Презентация "Метод совместного рисования"

Хмелевская Наталья Леонидовна

В этой презентации рассмотрен один из примеров организации деятельности педагога и ребенка с РАС на уроках рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_metod_sovmestnogo_risovaniya.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод совместного рисования «Инклюзивное образование важно для всех членов общества: и для людей с ограниченными возможностями, и для тех, у кого нет проблем со здоровьем» Президент Российской Федерации В.В.Путин Из выступления на съезде ОНФ, 2014 г Подготовила Хмелевская Н. Л.

Слайд 2

Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС) - это особое нарушение психического развития, т. е. нарушение, которое захватывает все стороны психики - сенсомоторную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы. Психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Меняется сам стиль организации отношений с миром, его познания.

Слайд 3

Как же взаимодействовать учителю с таким ребенком, ведь его надо познакомить с окружающим миром, научить двигаться, играть, рисовать, лепить и т.д.?

Слайд 4

Рассмотрим один из примеров организации деятельности педагога и ребенка с расстро́йством аутисти́ческого спе́ктра на уроках рисования. Метод совместного рисования Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Наша основная цель - максимальная социальная адаптация ребенка . Главная задача педагога в рисовании вовлечь ребенка в их совместную деятельность, а в дальнейшем и в совместную деятельность с другими детьми. Научить его делиться своими интересами и эмоциями т.е. эмоционально взаимодействовать с окружающим миром С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Слайд 5

Метод совместного рисования - это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Слайд 6

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности: Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям ; Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром ; Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации ; Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы.

Слайд 7

Этапы развития совместного рисования. Совместное рисование взрослого с ребенком у которого расстройство аутистического спектра требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развернутого сюжета. Сначала нужно дать ребенку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком, ведь чаще интерес аутичного ребенка направлен именно на мир предметов. Только после этого приступайте к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребенка, а затем из жизни большого мира людей.

Слайд 8

Этапы развития совместного рисования 1-й этап: - налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка, сопровождая изображение эмоциональным комментарием. 2-й этап : - рисование «по заказу» ребенка. Рисуете то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.

Слайд 9

3-й этап : - постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, добавление новых деталей изображения. По-прежнему выполняя заказ ребенка, начинайте использовать различные изобразительные средства, варьируйте рисунок: – Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон. – Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве. – Дополняйте изображения новыми деталями; рисуя одно и то же, старайтесь всякий раз вносить небольшие изменения.

Слайд 10

4-й этап : -вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям . Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда останавливает рисование: он прекращает активные действия – и возникает пауза, в этом случае ребенок начинает подталкивать руку взрослого, таким образом выражая просьбу продолжать, либо просит: «Еще!» Если ребенок с нетерпением ждет завершения рисунка, то можно предложить: «Давай вместе рисовать!» Теперь карандаш держит ребенок, а вы водите его рукой. – Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу. Предложите выбрать карандаши для рисования, принести бумагу. – «Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения (что для аутичного ребенка особенно важно), предложите дорисовать эту деталь самостоятельно (для начала это должно быть что-то очень простое в исполнении, в дальнейшем возможно постепенное усложнение). – Предложите ребенку несколько вариантов развития рисунка, и пусть он выберет тот, что ему больше нравится: «А что теперь нарисуем?», «А где будет стоять коробочка? Покажи!», «А баночка у нас полная или пустая? А что в баночке?» Предложите выбрать цвет изображения и найти нужный карандаш. Поощряйте ответ ребенка в любом виде (жест, вокализация, слово).

Слайд 11

5-й этап : - введение сюжета. На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой – должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их. 6-й этап : - дальнейшее развитие сюжета. После того, как сюжет будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых линий. Таким образом, на этом этапе мы начинаем давать ребенку новые представления об окружающем мире. 7-й этап : - перенос полученных знаний в другие ситуации. Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, закреплять в повседневной жизни, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании)

Слайд 12

При правильном подходе обычно удается вызвать у ребенка с расстройством аутистического спектра интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, внутри него он чувствует себя комфортно.