Особенности восприятия натуры при обучении живописи

Кириллова Гульнара Темирхановна
Для сохранения традиций отечественной художественной школы и развития навыков создания и восприятия произведений живописи разных стилей необходимо применение в обучении живописи опыта и методов разных традиций. Иначе очевидны некоторые противоречия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospriyatiya_natury_pri_obuchenii_zhivopisi.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия натуры при обучении живописи

Сложившаяся в России система художественного образования во взаимосвязи и взаимодействии общего и дополнительного образования создаёт возможности для  своевременного выявления и развития детей, мотивированных к изобразительной деятельности (художественно одарённых детей).

Согласно государственной культурной политике, в формировании нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности должен быть использован весь потенциал  отечественной культуры – стратегическая задача государственной культурной политики.

 В отечественном художественном образовании действует предметная система приобщения к искусству, в которой учебный предмет «Живопись» занимает самостоятельное место. Согласно ФГОС учебный предмет «Живопись» нацелен на формирование у обучающегося умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. В результате освоения программы «Живопись» молодой гражданин должен владеть первичными навыками восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданные в разные исторические периоды.

Традиции отечественной школы представлены опытом выдающихся педагогов – художников (К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов, И.Е. Репин, В.Е. Савинский, П.П. Чистяков, В.С. Щербаков и др.)  и являются частью культурного наследия России.

Для сохранения традиций отечественной художественной школы и развития навыков создания и восприятия произведений живописи разных стилей необходимо применение в обучении живописи опыта и методов разных традиций. Иначе очевидны некоторые противоречия.

«Взаимодействия традиционных и современных методов преподавания живописи в системе профессионального образования рассмотрено в работе Н.В. Селиверствой (2004 год). Специфика данного исследования заключается  в разности академических традиций, которые дополняются авторскими заданиями и методами обучения. Однако проблема включения разных традиций отечественной художественной школы в процессе обучения подростков живописи в условиях плюрализма современной художественной культуры не была темой специального изучения.

Таким образом, выявлены противоречия между:

  • потребностью сохранения традиций отечественной художественной школы;
  • государственными требованиями к содержанию образования в сфере культуры по дисциплине «Живопись», направленными на сохранение традиций и развитие у учащихся навыков восприятия произведений живописи разных стилей и жанров, и недостаточной разработанностью методами обучения подростков живописи, обеспечивающей выполнению этих требований».

Белов Д.И.

Каким образом можно преодолеть возникшее противоречие?

Основываясь на работе психологов и педагогов, предполагается начинать обучение живописи с изображения видимой действительности с натуры. Учитывая повышенный интерес детей, к окружающему миру, причинно-следственными связам и познавательной деятельности, необходимо, чтобы каждое занятие было связано с открытием, в результате наблюдения окружающего мира. Необходимо создать условия, чтобы обучающийся был доволен процессом работы и своими результатами. Чтобы каждая работа, вне зависимости от уровня его развития, становилась полноценным художественным произведением, убедительно отражающим мир, и нравилась ребёнку.

 В качестве натуры можно использовать натюрмортные постановки, без всякого надуманного содержания. Натюрморт -  наиболее простой жанр для начинающего художника и предоставляет наибольшее количество возможностей педагогу создавать необходимые условия для наблюдения и обучения.

В отличие от портрета или пейзажа, натюрморт позволяет подбирать предметы чрезвычайно разные по размеру, форме, цвету и фактуре, регулировать интенсивность и цвет освещения. Что позволяет решать разнообразные задачи и не зависеть от внешних обстоятельств (погодных условий).

«Натюрморт – удобный объект для анализа, парадоксально заостряющий проблемы, ибо натюрморт как никакой другой жанр непосредственно связан с отношением к изображению»

И. С. Болотина

Изучение видимого окружающего мира способствует тому, что обучающиеся начинают создавать более детализированные изображения. Задачи, поставленные педагогом, должны соответствовать уровню развития учащегося. Необходимо учитывать художественно-образные замыслы и особенности восприятия ребёнка.

Таким образом, традиции отечественной художественной школы стоит рассмотреть как исторически устоявшийся в России опыт создания и восприятия искусства, а также устоявшиеся методы обучения, сохраняющие опыт поколений. Опытом являются методы обучения.

Литература:

  1. Белов Д.И. Две основы эстетического вкуса. Педагогика искусства, 2014, № 2
  2. Белов Д.И. Проблемы интерпретации образа в живописи. М., Российский университет мастерского искусства – ГИТИС, 2014
  3. Бродский И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., Советский художник, 1989