Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руково¬дством Б. М. Неменского. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2014, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Покрово-Пригородной СОШ, учебным планом МБОУ Покрово-Пригородная СОШ на 2015-2016 учебный год. Цель предмета «Изобразительное искусство». Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_5_klass_fgos.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2014, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Покрово-Пригородной СОШ, учебным планом МБОУ Покрово-Пригородная СОШ на 2015-2016 учебный год.
Цель предмета «Изобразительное искусство».
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Задачи предмета «Изобразительное искусство»:
значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты - формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет комплексный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5 классе в объёме 35 часов.
Данная рабочая программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные (индивидуальные качественные свойства учащихся, приобретенные в процессе освоения учебного предмета):
- Проживание художественного образа.
- Освоение художественного наследия (познание культуры своего народа).
- Становление гуманных ценностных ориентиров.
- Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные (уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющийся в познавательной и практической творческой деятельности):
- Целеполагание своего обучения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оцениваемые события.
- Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.
- Освоение начальных форм познания и личностной рефлексии.
Предметные (опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, приобретаемый и закрепляемый в процессе освоения учебного предмет
- Воспринимать произведения искусства;
- Участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры;
- Различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
- Овладеть основами языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования;
- Понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
- Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
- Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
- Моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
- Использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
- Использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно - прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.);
- Создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду;
- Узнавать характерные черты ярких культур мира (Россия, Древняя Греция, Китай, Япония, Индия, средневековая Европа);
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Тема | Количество часов |
I четверть «Древние корни народного искусства» (8ч)
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 |
2 | Убранство русской избы. | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы. | 1 |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 |
5 | Русская народная вышивка. | 1 |
6-7 | Народный праздничный костюм. | 2 |
8 | Народные праздничные обряды. (Обобщение темы) | 1 |
II четверть «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках. | 2 |
11 | Искусство Гжели. | 1 |
12 | Городецкая роспись. | 1 |
13 | Хохлома. | 1 |
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте. | 1 |
15 | Жостово. Роспись по металлу. | 1 |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). Проверочная работа. | 1 |
III четверть «Декор - человек, общество и время » (10 ч)
17-18 | Зачем людям украшения. | 2 |
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 |
21-22 | Одежда говорит о человеке. | 2 |
23-24 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | 2 |
25-26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 2 |
IV четверть «Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)
27 | Современное выставочное искусство | 1 |
28-34 | Материалы и техники современного декоративно-прикладного искусства | 7 |
35 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Выставка | 1 |
Итого: 35 часов |
I четверть
1 раздел. Тема: «Древние корни народного искусства»
Тема четверти: истоки языка декоративного искусства. Они - в народном искусстве. Именно поэтому темой первой, языковой четверти этого года являются древние корни этого искусства.
1 тема. «Древние образы в народном искусстве»
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Практическая работа: работа над декоративной композицией на тему древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах. Использование красок (гуашь, акварель).
Материалы: гуашь, альбом, кисти, фломастеры, цветные карандаши.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с элементами декоративного убранства русских изб в разных регионах России.
2 тема. «Убранство русской избы»
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Практическая работа: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, лобовая доска) солярными знаками, растительными и геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Использование красок (гуашь, акварель)
Материалы: гуашь, акварель, кисти, альбом, фломастеры, цветные карандаши.
Зрительный ряд: иллюстрации русской избы, репродукции.
3 тема. «Внутренний мир русской избы»
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Практическая работа: коллективная работа «В русской избе». Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента.
Материалы: акварель, цветные карандаши, альбом.
Зрительный ряд: иллюстрации интерьера русской избы, репродукции.
4 тема. «Конструкция и декор предметов народного быта»
Произведения народного искусства помогали человеку в быту, труде, были участниками праздников. Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелание блага, добра, счастья.
Практическая работа: украшение выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. Использование красок (гуашь, акварель).
Материалы: гуашь, кисти, цветные карандаши, альбом.
Зрительный ряд: иллюстрации предметов русского народного быта, репродукции.
5 тема. « Русская народная вышивка»
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Практическая работа: украшение полотенца орнаментальной росписью. Использование красок (гуашь, акварель).
Материалы: гуашь, фломастеры, кисти, цветные карандаши, альбом.
Зрительный ряд: иллюстрации русской народной вышивки, репродукции.
6-7 тема. «Народный праздничный костюм»
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Практическая работа: эскиз русского народного костюма (коллективная работа) Народная праздничная одежда. Русский костюм и современная мода. Использование красок (гуашь, акварель).
Материалы: альбом, гуашь, кисти, фломастеры.
Зрительный ряд: репродукции с изображение предметов крестьянского быта, народных костюмов.
8 тема. «Народные праздничные обряды»
Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Практическая работа: деление класса на группы, вырезание изображений людей, в народных костюмах, выполненных на предыдущем уроке; составление коллективной композиции «Ярмарка»; народные пословицы и поговорки.
Материалы: гуашь, акварель, альбом, кисти, цветные карандаши.
Зрительный ряд: иллюстрации на тему «Ярмарка», репродукции.
II четверть
2 раздел. Тема: «Связь времен в народном искусстве»
Народное искусство (крестьянское) сегодня живет не в крестьянском быту, а совершенно в иной среде - городской и совершенно иной жизнью.
Задача - дать понимание этой сложной связи смысла и форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни людей.
1 тема. «Древние образы в современных народных игрушках»
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Практическая работа: создание игрушки (импровизация бумажной формы) и украшение ее росписью в традиции одного из промыслов.
Материалы: гуашь, альбом, ножницы, кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки и т.д.
2 тема. «Искусство Гжели».
Их современное развитие. Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.
Практическая работа: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.
Материалы: альбом, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов: гжель, жостово, городец.
3тема. « Городецкая роспись»
Истоки и современное развитие промысла. Из истории развития городецкой росписи. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Основные приемы городецкой росписи.
Практическая работа: выполнение фрагментов росписи по мотивам Городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.
Материалы: гуашь, альбом, кисти, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: набор слайдов городецкая роспись по этапам.
4тема. «Хохлома»
Истоки и современное развитие промысла. Из истории художественного промысла. Разнообразие форм посуды и вариантов построения композиций. Хохлома-роспись по дереву. Травка-главный мотив хохломской росписи
Практическая работа: выполнение фрагментов росписи с включением в нее крупных и мелких элементов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи, компонуются на золотом поле посуды.
Материалы: гуашь, альбом, кисти, ножницы.
Зрительный ряд: набор слайдов « узор-травка» по этапам.
5 тема. «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (обобщение темы)
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Проведение беседы или занимательной викторины о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти. Проведение выставки работ учащихся для более полного обобщения темы четверти.
Материалы: тетрадь.
Зрительный ряд: набор слайдов народных промыслов, которые небыли затронуты на уроке.
III четверть
3 раздел. Тема: «Декор - человек, общество и время»
Осознание роли искусства украшений в формировании и действиях каждого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования любым человеком элементов декоративного искусства.
1 тема. «Зачем людям украшения»
Основные теоретические сведения: беседа о декоративном искусстве разных времён, связанном с повседневной жизнью человека, общества; роль декоративного искусства, которую она играет в организации общества, жизни людей. Влияние мировоззрения, условий жизни людей разных стран и разных эпох на образный строй произведений декоративного искусства. Социальная роль декора.
Практическая работа: создание творческих поисковых групп для сбора материалов по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барроко и классицизма.
Материалы: гуашь, акварель, альбом, фломастеры, кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов о Древнем Египте и Древней Греции.
2 тема. «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Практическая работа: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
Материалы: набор слайдов, репродукции.
Зрительный ряд: набор слайдов по декоративному искусству Древнего Египта.
3 тема. «Одежда говорит о человеке»
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений, т.е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы 17 века (эпоха барокко).
Практическая работа: индивидуально-коллективная работа – создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка».
Материалы: гуашь, акварель, кисти, альбом.
Зрительный ряд: иллюстрации из сказки «золушка»
4 тема. «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, фирмы. Обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике.
Практическая работа: создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.
Материалы: гуашь, альбом, кисти, фломастеры.
Зрительный ряд: иллюстрации гербов.
5 тема. «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций, собранных обучающимися.
IV четверть
4 раздел. Тема: «Декоративное искусство в современном мире»
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
1тема. «Современное выставочное искусство»
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.) Пластический язык материала его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Практическая работа: разработка эскизов коллективных панно по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древо жизни, коня, птицы, матери-земли.
Материалы: гуашь, акварель, альбом, кисти.
Зрительный ряд: иллюстрации русских народных сказок, народных гуляний и т.д.
2 тема. «Ты сам- мастер»
Основные теоретические сведения: беседа о используемых материалах и техники в современного декоративно-прикладном искусстве (батик, керамические рельефы, коллаж, витраж, расписные доски и т.д.)
Практическая работа: педагог решает с учащимися, учитывая реальные условия, в каком материале будут выполняться декоративные работы. Работа с выбранным материалом будет осуществляться постепенно и поэтапно, в выполнении задуманной работы.
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, альбом, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: набор слайдов используемых материалов и этапы работы в современном декоративно – прикладном искусстве.
3 тема. «Ты сам – мастер»
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье маше, расписные доски и т.д.)требует постепенного , поэтапного выполнения задуманного
Практическая работа: создание собственной декоративной работы.
Материалы: гуашь, акварель, ножницы, клей ПВА, кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов промыслов « Декоративно – прикладного искусства»
4 тема. «Ты сам-мастер»
Основные теоретические сведения: беседа с использованием слайдов, репродукций по работам декоративного творчества художников; выполнение декоративного панно - технология выбранного замысла в определённом материале.
Практическая работа: вместе с педагогом выполняется основной эскиз будущей работы в натуральную величину – «картон». Общая композиция расчленяется на фрагменты, которые выполняются отдельными учениками (или творческими группами), которые собираются в более крупные блоки, а затем монтируются в общее декоративное панно.
Материалы: гуашь, акварель, альбом, кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов декоративных панно.
5 тема. Украсим школу своими руками»
Итоговый урок-выставка, беседа об использовании декоративно искусства в оформлении интерьеров зданий различного назначения. Беседа сопровождается демонстрацией собственных работ (мозаика, витраж, гобелены, декоративные панно, художественное стекло, керамика и т. д.)
Практическая работа: оформляют свои работы за эту четверть, и выставляют на вернисаже третьего этажа щколы.
Материалы: цветная бумага, цветной картон, альбом, ножницы, клей ПВА, краски, кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов «Использование декоративного искусства в интерьере»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т. п.);
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата | ||||
личностные | метапредметные | предметные | план | факт | ||||||
Тема 1 Древние корни народного искусства (8 часов) | ||||||||||
1. | Древние образы в народном искусстве | 1 | Первичное представление новых знаний | текущий | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности | Формировать активное отношение к традициям культуры | Сравнивать, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву | |||
2. | Убранство русской избы | 1 | комбинированный | текущий | Проявлять уважение к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища. | Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении | |||
3. | Внутренний мир русской избы | 1 | Комбинированный, урок применения новых знаний | текущий | Проявлять уважение к искусству в национальных образах и проявлять понимание красоты человеком. | Понимать мудрость устройства традиционной жилой среды. | Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | |||
4. | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | Урок комплексного использования знаний | Промежуточный | Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. | Развивать способности воспринимать, сравнивать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Изображать форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства | |||
5. | Русская народная вышивка | 1 | Комбинированный, урок применения предметных знаний | Творческий | Воспитание художественного вкуса. Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. | Осваивать навыки обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. | Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив ( мать-земля, древо жизни, птица счастья и т. д.) Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. | |||
6-7. | Народный праздничный костюм | 2 | Комбинированный, Урок применения новых знаний | Текущий, творческий | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество | Развивать фантазию, воображение. Умение воспринимать культуру своего народа | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов | |||
8. | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | Обобщения и систематизации | Творческий, игровой, итоговый | Проявлять уважение к искусству и культуре своей Родины. Способность наблюдать реальный мир, анализировать идеальный образ русского народа. | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.) | Разыгрывать игровые сюжеты народных праздников. Уметь различать предметы народного ДП творчества Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. | |||
Тема 2 «Связь времен в народном искусстве» (8 часов) | ||||||||||
9-10. | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Первичное представление новых знаний | Текущий, творческий | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. | Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. | Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | |||
11. | Искусство Гжели | 1 | Формирование первоначальных предметных умений и знаний | Текущий, творческий | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики | Сравнивать сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели . | Осваивать приемы гжельского кистевого мазка-«мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы | |||
12. | Городецкая роспись | 1 | Формирование первоначальных предметных умений и знаний | Текущий, творческий | Эмоционально воспринимать, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. | Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях. | Создавать композицию росписи в традиции Городца. Овладеть декоративными навыками городецкой росписи. | |||
13. | Хохлома | 1 | Формирование первоначальных предметных умений и знаний | Текущий, творческий | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию, используя основные элементы травного узора. | |||
14. | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте | 1 | Комбинированный, Урок применения новых знаний | Текущий, творческий | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера . | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. | Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи. | |||
15. | Жостово. Роспись по металлу | 1 | Формирование первоначальных предметных умений и знаний | Текущий, творческий | Эмоционально воспринимать, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Восприятие образов и произведений искусства | Формирование художественного восприятия мира. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. | Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи. | |||
16. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни Проверочная работа | 1 | Урок обобщения, закрепления и проверки знаний | Творческий, игровой, итоговый | Понимать важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях | Уметь работать в группах. Формирование художественного восприятия мира | Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. | |||
Тема 3 «Декор - человек, общество, время (10 часов) | ||||||||||
17-18. | Зачем людям украшения | 2 | Комбинированный. Изучение нового материала | Творческий | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру народов мира | Характеризовать смысл декора не только как украшение, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству. Участвовать в диалоге о том, что значит украсить вещь. | |||
19-20. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 | Комбинированный. Изучение нового материала | Текущий, творческий | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру народов мира | Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. | |||
21-22. | Одежда «говорит» о человеке | 2 | Формирование первоначальных предметных умений и знаний | Текущий, творческий | Оценивать окружающий мир искусства | Формирование художественного восприятия мира | Соотносить образный строй одежды с положением его владельца в обществе. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линии стилевое единство одежды людей | |||
23-24. | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 | Первичное представление новых знаний | Промежуточный, творческий | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. | Развитие художественно-образного мышления. | Находить в рассматриваемых гербах связь декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы | |||
25-26. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 2 | Урок обобщения, закрепления и проверки знаний | Творческий, игровой, итоговый | Восприятие образов и произведений искусства | Формирование художественного восприятия мира. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. | Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного. Использовать в речи новые художественные термины. | |||
Тема 4 «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов) | ||||||||||
27. | Современное выставочное искусство | 1 | Урок - беседа | Промежуточный, творческий | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса | Развитие художественно-образного мышления | Использовать в речи новые термины, связанные с ДПИ. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства | |||
28-34. | Ты сам - мастер | 7 | Уроки - творческая мастерская | Творческий | Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами. | Уметь работать в группах. Формирование художественного восприятия мира. | Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений . | |||
35. | Украсим школу своими руками | 1 | Урок- выставка | Творческий | Воспитание художественного вкуса. Воспитание эстетического восприятия творчества. | Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях | Просмотр и оценка декоративно-прикладных работ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение.
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2014. -129с.
2. Н.А. Горяева, О.В. Островская, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2014. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
6.Н.А. Горяева «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского
Для учащихся.
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского
Материально-техническое обеспечение.
- Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. ООО «Ай Ди Компани Медиа», ОАО Просвещение, 2014.
- Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, проектов.
- 1.http://www.refer.ru./ Культура, литература, искусство.
- 2 http://www.artanphoto.ru Галерея живописи, ДПИ, арт - фото.
- 3. www.1setember.ru Издательский дом «Первое сентября».
- 4.http://www.rusmuseum.ru Государственный русский музей.
- 5. http//www.tretyacov.ru Государственная Третьяковская галерея.
- 6. http;//www.wort-art.ru Wort Art -мировое искусство
- 7. ,http//www. Russifnculture.ru Портал «Культура России».
- 8. http://archi.ru Портал «Архитектура России».
- 9.http://www.portal - school.ru/links/ Школьный портал. Тематика портала целиком посвящена современной живописи.
- 10.http://www. museum - online.ru Виртуальный музей живописи.
- 11.www.artrusse.ca/Russian/Khokhloma rus.htm Русское народное искусство.
- 12.http.//suhobuzimo.mmc24448.crjss=edu/ru/index.html Сайт знакомит школьников с творчеством великого Исторического живописца В.И. Сурикова.
- 13.http://www.smalbau.ru/ Картинная галерея, русские художники, картины.
- 14.http://www.artandphoto.ru/ Галерея живописи, ДЛИ, арт - фото.