Конспект открытого урока по станковой композиции для 4 класса на тему "Способы выделения композиционного центра. Сгущение и разряжение".
Конспект урока по станковой композиции "Способы выделения композиционого центра. Сгущение разряжение." Возраст 9-10 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Игринская детская школа искусств № 2
(МБУ ДО Игринская ДШИ № 2)
Конспект открытого урока
Предмет: Композиция станковая
Тема урока: Способы выделения композиционного центра.
Сгущение и разряжение.
4 класс
Возраст: 9-10 лет
Преподаватель художественного отделения
Лимоновой Нина Анатольевна
П. Игра
Тема урока: Способы выделения композиционного центра. Сгущение и разряжение.
Предмет: Композиция станковая.
Класс: 4 (возраст 9-10 лет)
Цели и задачи урока: Учить выделять композиционный центр, используя прием сгущения и разряжения.
Закрепить понятие «композиционный центр» и способы его выделения;
Познакомить с понятиями «сгущение», «разряжение»;
Формировать умение работать с разными форматами (квадрат, вертикаль, горизонталь);
Формировать навыки и умения при организации композиционного пространства, применяя полученные знания на практике;
Развивать умение мыслить формами и пятнами;
Побуждать детей к поиску индивидуального творческого решения;
Воспитывать культуру труда.
Оборудование урока.
Зрительный ряд:
- Репродукции работ известных художников на «сгущение» и «разряжение»;
- фотографии на «сгущение» и «разряжение»;
-упражнения с прошлого урока (выделение размером, выделение контрастом, выделение цветом);
- таблица - способы выделения композиционного центра;
динамические листы разного формата (квадрат, горизонталь, вертикаль) и геометрические фигуры для упражнения;
Материал к уроку:
- листы для упражнений (квадрат, горизонталь, вертикаль);
-трафареты- мотивы для упражнения, трафареты заготовлены детьми заранее;
- карандаш ластик.
План - конспект урока.
I. 1. - Приветствие, проверка готовности к уроку.
II.2. - Сегодня мы продолжим знакомство со способами выделения композиционного центра. Но для начала вспомним:
- Что такое центр композиции? Почему его называют ещё сюжетно-композиционный центр, смысловой центр, зрительный центр?
- Где он расположен?
- Как его выделить?
(Рассмотреть упражнения с прошлых уроков:
- выделение размером,
- выделение цветом,
- выделение тоном).
- Что такое «доминанта»?
- Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, или доминанту. Центр может состоять из одного или более элементов.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним приемом выделения композиционного центра.
III. 3. - Перед вами динамические листы разного формата, возьмите квадрат. Достаньте из конверта геометрические фигуры одинаковые по форме, цвету, размеру. Они заменят вам воображаемые изображения в композиции. Разложите на листе.
- Если раньше была как правило одна доминанта, то сейчас их много и все равны - одинаковый размер, форма цвет.
- Как организовать или выделить на плоскости листа композиционный центр среди множества одинаковых форм? Идентичных по форме и содержанию.
? (варианты детей)
Пример: собрали множество ромашек, собрали в букет…..(сгруппировали), главное в данной композиции…Букет!
- Такой прием выделения композиционного центра, называется «сгущение».
- Приведите примеры, которые можно встретить в жизни. (ответы детей…)
Показать фотографии (бабочки собрались на один цветок, полакомиться, ягодки поспели и. т.д .)
-Как вы думаете, какая из представленных репродукций картин, является примером данного способа выделения композиционного центра. Если знаете, назовите автора, или название картины.
Попробовать на разных форматах (горизонталь, вертикаль).
- Что такое композиция? (сочинение, составление), Формат играет немаловажную роль в этом сочинении.
Изменился формат, композиция будет выглядеть иначе, возможно изменится характер, эмоциональный строй композиции.
–О чем ваша композиция? …..
- 4. Выбираем формат для выполнения упражнения любой, по душе; выбираем мотив- трафарет из конверта (ягода, цветок, бабочка, лист и т.д).
Задание: на выбранном формате, определите место композиционного центра и используя мотив, с помощью которого можно нарисовать множество одинаковых элементов, выполните упражнение на выделение композиционного центра, используя прием «сгущение».
Практическая работа.
- 5. Просмотр и комментарии работы.
- 6. –Как называется способ, с помощью которого мы сегодня выделяли композиционный центр? (сгущение)
- 7. Если закончилось время вариант окончания урока:
(На следующем уроке мы познакомимся с другим способом выделения композиционного центра, совершенно противоположный первому.)
Д/З. найти примеры в жизни, в искусстве, принести фотографии, зарисовки, электронный вариант примеров, где можно встретить элементы сгущения.
- 7. Существует еще один способ выделения композиционного центра, противоположный первому.
- Как вы думаете, какой? (ответы детей)
Следующий способ или прием называется «разряжение» или «композиционная пауза»
- Как вы понимаете значение этого слова?
- На динамическом листе составьте примерную схему вашего представления о выделении композиционного центра, с помощью «разряжения».
Пример: хаос, мыши в кладовке лакомились и вдруг увидели кошку…(разбежались), подберите слова, характеризующие эту ситуацию.
Просмотр, комментарии. Затем выполнить упражнение на формате, по выбору.
- -8. Д/З. 1.найти примеры в жизни, в искусстве, принести фотографии, зарисовки, электронный вариант примеров.
2. Сочинить два эскиза к композиции, используя прием сгущения и разряжения, мотив к композиции (вытянуть билет) , мотив-центр композиции.