План-конспект занятия по предмету «Рисунок»
Конструктивное построение сложных предметов путем членения по плоскостям, их значение в передаче пространственного положения предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_po_risunku_5_kl._ezhelev_v.v.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 1 им. Л.А.Горды»
г. Сургут
План-конспект занятия по предмету «Рисунок»
Тема: «Конструктивное построение сложных предметов путем членения по плоскостям, их значение в передаче пространственного положения предмета»
Разработал: преподаватель высшей категории
Ежелев Владислав Васильевич
Сургут 2018
Аннотация
Методическая разработка «Конструктивное построение сложных предметов путем членения по плоскостям, их значение в передаче пространственного положения предмета» представляет собой план-конспект занятия по предмету «Рисунок» в пятом классе детской художественной школы в соответствии с программой школы.
Объяснительная записка
Данное занятие рассчитано на детей 14-15 лет и направлено на развитие творческих способностей учащихся. На уроке происходит знакомство с очередными приемами конструктивного построения сложных по форме предметов (предметов быта). Ученики осваивают методику применения уже имеющихся знаний в передаче пропорций предмета, его положения в пространстве. На заключительном этапе обязательна оценка деятельности учащихся, как преподавателем, так и самими обучающимися.
Цель занятия:
Знакомство обучающихся с новыми приемами и их значением в передаче характерных особенностей предмета.
Задачи:
- Обучающие
- знакомить учащихся с понятием пропорции предмета, масштаб
- систематизировать и закреплять знания, полученные ранее
- обучать пользоваться методом визирования
- Воспитательные
- Воспитывать усидчивость, терпение и упорство в достижении цели
- Развивающие
- Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память
- Развивать моторику руки ребенка
- Развивать творческие потенциалы ребенка
Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.
Работа с детьми строится на основе взаимного сотрудничества.
При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:
- Словесные - объяснение, беседа
- Практические – показ, объяснение
Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить сложные предметы, анализировать их форму, положение в пространстве, расчленять сложные для восприятия объекты на более простые и соединять их с учетом пропорций и множества направляющих, представлять конструктивные особенности предметов.
Материальное обеспечение:
- Натурная постановка (предмет сложной формы в горизонтальном положении на нейтральном фоне);
- методическая таблица «Последовательность ведения работы».
- Бумага (формат А2 или А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2 ).
- Доска, мел
План занятия:
1 этап – Организационный момент 2 мин.
- Приветствие
2 этап – Введение 3 мин.
- Сообщение темы занятия
- Ознакомление с целью занятия
- Повторение пройденного материала
3 этап – Изучение нового материала 5мин.
- Понятия плоскость, разрез, пропорции
- Анализ формы предлагаемого предмета
- Объяснение порядка определения конструктивных особенностей предмета.
4 этап – Практическая работа - 25 мин
- Поэтапное построение предмета.
5 этап – Заключительный 5 мин
- Анализ результатов работы
- Подведение итогов.
Ход занятия:
Этап | Содержание занятия | Обоснование | |
преподаватель | обучающиеся | ||
1 этап Организационный момент | Здравствуйте, ребята. Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы. | Здороваются | Подготовка к учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы |
2 этап Введение | Сегодня мы будем говорить о плоскостях, разрезах, пропорциях и их значении в передаче характерных особенностей предмета. Я объясню вам, как построить на листе бумаги сложный предмет, при это соблюдая все пропорции и положение самого предмета относительно горизонтальной и вертикальной плоскости с учетом его характерных особенностей, а затем вы будете самостоятельно строить вот этот, казалось бы, простой с виду бытовой предмет. Давайте вспомним какие основные инструменты нам необходимы во время работы с натуры? А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся? Мы уже знакомы с методом визирования для определения высоты и ширины простых и не очень простых форм. А в чем же заключается этот метод, давайте вспомним. Правильно. Молодцы. | Слушают Отвечают: Карандаши, ластик, бумага Карандаш, рука и глаз Нет Один или несколько учащихся показывают суть метода. | Развитие интереса к новому материалу. Повторение пройденного материала. |
3 этап Изучение нового материала | Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции – это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют узнать данный предмет в изображении. Мы должны изображать предмет, что бы все его части были пропорциональны. Если соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы. Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности предмета. Но если предмет не симметричный, сложной конфигурации и находится в непривычном для восприятия глазом положении, то эти характерные особенности могут быть малозаметны. И наша задача состоит в том, что бы показать их, отрисовывая каждую составляющую, простую часть, общего сложного объекта с соблюдением пропорций и положения в пространстве. Давайте проанализируем все составляющие формы, из которых состоит этот сложный предмет. В основном каждая из них состоит из уже известных геометрических тел. Каких? Совершенно верно. Различного размера эллипсы, находящиеся при этом в разных плоскостях, отсюда и большое количество направляющих, в основном расположенных не симметрично относительно друг друга. | Слушают Цилиндр, сопряженные эллипсы. | Усвоение нового материала. Анализ предлагаемого для рисования предмета. |
4 этап Практическая работа | Перейдем непосредственно к изображению нашего предмета. Изображение любого предмета мы начинаем с компоновки в листе. Как мы расположим наш лист? И почему? Правильно. Посмотрите на доску и подскажите мне как мы изображаем наш предмет в листе (несколько вариантов положения предмета в листе: очень маленькое, очень большое, угловое расположение, правильное). Прежде всего необходимо сказать что наш предмет кажется симметричным, это не так. Поэтому мы ищем ось симметрии чисто зрительно, путем визирования наклона от центра основания к центру горлышка. Предварительно построив призму. Теперь нам необходимо определить пропорции характерных особенностей предмета. Это высота и ширина наиболее больших частей объекта. После того как определены основные пропорции, построена призма, прорисовываем эллипсы и их сопряжения между собой. Уточняем контур. Затем строим отдельные детали. Всем всё понятно? Если понятно, то, приступаем к работе. | Горизонтально, потому что он лежит и ширина при этом больше высоты. Выбирают правильный вариант. Приступают к рисованию, реализуя практические знания. | Реализация полученных знаний в процессе практической деятельности. |
5 этап. заключительный | Ну вот вы и построили наш сложный бытовой предмет. Давайте поставим мольберты в ряд и посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный рисунок. На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания. | Отставляют мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая, высказывая свое мнение. | Оценка работы обучающихся, их самооценка. |
Литература:
- Образовательная программа по рисунку.
- Н.П. Костерин «Учебное рисование»,Москва, Просвещение, 1980
- Н.М. Соколовская «Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2008
- В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009
- Готтфрид Баммес ««Образ человека». Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников», AUE-Verlag GmbH, 2011 г.