Хроника событий Битвы за Москву.

Никольская Ольга Александровна

В работе нашла отражение не только хроника событий Битвы за Москву, но и рассмотрены работы художников - очевидцев и участников тех героических событий. Большинство картин было написано уже после войны, но они с большей четкостью нежели фотоматериалы передают атмосферу того времени, личное отношение художника к происходящим событиям, делают необходимые акценты для более четкого восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

     Великая Отечественная война – это наиболее яркая и трагическая страница истории нашей страны.   Война с фашизмом принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Почти 27 млн. советских людей погибли, из них свыше 10 млн. – на полях сражений. Около 18 млн. советских солдат и командиров получили ранения или заболели при исполнении служебных обязанностей, многие из них потеряли трудоспособность, стали инвалидами. Около 6 млн. советских людей оказались в фашистском плену, 4 млн. из них погибли. Во вражеском тылу погибло почти 4 млн. партизан и подпольщиков.. Горе безвозвратных потерь посетило почти каждую советскую семью. О событиях того страшного и героического  времени люди не должны ни на миг забывать. Не зря говорится, что: "Нет будущего у народа, не знающего своей истории!"

     Изучить всю историю Великой Отечественной войны в рамках одной работы и в крайне ограниченный срок невозможно, а эта работа, мой первый шаг в изучении истории Великого подвига моего народа.

    Тема моего исследования: «Хроника событий Битвы за Москву в полотнах советских художников».

    Актуальность темы заключается,  в том, что в интернет ресурсах можно увидеть множество тематических сайтов с многочисленными подборками картин о Великой Отечественной войне, но эти материалы не систематизированы по годам и периодам войны, крайне скудны статьи о художниках очевидцах и участниках  тех событий,  которые они в разное время запечатлели.

    Таким образом, цель работы: изучить историю Битвы за Москву, обобщить информацию о художниках участниках и очевидцах событий Битвы за Москву и их  работах; представить ее в популярном для обучающихся формате.

     Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

- Изучить хронологию событий Битвы за Москву.

- Найти и изучить информацию о деятельности художников того времени, познакомиться с их произведениями, обобщить собранную информацию, отметить характерные черты картин написанных этими художниками.

 -  Подобрать необходимый иллюстрационный материал для презентации и выставки. Данный проект может быть использован на уроках истории, а также для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, уроков мужества.

Хроника событий Битвы за Москву в полотнах советских художников.

    Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Все для фронта, все для победы» - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

    Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.  Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Искусство закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе. Художники, участники героических событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.[5]

     Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение.  

     С захватом Москвы Гитлер связывал решающий успех в войне с Советским Союзом. Он рассчитывал сделать это уже в первые недели своего наступления, но благодаря героическим усилиям советского народа план Гитлера провалился.

    Стойкость русского человека, его мужество, храбрость, сила и стремление к самопожертвованию на благо Родины не позволили немцам осуществить свои коварные планы.  Битва под Москвой овеяна человеческим подвигом, людей совершенно разных чинов и званий.

Все жители поднялись на защиту родного города.

    Осенев Николай Иванович (1909 - 1983), являлся очевидцем тех страшных событий выпавших на долю нашей страны, он смог запечатлеть момент небывалого единения народа в стремлении любой ценой победить заклятого врага, в картине "Комсомольцы на строительстве оборонительных рубежей под Москвой"[2]

     На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи   занимали на крышах домов боевые посты. Чтобы город был неузнаваемым для вражеских летчиков, с воздуха, его тщательно замаскировали, например,  на здании Большого театра нарисовали кусты, деревья, дороги. По ночам в небо поднимались  аэростаты воздушного заграждения. Днем и ночью работали московские заводы. Они готовили оружие для борьбы с врагом.[11]

    В первый год войны в центре внимания  Александра Александровича Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Первой значительной работой становится "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени ("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже . [3]

    Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч москвичей добровольцев, которые вступали в ряды народного ополчения и Красной армии. Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины, старики, подростки. Москва была опоясана противотанковыми рвами и надолбами, проволочными заграждениями, окопами, дотами и дзотами. О событиях тех времен мы узнаем  из лаконичной и где-то суровой картины Григория  Нисского «На защиту Москвы»[4]

    Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Операция по захвату города имела название «Тайфун». В октябре 1941 года город был переведен в осадное положение. Битва за Москву была в самом разгаре. Взять столицу, Германия планировала к 7-му ноября. Соотношение сил было в пользу гитлеровцев.   Враг превосходил по численности войск, танков, самолетов, артиллерии и минометов.  В конце октября 1941 года бои шли уже в 80 - 100 км от Москвы.                                     7 ноября 1941 г. на Красной площади состоялся военный парад. Немцы, в том числе и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Парад произвел огромное впечатление и на советских граждан. То, что И. В.Сталин присутствовал на параде в Москве и приветствовал красноармейцев с трибуны мавзолея, вселяло в них уверенность и бодрость.

      Неоднократно на протяжении всей своей жизни Константи́н Фёдорович Юо́н (1875—1958) обращался к изображению парадов войск на Красной площади, которые, как он говорил, восхищали его «своей организованностью, строгой дисциплиной, геометрическим порядком в расстановке войсковых частей и новой военной формой».
     Это были тяжелые и суровые годы. Враг подходил к Москве. В холодной нетопленой мастерской Юон продолжал работать. Торжественным гимном силам народа, верой в его победу звучит картина художника «Парад на Красной площади 7 ноября 1941».
... Суровый день начинающейся зимы. Снегом занесена площадь. Грозно высятся стены кремлевских башен. В четком боевом марше мимо Мавзолея проходят полки. За плечами каждого бойца — винтовка и боевое походное снаряжение. После парада сразу на фронт. А фронт близко. Враг у ворот Москвы! Художник верит в справедливость борьбы, в торжество победы. И этой оптимистической верой заражает зрителя.  Четкие ритмы башен и кремлевских стен, на фоне которых происходил боевой парад, входили в композицию картины, усиливая ее остроту и выразительность. Темное свинцовое небо, холодная стылость воздуха, заснеженные крыши — все это гармонировало с настроением тех грозных дней. Сопоставление красноватых по тону стен Кремля с холодным свинцово-серым небом вносило в пейзаж тревожную ноту, не нарушая, однако, общего эпически-величавого впечатления.
[13]

Владимир Валерьянович Богаткин (1922-1971) — график, книжный иллюстратор. Родился в Москве.  С 1944 г. работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, посвятив свое творчество отображению жизни Советской Армии. На основе созданных в годы Великой Отечественной войны зарисовок исполнил серию литографий на тему «Штурм Берлина», и серию автолитографий – «Москва непобедимая» (1948), изображающая историческую битву за Москву 1941 г.    Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другими. Великая Отечественная война! Октябрь-ноябрь 1941 года! Именно в это время, немецкие войска подошли, вплотную к Москве.[6]

      В декабре в Битве наметился перелом. Русские войска перешли в наступление, и при поддержке авиации,  несколько отодвинули немцев от города. Немцы бежали, бросая военную технику. В тыл бегущим, советское правительство засылало лыжников, парашютистов и кавалеристов, которые наносили немцам большой урон. 3 января Гитлер приказал своим генералам цепляться за каждый метр земли, держаться до последнего боеприпаса. Приказ не был выполнен. Битва за Москву шла более двухсот суток.[12]

Народный художник России Данилевский Евгений Иванович родился 1 апреля 1928 года в городе Ярцево. Закончил Харьковский художественный институт.    Студия военных художников имени Грекова, официально существующая с 1934 года, вобрала в себя и унаследовала лучшие традиции отечественного реалистического  искусства. Основываясь на фундаменте, заложенном такими мастерами, как Верещагин, Репин, Суриков, Рубо, Греков, художники батально-исторического жанра запечатлевали для потомков самые яркие страницы отечественной истории, создавали панорамы и диорамы, которыми гордятся многие города нашей страны.
   Е.Данилевский принимал участие в воссоздании Бородинской панорамы  Ф.А.Рубо, работал над диорамами «Вооруженное восстание 1905 года в Перми», «Штурм Измаила войсками А.В.Суворова», «Освобождение Будапешта», «Штурм рейхстага», «Взятие крепости Оса Е.Пугачевым». В студии имени Грекова художник работал с 1962 года до конца своей жизни в  2010г.

      В основу сюжета диорамы «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.» положены события, происходившие в ноябре – декабре 1941 г. в 60-70 км северо-западнее Москвы, в районе г. Яхрома. На диораме запечатлены Московские и Уральские части, прибывшие для пополнения 1-й Ударной армии Западного фронта. В результате зимнего контрнаступления Красной Армии замысел гитлеровского командования по овладению Московской с северо-западного направления был сорван, враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Прямая угроза захвата столицы была ликвидирована. [7]
    Кривоногов Петр Александрович (1910-1967). Родившийся в Удмуртии Петр Александрович Кривоногов в 1939 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Вскоре он оказался в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Во время Великой Отечественной войны появляются многочисленные рисунки и графические работы П. Кривоногова, выполненные в боевых частях Красной Армии. Среди них много портретов, в том числе и простых солдат, "пропахавших по-пластунски пол-Европы".

      В послевоенное время большинство картин живописца посвящено прошедшей войне — ее героическим и героико-трагическим  страницам «Советская конница в боях под Москвой». Побывавший свидетелем многих малых и больших сражений, был награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями. В  мае 1945-го Петр Александрович присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости советского солдата.[8]

     Художник В. Е. Памфилов(1904—1970)  — яркий представитель русской школы батальной живописи, автор многих известных батальных полотен, посвященных Великой Отечественной войне, среди них одна из самых известных картин — «Знамя Победы» над рейхстагом, «Подвиг гвардейцев панфиловцев», «Подвиг Александра Матросова», «Героическая оборона гарнизона» и др.

     На картине В.Памфилова "Подвиг панфиловцев" изображен бессмертный подвиг 28 героев "панфиловской" дивизии, которые погибли, но не пропустили фашистов к Москве. Политрук дивизии Василий Клочков сказал знаменитые слова "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!" Художник был уверен, что Победу в войне приближали не только крупные сражения и боевая техника, но и отдельные люди, которые совершали подвиги. [9]

     "Москву отстояли". Лысенко Андрей Гаврилович (1916 — 2000) — заслуженный художник России, мастер исторической картины, пейзажной и портретной живописи.Один из выдающихся представителей социалистического реализма, его работы печатались на открытках, почтовых марках, в журналах.  В военное время под руководством Д. Моора Андрей Гаврилович пишет эскизы для агитационно-массовых плакатов. Андрей Лысенко мечтал пойти на фронт, но в военкомате ему отказали — вся студенческая молодежь обязана была эвакуироваться. [10]

     Поражение немцев под Москвой подняло дух нашего народа.                          Это событие оказало решающее влияние на ход    Великой Отечественной войны. Советские войска впервые за всю Вторую мировую войну    нанесли крупное поражение немецкой армии, был развеян миф о ее непобедимости. Лишь после победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании антигерманской коалиции. А Япония и Турция воздержались от вступления в войну против СССР.[12]

     Великая отечественная Война продолжалась еще три долгих года.

     Искусство не избегало страшной правды войны. Художники, участники героических событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом. Картины о Великой отечественной войне призывая народ к ощущению грандиозности и величественности событий, заставляют потомков уважать подвиг воинов, побуждают в них патриотизм и готовность повторить совершенные подвиги.[5]

        Заключение.

    Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. Однако в самые трудные времена советский народ не покидала вера в победу. Уже в сорок первом году в битве за Москву план молниеносной войны, разработанный германским командованием, был перечеркнут героическим отпором советских людей. Об этих событиях сохранилось много черно белых фотографий, сняты художественные и документальные фильмы. Однако картины написанные очевидцами тех событий представляют особый интерес. Они передают не только лишнее отношение автора к происходившим событиям, но и расставляют акценты на моментах, которые заслуживают нашего внимания, они передают цвет, настроение, атмосферу и наиболее полно формируют ощущение тех событий.

   Искусство не избегало страшной правды войны. Но главным в содержании живописных полотен были мужество советских людей, гордость за свою родину, ненависть к врагу. Картины заставляют нас уважать подвиг народа, побуждают в нас патриотизм и готовность повторить совершенные подвиги. И еще они предостерегают нас от повторения тех страшных событий.

Список источников и литературы.

  1. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСКУССТВЕ. http://art.mirtesen.ru/blog/43416982971/VELIKAYA--OTECHESTVENNAYA--VOYNA--V-ISKUSSTVE
  2. Художник Осенев Николай. http://www.artpanorama.su/index.php?category=artist&id=241&show=short
  3. Александр Дейнека- Живопись. http://www.deineka.ru/work-okraina_moskwy_1941.php
  4. Нисский Г.Г. http://www.ikleiner.ru/lib/handrit/handrit0007.shtml
  5. В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
    Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
    http://artvek.ru/iskusstvo/beseda16.html
  6. Работы художника В. Богаткина. http://fantlab.ru/art2011
  7. Народный художник России Данилевский Е.И. Л.Козикова. http://www.nasledie-smolensk.ru/pkns/index.php?Itemid=107&id=724&option=com_content&task=view
  8. Русские художники Кривоногов Петр Алексеевич. http://artsait.ru/art/k/krivonogov/main.htm
  9. Виртуальная Экскурсия. Галерея памяти. http://gallerywar.ru/pamfilov/
  10. Лысенко Андрей Гаврилович. Биография. http://www.people.su/67444
  11. Битва за Москву. http://www.bestreferat.ru/referat-19678.html
  12. Битва за Москву. http://www.ote4estvo.ru/srazheniya-velikoj-otechestvennoj-vojny/152-bitva-za-moskvu.html
  13. Юон   К.Ф. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BE%D0%BD,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87