"Архитектура. Храм в Усть - ижоре"
Конспект занятия.
Зарисовки архитектуры на пленере «Храм в Усть-Ижоре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhitektura._hram_v_ust_-izhore.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга
«Храм в Усть-Ижоре»
конспект занятия
по программе модульной интенсивной школы
«Палитра творчества»
возраст детей 8-16 лет
Автор – составитель:
Логинова Наталья Павловна –
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2019
Тема: Зарисовки архитектуры на пленере «Храм в Усть-Ижоре"
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка в процессе решения учебно-познавательных задач.
Задачи образовательные:
- приобретение навыков работы в условиях пленэра;
- освоение терминологии заданий пленэрной практики;
- знание свойств графических материалов, их возможностей
- умение видеть и передавать перспективные изменения объектов в условиях пространственно-воздушной среды на пленэре;
- навыки в использовании графических техник и материалов;
- навыки последовательного ведения графической работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи воспитательные:
- стимулирование интереса к истории России;
- стимулирование интереса к архитектурному наследию;
- воспитание в учащихся внимательности, терпения, аккуратности.
Задачи личностные:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
- раскрытие творческого потенциала;
- развитие наблюдательности, внимательности, трудолюбия, аккуратности.
Задачи метапредметные;
- навыки самоорганизации;
- развитие глазомера;
- развитие зрительной памяти;
- активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.
Тип занятия:
Комплексное применение знаний, умений и навыков.
Форма проведения занятия:
Индивидуально-групповая.
Оборудование
Для педагога:
- планшет с зажимом для демонстрации последовательности выполнения задания;
- мягкие графические материалы для демонстрации последовательности выполнения задания.
Для учащихся:
- планшеты с зажимом формата А-4, складные стулья;
- материалы для выполнения зарисовки: 1 лист плотной тонированной бумаги формата А-4, ретушь и пастельные карандаши белого цвета, ластики.
План практической работы учащихся на пленэре.
1. Целеполагание и мотивация………………………………2-3 мин.
2. Выбор и организация рабочего места.............................. 10-15 мин.
3. Изучение натуры.
Архитектурные особенности православного храма. ……….. 15 мин.
4. Показ последовательности работы педагогом……………..15 мин.
5. Самостоятельная работа учащихся:
выполнение конструктивной зарисовки…………………… 30 – 35 мин.
6. Перерыв……………………………………………………….15 мин
7. Продолжение самостоятельной работы учащихся:
Тональная моделировка храма и деревьев……………........30 – 35 мин.
8. Анализ работ учащихся………………………………………10-15 мин.
9.Уборка рабочего места, сбор материалов……………………10 мин.
- Целеполагание и мотивация
На одном из прошлых занятий мы уже были в этом прекрасном историческом месте и успешно прошли квест «Заповедная Усть-Ижора», познакомившись с основными достопримечательностями и героическими событиями, которые произошли много веков назад. Вспомните, что это были за события и кто главный герой? Действительно, это Невская битва 1240 года, а главный герой князь Александр Невский. Нас всех поразила первозданная красота этих мест, и вам захотелось нарисовать пейзаж с храмом. Может быть, вы скажете, в честь кого построен этот храм? Да, это храм Святого Благоверного князя Александра Невского.
2. Выбор и организация рабочего места.
Рисование зданий предусматривает внимательное изучение их форм. Для таких сложных в изобразительном плане архитектурных объектов как храм Александра Невского, лучше выбрать фронтальное изображение. В этом случае нам легче будет уяснить конструктивные особенности этого здания и его пропорции.
3. Изучение натуры. Архитектурные особенности православного храма.
Давайте познакомимся с самыми общими архитектурными деталями, присущими большинству православных храмов.
Куб – основной объем храма.
Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель
3. Показ последовательности работы педагогом.
Архитектурная зарисовка обязательно должна вестись от целого к деталям.
- Первое, что вы должны сделать – это выполнить лёгкий композиционный набросок всего храма.
- Следующий этап – нахождение правильных пропорциональных соотношений куба и главы храма.
- Затем нахождение точных пропорций самого куба и фронтона. Все пропорциональные соотношения сначала намечаем «на глаз», а затем проверяем их при помощи визирования карандашом.
- Только после того, как основные соотношения найдены, вы начинаете изображать более мелкие детали.
- Когда конструктивный рисунок выполнен – можно переходить к перспективному изображению барабана купола в соответствии с его положением относительно уровня горизонта.
- Рисунок деревьев нужно начинать с контурного наброска массы листвы и
ствола лёгкой линией. Прорабатывая детали, нужно постоянно видеть и
изображать общую объёмную массу дерева. Штрих должен передавать
направление и характер листвы. Освещённые массы листвы передаются
более фактурно, теневые – обобщаются широким штрихом.
4. Самостоятельная работа учащихся: выполнение конструктивной зарисовки
После объяснения и демонстрации педагогом последовательности ведения работы, учащиеся приступают к самостоятельной работе над зарисовкой. Педагог отслеживает выполнение задания каждым ребёнком в группе, по мере необходимости делает общие и индивидуальные замечания, помогает исправить ошибки, корректируя те или иные ошибки словесными указаниями, либо выполняя на отдельном листе правильный вариант изображения.
5. Перерыв в работе.
Учащимся предлагается перекусить и подвигаться.
6. Продолжение самостоятельной работы учащихся:
Тональная моделировка храма и деревьев
Дополнение изображения архитектурными деталями.
Изображение деревьев.
Завершить рисунок следует проверкой его целостности, верности тональных отношений основных пятен рисунка, подчёркиванием узловых элементов и деталей здания.
7. Анализ работ учащихся и подведение итога занятия:
Педагог вместе с учащимися рассматривает выполненные зарисовки, сравнивая их между собой, отмечает наиболее грамотные и эмоционально выразительные работы.
- Итак, ребята, мы еще раз побывали сегодня на историческом месте Невской битвы. Надеюсь, что вы узнали много нового для себя. И у вас получились замечательные зарисовки храма, воздвигнутого в честь Александра Невского.
8.Уборка рабочего места, сбор материалов.
Литература.
Для педагога:
- Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1976.
- Дольский В. Д. Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства. М.: Издательство МГУП, 2000.
- Барщ А. О. , Наброски и зарисовки, «Просвещение», 1970 г.
- Шаров В.С., Академическое обучение изобразительному искусству. М.: ЭКСМО, 2013
Для учащихся:
- Соколова О. Ю. Секреты композиции: Для начинающих художников. М.: Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2002.
- Мосняш С.П., Александр Невский. Ленинград. «Детская литература»,1982