«Инновационная модель методического обеспечения организации дополнительного образования детей».
В статье рассматривается вариант «Инновационной модели методического обеспечения организации дополнительного образования детей», основывающейся на передовом педагогическом опыте по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий, с учетом достижений традиционной педагогической науки и практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx2020.docx | 69.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
«Инновационная модель методического обеспечения организации дополнительного образования детей».
статья
Педагоги дополнительного образования:
Лаптева А.Т.
ГБОУ ДОД ДДЮТ Московского района
и преподаватель МОБУДОД Пашская ДШИ
Ганиева Т.А.
Санкт-Петербург 2020 год.
«Инновационная модель методического обеспечения организации дополнительного образования детей»
В статье рассматривается вариант «Инновационной модели методического обеспечения организации дополнительного образования детей», основывающейся на передовом педагогическом опыте по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий, с учетом особенностей работы с одаренными детьми и детьми ОВЗ и достижений традиционной педагогической науки и практики.
Учебная деятельность
Программы:
- предпрофессиональные,
- общеразвивающие,
- адаптированные,
- модифицированные,
- авторские.
Урочная деятельность:
Традиционная
Инновационные формы занятий:
- Комплексные;
- Интегрированные (вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов)
- Интерактивные:
- творческие задания,
- работа в малых группах,
- обучающие игры,
- использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста),
- изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»),
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»),
- учение через обучение – метод обучения, при котором учащиеся с помощью учителя готовят и проводят урок,
- технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика,
- коммуникация двух учеников происходит в форме диалога,
- работа в малых группах - стратегия, дающая всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения;
- Мастер-классы, презентации, проектирование;
- Проекты;
- Исследование и практические работы;
- Дидактическая игра;
- Информационные технологии (компьютерные программы, интернет);
- Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно).
Внеурочная деятельность
- Выставочно - концертная деятельность;
- Экскурсии (город, производство, ферма, зоопарк и т.д.)
- Посещение музеев, выставочных залов;
- Посещение театров, филармоний, кинотеатров, лекций;
- Походы (на природу);
- Опытно-исследовательская деятельность;
- Проектная деятельность;
- Шефская деятельность (в ДОУ и т.д.)
Методическая работа:
- Организация работы методического совета;
- Участие в работе педагогического совета;
- Подготовка методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, положений, других видов учебно-методических документов, разработка учебно-методических материалов: тезисов и текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.;
- Разработка организационной структуры методической службы с определением объектов (вертикальные связи) и субъектов управления (горизонтальные связи).
- Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, их творческого развития и социального формирования в современных условиях.
- Совершенствование методического руководства учебными занятиями, разработка рациональных форм планирования, организации и контроля полученных результатов, подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению сценариев конкурсов, викторин, массовых мероприятий.
- Укрепление связи с наукой и практикой, организация совместной работы с научными и методическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями для организации опытно-экспериментальной работы по внедрению новых технологий обучения. Внедрение новых технологий обучения и воспитания; анализ эффективности их использования, создание информационного банка данных.
- Обеспечение учебного процесса оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, дидактическими средствами обучения.
- Разработка системы диагностики и мониторинга для определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.
- Организация и управление деятельностью психологической службы по вопросам психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, тестирования и психолого-педагогической диагностики обучающихся.
- Внедрение в практику деятельности учреждения и методической службы программно-целевого подхода в управлении образовательным процессом на основе проведения проблемно-ориентированного анализа и т.д.
Работа с родителями, формы:
- Интерактивная –
- анкетирование,
- диагностика,
- посещение семьи на дому,
- конференция (научно-практическая, теоретическая, читательская, по обмену опытом, конференция матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в отделе или в организации в целом);
- Индивидуальная консультация (беседа) - эта форма самая распространенная и эффективная.
- Традиционная:
- Дни открытых дверей - может проводиться до 3 раз в год.
- Организация совместных досуговых мероприятий (совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями).
- Творческие мастерские – радость совместного творческого труда.
- Родительское собрание - это основная форма работы с родителями
- Экскурсии (походы, поездки);
- Консультации;
- Мастер-классы;
- Проектная деятельность (совместная с детьми).
Просветительская.
- Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ОДОД) творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства;
- Наглядная информация.
- Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
- Групповые выставки детских работ (периодически).
- Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
- Фотовитрины и фотоколлажи: стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ОДОД.
- Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
- Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
- Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.
- Золотые фонды. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:
- Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в ОДОД.
- «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.
Государственно-общественная - данная форма работы предполагает создание попечительских советов, советов школ, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.
«Особенности работы с одаренными детьми в условиях системы дополнительного образования»
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
1. научно-исследовательский - способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности ребенка, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения;
2-3. частично-поисковый и проблемный - важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей;
4. дидактические игры - применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность;
5. дискуссия – например, прием "Две шляпы критического мышления", который основан на столкновении двух противоположных мнений;
6-7. творческие задания, занимательные опыты - используются в целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся;
8. проектирование - проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как "обучение через делание", когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт;
9. использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле является принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися.
10. участие в викторинах и олимпиадах - одна из форм работы с одарёнными детьми, конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют "стартом в науку, в жизнь".
Инклюзивное образование (работа с детьми с ОВЗ)
- Разработка индивидуальных программ;
- Создание доступной среды;
- Семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- Социализация ребенка с ОВЗ.
Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:
- приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;
- поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;
- показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;
- предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;
- расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.
Социальное партнерство,
взаимодействие с:
Учреждения ДОУ;
Домами культуры;
Музеями;
Театрами (филармониями, цирками и т.д.);
Общеобразовательными школами;
Другими учреждениями дополнительного образования;
Учреждениями предпрофильной, профильной и профессиональной подготовки (средне-специальные, высшие).
Материально-техническое обеспечение и оснащение:
- оборудование (пюпитры, мебель, мольберты, подставки для натюрмортов, стенды, рамы для картин, школьные доски, стеллажи для объемных работ и пособий и т.д.);
- натурфонды (гипсы, предметы для составления натюрмортов, муляжи фруктов, овощей, чучела птиц, куклы бибабо, цветы живые и засушенные растения и т.д.);
- дидактические пособия (дидактические игры, задания, художественная и методическая литература, иллюстративный материал и т.д.);
- расходные материалы (ватман, бумага, бумага и краски для компьютера, материалы для ламинатора, картон, краски, пластилин, глина, гипс, и т.д.)
– библиотека, аудиотека, видеотека;
- техническое обеспечение (муфельные печи, гончарный круг, ткацкий станок, музыкальные инструменты, диапроектор, ламинатор и т.д.);
- ИКТ (компьютер, ноутбук, планшет, TV, магнитофон, видеоплеер, видеопроектор и т.д.).