План-конспект урока "Красногрудые снегири"
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема: «Красногрудые снегири»
Педагог: Тригубкина Альфия Гайнетдиновна.
«6» февраля 2018 года Возраст детей: 6-7 лет
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма организации занятия: индивидуальная.
Цель: Создать условия для формирования основных навыков изображения снегиря. Научить поэтапно изображать снегиря.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах, ознакомить с поэтапным изображением снегиря.
Развивающие: Способствовать развитию образного мышления, воображения, фантазии. Развивать глазомер, чувство формы, пространства, композиции.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное к ней отношение.
Оборудование:
Наглядность:
ТСО: ноутбук с записью пения снегиря, диск с классической музыкой,картинки с зимующими птицами (ворона, сорока, синица, воробей, клест,голубь,снегирь ), белый лист, акварель, белая гуашь.
Раздаточный материал для учащихся: геометрические фигурки из белого листа (овалы, треугольники) для самостоятельной работы, картинки с изображением птиц, простые карандаши, ластики, акварель, беличьи кисти №3, №5, баночка с водой, белая гуашь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент:
•Приветствие. (Посадка детей, настрой их на работу, концентрация внимания)
•Проверка готовности к занятию. (Наличие инструментов и принадлежностей к уроку)
•Повторение пройденного материала:
Вопросы:
1. С каким народным художественным промыслом мы познакомились с вами на прошлом уроке? (Гжель)
2. Как называлось село, в котором зародился этот народный промысел? (Гжель)
3. Какие три цвета используют народные мастера для росписи в технике «гжель»? (Белый, голубой, синий)
На прошлом уроке мы с вами рисовали сказочных птиц в технике «гжель». Использовали в основе шаблон - капельку и каждый создавал свою сказочную, волшебную птицу. Сегодня мы продолжим знакомство с птицами только уже существующими в природе.
- Подготовка детей к активному и сознательному усвоению нового материала:
а) Обобщение и систематизация имеющихся знаний.
Педагог:
Ребята, каких птиц вы видите на доске?
Предполагаемые ответы детей:
Сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, клест, дятел.
Педагог:
Что общего у этих птиц?
Предполагаемые ответы детей:
У них есть голова, хвост, туловще ,крылья, клюв, лапы,они могут летать,они выводят птенцов.
Педагог:
Чем отличаются?
Предполагаемые ответы детей:
Окрасом, размерами, формой.
Педагог:
Они все с нами зимуют?
Предполагаемые ответы детей:
Да.
Педагог:
Правильно. Значит эти птицы - зимующие.
б) Актуализация новых знаний и понятий.
Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края. Они питаются почками, семенами и плодами деревьев и кустарников, отыскивают корм около жилья человека.
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера.
Загадка:
Кто сидит в тенистом парке
На рябиновых ветвях?
Красногрудый, в черной шапке,
Сзади крылышки блестят.
Весь напыщенный и важный,
Как из дальних стран визирь.
Знают все, и знает каждый,
Что зовут его ……(Снегирь).
Видеосюжет о снегире.
Наши зимние гости – это свиристели, клесты, снегири.
Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.
Эти птицы с ярким оперением – красным на груди и серо-голубоватым на спине. Снегири величиной чуть крупнее воробья. Красные грудки самцов зимой видны издалека.
Сидящие на ветках снегири похожи на красные фонарики, которые украшают лес и делают его очень нарядным. Ребята, как вы думаете, с чем еще можно сравнить снегиря? (со светофором, когда горит красный свет, с огоньком, с яблоком, с матрешкой в красном сарафане и т.д.)
Снегири величиной чуть крупнее воробья. Красные грудки самцов зимой видны издалека. Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины и бузины, семена ольхи, клена. Ну, а если красногрудый прилетит на поле, то полакомится семенами конского щавеля, репейника или лебеды. Прилетают снегири покормиться в сады и в парки.
Вопрос : Ребята, а является ли снегирь предсказателем погоды?
Ответ: Да в народе говорят, что если:
- снегирь запел – быть вьюге.
-Ребята, давайте послушаем вместе как поет снегирь.
(Слушаем запись)
- снегири зимой скрипят – на снег, слякоть.
Системой наводящих вопросов педагог устанавливает последовательность выполнения снегиря:
1.Какая геометрическая форма лежит в основе туловища снегиря? (Овал) и т.д.
Демонстрация на схеме.
- Релаксация:
упражнение на расслабление мышц спины, шеи.
- Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.
- Воробей – скачет.
- Ворона – вышагивает.
- Цапля – стоят на одной ноге.
- Коршун – кружит, расправив крылья.
- Утка – переваливается.
4.Практическое задание.
Показ на доске.
5.Анализ работ.
Все работы поместить на доску. Рассмотреть с детьми получившихся птиц, вместе порадоваться общему результату.
Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых птиц.
Дети о птицах читают стихи.
6. Подведение итогов занятия:
- Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам, ребята, не на словах, а на деле помочь птицам, изготовить дома кормушки. Проявите фантазию и изобретательность. И птицы не заставят себя ждать, они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Послушайте стихотворение, я уверена, оно не оставит вас равнодушными.
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Александр Яшин
Далее учитель проводит беседу по вопросам:
- Чему учились на уроке?
- Что понравилось? Что запомнилось больше всего?
- Что вы чувствовали когда рисовали снегирей?
- С каким настроением вы закончили урок?
Ответы детей.
6.Заключение.
Благодарю за ответы прощаюсь.
Уборка рабочих мест.
Справка для педагога: - Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? - (Ответы детей). - Скажите, пожалуйста, а что для птиц страшнее: голод или холод? Мы в силах помочь птицам? Как? - (Ответы детей). - Да, ребята, в эту трудную для пернатых пору человек должен помочь им. Если каждый из вас сделает кормушку, то вы спасете жизнь многим и многим птицам. Заботясь о птицах, мы охраняем родную природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”. Давайте вместе, сообща будем любить и беречь живую природу. А природа откликнется на вашу заботу, ведь она живая, и по–своему отблагодарит вас: солнечной улыбкой в зимний день, веселым журчанием ручейка, радугой-дугой после летнего дождика, цветением незабудки… Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи. Классический пример кочующей птицы — клёст. Район гнездования клеста меняется в зависимости от урожая семян ели, сосны или лиственницы, которыми клесты не только питаются сами, но и выкармливают птенцов. Область урожая в разные годы охватывает разные территории, так как хвойные породы плодоносят не ежегодно. Викторина о зимующих птицах. 1. Какая птица наших мест живет дольше всех? 2. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики? 3. Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали? 4. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз. Почему? 5. Воробей – это вредная или полезная птица? 6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв? 7. У какой зимующей птицы самый длинный хвост? 8. Какие птицы строят гнезда в январе? 9. Какую пользу птицы приносят зимой? Ответы на вопросы викторины 1. Ворон живет 100 лет. 2. Тетерева и рябчики прячутся под снегом. 3. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела. 4. В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно. 5. Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза. 6. Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см. 7. Самый длинный хвост у сороки. 8. В январе строят гнезда клесты. 9. Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.
|