Роль цвета в композиции
Роль цвета в художественно-эстетическом развитии детей 6-9 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu_rol_tsveta_v_kompozitsii.docx | 610.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Чевелева О.М.
МБУДО «ДХШ №1»
Роль цвета в композиции
(из опыта работы с детьми 6-9 лет)
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик?
Какого цвета небо,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета зима,
весна и лето?..
Художественно — эстетическое развитие играет огромную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Важное место в нем отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств, в том числе, чувство цвета.
Цвет - это яркая, красочная сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния.
В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников цвет становится самым важным выразительным средством маленького художника. Цвет выражает мысли и пробуждает эмоции. При помощи цвета можно передать настроение и характер изображаемого образа, настроение и состояние в природе.
Ребенок с детства воспринимает яркие открытые цвета: красный, зеленый, синий, желтый. Задача педагога расширить цветовой кругозор ребенка. Научить внимательно наблюдать за окружающей природой и окружающей действительностью. В процессе обучения развить цветовое восприятие и воспитать культуру цвета юного художника, умение видеть красоту цвета и различные сочетания цветов.
Чтобы дети могли свободно ориентироваться в цветовой палитре, богатстве цвета, необходимо знакомить их с основами цветоведения, разнообразием цвета и его оттенков (холодных, теплых, светлых, темных, насыщенно ярких и нежных пастельных), формировать умение создавать из основных цветов дополнительные, умение подбирать цвета и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету.
В работе по изучению цвета могут применяться самые разнообразные приемы и методы:
-беседа с детьми;
-наблюдение;
-эксперимент;
-анализ произведений изобразительного искусства
В беседе необходимо обращать внимание детей на цветовое разнообразие предметов и явлений, на цветовое богатство нюансов и оттенков в окружающей действительности. Научить детей быть внимательными и наблюдательными, развивать их зрительное восприятие цвета, а также чувство гармонии цвета и цветосочетания.
Очень важны и полезны упражнения по цветоведению. В результате которых дети узнают как из основных цветов получить дополнительные, как получить светлые и темные оттенки. Можно бесконечно эксперементировать, к ярким цветам прибавляя новые, получать бесконечное количество цветовых пятен.
Упражнения по смешиванию красок и получение новых оттенков вызывает у детей чувство невероятного восторга . Краски приходят друг к другу в гости, дружат , сливаясь друг с другом. Некоторым известным художникам на всю жизнь запомнилось, какое восхищение вызывала у них в детстве красота красок, их смешение. Научившись смешивать краски, ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом, а стремиться к их разнообразию.
В качестве упражнения можно закрасить небольшой листок формата половина альбомного листа теплыми цветами, пытаясь найти как можно больше оттенков, затем оттенками холодного.
Закрепить упражнения можно заданиями: «Осенняя бабочка», «Осенний лист», «Осенний цветок», «Осеннее дерево», «Образ осени» (Задания на передачу теплого колорита).
Разнообразие холодных оттенков можно отработать в таких заданиях:
«Зимний лес», «Зимняя бабочка», «Птица-зима» и т.д.
Для развития чувства гармонии цвета необходимо давать задания на ограничение цветовой палитры в работе. За основу можно взять серый или коричневый цвет и попробовать из них получить как можно больше оттенков: темных и светлых. При помощи монохромной цветовой гаммы можно получить очень эмоциональные, выразительные образы. Чтобы передать в композиции настроение грусти или печали, применение серых и коричневых оттенков поможет в работе над образом.
Кроме занятий с детьми необходимо проводить экскурсии и прогулки на природу, пленэрные занятия. Природа — великий художник. Многие поколения художников учатся у нее. Цвет в природе существует не сам по себе, он тесно связан с изменениями в природе, что очень важно показать и рассказать детям, как цвета тесно связаны и воздействуют друг на друга.
Наблюдения жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит, в том числе как при помощи цвета передать настроение. Состояние в природе, характер создаваемого образа.
Воспитанию гармонии цвета и художественно-эстетического чувства способствует знакомство учащихся с художественными произведениями . Карины известных художников, а также репродукции картин, их внимательное наблюдение и анализ, способствуют развитию чувства цвета, формированию художественного вкуса. Юные художники сразу начинают понимать и чувствовать настроение картины: веселое, радостное, грустное, нежное, солнечное, пасмурное, светлое, утреннее. Или как при помощи цвета художник передал образ того или иного героя художественного произведения, раскрыл идею картины.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира.
Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.
Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у школьника
Развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи главная задача педагога-художника.