Конспект урока по изобразительному искусству "Выполнение набросков фигуры человека"
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «КПМ»
План-конспект урока
ФИО преподавателя Фролова С.П.
Группа 01Б
Тема программы: 1.3 «Рисунок фигуры человека»
Номер урока в соответствии с КТП: № 49
Тема: Практическая работа №7 «Выполнение набросков фигуры человека с натуры»
Вид урока: Изучение нового материала
Цель урока: Выполнить наброски фигуры человека
Задачи урока:
Образовательная: Закрепить знания, полученные на занятиях по темам : «Учение о пропорциях» и «Рисунок фигуры человека с использованием пропорциональных схем (с опорой на 2 ноги)» Научиться точно и лаконично передавать движение и пропорции.
Развивающая: Развивать глазомер. Совершенствовать умение сравнивать, анализировать, последовательно вести работу, развивать логическое мышление. Развивать интерес к специальности.
Воспитательная: Содействовать развитию художественного вкуса, культуры речь.
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ПК 1.3. Владеть основами изобразительной грамоты, приемами и техникой рисунка и живописи.
ПК 1.4. Решать композицию графических рисунков. Выполнять наброски, зарисовки графических вариантов костюма.
Формы и методы контроля:
Индивидуальный, фронтальный, устный, самоконтроль, практический (просмотр, обсуждение, анализ)
Оборудование:
Оборудование для преподавателя: конспект, наглядные пособия по теме «Наброски»
Оборудование для обучающихся: папка с работами, простые карандаши, стирательная резинка, лист взаимоконтроля, лист с методическими рекомендациями для выполнения практической и внеаудиторной работы.
План урока:
Организационный момент 2 мин.
Актуализация знаний 3 мин.
Проверка внеаудиторной работы (взаимоконтроль) 3 мин
Объяснение 10 мин.
Практическая работа 20 мин.
Подведение итогов 5 мин.
Домашнее задание 2 мин.
Литература:
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования 2014г. М «Академия»
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись 2000г. М
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие, проверка присутствующих, постановка темы и целей урока.
Актуализация знаний: Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса.
Вопросы:
- Что такое пропорции?
- Что такое модуль?
- В какой стране за модуль принималась, длина среднего пальца руки?
- В какой стране жил Поликлет, какую пропорциональную схему он разработал?
Просмотр домашнего задания в форме взаимоконтроля:
Объяснение нового материала:
Постановка задачи: В течении 2 уроков мы с вами будем делать наброски фигуры человека. Для этого нам понадобится бумага, мягкий карандаш, гелиевая ручка, стирательная резинка.
На первом уроке мы выполним один длительный набросок мягким карандашом, а на втором уроке еще 3-4 наброска мягким карандашом и черной ручкой.
Раньше на уроках мы уже обращались к теме набросков и зарисовок. Поэтому у меня к вам вопросы:
- Что такое набросок? Зарисовка?
Набросок это быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как цель его - дать лишь общее представление о натуре. Набросок чаще всего имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картин. Зарисовка-это рисунок с натуры в отличии от наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.
-Для чего нужны наброски?
1.Наброски – это самый эффективный способ научиться видеть предмет или объект цельно и вести работу в правильной последовательности.
2.Позволяют максимально быстро расслабить кисть и овладеть живой линией, пятном.
3.Учат быстро и правильно компоновать лист.
4.Наброски – это лучший способ сбора материала для большой и длительной работы.
Наброски передают характер, движение, пластику, бывают линейные, тональные, пятновые.
Наброски можно рисовать на любой бумаге, белой или тонированной, различными графическими материалами (простой карандаш, гелиевая ручка, сепия, уголь и т.д.)
Самым универсальным материалом для набросков является мягкий карандаш. Он позволяет проводить и жирную и тонкую, еле заметную линию, делать темные заливки и накладывать штрих. Угольный карандаш, сепия оставляют обобщенный, бархатный след, линия достаточно толстая. Гелиевой ручкой и фломастером лучше рисовать линейные наброски. Только стоит учитывать, что данные материалы оставляют одинаковую по толщине и насыщенности линию.
Рассмотрим фотографии набросков, выполненные в разной технике и проанализируем, как и чем пользовался художник.
Очень часто задают вопрос – сколько набросков нужно рисовать? Для эффективности нужно рисовать каждый день по 9-10 набросков длительностью от 5 минут и до 15. Не получился набросок – берете следующий лист. Обычно, только к 5-6 наброску что-то начинает получаться интересное. Вы уже не боитесь белого листа бумаги, линия идет более раскрепощено, ошибок становится меньше. Вы сами увидите прогресс между 1 и последним наброском.
Сделать хороший набросок сложнее, чем выполнить длительную детализированную работу. Поэтому, уровень мастерства художника мы можем видеть именно по наброскам. С другой стороны чем больше вы будете делать набросков, тем лучше будут получаться длительные работы.
А сейчас мы возьмем принадлежности для рисования, и займем места в свободной части класса.
Показываю этапы выполнения.
В наброске перед вами стоят сразу несколько задач: успеть за короткое время закомпоновать, передать пропорции, тон и характер натуры.
И опять поговорим о пропорциях человеческого тела, которые мы используем в процессе рисования. На пособии изображен взрослый человек. Чем младше ребенок, тем меньше длинна тела и голова кажется больше. У ребенка лет 6 величина головы входит в тело 6 раз, у взрослого уже 7-8 раз. Это мы определяем при помощи визирования.
Напоминаю, для того чтобы нарисованная фигура стояла, нужно правильно поставить ее в листе. С опорой на 2 ноги (показ рисунка на доске) – вертикальная линия, идущая от яремной впадины или 7 шейного позвонка должна закончиться между двумя пятками; с опорой на 1 ногу, в фасовом положении, линия должна закончиться на пятке опорной ноги. Таз и колени движутся параллельно друг другу, в то время как линия плеч идет в обратном направлении. При рисовании фигуры в профиль, мы должны учитывать изгибы позвоночника: живот будет немного подаваться вперед.
Практическая работа:
Пока студенты выполняют наброски, обхожу класс и делаю необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства студентов, необходимо сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах компоновки и графических приемах изображения объекта.
Подведение итогов:
Просмотр и анализ полученного результата
Аналитический разбор результата, полученного в ходе занятия, предполагает выбор сильной и слабой работы и ее тщательный разбор: что верно и что ошибочно в каждом из рисунков, как исправить ошибки? Студенты участвуют в обсуждении результатов работы,
Поставить оценки активным ученикам, хорошо работающим на уроке.
Домашнее задание :
Выполнить не менее 5 набросков с родственников, друзей и т.д. в изученных техниках.
Предварительный просмотр:
Ход урока.
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный | 2 мин. | Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия. | Словесный метод | Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель, задачи занятия. | Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, включаются в режим работы |
Актуализация знаний | 3 мин. | Проверка, актуализация и систематизация знаний. | Словесный метод: ответы на вопросы | Задает вопросы | Отвечают на вопросы |
Проверка домашнего задания | 3 мин. | Оценка работы студентов, взаимоконтроль. | Взаимоконтроль | Контролирует процесс проверки задания, исправляет ошибки, подводит итог | Осуществляют взаимопроверку. |
Объяснение | 10 мин. | Объяснить новый материал и закрепить полученные знания. | Словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый. | Объясняет новый материал, задает вопросы, дает задания. | Слушают объяснение, участвуют в диалоге, выполняют задания |
Практическая работа | 20 мин. | Практическая работа | Выполнение работы | Регулирует процесс, комментирует по ходу урока | Выполняют работу |
Подведение итогов | 5 мин. | Оценка работы студентов на уроке. | Словесный метод: ответы на вопросы | Оценивает работу студентов на занятии | Участвуют в подведении итогов |
Домашнее задание | 2 мин. | Словесный метод | Разбор и запись домашнего задания | Записывают задание |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие № 7 «Выполнение набросков фигуры человека»
Инструкция к выполнению:
Цель работы. Приобретение навыка линейного отображения объема фигуры, условного решения рисунка; выработка чувства формы, линий, строящих фигуру, способности видеть и изображать форму тела в различных движениях. Воспитывать и развивать у себя способность к наблюдению, глазомер, способность подмечать в натуре главное и характерное
Пояснения.
Для лучшего понимания конструкции тела натурщика необходимо «вжиться» в эту позу, повторить ее собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести, площади опоры, движения фигуры и т.д. Выполнение набросков живой натуры лучше начинать с более длительного времени, поставив натурщика на 20-30 мин, постепенно сокращая время до 5-10 мин. Наброски человека рекомендуется начинать с простых поз, сначала во фронтальном положении, потом в профильном. На данном уроке нужно объяснить учащимся, как выполнять набросок с помощью карандаша, угля или сангины. Поэтому следует четко разграничить время урока и задачи в связи с выполнением набросков в разной технике.
Оборудование. карандаш, уголь, сангина, гелиевая черная ручка, формат А4.
Задание №1
Выполнить 1-2 наброска мягким материалом или мягким карандашом.
Порядок выполнения задания.
- Композиционное размещение, определить место и размер изображения
- Провести вертикальную линию и разделить ее на кол-во голов
- Определить положение центральной линии
- Наметить наклоны осевых линий, опорной и свободной ноги
- Наметить ширину плеч, талии, бедер
- Соединить части тела линией
- Уточнить детали и пластику фигуры
Время выполнения 15-20 минут.
Задание №2
Выполнить 2-3 наброска мягким материалом или мягким карандашом
Порядок выполнения задания.
- Ясно увидеть положение тела в пространстве, его основное движение; постараться передать увиденное (прочувствованное) основное движение фигуры одной линией, не отрывая руки от листа;
- Выявить объем средствами светотени.
Время выполнения 10-15 минут.
Задание №3
Выполнить 2-3 наброска гелиевой ручкой.
Порядок выполнения задания.
Ясно увидеть положение тела в пространстве, его основное движение; постараться передать увиденное (прочувствованное) основное движение фигуры одной линией, не отрывая руки от листа;
Время выполнения 5 минут.