Занятие по ИЗО
Тема: "Чудо-писанки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25.03.19_podgotovitelnaya._gr._chudo_pisanki.docx | 242.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Чудо-писанки»
Программное содержание: Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Дать представления об истории возникновения этого вида искусства. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к истории своего народа, желание любоваться изделиями народных мастеров.
Материал: яйцо (вырезанное из бумаги), простой карандаш, гуашь, кисти.
Ход работы
Сегодня мы с вами отправимся в уникальный мини-музей Писанки, где вы не только познакомитесь с историей и особенностями древнего искусства, но и сами сможете заниматься творчеством по его мотивам.
Нашу встречу хочу начать со сказки
На высокой горе курочка снесла яйцо. Оно было красивым, белым и радовалось от того, что появилось на свет. Решило наше яичко немного попутешествовать. Скатилось оно с горы и покатилось по тропинке. И тут встретило наше яичко на своем пути село. В нем жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали рожь, пшеницу и разные корма, а возле домов целый год цвели сады. Когда-то люди были там счастливы. Но их счастью, позавидовал злой колдун, который жил накрою села в темном доме. На его полях никогда не созревал урожай, цветы никогда не цвели, около его дома никогда не пели птицы, он не умел смеяться и никогда не радовался. Колдун наговорил заклятья и на село нашли сумерки. В садах начали сохнуть деревья, на полях завяла пшеница. На Селян напали болезни, они забыли, что такое радость, смех. Долго длилась эта беда. И тут в село зашел путешественник-мудрец. Он ужаснулся от того что увидел, и решил помочь людям. Путешественник заходил в каждый дом и дарил краски – желтую, красную, синюю и зеленую. При этом он сказал: «Вспомните, какого цвета небо, тот цвет подарит вам здоровье, цвет розы подарит радость и любовь, цвет солнца – хороший урожай, а цвет весеннего леса поможет возрождению природы. А вспомнить вам это все поможет то, с чего рождается жизнь. Долгое время селяне не могли понять, что им может помочь, пока не увидели, как с яичка вылупился маленький цыпленок. Тогда жители села собрали все яйца и покрасили их в желтый, красный, зеленый, синий цвета, вышли на улицу и начали петь песни. Сразу небо стало ясным, на полях поднялась пшеница, расцвели сады, а люди смеялись и радовались. Чары колдуна рассеялись, и они решили красить яйца каждую весну.
У огромного количества народов яйцо ассоциируется с жизнью, является символом радости.
Со временем люди придумывали все новые и новые украшения для яиц и так появилась искусство миниатюры на яйце – славянские писанки. Все элементы, знаки, узоры мастерицы писанок черпали замыслы своих рисунков из природы.
Элементы узора писанок делились на:
- Космические элементы – солнце, звезды
- Бесконечники - символ бесконечности жизни и вечное возрождение природы
- Воздушные элементы- дождинки, снежинки, молния
- Растительные элементы – листок, трилистник, ветка, бутон, цветок
- Зооморфные – изображения животных, петухи, кони, олени
Итак, мы узнали в какие элементы и в какие цвета расписывают писанки.
Давайте подробнее разберем значение цветов.
- КРАСНЫЙ – жизнь, любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость.
- ЖЕЛТЫЙ - спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, охраняет от злых сил, так же цвет богатства.
- ГОЛУБОЙ - небо, воздух, воду, здоровье.
- ЗЕЛЕНЫЙ - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.
- КОРИЧНЕВЫЙ - мать-земля, плодородие.
- ЧЕРНЫЙ - цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев- огородников.
- БЕЛЫЙ – основной цвет яйца, цвет чистоты
Физминутка
«Держим кисточку»
Держим кисточку вот так: (Рука на локте. Кисточку держат тремя).
Это трудно? Нет, пустяк! (пальцами выше ее металлической части).
Вправо – влево, вверх и вниз (движения кистью руки по тексту).
Побежала наша кисть.
А потом, а потом (Кисточку держат вертикально).
Кисточка бежит кругом. (Выполняют тычки без краски на листе).
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок!
Поэтапная работа учителя
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Практическая часть детей
А теперь давайте начнем творить чудеса. Для наших яиц я предлагаю оставить фон белым как знак чистоты и начала чего-то нового, ведь мы с вами начинаем обучаться мастерству писанки. Элементы узора мы тоже выберем для начала по проще.
Подведение итогов.