Дополнительная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства для детей в возрасте от 6 до 9 лет ЖИВОПИСЬ. В.01.УП.02 (3-4 класс)

Тарасенко Евгения Арсеньевна

Дополнительная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства для детей в возрасте от 6 до 9 лет ЖИВОПИСЬ. В.01.УП.02 (3-4 класс) составлена для изучения предмета по выбору в течение 3-4 года обучения. Живопись является одним из ведущих предметов в художественной школе; психологами замечено, что именно в возрасте 8-9 лет дети наиболее ярко переживают цвет, сочетания цветов; наиболее раскрепощенно, непосредственно, образно передают свои впечатления в работах, поэтому важно сохранить в них это творческое начало, данное от природы, развить его на основе знаний по  изобразительной грамоте.

В программе много внимания уделяется образному решению заданий, которые выполняются за педагогом, по поводу натуры, с натуры. Каждая тема подкреплена пособиями, репродукциями работ художников, учебными и творческими работами учащихся и педагогов. Задания размещены в таких временных промежутках, когда есть возможность использовать имеющиеся в природе растительные формы: листья, цветы, плоды. Теоретический материал закрепляется практической работой на уроках, задания для самостоятельной работы аналогичны аудиторным по данной теме. Программа построена по принципу постепенного усложнения заданий от простого к сложному, закрепления пройденного материала в заданиях на повторение  темы, поддерживая эмоциональный интерес к работе на уроках живописи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МБУДО

 «Десногорская ДХШ»

_____________Р.И.Широкова  

Приказ №_____от________2019г.

Согласовано:

Зам. директора по УМР

______ Шулакова Е.Д.

«_____» ________2019г.

Рассмотрено:

на заседании

Педсовета №

«______» ________2019г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ШКОЛА»

216400, Смоленская область, город Десногорск, 4 микрорайон, строение2, помещение2

Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65

E-mail: ddhs@mail.ru //Сайт:www.desdhsh.ru

Дополнительная общеразвивающая программа

в области изобразительного искусства

для детей в возрасте от 6 до 9 лет

Живопись

В.01.УП.02

/3-4 класс/

Разработала: преподаватель

 высшей категории

Тарасенко Е.А.

Десногорск 2019г.

Структура программы учебного предмета «Живопись».

1. Пояснительная  записка

        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

     Цели и задачи учебного предмета.

     Методы  обучения. 

     Форма проведения учебных аудиторных занятий.

     Срок реализации учебного предмета. 

       Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы учебного предмета.     

  2. Содержание учебного предмета:

         Сведения о затратах учебного времени.  Годовые требования.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

4. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация:  цели,  виды,  форма,  содержание;

5. Методическое обеспечение учебного процесса.

 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

6. Средства обучения

7. Списки  рекомендуемой  методической  и   учебной литературы

  1. Пояснительная записка.

Характеристика учебного предмета,  его место и роль в образовательном процессе.

 Данная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по живописи (В.01.УП.02) для детей в возрасте от 8 до 9 лет составлена для изучения   предмета по выбору в течение 3-4 года обучения.  Живопись является одним из ведущих предметов в художественной школе; психологами замечено, что именно в возрасте 8-9 лет дети наиболее ярко переживают цвет, сочетания цветов; наиболее раскрепощенно, непосредственно, образно передают свои впечатления в работах, поэтому важно сохранить в них это творческое начало, данное от природы, развить его на основе знаний по  изобразительной грамоте.

В программе много внимания уделяется образному решению заданий, которые выполняются за педагогом, по поводу натуры, с натуры. Каждая тема подкреплена пособиями, репродукциями работ художников, учебными и творческими работами учащихся и педагогов. Задания размещены в таких временных промежутках, когда есть возможность использовать имеющиеся в природе растительные формы: листья, цветы, плоды. Теоретический материал закрепляется практической работой на уроках, задания для самостоятельной работы аналогичны аудиторным по данной теме. Программа построена по принципу постепенного усложнения заданий от простого к сложному, закрепления пройденного материала в заданиях на повторение  темы, поддерживая эмоциональный интерес к работе на уроках живописи.  

Учитывая различный интеллектуальный уровень подготовленности учащихся необходимо применять индивидуальный подход к детям, упрощать задание, уменьшать формат, или, наоборот, увеличивать формат – в соответствии с возможностями ребенка.

Цель курса:  развитие творческих способностей, цветового восприятия, эмоционального переживания красоты окружающего мира, средствами живописи видеть и изображать форму во всем многообразии цветовых отношений.

Задачи курса:  - получение практических навыков и умений в области реалистической живописи;

- развитие творческого отношения к натуре, живописного и целостного видения;

- овладение основами изобразительной грамоты в области живописи в технике акварели, гуаши;

-знакомство с основами цветоведения: ахроматические цвета и их тональные градации; хроматические цвета, получение оттенков цветов, локальный цвет, теплые, холодные цвета; дополнительные цвета; эмоциональное восприятие цвета;

- изучение распределения света на поверхности предметов, начальные сведения о передаче обьема ;

- изучение и освоение на практике понятий – «родственная гамма», «контраст», «нюанс», «три характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота», «цветовая гармония»;

- овладение техническими приемами акварельной живописи: «заливка», «по-сырому», «а-ля прима», «вливание цвета в цвет», «послойно», «сырой мазок», «сырой край», «выскабливание», «смешанная техника» с использованием акварельных карандашей, восковых мелков или масляной пастели;

- овладение техническими приемами гуашевой живописи и последовательного ведения работы от подмалевка до лепки  формы мазком, передачи среды;

- знакомство с творчеством выдающихся художников-живописцев, формирование основ художественного вкуса, интереса к сфере искусства, повышение культурного уровня;

- воспитание уважения к ремеслу, бережного обращения с материалами, фондом работ, наглядными пособиями, оборудования класса;

- воспитание уважительного обращения с учащимися, взрослыми, персоналом школы.

Требования к уровню освоения содержания предмета:

в результате освоения предмета обучающийся должен:

- грамотно располагать предметы в листе;

- передавать пропорции и характер предметов;

- владеть приемами работы с простыми геометрическими формами;

- выявлять цветом пространство;

- изображать предметы во взаимосвязи с пространством и окружающей средой;

Знать:

- основы цветоведения;

- основные термины: цветовой круг, спектр, теплые и холодные цвета;

- понятие локальный цвет, основные и дополнительные цвета;

- понятие цветовой тон, насыщенность;

- основные технические приемы работы различными видами красок.

Срок  реализации учебного предмета.

 Учебный предмет по выбору  «Живопись», как часть общеразвивающей программы в области изобразительного искусства в возрасте от 6 до 9 лет, реализуется, начиная с 3-го года обучения в возрасте 8-9 лет. Весь курс рассчитан на 2 года, всего 70 учебных недель, по 35 учебных недель в году, по 1 часу в неделю.

Максимальная учебная нагрузка 175 часов, самостоятельная учебная нагрузка- 105 часов, аудиторная – 70 часов (за 2 года).      

Объем учебного времени на реализацию учебного предмета

Виды учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов

1 год обучения   /возраст детей 8 лет/:

полугодия

1

2

Аудиторные занятия

16

19

35

Самостоятельная работа

25

27,5

52,5

Максимальная учебная нагрузка

41

46,5

87,5

2 год обучения  

/возраст детей 9 лет/:

полугодия

1

2

Аудиторные занятия

16

19

35

Самостоятельная работа

25

27.5

52.5

Максимальная учебная нагрузка

41

46.5

87.5

Вид промежуточной аттестации

Зачёт по итогам полугодия

Зачёт по

полугодия

 Отчётная выставка

Форма проведения учебных аудиторных занятий.

    Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций осуществляются в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода.

    Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельные.

    Учебная  нагрузка в часах в неделю: аудиторные – 1 час, самостоятельная работа – 1-2 часа, в зависимости от сложности задания.

Методы обучения.

Для  достижения  поставленной  цели  и  реализации  задач  предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

 - практический: «за педагогом», « по поводу натуры», « с натуры»;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

  1. Содержание учебного предмета.

                        Годовые требования.

В первый год обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов.

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции листа, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами и фоном, цветовой гармонии. Причем главной задачей является эмоциональное восприятие натуры, переживание цвета, создание образа, а  второстепенной задачей на данном этапе – точная передача конструктивной формы.

    Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влияния среды и освещения, приобретают навыки в передаче обьема предметов, осваивают приемы гуашевой живописи. Акцент в заданиях  ставится на творческое решение, экспериментаторство.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Вид  учебного

 занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-ная учебная нагрузка

Аудитор-ные занятия

Самостоя-тельная работа

1 год обучения (8лет)

1 полугодие

1 четверть

Раздел 1. Цвет в живописи

1.

Характеристика цвета. Ахроматические цвета.

урок

2

1

1

2.

Характеристика цвета. Хроматические цвета.

урок

3

1

2

3.

Характеристика цвета. Три основных признака цвета: «Цветовой тон»,  «Насыщенность», «Светлота» на примере красного цвета.

урок

3

1

2

4.

Характеристика цвета. Теплые и холодные цвета.

урок

3

1

2

5.

Характеристика цвета. Взаимодействие теплых и холодных цветов.

урок

3

1

2

6.

Характеристика цвета. Три основных признака цвета: «Цветовой тон»,  «Насыщенность», «Светлота» на примере зеленого цвета.

урок

4

2

2

Раздел 2. Приемы работы акварелью

7.

Приемы работы акварелью: «заливка», «вливание цвета в цвет», «сырой край».

урок

5

2

3

Итого в 1 четверти:

23

9

14

2 четверть.

8.

Приемы работы акварелью: «по-сырому», «мокрый мазок» для передачи эмоционального содержания цвета.

урок

4

2

2

9.

Приемы работы акварелью: «по-сырому», «мокрый мазок», «процарапывание» для передачи эмоционального содержания цвета.

урок

3

1

2

10.

Приемы работы акварелью: «по-сырому», «вливание цвета в цвет» для передачи эмоционального содержания цвета.

урок

3

1

2

11.

Приемы работы акварелью: «по-сырому», «мокрый мазок» для передачи эмоционального содержания цвета.

урок

3

1

2

12.

Приемы работы акварелью: «заливка», «послойная прописка».

урок

5

2

3

Итого во 2 четверти:

18

7

11

Итого в 1 полугодии:

41

16

25

2 полугодие

3 четверть

13.

Приемы работы акварелью: «смешанная техника: восковые мелки, заливка, мазок по-сырому».

урок

3

1

2

14.

Приемы работы акварелью: «смешанная техника: заливка, акварельные карандаши, мазок, процарапывание».

урок

4

2

2

Раздел 3. Цветовая гармония.

15.

Локальный цвет и нюанс. Влияние освещения на цвет

урок

4

2

2

16.

Гармония по общему цветовому тону. Контраст.

урок

3

1

2

17.

Гармония по общему цветовому тону. Локальный цвет и оттенки цвета на круглой поверхности (свет, полутень, собственная тень, рефлекс) в технике «послойная прописка»

урок

3

1

2

18.

Гармония по общему цветовому тону. Локальный цвет и оттенки цвета на круглой поверхности (свет, полутень, собственная тень, рефлекс) в технике «прописка мазком по плоскостям» по принципу «обрубовка».

урок

3

1

2

19.

Цветовые отношения.

Повторение темы «Основные характеристики цвета» в технике «заливка», «мазок».

урок

5

2

3

Итого в 3 четверти:

25

10

15

4 четверть

Раздел 4. Повторение приемов акварельной живописи.

20.

Повторение приемов работы акварелью: «заливка», «мазок», «процарапывание».

урок

5

2

3

21.

Повторение приемов работы акварелью: «заливка», «послойная прописка».

урок

5

2

3

22.

Повторение приемов работы акварелью: «по-сырому»,  «мазком» с использованием восковых мелков.

урок

6.5

3

3.5

23.

Повторение приемов работы акварелью: «заливка», «мазком», «по-сырому».

урок

5

2

3

Итого в 4 четверти:

21.5

9

12.5

Итого за 1 год обучения:

89.5

35

52.5

2 год обучения (9лет)

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-ная учебная нагрузка

Аудитор-ные занятия

Самостоя-тельная работа

1 полугодие

1 четверть

Раздел 1. Знакомство с техникой гуашевой живописи.

1.

Знакомство с техникой гуашевой живописи. Мазок.

урок

2

1

1

2.

Знакомство с техникой гуашевой живописи. Родственная гамма. Тональный контраст.

урок

3

1

2

3.

Знакомство с техникой гуашевой живописи. Контраст различных цветовых тонов.

урок

5

2

3

4.

Знакомство с техникой гуашевой живописи. Контраст различных цветовых тонов.

урок

3

1

2

5.

Знакомство с техникой гуашевой живописи. Рефлексы.

урок

5

2

3

6.

Знакомство с техникой гуашевой живописи. Рефлексы, цветовое взаимодействие.

урок

5

2

3

Итого в 1 четверти:

23

9

14

2 четверть

Раздел 2. Цветовая гармония

7.

 Цветовой нюанс. Получение оттенков цвета, близких по светлоте, различных по цветовому тону.

урок

5

2

3

8.

Контраст хроматический. Различие по цветовому тону и светлоте. Силуэт.

урок

5

2

3

9.

Контраст по общему цветовому тону. Получение градаций по светлоте одного цветового тона.

урок

3

1

2

10.

Цветовая гармония родственных цветов.

урок

5

2

3

Итого во 2 четверти:

18

7

11

Итого в 1 полугодии:

41

16

25

2 полугодие

3 четверть

11.

Цветовая гармония дополнительных цветов. Влияние цветовой среды на  цвет предмета.

урок

5

2

3

12.

Цветовая гармония дополнительных цветов. Влияние цветовой среды на  цвет предмета.

урок

5

2

3

13.

3-х цветная и многоцветная гармония.

урок

3

1

2

14.

3-х цветная и многоцветная гармония.

урок

3

1

2

15.

3-х цветная и многоцветная гармония. Родственно-контрастные цвета.

урок

6

3

3

16.

3-х цветная и многоцветная гармония. Родственно-контрастные цвета.

урок

3

1

2

Итого в 3 четверти:

25

10

15

4 четверть

Раздел 3. Средства художественной выразительности.

17.

Средства художественной выразительности. Силуэт. Темное на светлом фоне.

урок

2

1

1

18.

Средства художественной выразительности. Силуэт. Светлое на темном фоне.

урок

2.5

1

1.5

19.

Средства художественной выразительности. Передача фактуры. Отработка мазка.

урок

4

2

2

20.

Средства художественной выразительности. Передача фактуры. Отработка мазка.

урок

5

2

3

21.

Средства художественной выразительности. Передача состояния, впечатления. Отработка мазка.

урок

5

2

3

22.

Средства художественной выразительности. Передача состояния, впечатления, цветовых рефлексов. Отработка мазка.

урок

3

1

2

Итого в 4 четверти:

21.5

9

12.5

Итого  за 2 год обучения:

89.5

35

52.5

Итого за двухлетний курс обучения:

175

70

105

Содержание курса.

Первый год обучения.

1 четверть.

Тема 1. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими цветами.

Упражнение 1.   Кистевые наброски листьев комнатных растений:

- черным цветом с растяжкой от темного к светлому  /ф. А-4, акв / - 1 час.

Самостоятельная работа.  Кистевой набросок трав черным цветом. /ф. А-4, акв / -1 час.

Тема 2. Характеристика цвета. Хроматические цвета.

Упражнение 1.  Кистевой набросок  традесканции: черный с изумрудным,  черный с фиолетовым / ф. А-4, акв /. – 1 час.

Самостоятельная работа.  Кистевой набросок трав черным в смеси с зеленым  цветом. /ф. А-4, акв / -2 часа.

Тема 3. Характеристика цвета. 

Три основных свойства цвета: « цветовой тон»,

« насыщенность», «светлота» на примере красного цвета.

Этюд :  «Маки» или «Ломтик арбуза», по мотивам репродукции или с натуры/ ф. А-3, акв/  - 1 час.

Самостоятельная работа.  «Алые паруса»: этюд двух-трех драпировок красного цвета различной насыщенности без складок /ф. А-4, акв. / - 2 часа.

Тема 4. Характеристика цвета.

Знакомство с теплыми и холодными цветами.

Этюд подсолнуха или других /не более трех/ ярко окрашенных цветов в теплой гамме на холодном фоне /Ф.А-3, акв./ - 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд цветка в теплой гамме на холодном фоне/ф. А-4, акв./ - 2 часа.

Тема 5. Характеристика цвета.

Взаимодействие теплых  и холодных цветов.

Этюд вечернего неба по поводу репродукций, за педагогом; поощряется творческий подход, импровизация /ф. А-3, акв. /  – 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд радуги /ф. А-4, акв ./ - 2часа.

Тема 6. Характеристика цвета.

Три основных свойства цвета: « цветовой тон», « насыщенность», «светлота» на примере зеленого цвета. Теплый и холодный зеленый цвет, работа с палитрой /получение оттенков зеленого цвета добавлением теплых или холодных цветов/.

Тематическая композиция «Кикимора болотная», поиски зеленого цвета различных оттенков /ф. А-3, акв/ - 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд 3 листиков деревьев зеленого цвета/ф. А-4, акв./ - 2 часа.

Тема 7. Приемы работы акварелью.

Этюды осенних листьев   / каштан, клен или др. листья яркой расцветки / с использованием приемов:  заливка, вливание цвета в цвет, по-сырому . Листья обводятся карандашом на бумаге, тонкими линиями намечаются прожилки, и далее - прописка в цвете; возможно применение цветных восковых мелков для проведения контуров листьев и прожилок внутри листа с последующей пропиской акварелью /ф. А-3, акв/. - 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд осеннего ярко окрашенного листа /ф. А-4, акв/ - 3часа.

Всего в 1 четверти:  - 9 час.

2 четверть.

Тема 8. Эмоциональное содержание цвета: «Золотая осень».

Натюрморт с осенними листьями простой формы на ветке и красным яблоком /ф. А-3, акв/ - 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд фрукта /ф. А-4, акв./ - 2часа.

        

Тема 9. Эмоциональное содержание цвета: «Нежность».

Этюд ветки хризантемы или трех  астр с предварительной заливкой фона и пропиской растения по-сырому /ф. А-3, акв/ - 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд неба с облаками. /ф. А-4, акв./ - 2часа.

Тема 10. Эмоциональное содержание цвета: «Радость».

Этюд букета цветов по-сырому по поводу натуры – георгины или  рудбекии, цветы топинамбура / ф. А-3, акв/ - 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд одного цветка на передачу образа /ф. А-4, акв./ - 2часа.

 Тема 11. Эмоциональное содержание цвета: «Ненастье».

Этюд комнатного растения без горшка: папоротник или щучий хвост с предварительной заливкой фона и пропиской растения по-сырому /ф. А-3, акв/ - 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд трав с колосками. /ф. А-4, акв./ - 2часа.

 Тема 12. Приемы работы акварелью.

Копирование лоскутка ткани с несложным растительным орнаментом  с использованием приемов: заливка, послойная прописка. 

 /ф. А-4, акв/ - 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд  носового платка с простым геометрическим рисунком /ф. А-4, акв/ - 3часа.

Всего во 2 четверти:  - 7 час.

3 четверть.

Тема 13. Приемы работы акварелью /смешанная техника/.

Этюд сосновой ветки с елочной игрушкой с использованием приемов: прорисовка мотива восковыми мелками, заливка, прописка мазком

по-сырому./ф. А-3, акв/ - 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд морозных узоров – прорисовка  узоров восковым мелком  белого цвета, заливка /ф. А-4, белый восковой мелок, акв./ - 2часа.

Тема 14. Приемы работы акварелью /смешанная техника/.

Этюд подвешенной рыбы  с использованием приемов:  заливка, прорисовка аквар. карандашом деталей, прописка мазком, процарапывание /ф. А-3, акв/ - 2 часа.

Самостоятельная работа. Копия изображения рыбы по фотографии, репродукции /ф. А-4, акв./ - 2часа.

 Тема 15. Нюанс. Развитие представлений о локальном цвете и нюансах. Влияние освещения на цвет.

Этюд весеннего пейзажа с архитектурным мотивом – церковь Покрова на Нерли на примере изображения Руанского собора в разное время суток Клодом Моне /ф. А-3, восковые мелки для контура, акв/ - 2 часа.

Самостоятельная работа. Этюд поляны с цветами в тумане /ф. А-4, акв./ - 2часа.

Тема 16. Гармония по общему цветовому тону.

Понятие о цветовых отношениях. Контраст.

Этюд двух предметов  в родственной цветовой гамме, различных по тону: изображение предметов на уровне линии горизонта, без овалов: чайник, чашка /прописка заливками, плоскостное решение/.

/ф. А-3, акв/ - 1 час.

Самостоятельная работа. Этюд кружки на контрастном  фоне в родственной цветовой гамме, плоскостное решение. /ф. А-4, акв./ - 2часа.

Тема 17. Гармония по общему цветовому тону.

Локальный цвет и оттенки цвета на круглой поверхности/Свет, полутень, собственная тень, рефлекс/.

Этюд яблока /прописка послойно/.

/ф. А-4, акв/ - 1 час.

Самостоятельная работа.Этюд фрукта, прописка послойно /ф. А-4, акв./ - 2часа.

Тема 18. Гармония по общему цветовому тону.

Локальный цвет и оттенки цвета на круглой поверхности.

Этюд граната /прописка мазком по плоскостям/

/ф. А-4, акв/ - 1 час.

Самостоятельная работа. Этюд фрукта, прописка мазком по плоскостям /ф. А-4, акв./ - 2часа.

Тема 19. Передача цветовых отношений. Повторение темы «Основные характеристики цвета».

Этюд самовара на фоне висящей драпировки/ прописка заливками с последующей пропиской мазком/

/ф. А-3, акв/ - 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд кувшина на фоне драпировки /ф. А-4, акв./ - 3часа.

Всего в 3 четверти: - 10 час.

4 четверть.

Тема 20. Повторение приемов работы акварелью.

Этюд букета вербы на фоне цветной драпировки, передача впечатления /прописка заливками, мазком, процарапыванием/

/ф. А-3, акв./-2 часа.

Самостоятельная работа. Этюд комнатного растения без горшка /ф. А-4, акв. /- 3часа.

Тема 21. Повторение приемов работы акварелью.

Этюды природных материалов:  ракушки, кусочки коры деревьев, грибы-трутовики  с использованием приемов: заливка, послойная прописка, «по-сырому»  /ф. А-3, акв., аквар.карандаши/ - 2 часа.

Самостоятельная работа. Этюд  шишки  /ф. А-4, акв, аквар.карандаши/ - 3часа.

Тема 22. Повторение приемов работы акварелью.

Этюды живых цветов/по сырому, мазком, с использованием восковых мелков/.

/ф. А-3, акв, восковые мелки/ - 3 часа.

Самостоятельная работа. Этюд  цветка или группы цветов  с отработкой различных акварельных техник  /ф. А-4, акв, аквар.карандаши/ -  3.5час.

Тема 23. Повторение приемов работы акварелью.

Этюд пейзажа /заливки, мазком по-сырому /ф. А-3, акв./ - 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд  дерева/ф.А-4, акв./ - 2 часа.

Всего в 4 четверти: - 9 час.

Итого в году : - 35 час.

Второй год обучения.

1 четверть.

Тема 1. 

Знакомство с техникой гуашевой живописи.

Отработка мазка.

Этюд цветка с предварительной пропиской фона /ф. А-4, гуашь / - 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд цветка без фона /ф. А-4, гуашь / -1 час.

Тема 2. 

Знакомство с техникой гуашевой живописи. Получение оттенков цвета в родственной гамме различной насыщенности, светлоты /тональный контраст/.

Этюд группы цветов в родственной цветовой гамме с предварительной пропиской фона:  3 цветка астры светло-розового, розового, бордового цвета на нейтральном фоне /ф. А-3, гуашь / - 1 час.

Самостоятельная работа. Этюд 2цветов в родственной цветовой гамме без фона /ф. А-4, гуашь / -2 часа.

Тема 3.

Знакомство с техникой гуашевой живописи.

Получение оттенков цветов, различных по цветовому тону контраст.

Этюд 3 цветов:  белый или светло-лимонный,  розово-сиреневый, фиолетовый с предварительной пропиской фона /ф. А-4, гуашь / - 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд 2 цветов без фона /ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Тема 4. 

Знакомство с техникой гуашевой живописи.

Получение оттенков цветов, различных по цветовому тону. Отработка мазка.

Этюд ярко окрашенных осенних листьев, без фона. Листья слегка обводятся на листе бумаги карандашом, прописываются гуашью мазком плоской кистью /ф. А-4, гуашь / - 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд  2-3 листьев  без фона /ф. А-4, гуашь / -2 часа.

Тема 5. 

Знакомство с техникой гуашевой живописи.

Получение оттенков цветов, различных по цветовому тону. Рефлексы. Отработка мазка.

Этюд ветки рябины на фоне светлой драпировки. /ф.А-3, гуашь/- 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд ветки с 2-3 листьями без фона /ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Тема 6. 

Знакомство с техникой гуашевой живописи.

Получение оттенков цветов, различных по цветовому тону. Рефлексы. Отработка мазка.

Этюд осеннего букета на состояние /ф.А-3, тонированная бумага, гуашь/- 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд букета из 2-3 цветов  и ветки с листьями/ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Всего в 1 четверти: - 9час.

2 четверть.

Тема 7. 

Нюанс. Получение оттенков цветов, близких по светлоте, различных по цветовому тону. Отработка мазка.

Этюд натюрморта: кувшин, овощ на фоне драпировки. /ф.А-3, гуашь/- 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд чашки на фоне цветной драпировки /ф. А-4, гуашь /

 Тема 8. 

Контраст хроматический. Получение оттенков цветов, различных по цветовому тону и светлоте. Отработка мазка.

Декоративный натюрморт: цветные бутылки бытовой химии, образное решение через силуэт  /ф.А-3, гуашь/- 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд сосуда бытовой химии на фоне цветной драпировки /

ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Тема 9. 

Контраст по общему цветовому тону. Получение градаций по светлоте одного цветового тона. Отработка мазка.

Натюрморт из 2 предметов: чугунок и крупная головка чеснока или белого лука/ф.А-3, гуашь/- 1 час.

Самостоятельная работа.  Этюд желтой луковицы на фоне коричневой драпировки /ф. А-4, гуашь / -2 часа.

Тема 10. 

Цветовая гармония родственных цветов. Отработка мазка.

Этюд комнатного растения с декоративными листьями на фоне цветной драпировки в родственной гамме /ф.А-3, гуашь/- 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд свеклы или баклажана на фоне розово-сиреневой драпировки /ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Всего во 2 четверти: - 7час.

3 четверть.

Тема 11. 

Цветовая гармония дополнительных цветов. Развитие представлений о влиянии цветовой среды на цвет предмета. Отработка мазка.

Этюд мягкой игрушки на фоне цветной драпировки в гамме дополнительных цветов /ф.А-3, гуашь/- 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд игрушки на фоне драпировки в гамме дополнительных цветов /ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Тема 12. 

Цветовая гармония дополнительных цветов. Развитие представлений о влиянии цветовой среды на цвет предмета. Отработка мазка.

Этюд натюрморта: серый чайник и фрукт на зеленом фоне. /ф.А-3, гуашь/- 2 часа.

Самостоятельная работа.  Этюд красного яблока на фоне серой драпировки /ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Тема 13. 

Трехцветная и многоцветная гармония. Отработка мазка.

Копирование мотивов листьев Северо-уральской росписи  /ф.А-3, гуашь/- 1 час.

Самостоятельная работа. Кистевые наброски листьев комнатных растений /ф. А-4, гуашь / -2 часа.

Тема 14. 

Трехцветная и многоцветная гармония. Отработка мазка.

Копирование мотивов цветов Северо-уральской росписи  /ф.А-3, гуашь/- 1 час.

Самостоятельная работа.   Кистевые наброски цветов  комнатных растений или цветов по фотографиям /ф. А-4, гуашь / -2 часа.

Тема 15. 

Трехцветная и многоцветная гармония. Родственно-контрастные цвета. Отработка мазка.

Этюд павлово-посадского платка в развернутом виде , подвешенном вертикально , с пропиской мотивов цветов в стиле Северо-уральской росписи  /ф.А-3, гуашь/- 3 час.

Самостоятельная работа.   Этюд фрагмента драпировки  без складок  с растительными мотивами /ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Тема 16. 

Трехцветная и многоцветная гармония. Родственно-контрастные цвета. Отработка мазка.

Этюд  декоративной тарелки с узором, стоящей вертикально, на фоне 2 драпировок в родственно-контрастной гамме /ф.А-3, гуашь/- 1 час.

Самостоятельная работа.   Этюд чайного блюдца с рисунком , вид сверху

/ф. А-4, гуашь / -2 часа.

Всего в 3 четверти: - 10 час.

4 четверть.

Тема 17. 

Силуэт. Темное на светлом фоне.

Этюд  черной птицы на светлом фоне: копия иллюстрации Чарушина «Сорока» /ф.А-3, гуашь/- 1 час.

Самостоятельная работа.   Копия иллюстрации детской книги с изображением птицы /ф. А-4, гуашь / -1 час.

Тема 18. 

Силуэт. Светлое на темном фоне.

Этюд  белой птицы на темном фоне /ф. А-3, темная тонированная бумага, гуашь /- 1 час.

Самостоятельная работа.   Копия иллюстрации детской книги с изображением птицы , например изображение светлой совы на темном фоне /ф. А-4, гуашь / -1.5 часа.

Тема 19. 

Передача фактуры. Отработка мазка.

Этюд  меховой игрушки на фоне цветной драпировки контрастного тона

/ф. А-3, гуашь /- 2 час.

Самостоятельная работа.   Копия иллюстрации детской книги /Чарушин/ с изображением медведя на светлом фоне /ф. А-4, гуашь / -2 часа.

Тема 20. 

Передача фактуры. Отработка мазка.

«Коты», изображение животных по поводу репродукций Чарушина, живописное решение /ф. А-3, гуашь /- 2 час.

Самостоятельная работа.   Этюд животного с мохнатой шерстью/ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Тема 21. 

Передача состояния, впечатления. Отработка мазка.

Весенний пейзаж по поводу репродукций Мавриной, творческое решение /ф. А-3, гуашь /- 2 час.

Самостоятельная работа.   Этюд сказочного дерева /ф. А-4, гуашь / -3 часа.

Тема 22. 

Передача состояния, впечатления, цветовых рефлексов. Отработка мазка.

Этюд букета цветов на подоконнике, творческое решение

 /ф. А-3, гуашь /-1 час.

Самостоятельная работа.   Этюд цветка в стакане с водой /ф. А-4, гуашь / -2 часа.

Всего в 4 четверти: - 9 час.

Итого за год: 35 час.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  1. Знание свойств живописных материалов –акварели, гуаши, их возможностей и эстетических качеств;
  2. Знание основ цветоведения, построения гармоний;
  3. Умение последовательного ведения работы над этюдом: от композиционного размещения изображения, построения, цветового решения;
  4. Умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды: между предметами, предметами и фоном; первоначальные навыки построения цветовой гармонии;
  5. Навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их обьемной формы.

4.Формы и методы контроля, система оценок.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, просмотров, выполнения обучающимися индивидуальных и домашних заданий.

Видами контроля по учебному предмету «Живопись» являются текущая и промежуточная и итоговая аттестации.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в виде проверки самостоятельной работы обучающихся, обсуждения этапов работы над этюдом, выставления оценок по усмотрению учителя. Рекомендуется в конце каждого занятия преподавателю  проводить текущий просмотр самостоятельной работы обучающихся, обсуждения и выделения наиболее удачных этюдов и выставления оценок в журнал. По  результатам  текущей  аттестации  выставляются оценки:  «отлично»,  «хорошо»,  «удовлетворительно».

Преподаватель имеет право по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

По окончании  каждого  полугодия ведущим преподавателем проводится промежуточный контроль успеваемости обучающихся, в журнал ставится «зачтено».

Промежуточная аттестация за год поводится в 1.1, 2.1, 3.1 классах по результатам полугодий, в журнал ставится «зачтено». 

В 4.1 классе в конце года рекомендуется проводить итоговую контрольную работу. Учащиеся самостоятельно за одно занятие (2ч.) пишут этюд натюрморта. За контрольную работу выставляется оценка в журнал. Выполняется этюд постановки акварелью или гуашью на формате А-3.

Итоговая аттестация проводится в 4.1 классе по окончании всего курса обучения, в журнал ставится «зачтено».

 Текущий, промежуточный и итоговый контроль проводится в счёт аудиторного времени.

Методические рекомендации по аттестации.    

    Учитель должен стремиться к тому, чтобы рисунки детей были не только грамотны, но выразительны. Бережно относиться к сохранению выразительности рисунков  более одаренных детей, главные усилия необходимо направить  на развитие у всех учащихся умения выразительно передавать воображаемое.

    Необходимо считаться с интересами детей. В рисовании это имеет наиболее важное значение, поскольку в нем особенно велика роль эмоционального начала, без которого не может осуществляться эстетическое воспитание.

     Отбирая наглядность для рисунка с натуры, пособия и таблицы, узоры и темы для рисования, всегда нужно учитывать интересы и возможности ребенка.

Детей нужно только поощрять, неудачи объяснять отсутствием особого настроения и просить поправить изображение, т.е. очень много времени уделять индивидуальной работе и показу, сочетая все это с основным показом – беседой на доске.

      Каждый урок следует завершать текущей выставкой работ и совместным анализом работ: кому-то удается лучше карандашный набросок, кому-то  - композиционное решение; у кого-то лучше получается с тоном и штрихом; после анализа ошибок и удач в доброжелательном тоне высказываются пожелания на будущее.  Это поможет «подтянуть» неудачные рисунки и вдохновить всех на новые работы. Потому что все дети любят рисовать, все хотят выразить себя, но у многих уже есть негативный  опыт неудач, и только доброжелательное отношение и помощь в исправлении явных ошибок помогут изменить положение. Учитель должен пробудить творческие способности и помочь ученику раскрыть себя, максимально использовать свои возможности.

5. Методическое обеспечение учебного процесса.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы учеников программой применяются такие методы:

- объяснительно-иллюстративные: демонстрация методических пособий, иллюстраций;

- частично-поисковые: выполнение вариативных заданий;

- творческие: участие в конкурсах;

- исследовательские: изучение свойств различных материалов, экспериментаторство в смешанных техниках, освоение различных видов инструментов для живописи: кисти круглые, плоские, мастихины.

- игровые: занятие – сказка, путешествие, проведение праздников.

          Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится после объяснения теоретического материала.

          Для полноценного усвоения и закрепления изученного в классе материала предусмотрено выполнение самостоятельной работы в виде упражнений, краткосрочных этюдов как с натуры, так и по памяти, воображению.

6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

    Каждый        обучающийся        обеспечивается        доступом        к        библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы ученики могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

     Реализация учебной программы обеспечена наглядными пособиями, репродукциями,  работами учащихся и преподавателей прошлых лет, реквизитом, природными сезонными растительными формами : плодами, растениями.

   Родителям рекомендуется заранее обеспечить наличие у учащихся необходимых материалов:

- фактурная акварельная бумага формата А-3, А-4;

- бумага «ватман» ф.А-3, А-4 для гуаши;

- тонированная бумага или цветной картон для пастели;

- водонепроницаемая папка Ф.А-3 для ношения бумаги и живописных работ;

- простые карандаши средней мягкости (ТМ, М, 2м или НБ, В, 2В,F) ,белый мягкий ластик типа MILAN,  FACTIS ;

- акварельные краски 24 цвета (рекомендуется «Санкт-Петербург», «Ладога»);

- гуашь-12 цветов (рекомендуется «Мастер-класс» Санкт-Петербург);

- беличьи кисти для акварели: N 5, 7, 9; колонок N 3, 5, 20- круглые, искусственные плоские (флейцы) –N 22, 24;

- для гуаши кисти: искусственные плоские (флейцы)  N 8, 12, 16, 22, 24, круглые - колонок N 3, 5;

- небьющаяся банка для воды, тряпочка, прямоугольная белая пластмассовая палитра.

7. Средства обучения.

-материальные: учебные аудитории должны быть оборудованы мебелью,

- наглядные: методические наглядные пособия, фонд работ учеников, магнитные доски, компьютер.

- демонстрационные: достаточный фонд муляжей, чучел птиц и животных, гербарии, натюрмортный фонд.

- аудиовизуальные: учебные видеофильмы, аудиозаписи.

8. Список рекомендуемой учебной и методической литературы.

Методическая литература.

1.Алексеев С.О. О колорите. – М., 1974

2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др.

3. Беда Г.В. Живопись. – М., 1986

4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004

5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. М. : Арт-Родник, 2002

6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. М.: Арт-Родник, 2004

7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы . М.: Просвещение, 1992

8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977

9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997

11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ.- М., 2008

12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986

13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992

14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО «Сфера»; «Сварог», 1996

15. Методические рекомендации по предмету «Живопись» /конспект/ для ДХШ Н.Н.Лаврентьевой, зав.отд.жив.ДХШ г.Электросталь, член СХ России/по материалам семинара в центре «Гармония» в г.Москва/

16. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика.- Ростов н/д: Феникс, 2007

17. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ.-М., 2003

18. Психология цвета.- Сб. пер. с англ.М.; Рефл-бук, Ваклер, 1996

19. Смирнов Г.Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975

20. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974

Учебная литература.

1.Андрияка С.Н. Акварель. Москва.: Изд-во Московск. специализир. школы акварели С. Андрияки, 2003

2. Бабанский  Ю.А.   Учет  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  в

учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с.  106-111

3. Бесчастнов Н.П. и др. /коллектив авторов/. Живопись.: Легпромбытиздат, 1973

4. Базанова М.Д. Пленэр. М.: Изобразительное искусство, 1994

5. Бем Р.К. Латышская советская акварельная живопись. Рига.: Лиесма, 1974

6. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве . СПб.: Питер, 2007

Зверев А. Живопись, графика.Москва.: Р.S, 1991

7.Кальнинг А.Г. Акварельная живопись. – М., 1968

8. Лемари Жан. Акварель.Skira/»Буккинг».:  Париж, 1995

9. Михайлов А.Н. Искусство акварели. М.: 1995

10.Мастер и ученики. Каталог.М.:Изд-во Московск. специализир. школы акварели С. Андрияки, 2003

11.Морозов Е.М. Живопись и рисунок гуашью. М.: Эксмо, 2006Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобразит. Искусство, 1986; № 1, 1988: № 2

12.под ред. Рейчел Вулф. Основы изображения людей в технике акварели.Минск.: Попурри, 2003

13.Сокольникова Н. М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996

14.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, -1996

15.Сокольникова Н. М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997

16. Стожаров В.Ф. Живопись, рисунок. Москва.:  Советский художник, 1977

17.Смирнов Г.Б. Живопись.М.: Просвещение, 1975

18.Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980

19.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник.- АСТ, 2005

20.Яшухин А.П. Живопись. – М.: Просвещение, 1985

21.Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999