Рабочая программа "Начальная школа 21 века"
по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_nach.shk_._21_veka_izo-3_klass.docx | 215.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
(модифицированная)
начального общего образования
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для 3 класса
Составил: Бронникова Марина Геннадьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 год
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе концептуального положения программы «Начальная школа XXI века», соотнесена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с учетом требований, изложенных в «Примерных программах по учебным предметам. Начальные классы. 1—4 классы». Программа обеспечена учебником: Изобразительное искусство 3 класс под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А. Ермолинской, М.: Вентана-Граф, 2016 г. На изучение данного предмета в учебном плане МАОУ «Байкаловская СОШ» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения изобразительного искусства.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
2. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов или тем | Всего часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 17 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства | 6 |
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.
1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию).
5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
10. Передача объёма в живописи и графике.
11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
13. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.
14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.
16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
II. Развитие фантазии и воображения.
1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
5. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза). Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства.
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А.Сислей.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ раздела | Наименование раздела программы | № урока | Темы уроков раздела | Кол-во часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | 1. | «Букет из осенних листьев». | 1 |
2. | Природа в разных жанрах изобразительного искусства. | 1 | ||
3. | «Корабли в море». | 1 | ||
4. | «Осенний натюрморт». | 1 | ||
Всего: 4 | ||||
2 | Развитие фантазии и воображения | 5. | «День и ночь». | 1 |
6. | Отображение природы в музыкальном произведении. | 1 | ||
7. | «Дворец сказок». | 1 | ||
Всего: 3 | ||||
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства | 8. | Архитектура и декоративно –прикладное искусство. | 1 |
9. | «Гнездо аиста над деревней». | 1 | ||
Всего: 2 | ||||
4 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | 10. | «Акробатство на арене цирка» | 1 |
11. | «Артисты на арене цирка». | 1 | ||
12. | Сосуд в виде какой – либо птицы, животного или дерева. | 1 | ||
13. | «Прялка расписная». | 1 | ||
Всего: 4 | ||||
5 | Развитие фантазии и воображения | 14. | «Натюрморт на кухонном столе». | 1 |
15. | Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок «Аленький цветочек». | 1 | ||
16. | Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. | 1 | ||
Всего: 3 | ||||
6 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | 17. | «Закат солнца, сумерки». | |
18. | «Военные корабли в море». | |||
19. | «Моя мама», «Мой папа». | |||
20. | «Играющие животные». | |||
21. | «Узор для круглого блюда». | |||
Всего: 5 | ||||
7 | Развитие фантазии и воображения | 22. | «Создание книжки – раскраски». | |
23. | Создание коллективного алфавита из буквиц. | |||
24. | Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок «Царевна – лягушка». | |||
25. | Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец». | |||
Всего: 4 | ||||
8 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | 26. | Знакомство с крупными музеями России. | 1 |
27. | «Поляна с ландышами». | 1 | ||
28. | «Весна». | 1 | ||
29. | «Морской натюрморт с ракушкой». | 1 | ||
30. | Рисунок с натуры одного предмета округлой формы. | 1 | ||
31. | Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам. | 1 | ||
32. | Кувшин – «Поющий петух». | 1 | ||
Всего: 7 | ||||
9 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства | 33. | Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). | 1 |
34. | Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики. | 1 | ||
Всего: 2 |