МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА мастер-класса новогодний сувенир
Ну вот, осталось совсем немного до самого таинственного, волшебного, всеми любимого праздника. А чтобы вы уже хоть чуть-чуть почувствовали сказочную атмосферу Нового года, позвольте вам кое-что рассказать...
До 18 века новый год праздновался 1 сентября. Но был перенесен на зимнее время, на 1 января по указу царя Петра Первого. Он же и приказал, чтобы ель стала главным новогодним деревом. Традиция украшать елочку в новогодние праздники уходит корнями глубоко в историю. Шары, которые ранее представляли собой яблоки, олицетворяют запретный плод, горящие свечи (сегодня это всевозможные горящие гирлянды) — суть жертвенности Христа, а макушка — Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники, печенье, вафли напоминают о пресных хлебцах, которые употребляются во время обряда причастия.
Первые елочные украшения были съедобными, но потом стали изготавливаться и более долговечные: золотили еловые шишки, делали бумажные цветы и искусные поделки из ваты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmka_m-kl_modelirovanieprihodko.docx | 106.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Обмен педагогическим опытом путем изготовления акварельной работы «Новогодний сувенир»
Задачи:
1. Научиться делать несложные новогодние украшения
2. Показать способы и приемы оформления изделия, используя различные материалы: акварель, бумагу, кисти и др.
3. Профессиональное общение, самосовершенствование и стимулирование роста творческого потенциала педагогов.
Дидактические материалы: образцы работ в различных техниках, презентация по теме мастер-класса.
Материально-техническое обеспечение мастер-класса:
- Материалы: бумага, акварельная краска, салфетка
- Инструменты: ножницы, кисти.
- ТСО: ноутбук, экран. проектор.
Ход мастер-класса
Регистрация участников мастер-класса 10.55 -11.00
- Вводная часть. 11.00-11.30
Организационный момент.
- Сообщение темы и цели мастер-класса;
- Ознакомление с планом работы.
II. Теоретическая часть. 11.30-11.50
- Вводная часть. Знакомство с материалом, варианты его использования.
-Технология изготовления.
III. Практическая часть. 11.50-12.50
- Изготовление изделия.
IV. Заключительная часть. 12.50 -13.00
Рефлексия.
- Обсуждение готовых работ;
- Подведение итогов мастер-класса.
Образно-ассоциативный подход к созданию рождественского сувенира
Творческий процесс - чрезвычайно сложное, порой необъяснимое явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно знать, как происходит придумывание и фантазирование и каким образом достигается результат.
Под влиянием окружающей действительности у художника возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплотит художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая и должна отвечать замыслу.
Замысел - это структурный элемент композиции - средства для художественной идеи.
Композиция - конкретный метод гармонии средств и умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств.
Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.
Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.
Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.
Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.
Абстрагирование - это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.
Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты цивилизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.
Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различных методов эвристики и проектирования.
Эвристика - метод интенсификации творческого мышления.
Методы проектирования - методы решения проектной задачи.
Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».
Озарение - получение окончательного оптимального решения.
Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.
На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может и роится по единой проектной методике:
1) осмысление проблемной ситуации;
2) предпроектный анализ;
3) определение принципов и средств решения задачи;
4) формирование формального образа;
5) анализ проектной ситуации;
6) эскизный поиск принципиальных решений;
7) проектная проработка.
Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:
информационный
аналитический - исследовательская часть;
синтетический;
коммуникативный - практическая часть.
История елочных украшений в России
Ну вот, осталось совсем немного до самого таинственного, волшебного, всеми любимого праздника. А чтобы вы уже хоть чуть-чуть почувствовали сказочную атмосферу Нового года, позвольте вам кое-что рассказать...
До 18 века новый год праздновался 1 сентября. Но был перенесен на зимнее время, на 1 января по указу царя Петра Первого. Он же и приказал, чтобы ель стала главным новогодним деревом. Традиция украшать елочку в новогодние праздники уходит корнями глубоко в историю. Шары, которые ранее представляли собой яблоки, олицетворяют запретный плод, горящие свечи (сегодня это всевозможные горящие гирлянды) — суть жертвенности Христа, а макушка — Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники, печенье, вафли напоминают о пресных хлебцах, которые употребляются во время обряда причастия.
Первые елочные украшения были съедобными, но потом стали изготавливаться и более долговечные: золотили еловые шишки, делали бумажные цветы и искусные поделки из ваты.
Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Игрушки делали и из картона. Елки украшали красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера. Существовали в России и игрушки из ваты. Материал накручивался на проволочный каркас. Так создавались фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов. На елках развешивали и бутафорские фрукты. Их делали из бархата, папье-маше.
Когда же стали украшать елку новогодними шарами? По преданию, однажды в Германии выдался неурожай яблок, а ими всегда украшали елку. Тогда жители пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары главные среди елочных украшений. А немецкие мастера-стеклодувы научились делать различные фигурки. Лишь после открытия завода в Клину в период Первой мировой войны игрушки стали более доступными. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили русских мастеров создавать не просто шары, но и бусы, другие украшения. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено, так как считалось, что этот праздник вреден для советских детей.
В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» и новогодние праздники и елки были опять разрешены. Но елочные игрушки изменились: сказочных героев детской литературы (Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит) потеснили красноармейцы, парашютисты, пионеры, шары с портретами Ленина и Сталина, буденновцы, женщины в красных косынках. Появились подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолетов, танков. А макушку елок в то время могла украшать только красная звезда. Также в конце 30-х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему — это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы... Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.
Появлялись тематические новогодние игрушки, которые характеризовали то или иное событие в жизни нашей страны. После выхода на экраны кинофильма «Цирк» появились игрушки на цирковую тематику. Освоение Севера ознаменовалось фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.
Во время войны стране стало не до производства игрушек… и все же она их производила! Делали их из отходов военного производства: кусочков металла, проволоки и металлической стружки. Украшение елки к Новому году было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; фигурки которых мастерили из бинтов, погон, носочков. Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов. Характерная игрушка тех лет — перегоревшая электрическая лампочка, которую покрывали краской.
В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.
В 60-е годы в нашей стране активно развивалось сельское хозяйство. И теперь на ели росло все! Кукуруза, виноград и лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук и чеснок. В это же время, с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды. Немного позже игрушки начали производить из пластмассы.
Сегодня вы можете купить любые изделия. Они выполняются в виде сказочных персонажей, различных фруктов и овощей, всевозможных фигурок. Российские производители стремятся поразить воображение покупателей, но до разнообразия, которое предлагают европейцы, — игрушек из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней — им, увы, далеко.
Кстати, если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые их производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными. С другой стороны, имея в доме большую коллекцию елочных игрушек, можно каждый год, комбинируя их, украшать свою елочку в совершенно неповторимом стиле — и в этом случае абсолютно не важно, модная та или иная игрушка в данный момент, или нет! Ну а все-таки, согласитесь, самые интересные игрушки — игрушки, сделанные своими руками.
И вот, когда до Нового года остаются считанные дни и вы, как и раньше, в окружении родных и близких, достанете на свет Божий коробку с елочными украшениями и станете наряжать симпатичное, зеленое, колючее деревце — подержите в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть подольше…
Тихо скрипнет дверь и неслышной походкой к вам в дом войдет этот самый волшебный, самый красивый, самый таинственный и веселый праздник, ведь каждая новогодняя игрушка — это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна. Не забудьте ими украсить и свою елк
© https://www.livemaster.ru/topic/1485075-nemnogo-iz-istorii-novogodnih-igrushek-v-rossii
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Ораниенбаум»
ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА
на тему: «Новогодний сувенир»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Цветная палитра»
ФИО педагога: Приходько Инна Валерьевна
Место проведения: ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум»
Дата: 16.12.2019г.
Санкт-Петербург
г.Ломоносов
2019