Валеологический аспект уроков изобразительного искусства в современной школе
Значение предмета Изобразительное искусство в современной школе , его актуальность и валеологическая направленность. Предмет ИЗО , как здоровьесберегающая компонента в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель изобразительного искусства, высшей квалификационной категории Губанова Любовь Михайловна. Санкт Петербуг
Статья на тему:
Валеологический аспект уроков изобразительного искусства в современной школе.
Начну свое рассуждение с определения роли уроков рисования в японской школе: «Школа созерцания и любования для всех».
Все двенадцать лет обучения в японской школе дети рисуют, созерцают, пишут, творят и, надо заметить, не один раз в неделю. Давно доказано, что занятия рисованием и каллиграфией тренируют мелкую моторику и , как следствие, стимулируют общий уровень развития. Формируется хороший вкус и положительное отношение к окружающему миру.
«Страна, в которой учили бы рисовать так же , как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах» Д. Дидро. Над этим стоит задуматься!
В нашей современной школе урок изобразительного искусства , ранее считавшийся чем то вроде «передышки» между главными «тяжелыми» дисциплинами, постепенно завоевывает достойное место. Конечно, «целеопределяющие» предметы стоят в первых рядах и учебного плана и по количеству часов. А правильно ли это?
Мы видим, как современные дети, лоб в лоб столкнувшиеся с миром технического прогресса, сами того не замечая, становятся винтиками неумолимой машины, которая заменяет им все: книги, живое общение ,любование природой, посещение музеев (о библиотеках я не говорю), литературную правильную речь и , даже, любовь! И .т. д….
Что делать?
Пожалуй, школа, это то место на земле, где человек еще не перестал творить красоту, фантазировать, свободно мыслить и любоваться результатами своего творения. И, поверьте, это происходит на уроках ИЗО.
Но это долгое вступление – гимн любимому предмету ,не коснулся еще одной неоценимой его грани.
Помимо многих ,неоспоримо положительных аспектов, которые несет наш предмет (конечно, при наличии спокойных, деловых , доверительных отношений на уроке), это аспект- валеологический .(Чтобы было понятнее-( « здоровьесберегающий.»)
Все мы знаем, как устают дети, какими они приходят с контрольных и опросов. А порой и из дома (современные скорости касаются не только детей, но и родителей!) Да и не все ученики одинаково успешны. Но, по какой- то странной закономерности, именно эти дети часто проявляют незаурядные способности к рисованию, что в свою очередь несет им уверенность в себе, в своих способностях.
Уроки изобразительного искусства дают ученикам возможность отвлечься от строгой регламентации, погрузиться в мир творчества, что само по себе уже является , если не отдыхом, то отвлечением и переходом в совсем иную сферу деятельности.
Выполняя поставленные учителем задачи в деловой, творческой и спокойной обстановке урока, при наличии своевременной помощи и совета, а главное : «У тебя все получится!»- учащиеся получают психологическую разгрузку, возникает желание творить и любоваться результатами своего творчества.
Зная своих учеников, мы можем судить по их работам об их внутреннем состоянии. Психологи, работающие в школе, должны тесно сотрудничать с преподавателями ИЗО. Анализируя работы детей: строение линий, цвет, композиционные особенности и другие элементы рисунка, можно многое понять о внутреннем мире и состоянии ученика.
Особенно любят дети темы, где можно творить самостоятельно, используя ранее приобретенные знания, умения и навыки. Тут уже начинается настоящее творчество, что несет неоспоримо положительный психологический результат. Вот почему обидно, что уроки изобразительного искусства заканчиваются в восьмом классе.
В старшей школе ученики, обладающие помимо знаний, навыков и умений по предмету, имеющие уже достаточный жизненный опыт, багаж личных стремлений и переживаний, с большим удовлетворением могли бы выполнять достаточно сложные работы на заданные темы и работы по собственному выбору. Результат от такого творчества может быть исключительно положительным, несущим гордость за собственное творчество.
Конечно, время диктует свои законы. Мир живет в жестком и ,что греха таить, жестоком мире. Но и в данной ситуации не надо забывать:
«Мир спасет красота».