Мастер-классы
"Дошка - символ счастья и благополучия". Смысловая трактовка навершия к головному убору тувинцев. Приемы плетения элемента головного убора посредством сказки "Братья Пий-Хем и Каа-Хем".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: Дошка - символ счастья и благополучия | 2.47 МБ |
Дошка - символ счастья и благополучия | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошка – это плетенный из круглого шнура узел округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу. Бөрттүң шиш тейинге илер , ээрип каан удаындан азы пөстен кылган борбак кезээ . – помпон на островерхом головном уборе, сделанный из скрученной нитки или материи. /Толковый словарь тувинского языка Том I А-Й новосибирск «наука» 2003 ТИГИ
Виды головных уборов:
Материаляы для плетения
Дошка - символ счастья ( узловой вариант тувинского узора « өлчей удазыны »)
«…бесконечная нить счастья» - бесконечная череда жизненных процессов, линия жизни без начала и конца… Вечность жизни…
Согласно буддийской символике, пришедший в Туву из Тибета, узор « шриватся » (название дано на санкритском языке), означает бесконечная любовь ко всем живым существам
Этапы плетения «Дошка»
Жили-поживали два брата, один достойнее другого.
Старшего звали Бий . Был он властелином Больших Северных гор.
Младший брат перенял в себе все лучшее и ценное, что есть у старшего и обращался к нему с поклоном.
Конец левого конца шнура обвести через мизинец, безымянный и средний пальцы.
С дружелюбными объятиями Каа рассеял благодатную почву для укрепления народа.
Его поддержал старший брат. Их сплоченность объединила все роды и племена.
Благочестие и любовь двух могущественных братьев породил центр их владений.
Многочисленные обитатели этих земель решили, что должен быть один правитель. Они выдвинули Улуг-Хема .
Многочисленный народ Северных гор кланялись в левую ногу Улуг-Хема .
Многочисленныйнарод Южных гор кланялись в правую ногу Улуг-Хема .
От поддержки и любви своих поданных голова правителя-Улуг-Хема поднялась до невиданных высот и в его ногах прибавилось недюжинная сила от могучих камней .
Так установились счастье и благополучие на владениях Улуг-Хема --- хозяина Великих гор.
Дошка без навершия – это пуговица . По тувински « дошпу өөк » Дошпу [ ъ ] . Борбайтыр баглап каан өөк, борбак өөк, дошпу . – Пуговица (круглая, связанная или металлическая). /Толковый словарь тувинского языка. Том I А-Й Новосибирск «Наука», 2003 . ТИГИ./
При изготовле-нии следует соблюсти пропорцио-нальное соотношение трех делений:
Счастья и благополучия !
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ДОШКА – СИМВОЛ СЧАСТЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ»
Тип урока | Урок получения новых знаний. | ||
Цели урока |
| ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: - Плести элемент головного убора в национальной одежде тувинцев; - Знаниям традиционной культуры тувинцев, а именно создание национальной тувинской одежды; - Сохранять смысл и значение элемента головного убора «дошка», навыки которого передавались из поколения в поколение вербально. Получат возможность научиться | Познавательные: основной ценностью данного урока является познание философского смысла плетения головного элемента «дошка», который означает взаимосвязь всех явлений в космическом пространстве или в мироздании Вселенной. В философском смысле мироздание основано на различных мирах (высших, средних, низших), например, во всех религиях мира описываются: мир адов, мир животных, мир человека, мир богов. В соответствии с этим все миры переплетены единой цепью рождений. Участники познают мироздание посредством плетения «дошка», таким образом, памятует человека о цикличности рождения в разных мирах. В связи с этим участник познает человеческий мир, который имеет социальную структуру, во главе которого находится правитель общества. Основная идея заключается в познании взаимосвязанности всех членов общества, как в содружестве и гармоничных отношениях людей друг к другу. И достижение понимания о вкладе собственной жизни в этом мироздании. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Учитель старается как можно больше привлечь внимание для плетения «дошка» через фольклор, этнографию, обостряя внимание на сам процесс плетения. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Психологический аспект: Установление личностных установок и целедостижений посредством плетения элемента головного убора «дошка». При личностном участии плетения участник формирует собственный путь в циклическом существовании человечества. Личность стремится достигнуть более высокое положение в обществе, а также стремится переродиться в высших мирах (в божественной сфере). Данный урок формирует личностную установку в целедостижении успеха, блага, счастья. Основной ориентир – это формирование мотивации в жизни ученика, объяснение положительных и отрицательных действий в жизни человека. И достижение блага через добродетельные поступки. Развитие навыков плетения при этапном изготовления «дошка». Формирование знаний философского значения данного элемента в атрибутике национальной одежды. | |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский. Формы: фронтальная, индивидуальная и групповая | ||
Образовательные |
|
Окончание табл.
Оборудование | Шнуры для плетения длиной не менее 50см., на количество учащихся; |
Наглядно- | Мультимедийный ряд: презентация «Дошка. Этапы плетения». Карточки с этапами плетения в двух вариантов; |
Основные понятия и термины | Дошка,дошпу, пропорция, гармония. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия на уроке | Формируемые | Про- межу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Орга-низаци-онный момент | - Показ головного убора тувинцев; - Визуальное ознакомление головного убора; - Исследование разновидностей головных уборов у тувинцев. | Демонстрация головных уборов и объяснение тувинского стиля. Учитель обращает внимание на элемент «дошка», объясняя значение, используя терминологию. Акцентирует внимание на философское значение узлового варианта тувинского узора «олчей удазын». | Анализируют разновидности головных уборов. Находят особенность тувинского стиля. | Фронтальная работа | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Личностные: | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Трактовка узла счастья. Что такое счастье? Это гармония, когда всё вокруг взаимосвязано так, как положено, без нарушений, без вмешательств. Сегодня современный человек нарушает гармонию в экологии, социальной сфере, в биологии и т.д. Человек способен постичь взаимозависимость всех явлений и живых существ во Вселенной, так как потенциал человеческого ума безграничен. Он может думать о прошлом, настоящем и будущем. Каждый из нас стремится к счастью и избегает страдания. Что такое счастье? Это когда человек знает и понимает секреты Вселенной и устройство жизни таким, каким является на самом деле. В данном случае – плетение элемента головного убора является достижение мудрости, что человек является только звеном этого мироздания. Человек – это не центр Вселенной, что есть высшие существа, которые обладают совершенной потенцией счастья и благополучия. Совершенная потенция – это безграничная любовь и сострадание ко всем живым существам. Только человек в этом мироздании способен проявлять равностную любовь, полюбить врагов и недугов, потому что это считается высшей мудростью. Животные не способны познать мудрость, но у них также развиты чувства любви. Счастье – это любовь и обретение этой высшей силы ради всех существ, которые населяют эту Планету. | Цель ученика – собственный анализ счастья, что для него является счастье? Как он понимает этот термин? Открытие ценностных ориентаций в процессе ознакомления. Что для него является родина? Тува? Что значит родится и жить в Туве? Раскрытие чувства любви к родине, к матери, к учителям, к близким, и к окружающему миру. | Индивидуальная | Ученик овладевает мировоззрением предков-тувинцев. Способом проживания в согласии с природой и внешней средой. Внешняя среда – это семья и род, окружающая среда. Его представление об историческом выживании тувинского народа и сохранение этноса в контексте культуры и мировоззренческой философии. Концентрация на чувстве любви в процессе подготовки плетения «дошка» | Беседа, Выступление учеников, Психологический тренинг. | ||
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | – Исторически прогрессивное значение искусства Центральной Азии в особенности тувинского искусства, которое приобрело отличительные характеристики от географического месторасположения тувинской культуры. Тувинская культура связана с буддизмом, который проник 6 в. н.э. и вторая волна пришла с распространением тибетского буддизма, в особенности школы «гелугпа» - желтошапочной традиции Ламы Цонкапы, который объяснил о поэтапном пробуждении, в написанном труде «Ламрим», где «лам» означает путь в цикличном существовании живых существ. Бесконечное циклическое существование символизирует головной элемент «дошка». И обозначает высший символ – это рождение в теле человека. Только человек способен постичь Истину вещей. Человек, который носит такой головной убор, стремится к счастью и благу – это постижение реальности. И когда у человека материальные вещи связаны с духовными смыслами, то человек стремится достичь высший смысл своего существования – это обрести мудрость и любовь. | Знакомятся с материалами, делятся с опытом и знаниями об истории тувинского этноса. | Фронтальная работа. | Познавательные: используют общие приемы решения | Устные ответы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, который объективно создается на протяжении времени тувинским народом. – Посмотрим способ изготовления «дошка». Презентация «Дошка - символ счастья и благополучия». – Мы узнали о характерных особенностях изготовления «дошка». – Перед вами рисунки, изготовления «дошка». – Тувинский народ тесно связан с буддийским мировоззрением, гармоничным отношением к внешнему миру (соблюдал правила поведения в тайге) и знал ценность собственной жизни, что главным является принесение пользы другим людям и существам. И отстранится от вредительства, как собственному телу, так и другим живым существам. Технология изготовления «дошка» - основной смысл плетения «дошка» - это формирование концентрации при изготовлении и достижение целостного образа – «узла бесконечного счастья», чтобы все узлы были соразмерными, все углы были параллельными и геометрически правильно оформлены. | Знакомятся Работают Слушают | Груп- | Личностные: выражают осознанные устойчивые эстетические и философские предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Развитие внимания, зрительной памяти, Развитие тактильных ощущений при прикосновении с материалом. | Практическая работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Творческая практическая | Аналитический | – Чтобы изготовить идеальный образ «дошка», необходимо знать его пропорции, и разбить на три части «дошка». - Учитель планирует время изготовления элемента «дошка», чтобы развить креативность и быстроту действий, больше акцентирует на формирование навыков самостоятельного творческого мышления и анализа, полученного материала. - Освоить приемы плетения как вида художественной деятельности тувинского этноса. И приобщение к механизмам формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям народных мастеров и к собственной деятельности, приоткрыть перед учащимися дверь в мир творчества и волшебной сказки. Обобщая смысл сказки, подводится итог, что прийти к успеху человек может, только преодолев трудности и преграды. Укрепляется понимание, что сам человек начинал нести на себе отблеск волшебного света и дарить радость людям. А чтобы удача и счастье не покинули его, нужно одушевлять себя через творчество. Обозначается тема и цели урока, чтобы они сами дошли до понимания, что нам нужно изучить и зачем. Большинство детей слушает, но не слышит, или нет готовности к этому знанию, поэтому подвожу к нему постепенно (у каждого из нас есть выбор, следствие которого – тот мир, в котором мы живем: красивый и радостный или жестокий и безобразный, а слушая свое сердце, мы обязательно пойдем по правильному пути). Используются основные методы обучения и формы познавательной деятельности учителя: опережающее домашнее задание: - познание элементов, включающие в традиционной одежде; - анализ философского значения «дошка» и принятия знаний в собственной жизни ученика. | Слушают учителя. Знакомятся Дети изготавливают элемент | Фронтальная работа. | Познавательные: |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Заключительный этап – Беседа – обмен | Развитие познавательных качеств: Выводы из теоретической части урока о религиозно-философском значении «дошка» с объяснением, что на вершине человеческого тела находится голова – сосуд разума, который означает высокий предел человеческих возможностей. В буддийской философии – это способность достижения нирваны посредством обращения человека и принятия Прибежища в трех Драгоценностях: Будде, Дхарме, Сангхе. Нирвана – это покой ума, умиротворенность разума. Данным состоянием владеют высшие существа (будды) из различных божественных сфер. «Дошка» - это символ достижения высшего состояния посредством человеческого тела и разума. И обладатели «дошка» придут к данному состоянию посредством памятования и понимания истинного и безошибочного мировоззрения тувинцев-буддистов. Далее «дошка» символизирует непосредственную связь с Буддой, сидящий на троне или на коврике (олбук), передавая Дхарму (Учение) о Восьмеричном пути: о правильном воззрении, намерении, поведении, речи, правильном образе жизни, усилии, памятовании, сосредоточении. Человек, следующий по этому пути, достигнет Просветления и обретет счастье, сохранив человечность, нравственность и мораль. Развитие творческих способностей: Главный этап урока - выполнения практического задания. Предшествующие этапы урока хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу, были направлены на то, чтобы образ сформировался, но несколько учащихся испытывали затруднения в выполнении упражнений, к каждому нужна индивидуальная поддержка. Достижение урока – актуализация плетения элемента головного убора, и по возможности ношение правильно изготовленных головных уборов, которые сделаны с правильной мотивацией со стороны мастера и со стороны того, кто носит головной убор. Формирование высших ценностей – патриотичных качеств, психологической уверенности в себе, правильного мировоззрения о мироздании, адекватная гордость своего происхождения («мен тыва мен»). Результат урока - успешность достижения цели урока была определена особенностью авторской работы учителя, личностного опыта и подхода учителя, целью которого была передача опыта тувинских мастеров по национальной одежде. Мастер-класс основан на развитии тувинского мастерства изготовления головного убора с привязкой авторской фольклорной и философской методики преподавания изобразительного искусства в средней образовательной национальной школе. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоцио-нальное состояние на уроке. Прикрепляют | Коллективная работа | Регулятивные: Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге. Личностные: понимают значение зна- | Оценивание |
Ресурсный материал к уроку
План изготовления элемента головного убора «дошка:
1 деление:
- Обвить вокруг указательного пальца один конец шнура по часовому направлению.
- Второй конец шнура обвить вокруг большого пальца по часовому направлению,
левый конец направить на конец первого шнура. - Этот же конец вытянуть через полукруг на указательном пальце, протянуть в левую сторону.
- Два конца шнура постепенно вытягивать в противоположные стороны.
- Определить центр полученного узора счастья, так как в этот центр будет направлен большой палец.
2 деление:
- Переварачивать узел. Определить верхушечку – навершие «дошка» указательным пальцем и не терять его из виду.
- Аналогично, определить надо правую сторону навершия. Пропустить конец второго шнура вниз.
- Вытягивать умеренно навершие и два конца в противоположные стороны. Следить, чтобы бугорки были ровными.
3 деление: Оплести длинным концом шнура вокруг другого один раз.
Самоанализ урока:
Актуальность выбранной технологии изготовления элемента головного убора «дошка».
В настоящее время современный мир приближается к хаотичному развитию, потому что утрачиваются традиционные ценные знания человечества. И обращение к ним является актуальным, особенно для малочисленных народов (тувинцы – 305 000 человек, по сравнению с китайцами – 7 млрд. человек). Тувинцы – это кочевой народ, традиционно занимающийся скотоводством и охотой, проживающийся в центральноазиатской части земного шара, в связи с этим у тувинцев формировался особый уклад жизни, быт и культура, которая отличается от его соседей (бурят, хакасов, алтайцев). Это касается национальной одежды, головного убора. Головной убор – это ценный атрибут в национальной одежде, который олицетворяет лицо и дух народа. Тувинский головной убор отличается высокой возвышенностью, на вершине которого находится «дошка», что означает – тувинцы - это выходцы высоких гор, на вершине которого расположен ледник. Горный кочевой народ, верующий в высшие божества (будд), которые восседают на вершине головы каждого тувинца, рожденные на святой тувинской земле. Обладатели традиционных головных уборов с правильным изготовленным «дошка» являются носителями особой энергии этой чистой земли. В связи с этим ознакомлением изготовления «дошка» имеет глубокий философский смысл бытия мироздания всей Вселенной.
Автор использовал собственный материал при коммуникации изготовления «дошка», когда ученики вербально озвучивают историю появления тувинского этноса методом фольклорного сказания, что усиливает память ученика при изготовлении «дошка». Автор основывается на философии буддизма, таким образом формируя правильное мировоззрение учеников.
Методы урока:
- Впервые автор использует на уроке философское значение «узла счастья – олчей удазын»;
- Опирается на метод фольклорного сказания;
- Использует исторический материал для сравнительного анализа национально й одежды кочевников;
- Применяет психологический метод – психотренинг – для развития качеств совершенствования уверенности, чувства собственного достоинства, адекватной самооценки о себе;
- Разрабатывает технологию урока через собственный опыт учеников.
Результаты:
- Создание рисунков, изображений;
- Создание фильма для просветительской работы;
- Создание презентации в целях разъяснительной работы для слушателей;
- Изготовление «дошка» с авторскими позициями учеников.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Кызыла
Тема: Дошка – символ счастья и благополучия
(открытый урок по ИЗО)
Учитель: Салчак Анаймаа Чигжитовна
2016г.