рабочая программа и ктп по изобразительному искусству 7 класс
Программа "Изобразительное искусство" для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2013 г.). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература.
Программа реализуется в полном объеме и раскрывает содержание обучения изобразительному искусству учащихся в 7 классах общеобразовательных учреждений. Учебным планом школы предусмотрено изучение предмета в объеме 1 учебный час в неделю, всего 35 часов в год.
Последовательность изучения тем, в сравнении с примерной программой, не изменена и находится в соответствии с изложением материала в реализуемом УМК, а также логикой изучения предмета на ступени основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_7_klass.docx | 83.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству
Предмет изобразительное искусство
Класс 7
Учитель Меркулова Елена Анатольевна
Количество часов всего: 35, в неделю 1час
Учебник: А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2017.
№/№ | Тема урока | Материал учебника | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | Примечания | |||
Предметные результаты | Личностные результаты | Универсальные учебные действия | |||||||
План. | Факт. | ||||||||
Регулятивные Познавательные Коммуникативные | |||||||||
Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов) | |||||||||
1 | Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. | стр. 7-11 чит. | Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. Выполнение практических работ по теме «Основы композиции вграфическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции, динамическое равновесие в композиции, гармония, сгущённость и разреженность формы). | Получать представление об объёмно-пространственной и плоскостной композиции. Выполнять Основные типы композиций: симметричную и асимметричную, фронтальную и глубинную. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции. Добиваться эмоциональной выра зительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм. | Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности ;выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
2 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст, выразительность | стр. 13-20 чит., з. № 2,3 стр. 20 | |||||||
3 | Прямые линии и организация пространства | стр. 21-22 чит., з . № 1,2 стр. 22 | Решение с помощью простейших композиционных элементов художествено-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.Задание: выполнение практических работ по теме «Прямые линии — элемент организации плоскостной композиции». | Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развивать умение применять полученные знания на практике, Развивать умение применять полученные знания на практике | |||
4 | Цвет — элемент композиционного творчества. | стр. 23-24 чит., з. № 1,2 стр. 24 | Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии, и пятна, интонационность и многоплановость. Задание: выполнение практ. работ по теме «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве». | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. | Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания.. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятель ное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
5 | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | Стр. 25-27 чит., з. № 1,2 стр. 27 | |||||||
6 | Буква — строка —текст. Искусство шрифта. | стр. 28-31 чит., з. № 2,3 стр 31 | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Логотип. Задание: выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции». | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции. | Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | стр. 33-39 чит., з . № 3 стр. 39 | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки Задание: выполнение практических работ по теме «Изображение — образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки». | Понимать и объяснять образно информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале. | Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Выбор для решения задач различных источников информации .Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
8 | В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. | стр. 41-45 чит., з. № 2 стр. 45 | Многообразие видов графического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Задание: выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере). | Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале. | Формирование целостного мировоззрения, проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов) | |||||||||
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету | стр. 47-53 чит., з. № 3 стр. 53 | Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Понимание учащимися проекционной природы чертежа. Задание: практ. работы по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» (создание объёмно-пространственных макетов) | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности | |||
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | Стр. 54-57 З. № на стр. 57 | Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Задание: выполнение практической работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объёмно-пространственного макета из 2—3 объёмов) | Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | стр. 59-64 чит., з. № 2,3 стр. 64 | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Задание: выполнение практ. работ по темам: «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции». | Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
12 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | стр. 59-64 чит., з. № 2,3 стр. 64 | |||||||
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | стр. 65-69 чит., з. № 2 стр 69 | Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете архитектурного объекта. Задание: выполнение практических работ по теме «Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макета) | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | стр. 71-75 чит., з. № 1 стр. 75 | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи. Задание: выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также творческой работы «Создание образно- тематической инсталляции» (портрет человека, портрет времени, портрет времени действия). | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
15 | Форма и материал. | стр. 76-81 чит., з. № 1 стр. 81 | Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.). Задание: выполнение практических работ по теме «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» (проекты «Сочинение вещи», «Из вещи — вещь»). | Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности | |||
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. | стр. 82-87 чит., з. № 1 стр. 87 | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Задание: выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3—5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона). | Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу по теме. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. | |||
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 часов) | |||||||||
17 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | стр. 89-101 чит., з. № 1,3 стр. 101 | Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Задание: выполнение работ по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» (зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображен. произведений архитектуры и дизайна одного стиля). | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности | |||
18 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | стр. 103-109 чит., з. № 1,3 стр. 109 | Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Задание: выполнение практ. работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира). | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике | |||
19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | стр. 110-115 чит., з. № 3 стр. 115 | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная., прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация пространственной среды в конструктивных искусствах. Роль цвета в формир-и пространства. Цветовая среда. Задания: практ. работы по теме «Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы организации городского пространства; создание проекта современного здания в исторически сложившейся городской среде; создание макета небольшой части города, подчинение его элементов какому-либо главному объекту). | Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
20 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | стр. 117-119 чит., з. № 2 стр. 119 | Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городскойсреды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.Задания: выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно-графической композиции и дизайн-проекта оформления витрины магазина). | Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в проживании городского пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайн-проектов. Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике, | |||
21 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | стр. 117-119 чит., з. № 2 стр. 119 | |||||||
22 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | стр. 120-125 чит., з. № 1 стр. 125 | Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). Задания: выполнение практической и аналитической работ по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» (создание образно-коллажной композиции или подготовка реферата; создание конструктивного или декоративно-цветового решения элемента сервиза по аналогии c остальными предметами). | Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
23 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | стр. 127-131 чит., з. № 3 стр. 131 | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.). Задание: выполнение аналитической и практической работ по теме «Композиция архитектурно-ландшафтного макета» (выполнение аналитического упражнения, создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба», создание макета ландшафта с простейшим архитектурным объектом(беседка, мостик и т. д.). | Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представлениео традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.). | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование основ | Выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
24 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | стр. 127-131 чит., з. № 3 стр. 131 | |||||||
25 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | стр. 132-135 чит., з. на стр. 135 | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Задание: выполнение практической творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего»). | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией. Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выбор для решения задач различных источников информации Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
26 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | стр. 132-135 чит., з. на стр. 135 | |||||||
27 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | стр. 132-135 чит., з. на стр. 135 | |||||||
28 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | стр. 132-135 чит., з. на стр. 135 | |||||||
Раздел 4. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов) | |||||||||
29 | Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. | стр. 138-142 чит., з. на стр. 142 | Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различн. функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д.Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и сан-технических задач. Задание: выполнение аналитической и практ. работ по теме «Создание плана-проекта «Дом моей мечты» (выполнение проектного задания с обоснованием планировки собственного дома, выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории). | Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище. Учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. | |||
30 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | стр. 143-146 чит., з. № 1 стр. 146 | Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы зонирования помещения. Задание: выполнение практической работы по теме «Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный). | Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выбор для решения задач различных источников информации. Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
31 | Дизайн и архитектура моего сада. | стр. 147-153чит., з. № 2 стр. 153 | Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. е выполнение практических работ по темам: «Дизайн-проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу икебаны» (выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции). | Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны. | Формирование основ культуры, развитие эстетического сознания. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
32 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | стр. 154-161 чит., з. № 2 стр. 161 | Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Задание: выполнение аналитической и практической работ по теме «Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста; создание 2—3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба). | Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
33 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | стр. 162-168 чит., з. на стр. 168 | Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч. Задания: выполнение коллективных практических работ по теме «Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с элементами фото-коллажа на тему современного молодёжного костюма, создание коллекции моделейобразно-фантазийного костюма в натуральную величину). | Использовать графические навыки технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
34 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | стр. 169-173 чит., з. № 1,2 стр. 173 | Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. Задание: выполнение практических работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор вариантов причёски и грима для создания различных образов одного и того же лица — рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима, т. е. макияжа; создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа). | Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое. Вырабатывать чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. Создавать практические творческие работы в материале. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развивать умение применять полученные знания на практике. | |||
35 | Моделируя себя —моделируешь мир (обобщение темы). | стр. 174 чит. | Человек — мера вещного мира.Он — или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра. Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей, формирующей его социокультурный облик. | Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развивать умение применять полученные знания на практике. |
Пояснительная записка.
Программа "Изобразительное искусство" для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2013 г.). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература.
Программа реализуется в полном объеме и раскрывает содержание обучения изобразительному искусству учащихся в 7 классах общеобразовательных учреждений. Учебным планом школы предусмотрено изучение предмета в объеме 1 учебный час в неделю, всего 35 часов в год.
Последовательность изучения тем, в сравнении с примерной программой, не изменена и находится в соответствии с изложением материала в реализуемом УМК, а также логикой изучения предмета на ступени основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
- к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности
Будут сформированы:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Обучающийся научится:
- анализировать произведения архитектуры и дизайна; будет знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- понимать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Содержание курса
«Дизайн и архитектура в жизни человека».
Тема 7 класса —«Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.
Содержательно-дидактические и методические принципы, из которых исходили авторы, лежат в русле общей концепции художественно-педагогической школы Б. М. Неменского. Подходы к раскрытию тем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в старших классах общеобразовательных учреждений имеют свою специфику. Однако постоянен общий ход познания: от восприятия визуального материала к раскрытию его гуманистической и духовной сущности, составляющей истинное, глубинное содержание искусства.
Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном виде.
ДИЗАЙН — это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.
АРХИТЕКТУРА — это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.
Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами.
Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаются ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО, т. е. конкретными изображениями видимого мира. В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.
Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7 класса. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры.
Дидактико-содержательной основой 1-й части «Художник — дизайн — архитектура. Основы композиции» и 2-й части «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» является раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна (плакаты, открытки, журналы) и объемно-пространственного макетирования.
В 3-й части программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» и 4-й части «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование» раскрывается сфера применения дизайна и архитектуры в жизни человека и общества, даются знания и навыки индивидуального конструирования.
Раздел 1. Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 часов)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Раздел 4. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Тематический план
Раздел 1. Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов)
- Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
- Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст, выразительность
- Прямые линии и организация пространства
- Цвет — элемент композиционного творчества.
- Свободные формы: линии и тоновые пятна.
- Буква — строка —текст. Искусство шрифта.
- Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
- В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
- Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету
- Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
- Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
- Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
- Важнейшие архитектурные элементы здания.
- Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
- Форма и материал.
- Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 часов)
- Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
- Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
- Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
- Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
- Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
- Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
- Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
- Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
- Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
- Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
- Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
- Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Раздел 4. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов)
- Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
- Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
- Дизайн и архитектура моего сада.
- Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
- Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
- Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
- Моделируя себя —моделируешь мир (обобщение темы).
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме творческой работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Учебно – методическое обеспечение
УМК:
Для учителя:
- С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2017.
- Неменский Б.М. программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 7 класс, - Москва,: Просвещение, 2013
Для учащихся:
- А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2017.
Оборудование
- Учебные столы.
- Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства
- Экран
- Компьютер
- Мультимедиа проектор
Методический фонд
- Фотографии «Архитектура»
- Репродукции картин разных художников с изображением городского и индустриального пейзажа.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Учебно- методическое обеспечение уроков.
- Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
- Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
- Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
- Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
- Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
- Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
- Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
- Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 7 класс.CD, 2010.
- Фотографии художников.
- Таблицы, схемы.
- Репродукции картин русских и зарубежных художников.
- CD Шедевры зарубежных художников.
- CD Эрмитаж.
- CD Музеи мира.
- Т. В. Оросова. Изобразительное искусство.7 класс. Поурочные планы.- Издательство «Учитель-АСТ», 2015.