Статья "Новые подходы к преподаванию изобразительного искусства с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов"

В статье говорится о новых подходах преподавания изобразительного искусства с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novye_podhody.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к преподаванию изобразительного искусства с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов

          В современном мире перед образованием встает много вопросов о поиске новых, эффективных способов для повышения уровня образования и воспитания обучающихся. В различных образовательных учреждениях появляются инновационные методики и технологии, которые улучшают качество образования, получают положительные результаты в творческом развитии детей и подростков. Сегодня всем очевидно, что добиться нового качества образования невозможно устаревшими методами. Инновациями в образовании мы называем включение в обучающий процесс новых разработок, методик, программ, например, информационных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, которые помогают повысить уровень знаний обучающихся. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из новейших методов, повышающих уровень образования.

        Как педагог, я понимаю необходимость перехода на более высокий уровень обучения и воспитания обучающихся, поэтому стала изучать и внедрять инновационные технологии, в частности информационно-коммуникационные, на занятиях изобразительного искусства.

        Основная цель изучения изобразительного искусства — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности. Основными задачами занятий изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами зарубежных и русских художников, а так же создание и восприятие художественных образов. Новые технологии помогают  сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка.

        Информационно-коммуникационные технологии прекрасно синтезируются с художественно-эстетическими дисциплинами, гармонично дополняют их, расширяют их возможности для эмоционально активного введения ребенка в мир художественного творчества и искусства. Часто на занятиях изобразительного искусства бывает недостаточно иллюстративного материала, отсутствуют необходимые наборы таблиц, схем, репродукций. Применение электронных таблиц, схем, библиотек решает эту проблему, усиливает наглядность изучаемых тем, а также повышает профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала. Таким образом, информационные технологии  помогают  увеличить учебные ресурсы, дают  обучающимся возможность обучения на более высоком уровне.  А также, применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной системы перейти к педагогике сотрудничества, когда педагог и обучающийся, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.

        На занятиях изобразительного искусства стараюсь чаще применять созданные мною презентации и электронные материалы для занятий. Во время занятия при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, схем,  разъяснять и бесконечно рисовать на доске, для этого требуется много времени и места.  Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки. Работа с презентациями позволяет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. В ходе просмотра презентации у обучающихся возникает познавательный интерес и задействованы все виды памяти, что способствует лучшему усвоению материала.  Развивающий эффект зависит от дизайна презентации, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития.

          Исходя из своего собственного опыта, я считаю, что лучше всего создавать свои презентации, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру занятия. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии занятия.

        Презентации могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя). Это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на занятиях —  беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она помогает заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему занятия. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как педагогу  не приходится повторять текст несколько раз. Демонстрация презентации сопровождается лекцией или комментарием. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

         Для того чтобы дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку презентации надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме занятия. Чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.  Занятие с презентацией становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.  Слайды можно применять на первом этапе занятия, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала.  В конце занятия они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”).

         Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

        В одной группе проводила занятие  старым способом – проходила по рядам от первых до последних, показывала образцы, крточки с фотографиями или репродукциями, а в другой – ребята смотрели презентацию темы на большом экране. Благодаря большому формату ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на обучающихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

        После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части занятия тоже возможны варианты. Например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. Или при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Дети при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.   Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. К изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции рисунков становятся более выразительными и разнообразными.

        Мною были созданы презентации к занятиям по различным темам.  Занятия с мультимедийными презентациями широко использую:

- при изучении тем по декоративно-прикладному искусству: «Золотая Хохлома. Декоративная роспись шаблонов чашки» и т.д.

- при изучении нетрадиционных техник рисования: «Фонари волшебной страны», «Сидит кошка на окошке»;

- при изучении законов композиции: «Создание военного флота. Рисуем фрегат», «Рисуем подводную лодку»;

- при изучении законов цветоведения: «Лестница в небо. Радуга».

     Апробировав на практике все имеющиеся медиаресурсы, я смогла сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на занятиях изобразительного искусства.

1.      Информационно-коммуникационные технологии действительно обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2.       Выводят на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3.      Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5.      Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

6.      Сборники и энциклопедии  позволяют совершать заочные экскурсии по музеям и выставочным залам всего мира.

7.      ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя  возможности сети Интернет.

8.      Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9.   Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и  качества образования.

10.   Использование ИКТ на уроках ИЗО позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать картины, схемы, таблицы, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

Применение ИКТ на занятиях изобразительного искусства не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, позволяет усилить мотивацию детей, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения, позволяют ребенку с интересом учиться, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы образовательной деятельности.