Развитие навыков стилизации у учащихся ДХШ
В данном докладе систематезирован и представлен опыт работы с учащимися художественной школы по стилизации объектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_stilizatsii_u_uchashchihsya_dhsh.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Бирюкова Е.Н.
Методический доклад
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СТИЛИЗАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ДХШ»
В данном докладе систематизирован и представлен опыт работы с учащимися по стилизации объектов.
Актуальность данной темы состоит в том, что стилизация тесно связана с декоративно-прикладным искусством и является средством развития творческих способностей учащихся. Поэтому проблема эффективности обучения навыкам стилизации в процессе создания декоративной сюжетной композиции и декоративно-прикладной композиции в материале стоит достаточно остро.
Программа по «Прикладной композиции» является базовой при обучении в области декоративно-прикладного творчества. Занятия проводятся во взаимодействии с предметами «Композиция» и «Работа в материале», которая реализуется по следующим направлениям – «Керамика», «Народная игрушка», «Текстиль», «Прикладное творчество». Задания по стилизации включены в программу и являются одним из важнейших компонентов для формирования фантазии и творческих способностей учащихся.
Самая главная цель, которая ставится перед учениками, как художниками - это создание выразительного композиционного решения авторского произведения и его воплощение в материале. Все задания по стилизации в программе, начиная с первых упражнений, направлены на развитие в учениках образного мышления, спланированы по степени сложности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основное время уделяется нескольким темам: стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), стилизация в натюрморте, стилизация фигуры человека.
Задача преподавателя помочь ученикам развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление. Ученик должен уметь анализировать конструкцию предмета, чтобы затем трансформировать, видоизменить его и создать авторское решение.
В 1 классе учащиеся получают первичные навыки стилизации. Выполняют этапы преобразования простейших растительных форм (листики, грибы) в декоративное изображение.
Далее следует задание на стилизацию зооморфных форм (примерная тема «В мире животных» «Наши меньшие друзья»). Задача - создать стилизованный образ животного для использования его в следующей работе.
В колористическом задании «Петухи» закрепляются понятия «целостность композиции», «образ», «виды и формы ритма», «доминанта» и «акцент», «виды контрастов». Происходит последовательное развитие фантазии и образного мышления учащихся, навыков стилизации растительных и зооморфных форм.
В 3 классе задание «Стилизация и трансформация предметов быта». Наращиваются навыки трансформации форм в декоративное изображение.
В 4 классе продолжаем знакомиться с приёмами стилизации на примере фигуры человека. Задание «Графические приемы стилизации фигуры человека». На этом задании остановлюсь немного подробнее.
Цель задания: Сформировать навыки стилизации фигуры человека и применение их в сюжетной композиции.
В теоретической части задания даётся исторический обзор, рассматриваются примеры стилизации фигуры человека в изобразительном искусстве разных эпох. Раскрывается суть метода художественной стилизации.
Стилизация — это переработка исходной формы, видоизменение, которое достигается использованием особых приёмов.
Цель стилизации — сделать объект более выразительным, понятным и узнаваемым для зрителя.
Например, товарные, дорожные знаки, логотипы, имеют, как правило, очень лаконичную форму, поэтому легко воспринимаются и запоминаются. То есть границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения (абстракцией).
Основные приёмы стилизации, которые использовались на уроке:
- гиперболизация формы (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) или отдельных частей;
- обобщение и упрощение формы с изменением силуэта;
- выявление характера пластики фигуры, отказ от второстепенных, маловыразительных деталей;
- усложнение - добавление деталей, отсутствующих в натуре;
- акцент на декоративное решение.
Практическая работа учащихся делится на несколько этапов:
1 этап - зарисовки с натуры
Выполнение серии зарисовок фигуры человека в реалистичной манере. Необходимо выбрать наиболее удачный ракурс, для выявления характерных пластических свойств фигуры. На этом этапе основной задачей является передача объема, пропорций, пластики движения, анатомических особенностей фигуры человека в различных ракурсах.
2 этап – графические зарисовки с использованием приёмов стилизации
На этом этапе начинается работа над стилизацией фигуры. Чтобы стилизовать фигуру человека, нужно видоизменить натуру, используя основные приемы стилизации. Минимальными графическими средствами выявить главное, суть формы. Трансформация происходит за счет выявления и усиления индивидуальных особенностей фигуры. Необходимо отобрать основные, характерные черты изображаемой натуры, убрать второстепенные детали. Характерная черта стилизованного рисунка упрощенность и лаконизм.
Важное значение для придания выразительности художественному образу имеют пропорции. Изменение формы в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д. Таким способом можно акцентировать внимание на индивидуальных особенностях конкретного человека.
Задача: Используя ассоциативное мышление, приёмы стилизации, создать образ, передать характер модели. Иными словами, рисуя фигуру человека, утрировать пропорции, превратить реального человека в какого-либо персонажа, основываясь на его самых интересных чертах внешности, типичных позах, жестах и эмоциях.
3 этап работы - цветовое решение
Усилить эмоциональное воздействие, декоративные качества можно за счёт цвета и орнамента, добавления деталей, отсутствующих в натуре. Для декоративной стилизации характерны локальные, контрастные цвета. Допускается использование несвойственных оттенков цвета. С помощью условных живописных приемов - цвет, пятно, силуэт, и линейной обводка контура. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер работы.
В результате выполнения задания мы получаем эскиз сюжетной композиции, в которой есть персонаж - образ и среда - место действия. Формируются:
- навыки стилизации фигуры человека;
- навыки применения метода стилизации в сюжетной композиции;
- навыки поэтапной работы с эскизами.
Подводя итоги по данной теме, хочется отметить, что стилизация в декоративно прикладном искусстве - это способ создания нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность.
Работая над декоративной композицией, ученики создают авторские произведения, разрабатывают оригинальные образы при помощи стилизации природных форм, включая различные декоративные элементы; продумывают цветовое решение; применяют композиционные приёмы; используют различные техники для решения композиции.
Работа над стилизацией помогает развить образно-ассоциативное мышление, художественный вкус и творческие способности учащихся, результативно участвовать в конкурсно-выставочной деятельности.
Литература:
- Амбруш В. Как изображать фигуру человека. - София : Альянс, 1997.
- Голубева О.Л. Основы композиции». М.: Издательский дом искусств, 2004.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для вузов. М: «Владос», 2008.
- Робертсон Б. Интенсивный курс рисования: Портрет.- Мн.: Попурри, 2000.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Композиция, Обнинск. Издательство «Титул», 1996.
- Эймис Л. Рисуем человека в одежде вместе с Ли Эймисом.- Мн.: Попурри, 1999.
Сетевые ресурсы:
1.https://infourok.ru/stilizaciya-figuri-cheloveka-po-uchebnoy-discipline-op-zhivopis-948828.html
2.http://www.baget1.ru/applied-arts/stylization-applied-arts.php