников-пейзажистов, научить понимать роль пейзажа и его значения в жизни народа сето и в нашей жизни; обучить основам анализа художественных произведений; мотивировать детей к дальнейшему освоению знаний о жанре пейзажа; продолжить знакомство с гуашью, художественными техниками и их значением в создании художественного образа; формировать умение выражать свою эстетическую позицию.

Тип урока

Изучение новых знаний

Вид урока

Урок – беседа, творческая практическая работа

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся устанавливать аналогии, сравнивать по заданным критериям, узнают имена художников-пейзажистов.

Метапредметные:

научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу, излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение.

Личностные:

осознают свои интересы, сформируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

Путеводитель. URL: https://travelask.ru/articles/setu-seto-krasivye-lyudi (дата обращения: 25.07.2019)

Музей-усадьба народа сету. URL: https://vk.com/radajamuseum (дата обращения: 25.07.2019)

Псковские Печеры. Дети рисуют сето. https://pechori.ru/seto/deti-risuyut-seto/ (дата обращения: 25.07.2019)

Обиница. Сердце Сетумаа. URL: http://uralistica.com/profiles/blogs/obinitsa-

serdce-setomaa

Оборудование

Проектор, карточки с заданиями, бумага, карандаш, гуашь, кисть, баночки для воды, газеты

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, ботанические иллюстрации с изображением льна

Основные понятия и термины

Сету, лен, Пеко, цветовая гамма


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Оргмомент,

3 минут

Приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест к работе с гуашью, ОБЖ

Регулятивные:

определяют проблему в учебной деятельности.

Личностные: адекватно выражают и осознают свои эмоции.

Коммуникативные: взаимно вежливы.

2. Подготовка к работе на основном этапе,

10 минут

Формулируют границы знания и незнания

(педагог подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Учащиеся продолжают ассоциативный ряд: народ, мало, искусство, соседи, …

Наши соседи говорили:

Hüä lat’s tunnus hällü, kur’i pin’i tunnus kuts’ikkust.
Хорошего ребёнка узнают в люльке, злую собаку узнают щенком.

Inemine om kur’i ku kõtt om tühi, pin’i om kur’i ku kõtt om täüz’.
Человек зол, когда мешок пуст, собака зла, когда мешок полон.

Как вы думаете, о чем эти пословицы?

Отгадайте загадку:

Hõbõhõnõ kepp’, kullane nupp’ – rüä kõr’z’.
Серебряный посох, золотой набалдашник – ржаной колос.

Сету засеивали поля не только рожью. Вспомните, чем еще засеивают поля?

Формулируют тему урока

(педагог подводит учащихся к осознанию темы)

Представьте себя художником, который 100 лет назад отправился на пленэр в деревню и вдохновился видом на поле льна, коснулся его рукой, нарвал целый букет! Подумайте и назовите жанры изобразительного искусства в которых вы бы написали картину? (пейзаж, натюрморт, бытовой) На экране репродукции-подсказки. (См. Приложение)

Днем лен солнце согревает, а ночью луна освещает. Послушайте сказку, подумайте над тем, какой по цвету будет ваша картина: теплой или холодной? (на экране фоном аудиоозапись сказки на эстонском языке) «Сирота на луне»

Формулируют цель: выполнить подготовительный рисунок: пейзаж с изображением поля льна и группы растений на первом плане

Познавательные:

принимают активное участие в обсуждении, анализируют пословицы, делают выводы.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

3. Усвоение новых знаний и способов действия,

5 минут

Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели

(педагог помогает, советует)

Особенностью сетоских фамилий является то, что половина из них – простые, однокоренные, а другая половина – двукоренные, несущие две смысловые основы. Интересно то, что самыми распространенными вторыми корнями в двукоренных словах являются «-mägi» и «-mäe» - гора, «-puu» - дерево, «-talo» или «- talu» - крестьянское хозяйство, хутор и «-maa» - земля, страна. То есть уже сразу вырисовывается картина холмистой, заросшей лесами, с разбросанными крестьянскими хозяйствами страны – земли – родины сето. С растениями связана почти треть фамилий: 50 из 160. Среди растений, упоминающихся в фамилиях, отмечены как дикорастущие: ель, ольха, береза, вяз, можжевельник, гвоздика, голубика и др., так и культурные: вишня, слива, яблоня, роза, лен, лук и др. Как вы думаете, каким должен был бы быть характер человека с фамилией, в корне которой есть слово лен? (цветущий, грубый, мягкий, убранный, неубранный, крашенный, некрашенный, дикий, голубой и т.д.) А у нас в Петербурге волокно, также ткань из такого волокна во времена Петра I, открывшего крупные полотняные мануфактуры, российские товары из льна охотно покупали купцы из Европы. Льняные одежда и постельное бельё удобны и практичны: долго «не старятся», не застирываются, позволяют коже свободно «дышать», легко впитывают пот, предохраняя от перегрева.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

проявляют познавательную активность

Коммуникативные: принимают позицию другого.

4. Творческая, практическая работа

46 минуты

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

(педагог консультирует).

Ваш урожай будет зависеть домашнего бога, бога плодородия – Пеко. (см. Приложение, илл.)

Считается, что он похоронен в пещерах в Печорского монастыря, куда вы можете отправиться на его поиски этим летом!

1. Подписать лист в правом нижнем углу.

2. Выполнить подготовительный рисунок карандашом, разделить плоскость листа дугами на три плана, на пером плане нарисовать лен в коробочках.

3. Гуашью выполнить заливку в холодных тонах неба с растяжкой сверху – вниз, слева и справа к центру листа, создавая эффект «свечения» из-за горизонта.

4. Выполнить роспись разными фактурами первого и второго плана в теплых тонах.

5. На первом плане написать группу растений, выделить в ней отдельно стоящие растения.

Познавательные: осваивают основные этапы выполнения живописной работы, используя разные фактуры.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения цели.

Личностные: осознают свои интересы и цели.

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия,

2 минуты

Учащиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль на каждом этапе, сравнивают свою работу с образцом, с работой одногруппников.

Учащиеся дают оценку своей деятельности, оценивают работу товарищей: выбирают карточки с номинациями: «За лучшую композицию», «За лучший рисунок», «За оригинальность идеи», «За творческий подход»

(педагог консультирует)

Регулятивные: планируют деятельность и работают по плану.

Коммуникативные: поддерживают товарищей

6. Коррекция знаний и способов действий,

3 минуты

Учащиеся формулируют затруднения, осуществляют коррекцию самостоятельно

(педагог консультирует, советует, помогает)

Регулятивные: корректируют свои действия.

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании,

3 минут

Учащиеся выбирают конверт с индивидуальным домашним заданием с учетом своих возможностей, задают вопросы. Домашнее задание: посмотреть, где на карте России находится Мурманская область; сделать зарисовку рыбы: щуки, сига, налима, окуня.

Познавательные: самостоятельно делают выбор.

Регулятивные:

выбирают средства достижения целей.

8. Рефлексия,

3 минут

Учащиеся отвечаю на вопрос: «Что мы сегодня делали?», «Для чего это было нужно?». «Каков главный результат?», «В чем состоит приращение знаний по данной теме?», «Благодаря чему это произошло?», «Какие возникли вопросы по теме?»

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

9. Уборка рабочего места,

10 минут

Учащиеся готовят к сдаче рабочие места: выливают воду в ведро, убирают газеты, протирают стол, моют палитры и кисти, сдают карандаши.

Регулятивные:

оценивают порядок на своем рабочем месте и одногруппников


Приложение 1. Сказка «Сирота на луне»

Жил однажды сирота. Жизнь у него была очень тяжёлая. Мать и отец у него умерли, и он жил у мачехи. Мачеха была злая и сварливая. Она заставляла сироту выполнять самые трудные работы, а есть давала только самую плохую еду, да и то лишь маленький кусочек. Когда сирота уже не мог больше работать, мачеха била его по рукам.
Однажды весной, когда цвели яблони, сел сирота на землю под яблоню, и начал плакать. У сироты из глаз полились большие слёзы, а с яблони посыпались белые лепестки. Тут сирота так запел в яблоневых лепестках:

Мачеха меня била, трижды в день розгой хлестала,

Мачеха меня била, трижды в день розгой хлестала.

С яблони посыпались лепестки, из глаз моих – слёзы,

С яблони посыпались лепестки, из глаз моих – слёзы.

Однажды в полдень велели сироте баню натопить. Сирота в одиночку наносил в баню воды и дров, и затопил баню. Когда баня натопилась, сирота в баню так и не попал. Ему пришлось идти в баню после всех остальных. На дворе была уже поздняя ночь, и полная луна светила в небе, и лишь тогда сирота попал в баню. Сирота уже так устал, что уж не мог помыться. Он сел на порог бани, поднял голову к небу, и запел:

Луна ты моя золотая, возьми меня к себе

От моих обид, из пристанища ненависти,

Чтобы баню не топить, пар не подбрасывать,

Летом ем я без соли, зимой хожу я без обуви,

Летом ем я без соли, зимой хожу я без обуви.

Луне стало очень жаль сироту, и она взяла его к себе жить. Когда на дворе светит полная луна, это значит, что сирота там, в одной руке у него ведро, а в другой – банный веник. Сироте с луны хорошо видно, как на земле живётся. Тут и сказке конец.


Приложение 2. Репродукции картин с изображением льна.

  1. Стожаров Владимир Федорович. Натюрморт «Лен». Холст, масло. 1967

URL: http://www.artlib.ru/index.php?fp=2&id=11&iid=26981&uid=477

  1. Беркос Михаил Андреевич. Лен. 1893. URL: https://holsta.net/photos/picfull2_56dea3b55f0fa.jpg
  2. Беркос Михаил Андреевич Лен цветет. Холст, масло. 1893.126,5 x 198,5.Харьковский художественный музей

URL: https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/fb4/295922.jpg

  1. Яблонская Татьяна Ниловна. Холст, масло. 1977.

URL:http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk3duE2Lhax8TmwEhvUWUYVaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

  1. Нестерова Анастасия Михайловна. Уборка льна. Холст, масло. 110х200. 2019

URL: http://art.fondsci.ru/works/2019/professionals/nesterova-anastasiya-mikhajlovna-uborka-lna.html


Список литературы:

  1. Esti murded. Эстонские диалекты. Tallinn, 2002;
  2. VK. SETOMAA. Обсуждения. Сказки сету. URL: https://vk.com/topic-5481857_13027348 (дата обращения: 29.08.2019);
  3. VK. SETOMAA. Видеозаписи SETOMAA. Vaenõlats’ kuu pääl - Сиротка на луне URL: https://vk.com/video-5481857_143334645 (дата обращения: 29.08.2019);
  4. Светлана Чечилова, «Вещь в себе» // «Здоровье», 15 марта 1999 г.