Общая одаренность и специальные способности
Исследавание понятий: способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность. Контрольная работа по предмету "психология" написана мною при обучениии в БИЛГУ им. А. С. Пушкина в феврале 2019 г. Преподаватель Трошина Евгения Александровна. Целью этой работы было конкретизировать размытые понятия в области творчества с точки зрения исследовния психогов Б. М. Теплова, Л. С. Выготского, Ф. Гальтона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
критерии понятий общая одаренность и специальные способности в психологии | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Бокситогорский институт (филиал)
Государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования Ленинградской области
«Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Факультет психолого-педагогический
Контрольная работа
по дисциплине: «психология»
тема: «Общая одаренность и специальные способности»
Преподаватель:
Трошина Евгения
Александровна
Выполнил:
студент
Макарова Татьяна
Владимировна
г. Бокситогорск, 2019 г.
Тема:
ОБЩАЯ ОДАРЕННОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
План контрольной работы:
- Вступление.
- Раскрытие темы:
- Специальные способности.
- Классификация способностей.
- Уровень развития способностей. Общая одаренность.
3. Вывод:
- Взаимосвязь общей одаренности и специальных способностей.)
- Перечень литературы.
Как известно, каждый без совершенно какого-то исключения человек обладает некоторыми психологическими особенностями. Именно одной из них являются способности. В течении достаточно длительного времени среди многих специалистов (преимущественно, психологов и педагогов) происходили по-настоящему ожесточенные споры относительно того, что именно можно считать способностями, каково их проявление и от чего оно зависит.
Сегодня, во многом благодаря тем усилиям, которые были приложены ранее корифеями психологической науки, существуют определенные четкие разъяснения относительно многочисленных спорных вопросов, а также произведена классификация способностей. Уже было сказано о том, что изучением такого явления как способности занимались преимущественно психологи, а также педагоги. В течении последних нескольких десятилетий произошли определенные значимые перемены соответственно с которыми произошло слияние некоторых научных направлений, свойственных как психологии, так и педагогике. Благодаря этому появилась и развивается такая наука как психология образования. Именно она и уделяет сейчас значительное внимание изучению способностей.
Специальные способности.
Под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями для выполнения какой либо одной или нескольких деятельностей, то, что обеспечивает быстрое приобретение знаний, умений, навыков.(А. Г. Маклаков «Общая психология»). В отечественной психологии исследованием способностей занимался ученый Б. М. Теплов. Он выделил
три признака понятия «способности»:
- Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
- Способности - лишь те, которые имеют отношение к успешности.
- Способности не сводятся к понятию «знания, умения, навыки », так как способности-заложенные в человеке генетически, а ЗУН-результат труда по развитию этих способностей.
Б. М. Теплов для отличия понятия способностей и навыков приводит пример с художником В. И. Суриковым. При поступлении В. И.Сурикова в академию художеств преподаватели раскритиковали его работы, «запретив ему ходить даже мимо академии». Когда через некоторое время провинциальный художник освоил основные приемы изобразительного искусства, те же преподаватели похвалили его работы и художник был принят в академию. Этот случай показывает нам, что преподаватели не отличили заложенные в нем способности от его умений и навыков.
Б. М. Теплов считал, что способности постоянно находятся в процессе развития. Способность, которая не развивается, не используется на практике со временем утрачивается. Только постоянными упражнениями и сложными видами человеческой деятельности мы поддерживаем и развиваем наши способности.
По Б. М. Теплову успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной , а от сочетания нескольких различных способностей. Одной из свойств психики является то, что отсутствие способности в какой-либо области компенсируется способностями в другой области.
Классификация способностей:
- Природные – те, которые являются общими для человека и животных (восприятие, память, коммуникация, примитивное мышление ).
- Общие – способности, свойственные для большинства людей (мыслительный процесс, мелкая моторика, память, речь и др.).
- Специальные - те, которые определяют успехи человека в каком-то определенном виде деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие ( музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.).
Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Общие способности являются базой для развития специальных способностей. Например, большинство школьников осваивают основы математики (выполняют математические действия). Так как их выполняет большинство обучающихся эти навыки можно назвать общими. Но некоторые обучающиеся способны решать сложнейшие математические задачи, находя для этого нестандартные решения. Они обгоняют своих сверстников в развитии, быстрее усваивают знания в области математики. Эти ученики обладают специальной развитой способностью – математическим талантом.
Каждая специальная способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, трансформированные под влиянием деятельности. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:
в литературных:
особенность творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка;
в математических:
умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;
в педагогических:
педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;
в художественных:
особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому.
Каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т.д.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакции, к свойствам личности.
К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.
Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам:
1) способность "заряжать" своей энергией других людей, активизировать их;
2) практически-психологический ум;
3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;
4) критичность;
5) психологический такт;
6) общий уровень развития;
7) инициативность;
8) требовательность к другим людям;
9) склонность к организаторской деятельности;
10) практичность;
11) самостоятельность;
12) наблюдательность;
13) самообладание, выдержка;
14) общительность;
15) настойчивость;
16) личная активность;
17) работоспособность;
18) организованность.
Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств
Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе правильного обучения выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувства ритма, музыкальная память.
Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности.
Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты.
Помимо разделения способностей на общие и специальные , их разделяют на:
Теоретические – склонность к абстрактно-теоретические размышления.
Практические - склонность к практическим действиям.
В одном человеке редко сочетаются такие разные способности (разносторонне-развитая личность). Большинство людей обладает либо абстрактно-теоретическими способностями, либо практическими.
Существует деление способностей на:
Учебные – определяют успешность обучения (общие).
Творческие-определяют возможность новых открытий, изобретений, создание предметов духовной культуры (специальные).
Уровень развития способностей. Общая одаренность.
Способности – индивидуальные особенности человека, позволяющие успешно выполнять какую-либо деятельность.
Одаренность. Сочетание нескольких способностей, которое обеспечивает человеку только возможность успешного выполнения деятельности называется одаренность. Проявление этого сочетания способностей всегда индивидуально и неповторимо. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Выделяют два вида одаренности: общую и специальную. Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский психолог Ф.Гальтон.
Л. С. Выготский рассматривает детскую одаренность как «способность к творчеству", которая является генетически обусловленной (наследственностью), развивающуюся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии». Важно заметить, что Л. С. Выготский утверждал, что высокий уровень способностей (одаренность) может быть достигнут только в ходе развивающего обучения, которое опирается на зону ближайшего развития.
Мастерство –одаренность+знания, умения, навыки. Мастерство предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем в процессе деятельности.
Талант – высокий уровень сочетания нескольких специальных способностей. Деятельность талантливого человека отличается от деятельности мастера принципиальной новизной и оригинальностью.
Человек может обладать талантом во многих сферах, но с определенно развитым опытом в одном направлении.
Гений – человек, обладающий сочетанием наивысших способностей в различных областях деятельности. Гениальный человек может проявлять себя с наивысшей степенью развитых способностей в разных сферах и в разных направлениях. Например, Леонардо Да Винчи — гениальный человек, так как с наивысшей степенью интеллектуальных и творческих способностей, относительно общей массы людей, изобрел уникальные предметы, написал картины, музыку, а так же проявил себя в качестве: ученного, архитектора, скульптора.
Талант можно развивать и совершенствовать на основании знаний и опыта, в то время, как гениальность проявляется в раннем возрасте с наивысшим качеством результата. Например, у человека есть тяга к искусству рисовать и через годы обучения он получит превосходный результат, а через десятки лет может добиться выдающихся результатов, благодаря которым в обществе начнутся обсуждения и будет признан талантливым человеком. Гениальный человек, как правило выдаст сразу результат, который взбудоражит общественность. Можно сказать, что гениальность и есть талант, только с наивысшей степенью развитостью в различных областях и сферах деятельности с максимальным качеством выполнения, которая может идти в разрез с принятыми нормами общественности и приносит новое веяние. Гениальные люди совершают новые открытия, создавая новую эпоху в деятельности человека, талантливые успешно их дорабатывают и привносят изменения, создавая уникальные творения.
Примеры гениев:
М. В. Ломоносов – поэт, химик, физик, астроном, металлург, мореплаватель, географ,
Сальвадор Дали – живописец, график, скульптор, мультипликатор, режиссер, писатель,
Леонардо да Винчи – художник, скульптор, анатом, ученый - конструктор, изобретатель, музыкант, писатель,
Исаак Ньютон – физик, математик, механик, астроном ,
Галилео Галилей – физик, механик, астроном, математик, философ ,
Архимед – математик, физик, инженер, открытия в геометрии, гидростатике.
Взаимосвязь общей одаренности и специальных способностей.
Таким образом, удалось сделать своеобразные выводы относительно того, что как общие, так и специальные способности играют достаточно важную роль в процессе развития и становления личности. Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одаренности человека. Несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет внутреннее единство. Доказательством этому служат многочисленные случаи, которыми особенно богата наша действительность, когда человек, выявивший себя в одной области, при переходе на другую работу и на ней проявляет не меньшие способности. При этом общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего- развития личности. Так же как образование специальных способностей является не только предпосылкой, но и следствием разделения труда в историческом плане и специализированного образования в плане индивидуального развития, так и развитие общей одаренности существенно определяется всесторонним в подлинном смысле слова политехническим обучением и всесторонним развитием личности.
Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Это положение относится как к взаимоотношению общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одаренности и специальных способностей. Наличие специальной способности ,особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие одаренности сказывается на характере каждой специальности и специальные способности в этом проникают друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность, без ярко выраженных способностей, и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.
Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфически «технический» характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов с значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.
Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализированно развивается и одаренность. Одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности, в одном случае — меньшая, в другом — большая; у одних — более, у других — менее равномерная, в зависимости от направления и характера обучения — более односторонне специализированного или более всестороннего, политехнического, более или менее совершенного. В результате у одного человека можно констатировать общую даровитость, которая проявляется по разным направлениям, при отсутствии специализированного таланта; у другого способности в одном каком-нибудь направлении оформились как уже определившийся талант. Более раннее и успешное развитие одной способности, опередившее развитие остальных, создает новые предпосылки — путем привлечения интереса к данной области, особенно успешного продвижения в ней — для дальнейшего развития способности, которая более или менее значительно и ярко выступает у данного человека. У третьего, наряду с одним особенно ярко выявившимся и уже оформившимся талантом, отчетливо наметился второй; развитие идет преимущественно по двум основным руслам.
Отношение между общей одаренностью и специальными способностями не является каким-то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. В процессе развития возникает не только тот или иной уровень, но и та или иная — более или менее значительная, более или менее равномерная — дифференциация или специализация способностей. Конкретное отношение между общей и специальной одаренностью или общими и специальными компонентами одаренности человека, их различие и единство складываются в процессе развития и в процессе развития изменяются. Развитие специальных способностей, специфический профиль одаренности каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.
Список литературы:
- Маклаков А. Г. «Общая психология» Издательский дом «Питер» 2012 г.
- Б. М. Теплов «Проблемы индивидуальных различий» М., 1961 г.
- Гальтон Френсис «Исследование человеческих способностей и их развитие».
- Ридецкая О. Г. «Психология одаренности» Москва, 2010 г.
- Выготский Л. С. "Мышление и речь", "Воображение и творчество в детском возрасте" 2009 г. изд. АСТ.
- Выготский Л. С. «Психология развития ребенка». 2005 г. изд. Смысл
- Торндайк Эдвард Ли. «Принципы обучения, основанные на психологии». Со вступит. статьей Л. С. Выготского (с. 5-24). Изд. 2-е. М., Работник просвещения, 1929