Методическое пособие по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство
и народные промыслы»
(краткий терминологический словарь)
Для специальности: 070802 (072601)
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
2.Ключевые понятия………………………………………………………………………….….4
3.Тема 1 Народная художественная вышивка…………………………………………………5
4. Тема 2 Русское кружевоплетение……………………………………………………………8
5. Тема 3 Узорное ткачество. Ковроткачество………………………………………….……10
6. Тема 4 Пуховязальный промысел……………………………………………………..……13
7. Тема 5 Художественная роспись ткани, набойка……………………………….…………14
8. Тема 6 Художественная керамика……………………………………………………...…..16
9. Тема 7 Художественная обработка металла……………………………………………….19
10. Тема 8 Художественная обработка камня………………………………………………...22
11. Тема 9 Косторезное искусство…………………………………………………………….24
12. Тема 10 Художественная роспись по дереву…………………………………............….26
13. Тема 11 Русские художественные лаки……………………………………………….…28
14. Тематический указатель…………………………………………………………………...30
15. Список использованной литературы……………………………………………………..34
Пояснительная записка
Предлагаемое методическое пособие является достаточно компактным справочным источником для студентов по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» среднего профессионального образования.
Пособие составлено на основе программы учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Пособие включает пояснительную записку, подробное содержание тем, тематический указатель и список литературы.
Цель пособия - систематизация основных сведений и понятий по декоративно-прикладному искусству, истории возникновения, оборудования и материалов, современного состояния народных художественных промыслов.
Словарь является кратким опорным конспектом – его задачи: усвоение основных понятий дисциплины, создание необходимой теоретической основы для изучения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как единого процесса в культуре, опираясь на мировоззренческие корни, духовную сущность.
Материал данного пособия построен в соответствии с программой учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Принцип изложение материала:
- понятие промысла;
- оборудование и производство изделий;
- материалы и инструменты;
- особенности технологии изготовления изделий;
- основные центры;
Рассматриваемые темы столь обширны, что многое осталось за рамками пособия. В конце помещён список литературы, который поможет в случае необходимости найти недостающий материал. Для удобства пользования справочными материалами составлен тематический указатель в алфавитном порядке с номерами страниц.
Ключевые понятия
Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. В произведениях декоративно-прикладного искусства органически сливаются функциональные, конструктивные особенности (прочность, экономичность) и эстетические свойства (красота, художественный образ).
Народные художественные промыслы— одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Произведение искусства – продукт художественного творчества, отражающий действительность с позиций эстетического идеала художника. Создание подлинно художественного произведения требует кроме таланта соответствующей подготовки художника, высокого мастерства, глубокого изучения жизненного, исторического материала.
Народное творчество – один из видов многообразной творческой деятельности представителей трудящихся масс, коллективного творчества народа. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.
Мастерство художественное – профессиональное умение художника использовать все средства и возможности данного вида искусства для создания художественно совершенных и эмоционально-выразительных произведений.
Мастер народного художественного промысла - физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.
Тема 1
Народная художественная вышивка
Вышивка – вид декоративного искусства, был практически единственной возможностью декорирования домотканого материала.
Пяльцы — приспособление для вышивания, которое используют при работе с вышивками большой площади.
Ткани – основной материал для вышивания. Используют хлопчатобумажные (бязь, мадапалам, батист, сатин), льняные(холст), шерстяные( сукно, войлок, фетр), шёлковые (крепдешин, креп-шифон, атлас).
Нити – вспомогательный материал для вышивания. Используют мулине, ирис, кроше. Металлические нити - плющенка, волока, канитель. Тесьма плетёная и вязаная, пряжа.
Канитель – Тонкая, витая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить, употребляемая для вышивания.
Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов(свободная гладь, белая гладь).
Глухие швы – односторонние и двухсторонние. Выполняются по целой ткани. Делятся на счётные и свободно расположенные, чаще по предварительно нанесённому рисунку.
Двусторонние швы – глухие счётные швы создают одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной сторонах ткани. Выполняются небольшими стежками скорого шитья «вперёд иголку».
Клетка – приём двустороннего шитья. Выполняется мелкими стежками в виде небольших клеток. Встречается в геометрических орнаментальных рядах.
Крест – глухой односторонний счётный шов. Выполняется двумя диагональными пересекающимися стежками.
Строчка – общее название всех сквозных швов.
Стлань – сквозной шов, приём строчки. Выполняется по крупной сетке.
Крестецкая вышивка— сложившаяся в Новгородской губернии и сохранившаяся в настоящее время в г. Крестцы Новгородской области. Стилистические особенности крестецкой вышивки сложились к началу 20 века, когда крестецкие и соседние им валдайские крестьянские мастерицы стали вышивать изделия для продажи в городе и внесли в свое искусство элементы городской культуры. Самые простые виды крестецкой сновочной вышивки — «старинный гипюр», а также «рассыпной гипюр», в котором дополнительные сновки образуют с разделками звездообразный узор, а оставшиеся клеточки заполняются швом «рогожка» и «паучок» Наиболее трудоемка вышивка «вологодское стекло». В результате объединения плотных и ажурных деталей орнамента образуется красивый узор из крупных ромбов, звезд, розеток, прямоугольников и других геометрических мотивов. Ассортимент крестецких изделий – наволочки, белоснежное столовое и постельное бельё. Декоративные полотенца.
Рязанская вышивка – промысел тесно связан с народным женским костюмом, находится в Рязанской области. Богатство орнаментальных форм, насыщенность цветовой гаммы, ритмические построения и узорные композиции – особенность рязанских изделий. В многоцветной рязанской вышивке, построенной на доминировании красных оттенков с вкраплениями синего, желтого и зеленого цветов, соединены разнообразные традиционные техники: строчка, цветная перевить, счетная гладь, роспись, косички, мережки, вышивка крестом. Ассортимент рязанских изделий в основном утилитарный. Это предметы одежды, бельё постельное, столовое.
Владимирская вышивка – основные промыслы художественной вышивки во Владимирской области –Мстёрский и Александровский.
Мстёрский промысел возник в середине XIX в., когда сложился местный тип вышивки белой гладью с мелкими изящными узорами растительного орнамента на тонких хлопчатобумажных тканях (маркизет, батист). Позже, в середине XX в., в промысле стала использоваться также цветная гладь - так называемые "владимирские швы", выполняемые крупными стежками, в которых преобладает яркий красный цвет.
В настоящее время изысканная белая гладь используется в изготовлении художественных изделий и нарядной одежды, а "владимирские швы" - в оформлении одежды и столового белья.
г.Александров Владимирской области. Искусство вышивки "владимирскими швами" стало основой деятельности александровских строчевышивальных артелей в 1920-1930-х гг. На их основе в г Александрове возникла строчевышивальная фабрика, выпускавшая изделия для интерьера, а в настоящее время - женскую одежду. Ручная вышивка используется здесь в небольшом объеме. Основная техника - цветная односторонняя гладь, средствами которой выполняются яркие, крупные формы растительного орнамента с мотивами ягод, цветов, листьев.
Орловская вышивка - с.Домнино Орловской области. В промысле сохраняется уникальная местная техника вышивки - "орловский спис" (многоцветная вышивка верховыми швами). Здесь используются и другие виды вышивки, характерные для Орловщины: белая и цветная строчка, роспись, набор.
Тверская вышивка - с. Бедное Раменского района Тверской области. Промысел развивает своеобразную технику местной вышивки - ведновскую строчку, выполняемую по крупной сетке, в которой используются мотивы геометрического орнамента. Иногда белая строчка сочетается с более сложными цветными узорами. Вышивкой оформляется столовое и постельное белье.
Калужская вышивка - гг.Калуга, Таруса Калужской области. Современная калужская строчевая вышивка - цветная и белая перевить. Промысел основывается на местных традициях крестьянской вышивки XIX в., восстановленных в 1920-е гг. Крупный геометрический орнамент со своеобразной зернистой фактурой украшает столовое белье, одежду, декоративные изделия.
Торжокское золотое шитьё - один из видов русской вышивки, художественный промысел, известный в Торжке (Тверская область) с 13 века и получивший широкое развитие в 18 веке. Традиционные изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом «кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки). Для Торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.
Тема 2
Русское кружевоплетение
Ручные кружева – это узорная сетчатая ткань, представляющая собой произведение декоративно-прикладного искусства. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.
Подушка для плетения кружев - подушки, служащие для изготовления плетеных кружев, носят различные названия, например: станок, подушка, барабан. Ее форма и ее устройство изменяются в зависимости от рода кружев, для которых она предназначается.
Нити– основной материал для производства. Используют белые или глянцевые хлопчатобумажные, отбельные и суровые льняные нити.
Скол – особый рисунок, который наносят проколами на бумагу или картон. Далее по сколу мастерица, перебирая коклюшками в определённом порядке, выполняет кружевные узоры.
Коклюшки– деревянные катушки-палочки (особой формы) с намотанными на них нитями. Держат коклюшки парами и все время ловко, прямо в ладонях перекручивают их, перевивают две нитки между собой и одновременно перекидывают, перевивают пары, зацепляя плетенку все за новые и новые булавки, определяющие основные точки узора. Чем кружево сложнее, тем больше требуется коклюшек, иногда до восьмидесяти пар, до ста.
Парный способ плетения – плетут многими парами коклюшек. Изготовляют в основном мерные кружева. Преобладают формы геометрического орнамента.
Сцепной способ плетения – плетут 6 – 12 парами коклюшек. Изготовляют штучные кружевные изделия. Узоры сцепного кружева имеют преимущественно растительный характер.
Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках, распространён в Вологодской области. Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов. Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников. Вологодское кружево сегодня - это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» - постоянный участник международных и российских выставок.
Елецкое кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские. Елецкое кружево плетётся на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной, шёлковой пряжи. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Елецкое кружево вырабатывается на Елецком комбинате художественных изделий (мерные кружева, воротнички, перчатки, головные уборы, декоративные изделия). Для традиционного елецкого кружева характерна парная техника плетения. Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. С середины века оно распространилось во многих селах и деревнях и особенно большой размах получило в конце XIX в.
Кировские (вятские) кружева - центр промысла находится в г. Советске .В настоящее время это производство является отделением кировской фабрики строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта. Он не так велик, как Вологодский и Елецкий, меньше и Михайловского. Однако по художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.
Цветное михайловское кружево - занимает особое место среди остальных промыслов не только потому, что оно цветное, но и по рисункам (г. Михайлов Рязанской области). Здесь преобладает мерное кружево, поэтому же принципу выплетают и штучные отделки. Типичны веерообразные формы кружевных мотивов, фестончатые и зубчатые концы полотенец, салфеток. Треугольные сеточки перемежаются с плотно выплетенными частями узора. Разнообразные широкие и узкие полосы узоров украшают концы полотенец. Оплеты обрамляют круглые скатерти, салфетки из сурового холста. Нарядны цветные отделки Михайловского кружева на детской одежде.
Киришское кружево - продолжает традиции крестьянского кружевного промысла (захожское или киришское кружево Ленинградской области). По технике исполнения захожское кружево прежде было численным, а позднее стало сцепным. В прошлом преобладало мерное кружево, которым украшали свадебные полотенца, простыни, праздничные рубахи, оконные занавески и др. Но плели и шарфы, косынки из шелковых ниток, платья, блузки по заказам из Петербурга. В белое кружево иногда вводили цветные нити (синие и красные). Искусство это бережно сохраняется.
Тема 3
Узорное ткачество. Ковроткачество
Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел. Узорное тканьё - изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 - 19 вв. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В геометрических и растительных узорах, колорите, способах выполнения орнамента, в построении композиции можно проследить традиционность художественных и технических приемов, присущих творчеству того или иного народа. Узорным ткачеством славились Поволжье, Украина, Белоруссия, большинство областей Центральной России. Изделия каждого центра ручного ткачества имеют свои неповторимые колористические и орнаментальные особенности, что позволяет безошибочно отличать их друг от друга. Существует множество приемов ручного узорного ткачества. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли большую роль и в украшении жилища, при оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядов.
Ткацкий станок — основная машина ткацкого производства. Оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных и др. ковров. Хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, и др. тканей. Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки.
Ремизка- рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании.
Бердечок—приспособление в виде деревянной дощечки с прорезями для изготовления поясов.
Пряжа - основной вид нитей текстильных; состоит из волокон, соединённых скручиванием (иногда склеиванием). Пряжу различают по виду волокон, назначению, способам выработки и отделки, свойствам и особенностям структуры. Пряжа -основное сырьё для производства изделий узорного ткачества.
Зев — термин, применяющийся в ткачестве. Зев образуется при поднятии одной части нитей основы с помощью ремизок или бральниц. В зев пропускается уточная нить. Переплетение нитей основы и утка образует ткань.
Основа— нити, расположенные в ткани по ее длине. На ткацком стане основа состоит из множества параллельных нитей, пропущенных сквозь ремизки. Движением ремизок образуется зев, через который пробрасывается уток.
Уток — нить, расположенная в ткани по ее ширине. Он укладывается при тканье между нитями основы с помощью челнока во время образования зева.
Браное ткачество - название от слова «брать». Бральница – особая дощечка, при помощи которой на станке разделялись, т.е. брались нити основы для их подъема. При этом применяются два челнока с уточной нитью: одним утком прокладывается фон, другим — узор. Дощечка ставилась на ребро, образовывался зев, в который прокладывали узорный уток, а потом она вынималась. Рисунок в браном ткачестве по техническим условиям выполнения всегда имел геометрический характер.
Ремизное ткачество – более сложное по технике. Узоры ремизного ткачества отличаются строгойгеометричностью. Для тканей, выполненных в ремизной технике характерны цветные клетки и полосы.
Многоремизное тканьё — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняется на нескольких ремизках (от трех до двадцати четырех), благодаря этому на ткани образуется двусторонний узор с негативным изображением на изнаночной стороне.
Закладная техника– позволяет выполнять самые разнообразные орнаментальные формы, как простые, так и сложные, и этим самым она сближалась с двухуточной браной. Но в отличие от последней она давала возможность создать многоцветный узор орнамента: цвета в нем могли располагаться свободно, в любом ритме и в любом сочетании, причем не только в виде горизонтальных полос как в браных тканях: возможности цветового решения здесь ничем не были ограничены. Масштаб узора в закладных тканях (за счет более крупного уступа контура рисунка) по сравнению с браными выполнялся несколько крупнее. Но в орнаментальном отношении закладные узоры, как и в браных тканях, состояли из простых и чередующихся полос, заполненных геометрическими фигурами ромбов, угольников, квадратов, ритмично группирующихся на цветном фоне.
Ковроткачество - ручное ковроделие, которое в нашей стране получило почти повсеместное распространение. По технологии изготовления ковры делятся на войлочные и тканые. Тканые ковры различаются на безворсовые, ворсовые и махровые. В безворсовых коврах нити основы закрываются утком, а в ворсовых - между нитями основы завязываются узелки, за счет чего образуется ровная бархатистая поверхность. В махровых коврах между нитями основы тоже завязывают узелки, но длину концов оставляют намного больше.
Шахуньские изделия - крупным центром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются на Шахунской художественной фабрике. С начала 1970-х годов она выпускает широкий ассортимент изделий из шерсти, льна и хлопка - пледы, покрывала, накидки на кресла, полотенца, скатерти и салфетки с ярким декоративным узором из гладких и орнаментальных полос или клеток. Современные мастерицы освоили сложные техники ручного ткачества - многоремизную, ажурную, переборную, браную. На произведениях ткачих, особенно на праздничных полотенцах и декоративных салфетках, тканый геометрический орнамент сочетается с вышивкой, что придает этим изделиям неповторимое своеобразие.
Вологодское ткачество - г. Череповец Вологодской области (фабрика "Красный ткач").Фабрика возникла на основе местных ткацких артелей в 1930-е гг. и использует ручной труд, развивая традиции местного узорного ткачества. Основу производства составляет сложная многоремизная техника с применением ручного перебора, наиболее точно следующая традициям старинного вологодского ткачества.В современных изделиях сохранена яркая многоцветная гамма вологодских узорных тканей. Занавеси, дорожки, покрывала, салфетки из хлопчатобумажной и полушерстяной пряжи отличаются разнообразием и сложностью узоров, использованием ткацких эффектов переплетений.
Воронежское ткачество - пос.Еланъ-Колено Новохоперского района, пос. Таловая Таловского района Воронежской области (Еланъ-Коленовская ковровая фабрика). Местное ткачество имело традиционно домашний характер. В 1930-е гг. здесь возникла артель, а позднее на ее основе - фабрика. Изделия ручного узорного ткачества выполняются в многоремизной технике, отличающейся сложными, нарядными композициями узора, образованного крупной цветной клеткой или геометризованным цветком. Характерный воронежский колорит изделий построен на контрастных цветовых сочетаниях на глубоком черном фоне. Покрывала, пледы и накидки выполняются из пушистой, блестящей шерсти, создающей в изделиях глубокую рельефную фактуру.
Тема 4
Пуховязальный промысел
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Оренбургский пуховый платок — один из символов России.
Спицы - стальные палочки для механического превращения пряжи в петли, которые, переплетаясь между собой, образуют изделие.
Козий пух – пух вычесанный весной в период линьки животных. Козий пух белого и серого цветов – основное сырьё для изготовления платков.
Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
Паутинка— ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
Палантин— тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Оренбургский пуховязальный промысел - возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов XVIII века коз разводили, прежде всего, для получения молока, мяса и кожи. Вязание платков, шалей, шарфов обернулось первостепенным делом для оренбургских казачек. Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного — «паутинки» — 195 часов. Талантливые оренбургские вязальщицы, как правило, сами были авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства. Узоры весьма разнообразны и, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками» и другие.
Тема 5
Художественная роспись ткани, набойка
Художественная роспись тканей – нанесение на ткань или изделие рисунка с помощью специальных красок. История её возникновения связана со старинным обрядом покрывать голову платами (убрусами).
Батик— ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок). Возможно применение техники холодного и горячего батика.
Красители– это вещества, способные придавать разнообразную окраску материалам. Красители бывают: минеральные, органические, натуральные, синтетические. При выработке изделий с художественной росписью тканей применяют различные красители, в зависимости от сырья, из которого изготовлена ткань и свойств этого сырья.
Ручная набойка – способ украшения ткани с помощью цветок или манер. Манера – это деревянная доска, на нижней стороне которой вырезан узор. Мастер, окунув манеру в краску, прикладывает её к изделию, простукивая деревянным молоточком для лучшего нанесения рисунка. Отсюда и название – набойка. Приём ручной набойки очень трудоёмкий. Количество манер соответствует количеству красок в рисунке.
Свободная роспись – мастера расписывают изделия свободно («от руки»), без предварительного нанесения контура рисунка. Способность краски растекаться по ткани используется в данном случае как художественный приём. Техника свободной росписи тканей создаёт интересные художественные эффекты в разработке растительного орнамента, в покрытии фоновых плоскостей каймы. Ткани и изделия со свободной росписью отличаются живописностью и неповторимой индивидуальностью, свойственной ручному труду.
Аэрография – способ нанесения на ткань (изделие) узоров с помощью пульверизаторов и распылителей через отверстия трафаретов и сеток наложенных на ткань. Характерны мягкие переходы одного цвета в другой.
Растительный орнамент - использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. Цветочный орнамент состоит из цветов с листьями или крупных цветов в окружении мелких. Цветы на платках и шалях выполняют в ярких малиновых, синих, красных, жёлтых тонах и располагают и посередине платка, и по углам, они могут обрамлять гирляндами весь платок, могут быть разбросаны по всему полю платка.
Раппорт – повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, обоях и пр.
Павлово-посадские набивные платки — шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг. Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декоре павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды, популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей. Создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приёмы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита.
Тема 6
Художественная керамика
Керамика — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика в общем.
Фарфор - имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие.
Фаянс - имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.
Майолика - имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырьё - беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
Гончарная керамика - имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами.
Глазури — глянцевидные сплавы, расплавляющиеся на керамическом черепке слоем толщиной 0,12 — 0,40 мм. Глазурь наносится, чтобы прикрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также для придания изделию с плотным черепком повышенной прочности и привлекательного внешнего вида, для гарантии диэлектрических свойств и защиты декора от механических и химических воздействий. В состав глазури входит тонко измельчённый циркон, мел, белила.
Терракота - или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и обращенного в порошок гончарного боя, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений.
Шамот— огнеупорная глина, каолин, обожжённые до потери пластичности, удаления химически связанной воды и доведённая до некоторой степени спекания. Шамотом часто называют пластичную массу на основе глин разного состава с добавлением 30-40 % собственно шамотной крошки крупностью 0,2—2,5 мм, а также готовые обожжённые изделия из этой массы: шамотные вазы.
Трафарет – рисунки, которые наносят через вырезы съёмных трафаретов путём распыления краски с помощью аэрографического аппарата. Трафарет применяют для подглазурной и надглазурной росписи.
Печать – контурный рисунок в виде цветков и простых узоров. Печать может дополнительно раскрашиваться от руки красками, что позволяет создавать тематические рисунки.
Ангобная роспись – наносится кистью или грушей перед обжигом на слегка просушеный черепок.
Лощение– на подвяленое гончарное изделие гладким камешком или кусочком кости (лощилом) наносят определённый узор. Затем изделия обжигают в коптящем пламени без доступа кислорода в горн. В результате обжига изделия приобретают красивую блестящую поверхность чёрного цвета.
Свободная лепка – древнейший способ изготовления керамических изделий. Из приготовленного глиняного теста мастера вручную лепят различные фигурки, изготовляют горшки.
Гжельская керамика - отличительными чертами изделий являются декоративность, нарядность, эстетическая и функциональная выразительность, а также разнообразие форм. Роспись изделий отличается яркостью и контрастом кобальтовой краски с белым фоном благодаря использованию ручной подглазурной росписи кобальтом по утилю. В результате обжига черный кобальт становится ярким и синим. Изделие расписывается беличьей кистью с определенным набором краски только на одну сторону кисти (так называемый «мазок с тенями»), где каждый последующий мазок отличается от предыдущего и обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до легких и светлых. Наряду с традиционными элементами росписи (растительным, сюжетным орнаментом) применяются и закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, сеточки, полоски простого геометрического орнамента. Масштаб орнамента соответствует размерам изделий, а характер расположения рисунка подчеркивает красоту формы. Специфическая технология обеспечивает навеки сохраняющуюся яркость и свежесть красок.
Скопинская керамика - гончарные изделия (главным образом кувшины, подсвечники и декоративная скульптура малых форм), вырабатываемые в г. Скопине (Рязанская область). Детали изделий формовались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, коричневыми, зелёными или серыми глазурями. Для Скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Производство возрождается на Скопинской фабрике художественных изделий.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — искусство рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна. Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни.
Каргопольская игрушка- русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление посуды давало дополнительные средства к жизни. Деревенская тема в игрушке осталась главной. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, нянчат детей, прядут. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, возок, всадники, старик с балалайкой, танцующая пара и гармонист. В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия. Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом.
Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной, головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
Тема 7
Художественная обработка металла
Торевтика – искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла – чеканки, тиснения, отделки литых изделий.
Ажурное литьё – сквозное, резное металлическое изделие, воспринимаемое на просвет.
Бриллиантовая огранка стали - поразительного эффекта достигли тульские мастера, используя прием бриллиантовой огранки полированной стали. Они украшали свои изделия стальными шариками, граненными на 12-16 граней, причем величина этих бусинок иногда доводилась до величины мельчайших бисеринок. Обработанные таким образом "граненые камни" создавали иллюзию игры драгоценных камней.
Гильоширование– нанесение на металл с помощью специальной машины рисунка в виде узора из лучей, полос, зигзагов, концентрических кругов.
Гнутьё – упрощённая разновидность ковки. Выполняется склёпыванием или свариванием гнутых элементов заготовки.
Гравировка– нанесение на поверхность изделий из металла неглубоких порезок с помощью специальных резцов – штихелей. Гравировка бывает штриховая( рисунок выполняется контурными линиями и штрихами) и рельефная( выборка фона и рельефная разделка деталей изображения).
Ковка – способ обработки металла. Пластическая обработка металла путём плющения ударами молотка, прессом, изгибания, скручивания, рубки. Существует два вида ковки: горячая – с предварительным нагреванием заготовки и холодная – без нагревания.
Литьё — технологический процесс изготовления заготовок (реже — готовых деталей), заключающийся в заполнении предварительно изготовленной литейной формы жидким расплавленным металлом с последующим его затвердеванием. Литьём называют также продукцию литейного производства, художественные изделия и изделия народных промыслов, полученные с помощью литья.
Литейщик - рабочий, занимающийся отливкой металлических изделий.
Накатка– нанесение рельефного рисунка на изделия концентрической формы.
Насечка – способ получения узора инкрустацией по стали серебром, золотом или медью, заключается в выборке штихелем углублений.
Оружейник- оружейный мастер, специалист по изготовлению оружия.
Чеканка— технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из вариантов художественной ковки. Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений. Рельеф на листовом металле создают с помощью специально изготовленных инструментов — чеканов и выколоточных молотков. Для чеканных работ применяют такие металлы как латунь, медь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм в некоторых случаях серебро и золото.
Штамповка – процесс обработки металла давлением в специализированном инструменте – штампе; разновидность кузнечно-штамповочного производства. Штамповка обеспечивает большую производительность благодаря тому, что пластически деформируется одновременно вся заготовка или значительная её часть.
Чернь – получение черневого графического узора на поверхности изделий из серебра. Техника изготовления состоит из: гравировки, нанесения черневого рисунка, обжига, шлифовки и полировки. В результате проделанных операций на поверхности серебра выступает черневой рисунок.
Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово скань означает свить, скрутить. Скрученная проволока дополняется зернью (маленькими шариками), делающими изделие еще более красивым.
Финифть- древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий.
Эмаль - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов. Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках.
Золото – драгоценный металл ярко-жёлтого цвета с сильным блеском, мягкий, легкотягучий, ковкий; стойкий к действию большинства химических элементов.
Медь – вязкий металл красновато-розового цвета. Обладает высокой вязкостью и пластичностью, раскатывается в тонкие листы и вытягивается в проволоку.
Чугун – сплав железа с углеродом, чёрного цвета, обладает высокими литейными свойствами. Используется для литых и ажурных работ.
Серебро – благородный металл белого цвета. Отличается хорошим блеском и наивысшей отражательной способностью, высокой стойкостью к воздействиям. Обладает хорошей ковкостью и высокой тепло- и электропроводностью. Служит хорошим материалом для производства филигранных изделий.
Тульский оружейный завод — предприятие оборонной промышленности в Туле, одно из самых известных промышленных предприятий Тульской области. Выпускает охотничье и спортивное стрелковое оружие для гражданского рынка. Оружейники изготовляли оружие, частью у себя на дому, частью в небольших мастерских, которые организованы были отдельными цехами оружейников. 28 февраля 1912 года в ознаменование 200-летнего юбилея Императорского Тульского оружейного завода ему присвоено наименование «Тульский Императора Петра Великого оружейный завод».
Златоустовский промысел - редкое и самобытное искусство Златоустовской гравюры на стали использует чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество, красоту. Именно поэтому она пользуется большой популярностью как в России, так и в других странах и неизменно экспонируется на крупнейших выставках и ярмарках мира. Лучшие образцы гравюры хранятся в сокровищницах России - в Эрмитаже и Оружейной палате Московского Кремля.
Каслинский художественный промысел - по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности. В ассортименте бюсты, статуэтки, скульптурные группы, подчасники, пепельницы, канделябры, кронштейны, ажурные тарелки, подставки, рамки для фотографий, брелоки, памятные медали и т.п., а также ажурная садово-парковая мебель. Традиции Каслинского литья - графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов.
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками.
Тема 8
Художественная обработка камня
Глиптика — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях.
Токарная обработка – осуществляется на токарных станках в три стадии: грубая обдирка, обточка и выборка пустот.
Резная работа – мастер вручную воспроизводит модель или рисунок изделия с помощью стамесок, драчёвых пил, рашпилей, напильников.
Фактурная обработка – шлифовка и полировка. В процессе шлифовки поверхность изделия очищают от штрихов и мелких неровностей. При полировке поверхности придают зеркальный блеск.
Драгоценные камни – к ним относятся минералы (преимущественно кристаллы), бесцветные или обладающие красивой окраской, ярким блеском, большей или меньшей прозрачностью, высокой твердостью, устойчивостью к изнашиваемости, высоким светорассеянием, чистотой тона окраски, однородностью цвета: это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.
Поделочные камни – к ним относятся полупросвечивающие, часто непрозрачные минералы красивой окраски. Минеральные тела с цветными включениями или рисунком, используемые для крупных художественно-декоративных поделок (столешницы, вазы, стенные панно, флорентийская мозаика и пр.), для мелких вставок, орнамента. По физико-механическим свойствам поделочные камни делятся на твердые (например, нефрит, яшма, агат, халцедон, и др.) и мягкие ( например, малахит, мраморный оникс, стеатит, флюорит, гипсовый камень и др.).
Янтарь - ископаемая смола древних вымерших хвойных деревьев, минерал класса органических соединений. Используется для изготовления ювелирных изделий, лекарств. Цветовая гамма очень широкая: от водянисто-бесцветного до вишнёвого. Наиболее ценен с природными включениями: листочками растений, травинками, капельками воды, пузырьками воздуха, корой деревьев.
Полудрагоценные камни - минералы, в меньшей мере обладающие качествами драгоценных - красотой, редкостью, долговечностью (прочностью).
Природные камни – органического происхождения – жемчуг, коралл, янтарь.
Рашпиль - напильник с самой крупной насечкой для опиловки материалов.
Стамеска - плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для выборки небольших углублений, зачистки пазов, снятия фасок.Стамеска состоит из лезвия и ручки.
Первичная обработка сырья – заключается в сортировке камня чтобы с наименьшей затратой получить соответствующие заготовки.
Огранка— это обработка драгоценных (и полудрагоценных) камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранка, как следует из названия, подразумевает создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будет отражаться попадающий внутрь кристалла свет. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности.
Фабрика в Колывани (на Алтае) — старейший русский центр камнерезного промысла. Из малахита, орлеца, яшмы, порфира, кварца и других поделочных камней для дворцовых интерьеров изготовлялись декоративные вазы больших размеров, камины, колонны (часто по рисункам выдающихся архитекторов, художников — Джакомо Кваренги, А. Н. Воронихина, К. И. Росси)
Уральские изделия - Екатеринбургская гранильная фабрика основана в 1726 году, выполняет по государственному заказу из малахита, яшмы, лазурита и других пород твердого камня самые разнообразные изделия для украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, вазы различных форм, размеров, расцветок, чаши, пресс-папье, торшеры с накладками из драгоценных и полудрагоценных камней, и другие изделия. Одним из лучших предприятий, выпускающих художественные камнерезные изделия, является фабрика "Русские самоцветы" Екатеринбурга. Камнерезы используют селенит, белый ангидрит, цветной камень. Техника изготовления заключается в токарной обработке, рельефной резьбе и гравировании. Материалом обычно служат камни твёрдых пород – орлец и яшма различных расцветок. Из этих и других камней делают шкатулки, ювелирные украшения из серебра с вставками из уральских поделочных камней.
«Алмазная мельница» - шлифовальная фабрика в Петергофе (по указу Петра1), специализировавшаяся вначале на огранке самоцветов, а с конца столетия также и на выполнении декоративных изделий из яшмы, агата: различных панно в технике флорентийской и так называемой русской мозаики, утилитарных и декоративных художественных изделий, ныне хранимых в музеях.
Тема 9
Косторезное искусство
Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства. В резьбе по кости используются: бивень мамонта, зуб кашалота, клык моржа, лосиный рог, олений рог, цевка.
Рог — это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный, так называемый монолитный конец.
Цевка – круглая кость крупного рогатого скота. Она не обладает достоинствами "благородной" кости, и ее главное преимущество - доступность, как по количеству, так и по цене. По внешнему виду напоминает трубку, с отверстием внутри. Кость с уплощенным строением используют для распила на пластины. Простая кость после обработки хорошо поддается окрашиванию. Для этого можно использовать как химические, так и натуральные красители.
Мамонтовая кость - бивень мамонта прочнее слоновой кости и имеет неповторимую цветовую гамму. За тысячи лет, проведённых под землёй, бивни подверглись постепенной минерализации и приобрели самые разнообразные оттенки — от молочно белого и розоватого до сине-фиолетового. У мастеров-косторезов высоко ценится природное потемнение материала. Благодаря неповторимому цвету, бивень мамонта издавна используется для создания дорогих шкатулок, табакерок, статуэток, шахмат, великолепных гребней, браслетов и женских украшений. Им также инкрустируют оружие.
Моржовая кость (или клык моржа) - имеет молочно-белый цвет с чуть заметным желтоватым или зеленоватым оттенком. Характерной особенностью этого материала является его прозрачность. В обработке этот материал по прочности чуть крепче бивня мамонта. Внутренняя часть моржового клыка более глубокого желтоватого оттенка. Освобожденный от верхнего роговичного слоя клык моржа в основном используется для скульптуры или гравировки. Красота моржового клыка не требует отбеливания и покраски, за исключением втирания краски в прорезанные и процарапанные линии гравировки для выявления красоты и четкости рисунка. Из этого материала изготавливают вазы, кубки, портсигары и др.
Скримшоу— это гравировка по кости с подкраской рисунка. Довольно редкое искусство создания необычных и очень красивых произведений. В работе используются бивни мамонта и клыки моржа, зубы кашалота и костяное дерево. Техника исполнения сложная. Сначала мастер наносит на кость рисунок тонкими резцами или иглами, а затем заполняет вырезанные бороздки тушью, красками в несколько слоев. В результате получается уникальное произведение искусства, которое может стать отличным сувениром, оригинальным подарком.
Обработка кости - включает в себя различные приемы резьбы: ажурную (на проем), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из приемов, так и сочетанием, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.
Ажурная резьба — сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево.
Холмогорская резьба по кости - промысел существует уже почти четыреста лет. Этим искусством занимались мастера из города Холмогоры, что находится под Архангельском, и его окрестных деревень. Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора. Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри, храмы. В ажурный орнамент постепенно вводились сюжетные изображения, выполненные в технике рельефа. К концу 18 века к традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни. Для пышности и яркости фоном ажурному орнаменту служит фольга или шелк. Тема охоты — одна из наиболее популярных и современном Холмогорском искусстве. Мастера обращаются как к местной художественной традиции, так и к европейским образцам. В с. Ломоносове, на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. Используется традиционный материал: кость моржовая, мамонтовая и простая говяжья кость-цевка. Растет новое поколение мастеров. Промысел не стареет. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.
Чукотский косторезный промысел - изобретён эскимосами и чукчами на северо-востоке побережья Чукотского полуострова (пос. Уэлен и др.). Композиции чукотской резной кости величавы, уравновешены, поэтичны, полны внутреннего напряжения. Цветная гравировка ныне наносится на поверхность кости специальным инструментом («коготком») и подцвечивается цветными карандашами. Рисунки, как раньше, посвящены бытовым и сказочным темам, но техника исполнения стала многообразнее и ярче. Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота — эти материалы любимы чукотскими резчиками, дают им прекрасную возможность воссоздать образы близкой природы и родных людей, поведать большому миру о неповторимой красоте края.
Тема 10
Художественная роспись по дереву
Промысел - обычно так называют занятие, с целью получения выгоды. Дело, которое может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» — означает «заниматься каким—либо промыслом». Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами.
Дерево – один из наиболее распространённых материалов в производстве изделий народных художественных промыслов. Широко используют в производстве скульптур, изделий бытового назначения, игрушек, декоративных изделий. А также различных сувениров. Применяют древесину различных пород деревьев, хорошо поддающуюся обработке и отделке.
Орнамент— узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Широко применяется в росписи по дереву (чаще всего растительный орнамент).
Масляные краски - представляют собой смеси пигментов, перетертых в высыхающем (или полувысыхающем) масле, таком, как льняное или ореховое масла. Использование масел данных видов в качестве связующих веществ, придает краскам характерный внешний вид и качества, которые значительно упрощают процесс живописи. Чаще всего в качестве масла-разбавителя применяют олифу. Особенность масел, применяемых в качестве растворителей, заключается в том, что они медленно сохнут, что существенно ограничивает применение масляных красок.
Анилиновые красители - при работе с древесиной имеют склонность растекаться по поверхности изделия. Чтобы этого не происходило, его нужно загрунтовать, например, с использованием крахмального грунта. Применяются в Полхов-Майданском промысле.
Полуда— измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас — алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал. Втирание полуды называется лужением. Лужёное изделие похоже на серебряное: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что изделие отлито из металла — оно сияет матовым серебристым блеском. Применяется после грунтовки в хохломской росписи.
Заготовка – изделие созданное токарным или столярным способом из хорошо просушенной древесины и предназначенное в дальнейшем для росписи. Чистую деревянную заготовку называют «бельё».
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней.
Грунтование– нанесение на заготовку специальных (в зависимости от вида росписи) составов образующих защитный слой. Грунтование применяется для того, чтобы снизить степень впитывания лаков и красок в древесину, в результате чего повышается качество отделки и сокращается количество материалов, требующихся для отделки, в том числе и художественной, изделия.
Лакирование- способ конечной обработки расписной деревянной поверхности, кроме лаков пользуются и жидким воском. Покрывая изделие лаком, олифой, воском, в первую очередь заботятся о сохранности вещи. Кроющие материалы придают ей дополнительный декоративный эффект. Способы нанесения лака разнообразны: нанесение лака кистью, погружение, растекание.
Хохломская роспись - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На изделие при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет. Роспись делится на два основных вида: «верховое» письмо и фоновое. Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх лужёного изделия. Фоновое письмо заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов окрашивают в какой-либо один цвет. Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. Широко известны два крупных центра - Семинская фабрика художественных изделий "Хохломской художник" и Семеновское ордена "Знак Почета" производственное объединение "Хохломская роспись", находящиеся в Горьковской области.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины 19века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному полу изделий (жёлтому, зелёному, голубому, красному). Типичные сюжеты: изображения коней, птиц, цветы купавки, сцены из народной жизни.
Полхов-Майданская роспись— производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Особенность полхов-майданских изделий заключается в том, что они расписываются только анилиновыми красками. Чёрный контур наносят тушью пером, затем изделия ярко расцвечивают. Используют свободную кистевую роспись.
Тема 11
Русские художественные лаки
Лаковые художественные изделия–это предметы декоративного и утилитарно-бытового назначения, изготовленные из папье-маше, иногда из дерева и металла, покрытые плёнкой лака и украшенные живописью или росписью.
Папье-маше— легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Папье-маше обладает очень высокой твёрдостью. После соответствующей обработки поверхность изделий приобретает красивый лакированный вид.
Лаки – вспомогательный материал. Растворы твёрдых или жидких плёнкообразующих веществ в летучих растворителях. Основное свойство лаков – способность образовывать твёрдые, прозрачные, глянцевые или матовые плёнки. Лакированное изделие приобретает красивый блеск, усиливается оптический эффект живописного слоя, а так же предохраняет поверхность изделий от влаги, пыли и преждевременного разрушения.
Яичная темпера - приготовленные на желтковой эмульсии краски легко растворяются и при высыхании мало изменяются в цветовом тоне, насыщенности и светлоте. Такие краски очень прочны. Выполненные яичной темперой картины старых мастеров и в наше время сохраняют цвета почти неизменными. Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов. Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.
Федоскинская миниатюра— вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки). Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.
Мстёрская миниатюра – народный промысел в селе Мстёра, возник на основе иконописи. Характерная особенность – ковровая декоративность, разнообразие и утончённость колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма – голубовато-серая или охристо-жёлтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры. Композиция часто оформляется тонким золотым орнаментом.
Лаковая миниатюра Холуя – промысел зародился в 18в в Ивановской области. Для изделий с холуйской лаковой живописью характерны усиленная цветовая гамма, усложнённый обрамляющий орнамент, укрупнённость деталей композиции. Значительная роль пейзажу. Преобладают тёплые тона (жёлтые, красные, коричневые ) или насыщенные сине-зелёные. Основные темы изделий – сказки, былины, исторические сюжеты.
Список используемой литературы
- Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры [Текст] – М.: «Высшая школа», 1990. – 302 с.
- Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента: [учеб.пособие] для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» [Текст] – М.:
ВЛАДОС, 2010. – 335 с.
- Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2010. – 272 с., 16 с. ил.
- Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие [Текст] – М.: ФОРУМ, 2010. – 288 с.
- Фокина, Л.В. Орнамент: учебное пособие [Текст] – Ростов н/Д:
Феникс, 2007. – 172 с.
- Шажков, Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов [Текст] – М.: Академический Проект : Трикста, 2006. – 128 с.
- Краткий словарь по эстетике [Текст] - М.: Издательство политической литературы, 1964. Под общей редакцией М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного.
Тематический указатель
Абашевская игрушка | 18 | Гнутьё | 19 |
Ажурная резьба | 25 | Гончарная керамика | 16 |
Ажурное литьё | 19 | Гончарное производство | 16 |
Алмазная мельница | 23 | Городецкая роспись | 27 |
Ангобная роспись | 17 | Гравировка | 19 |
Анилиновые красители | 26 | Грунтование | 27 |
Аэрография | 14 | Двусторонние швы | 5 |
Батик | 14 | Дерево | 26 |
Бердечок | 10 | Драгоценные камни | 22 |
Браное ткачество | 11 | Дымковская игрушка | 17 |
Бриллиантовая огранка стали | 19 | Елецкое кружево | 9 |
Владимирская вышивка | 6 | Заготовка | 26 |
Вологодское кружево | 8 | Закладная техника | 11 |
Вологодское ткачество | 12 | Зев | 10 |
Воронежское ткачество | 12 | Златоустовский промысел | 21 |
Вышивка | 5 | Золото | 20 |
Вышивка гладью | 5 | Калужская вышивка | 6 |
Гжельская керамика | 17 | Канитель | 5 |
Гильоширование | 19 | Каргопольская игрушка | 18 |
Глазури | 16 | Каслинский художественный промысел | 21 |
Глиптика | 22 | Керамика | 16 |
Глухие швы | 5 | Киришское кружево | 9 |
Кировские (вятские) кружева | 9 | Моржовая кость ( или клык моржа) | 23 |
Клетка | 5 | Мстёрская миниатюра | 29 |
Ковка | 19 | Накатка | 19 |
Ковроткачество | 11 | Насечка | 19 |
Козий пух | 13 | Нити | 5 |
Коклюшки | 8 | Нити | 8 |
Красители | 14 | Обработка кости | 25 |
Крест | 5 | Огранка | 23 |
Крестецкая вышивка | 5 | Оренбургский пуховый платок | 13 |
Лаки | 28 | Оренбургский пуховязальный промысел | 13 |
Лакирование | 27 | Орловская вышивка | 6 |
Лаковая миниатюра Холуя | 29 | Орнамент | 26 |
Лаковые художественные изделия | 28 | Оружейник | 19 |
Литейщик | 19 | Основа | 10 |
Литьё | 19 | Павлово-посадские набивные платки | 15 |
Лощение | 17 | Палантин | 13 |
Майолика | 16 | Палехская миниатюра | 28 |
Мамонтовая кость | 23 | Папье-маше | 28 |
Масляные краски | 26 | Парный способ плетения | 8 |
Матрёшка | 26 | Мстёрская миниатюра | 29 |
Медь | 20 | Паутинка | 13 |
Многоремизное тканьё | 11 | Первичная обработка сырья | 22 |
Печать | 17 | Свободная лепка | 17 |
Поделочные камни | 22 | Свободная роспись | 14 |
Подушка для плетения кружев | 8 | Серебро | 20 |
Полуда | 26 | Скол | 8 |
Полудрагоценные камни | 22 | Скопинская керамика | 17 |
Печать | 17 | Скримшоу | 24 |
Полхов-Майданская роспись | 27 | Спицы | 13 |
Природные камни | 22 | Стамеска | 22 |
Промысел | 26 | Стлань | 5 |
Простой пуховый платок (шаль) | 13 | Строчка | 5 |
Пряжа | 10 | Сцепной способ плетения | 8 |
Пяльцы | 5 | Тверская вышивка | 6 |
Раппорт | 15 | Терракота | 16 |
Растительный орнамент | 14 | Ткани | 5 |
Рашпиль | 22 | Ткацкий станок | 10 |
Резная работа | 22 | Ткачество | 10 |
Резьба по кости | 24 | Токарная обработка | 22 |
Ремизка | 10 | Торевтика | 19 |
Ремизное ткачество | 11 | Торжокское золотое шитьё | 7 |
Рог | 23 | Трафарет | 17 |
Ростовская финифть | 21 | Тульский оружейный завод | 20 |
Ручная набойка | 14 | Уральские изделия | 23 |
Ручные кружева | 8 | Уток | 11 |
Рязанская вышивка | 6 | Фабрика в Колывани (Алтай) | 23 |
Фактурная обработка | 22 | ||
Фарфор | 16 | ||
Фаянс | 16 | ||
Федоскинская миниатюра | 28 | ||
Филигрань (скань) | 20 | ||
Финифть | 20 | ||
Холмогорская резьба по кости | 25 | ||
Хохломская роспись | 27 | ||
Художественная роспись тканей | 14 | ||
Цветное михайловское кружево | 9 | ||
Цевка | 23 | ||
Чеканка | 19 | ||
Чернь | 20 | ||
Чугун | 20 | ||
Чукотский косторезный промысел | 25 | ||
Шамот | 16 | ||
Шахуньские изделия | 11 | ||
Штамповка | 20 | ||
Эмаль | 20 | ||
Яичная темпера | 28 | ||
Янтарь | 22 |