Методическая разработка занятия по программе «Превращение простых вещей». Тема: «Осенние листья в технике «a la prima. Акварель»
Методическая разработка интегрированного занятия по ДООП программе «Превращение простых вещей» «Осенние листья в технике «a la prima. Акварель.»».
На занятии дети знакомятся с особенностями акварельной живописи, базовыми упражнениями в технике «a la prima» («алла прима»), совершенствуют умение пользоваться кистью, знакомятся с произведениями великих русских художников, поэтов и композиторов на тему осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx | 592.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга»
Методическая разработка интегрированного занятия
по ДООП программе «Превращение простых вещей»
«Осенние листья в технике «a la prima. Акварель.»»
Разработчики:
Лаптева Асия Тагировна –
педагог дополнительного образования
отдела ИЗО и ДПИ,
Ганиева Тамара Александровна,
преподаватель МОБУДО Пашская ДШИ
Санкт-Петербург
2019
Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Превращение простых вещей»
Раздел: «Рисование с натуры»
Тема: «Осенние листья».
Название урока: «Осенние листья в технике «a la prima. Акварель.»»
1 год обучения.
Цель:
Знакомство с особенностями акварельной живописи.
Задачи:
Образовательные:
- познакомиться с основами акварельной живописи;
- выполнить базовые упражнения акварельной живописи (на смешение цветов и сочинение цветового тона);
- познакомиться с акварельной техникой «a la prima» («алла прима»)
- совершенствовать умение пользоваться кистью;
- закреплять алгоритм действий при подготовке к работе с акварелью;
- познакомиться с произведениями великих русских художников, поэтов и композиторов на тему осени.
Развивающие:
- формировать чувство прекрасного;
- понимать и сознательно использовать понятия «акварельная живопись», «техника акварельной живописи «алла прима»)», «смешение цветов»;
- развивать мелкую моторику рук, свободу руки и кисти;
- развивать и поддерживать интерес к изобразительному творчеству.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну и за свой народ;
- прививать любовь и уважение к родной природе;
- продолжать формировать коммуникативную культуру поведения и общения;
- формировать привычку к порядку (убирать художественные материалы за собой и приводить в порядок свое рабочее место);
- воспитывать самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.
Возрастная категория детей:
младший школьный возраст (от 7 до 9 лет)
Предварительная работа:
мини-экскурсия в сквер, наблюдение за осенней природой, небом, состоянием погоды; сбор образцов листьев осенних деревьев, в том числе и клена, засушивание их, т.е. подготовка демонстрационного и раздаточного материалов.
Оборудование: магнитно-маркерная доска, ноутбук, стол, стулья; бумага А3, простые карандаши, акварельные краски, кисти, палитры, баночки для воды, тряпочки для вытирания кистей, проектор, экран, колонки, интернет.
Наглядные и дидактические материалы: презентация, альбомы с репродукциями картин известных художников с изображением осенней природы, лучшие работы учащихся в разных техниках (акварель, гуашь, масляная пастель, цветные карандаши, аппликации, образцы пластилинографии прошлых лет на тему осени), аудио и видео материал.
Раздаточный материал: предварительно засушенные листья в основном, клена + дуба. берёзы. черноплодной рябины, листы ватмана А4.
Ожидаемые результаты занятия:
• личностные результаты: психологическое благополучие личности, включая такие качества, как доброжелательность, способность устанавливать контакт, позитивный взгляд на жизнь, направленность на личностное развитие себя и других;
• метапредметные результаты: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарища и других людей; умение контролировать, и оценивать процесс и результат действия; умение анализировать и оценить свои способности;
• предметные результаты: получение новых знаний и умений в области акварельной живописи, знакомство с произведениями великих русских художников, поэтов и композиторов на тему осени.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение за проявлением у учащихся активности, инициативности на занятии;
- коллективный анализ результатов выполнения упражнений и законченных работ;
- анализ мнения детей о результативности.
Продолжительность занятия:
3 академических часа
Технологическая карта занятия
Название этапа, цели | Формы и методы | Виды деятельности учащихся | Содержание этапа |
1. Подготовительный этап: Подготовка к работе, организационный момент: проверка эмоционально-психологического настроя детей. | Наблюдение, опрос, мини-тренинг | Организация рабочего места | Педагог проверяет готовность учащихся к занятию, настраивает на активную творческую работу. Учащиеся демонстрируют готовность к занятию |
2. Основной этап. | |||
Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний детей. | Презентация. Мотивационная речь. Выдача раздаточного материала. | Участники знакомятся с темой занятия. Получают раздаточный материал. | Педагог рассказывает о теме занятия. Поясняет, как работать с раздаточным материалом. |
Знакомство с понятиями, анализ. | Просмотр демонстрационного материала. Рассказ. Беседа. Групповая дискуссия. | Восприятие нового материала. Анализ. Ответы на вопросы. | Педагог подводит детей под понятия «акварельная живопись», «техники акварельной живописи («алла прима»)», «смешение цветов», «колорит», «цвето-тоновые отношения», «язык выразительности живописи»;. По завершению просмотра, педагог вместе с детьми анализирует, задаёт наводящие вопросы и просит ответить на них. |
Практическая часть. Базовые упражнения. Актуализация имеющихся и формирование новых умений и навыков в области акварельной живописи. | Выполнение практических упражнений. Словесный метод, наглядный метод, практический метод. | Изобразительная деятельность. Обучающиеся выполняют базовые упражнения («цветовая растяжка», «тоновая растяжка», «вливание цвета»). Открывают новые знания, проводят самооценку своих работ. | Педагог объясняет и показывает примеры выполнения упражнений, приёмы акварельной техники живописи. Поясняет, акцентирует внимание на терминах и понятиях. Обучающиеся выполняют базовые упражнения, анализируют, оценивают результаты. |
Физкульт-минутка. Рефлексия | Показ рефлексивных упражнений. | Повтор и выполнение рефлексивных упражнений.. | Педагог показывает упражнение «Кап, кап, дождик» - ритмика для пальцев, кистей рук и ног. Учащиеся воспринимают и повторяют упражнение. |
Первичное закрепление материала. | Презентация. Интеграционный метод. Слуховой метод. Наглядный метод. Демонстрация. | Учащиеся просматривают презентацию с репродукциями картин русских художников, прослушивают стихи известных поэтов под музыку П.И Чайковского, делятся впечатлениями. | Педагог демонстрирует презентацию с репродукциями картин русских художников под музыку П.И Чайковского и декламирует стихи известных поэтов. Учащиеся воспринимают информацию и делятся впечатлениями. |
Практическая работа. Формирование опыта работы в акварельной технике. | Выполнение практических упражнений. Словесный метод, наглядный метод, практический метод. | Изобразительная деятельность. Учащиеся обговаривают и подбирают цветовую гамму, затем делают наброски, работают над компоновкой и выполняют упражнения с красками. | Проверяется порядок расположения инструментария и художественных материалов, напоминается алгоритм действий. Обговариваются цвета, которые подходят к осенней цветовой гамме. Выполняются быстрые этюды листьев в технике «алла прима», следуя этапам работы. |
Практическая самостоятельная работа. | Индивидуальная работа. Словесный метод, наглядный метод, практический метод. | Продолжение практической работы. Изобразительная деятельность. Самостоятельный выбор цветовой гаммы и выполнение приёмов практической работы. Завершение работы. | Педагог предлагает самостоятельно завершить работу, учитывая предыдущий опыт работы над небом, и, опираясь на иллюстративный материал, в технике акварели «алла прима» дописать небо, используя гамму сине- серо-сиреневых оттенков. |
3. Заключительный этап: подведение итогов занятия. Организационный момент. Завершение урока. | Анализ. Просмотр. Обсуждение. Дискуссия. Обратная связь участников. | Обучающиеся выполняют сравнительный анализ работ известных художников. Высказывают своё мнение по проведенному занятию, отвечают на вопросы. Убирают рабочее место. | Педагог предлагает учащимся провести сравнительный анализ работ известных художников (2-3 репродукции), применяя ключевые понятия: освещённость, колорит, цветовая гамма, плотность тона, насыщенность цветов, акварельная техника. В конце урока творческие работы учащихся выставляются, обсуждаются и коллективно подводятся итоги о проделанной работе. Обращается внимание на подбор цветовых сочетаний Выявляется степень удовлетворённости детей занятием. Уборка рабочего места. |
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Сообщение темы, цели, задач урока
2. Вступительное слово:
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся и опробуем на практике новую для вас акварельную технику «алла прима».
3. Постановка учебной проблемы
Обучающиеся знакомятся с правилами акварельной живописи. Задание способствует актуализации имеющихся и формированию новых знаний в области акварельной живописи.
4. Целеполагание
Обучающиеся выполняют базовые упражнения («цветовая растяжка», «тоновая растяжка», «вливание цвета»). Задание способствует актуализации имеющихся и формированию новых умений и навыков в области акварельной живописи.
5. Открытие новых знаний
Знакомство с определением техники «алла прима». Ключевые понятия: «цветовая растяжка», «тоновая растяжка», «вливание цвета», «перетекание цвета».
6. Физкультминутка «Кап, кап, дождик» - ритмика для пальцев, кистей рук и ног.
7. Первичное закрепление (мотивация – музыка П.И Чайковского и стихи известных поэтов, проиллюстрированная демонстрацией презентации с репродукциями картин русских художников)
-Сегодня мы с вами познакомимся с удивительными произведениями искусства, посвященных теме Осени.
- Давайте послушаем очень красивое и немного печальное произведение знаменитого русского композитора, которого вы все хорошо знаете, Петра Ильича Чайковского «Октябрь» из цикла, т.е. серии, пьес «Времена года».
Демонстрируется фрагмент презентации под музыку П.Чайковского, используются картины:
И. Шишкин. Золотая осень. 1888; В. Поленов. Золотая осень. 1893; И.Левитан, Золотая осень. 1895; И. Бродский. Золотая осень. 1913;
Н. Крымов. Золотая осень. 1915 и т.д.
«Картина — это песня без слов»
Константин Федорович Юон
- Осень - многогранная тема, она волновала художников, композиторов, поэтов и многих других людей, в том числе и нас с вами!
Е. Трутнева
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(илл. И. Шишкин «Золотая осень»)
СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.
(илл. И.Остроухов «Золотая осень»)
ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?
( илл. Б.Кустодиев «Осень»)
Ю. Каспарова
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
(илл. И.Грабарь «Рябинка»)
Выполнение быстрых этюдов листьев в технике «алла прима», следуя этапам работы. Данное задание является упражнением на сочинение цветового тона и направлено на формирование опыта работы в акварельной технике «алла прима», прием вливания и перетекания красок. Перед выполнением задания обговариваются цвета, которые подходят к осенней цветовой гамме.
Проверяется порядок расположения инструментария и художественных материалов, напоминается алгоритм действий.
* Тем детям, кому трудно самостоятельно сделать набросок листьев карандашом, предлагается обвести листья, расположив их на листе с учетом знаний о композиции.
8. Практическая часть (детальная работа над приемами работы акварельными красками).
9. Самостоятельная часть урока
Учитывая опыт написания (рисования) неба, детям предлагается самостоятельно в технике акварели «алла прима» дописать небо, используя гамму сине- серо-сиреневых оттенков.
10. Заключительная часть урока
Обучающиеся выполняют сравнительный анализ работ известных художников (2-3 репродукции), применяя ключевые понятия: освещённость, колорит, цветовая гамма, плотность тона, насыщенность цветов, акварельная техника. Такая работа направлена на развитие наблюдательности, внимательности, умений сравнивать, находить общие и отличительные черты, анализировать и делать выводы.
11. Подведение итогов урока (просмотр, обсуждение, анализ работ, рефлексия)
В конце урока творческие работы учащихся выставляются, обсуждаются и коллективно подводятся итоги о проделанной работе. Обращается внимание на подбор цветовых сочетаний. Вопросы для анализа работ:
- справились ли с поставленной задачей?
- у кого получился лучше этюд?
- какие возникли трудности у вас при работе?
- закрепились ли знания и умения пройденного материала?
- задание для вас было лёгкими или трудными?
- что нужно делать, чтобы изменить свои результаты?
- понравилась ли вам работа с акварелью?
Учащиеся должны изобразить на листе подходящий смайлик:
- Оцените свою работу:
- старалась, у меня всё получилось.
- старалась, но были ошибки.
- у меня не получилось, но я буду стараться.
Уборка класса: убрать художественные материалы за собой и привести в порядок свое рабочее место
Список используемой литературы и другие информационные источники
- Сокольникова Н.М. «Основы живописи», 1996
- Серия Линия УМК С. П. Ломова. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Изобразительное искусство 5-9. Издательство ДРОФА, корпорация "Российский учебник"
- Акварель. Мастер-класс, шаг за шагом. М. АСТ Астрель, 2005
- https://rosuchebnik.ru/material/urok-14-osobennosti-akvarel-noy-zhivopisi-pishem-etyudy-tsvetov-i-vetok-5089/
- https://rosuchebnik.ru/product/izobrazitelnoe-iskusstvo-5-klass-729150/
- https://www.culture.ru/materials/137777/osennie-peizazhi
Приложение 1.
Приложение 2.
Физкультминутка.
Упражнение: «Кап, кап, дождик»
Кап, кап, дождик – 1 палец 1,2,3,4,
Побыстрее, побыстрее – 2 пальца 2х рук поочерёдно – 1и2и3и4и
Капай, дождик, - правая ладошка 1,2,3,4,
Посильнее, посильнее – 2 ладошки 2х рук поочередно – 1и2и3и4и
Очень сильный - 2 ладошки 2х рук одновременно-1,2,3,4,
Всё сильнее, всё сильнее -2 ладошки 2х рук поочередно – 1и2и3и4и+ удары ногой на сильную долю
И вдруг грянул – ГРОМ! – на каждый слог по два удара (поочерёдные ладошками и ногами одновременно) и резкий удар-остановка.