План-конспект урока "Красногрудые снегири"

Тригубкина Альфия Гайнетдиновна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_na_temu_krasnogrudye_snegiri.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема:     «Красногрудые снегири»

Педагог:    Тригубкина  Альфия  Гайнетдиновна.

«6»  февраля 2018 года                                                      Возраст детей: 6-7 лет

Тип занятия: комбинированное занятие.

Форма  организации занятия: индивидуальная.

Цель:  Создать условия для формирования основных навыков изображения снегиря. Научить поэтапно  изображать  снегиря.

Задачи:

Образовательные:  Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах, ознакомить с поэтапным  изображением снегиря.

Развивающие:  Способствовать развитию образного мышления, воображения, фантазии. Развивать глазомер, чувство формы, пространства, композиции.

Воспитательные:  Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.  Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное к ней отношение.

Оборудование:

Наглядность: 

ТСО: ноутбук с записью пения снегиря, диск с классической музыкой,картинки с зимующими птицами (ворона, сорока, синица, воробей, клест,голубь,снегирь ), белый лист, акварель, белая гуашь.

Раздаточный материал для учащихся: геометрические фигурки  из белого листа (овалы, треугольники) для самостоятельной работы, картинки с изображением птиц, простые карандаши, ластики, акварель, беличьи кисти №3, №5, баночка с водой, белая гуашь.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ        

  1. Организационный момент:

Приветствие. (Посадка детей, настрой их на работу, концентрация внимания)

Проверка готовности к занятию. (Наличие инструментов и принадлежностей   к уроку)

Повторение пройденного материала:

Вопросы:

1. С каким народным художественным промыслом мы познакомились с вами на прошлом уроке? (Гжель)

2. Как называлось село, в котором зародился этот народный промысел? (Гжель)

3. Какие три цвета используют народные мастера для росписи в технике «гжель»? (Белый, голубой, синий)

        На прошлом уроке мы с вами рисовали сказочных птиц в технике «гжель». Использовали в основе шаблон - капельку и каждый создавал свою сказочную, волшебную птицу. Сегодня мы продолжим знакомство с птицами только уже существующими в природе.

  1. Подготовка детей к активному и сознательному усвоению нового материала:

а) Обобщение  и систематизация имеющихся знаний.

Педагог:

Ребята, каких птиц вы видите на доске?

Предполагаемые ответы детей:

Сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, клест, дятел.

Педагог:

Что общего у этих птиц?

Предполагаемые ответы детей:

У них есть голова, хвост, туловще ,крылья, клюв, лапы,они могут летать,они выводят птенцов.

Педагог:

Чем отличаются?

Предполагаемые ответы детей:

Окрасом, размерами, формой.
Педагог:

Они все с нами зимуют?

Предполагаемые ответы детей:

Да.

Педагог:

Правильно. Значит эти птицы - зимующие.

б) Актуализация новых знаний и понятий.

Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края. Они питаются почками, семенами и плодами деревьев  и кустарников, отыскивают корм около жилья человека.         

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера.

Загадка:

Кто сидит в тенистом парке
На рябиновых ветвях?
Красногрудый, в черной шапке,
Сзади крылышки блестят.
Весь напыщенный и важный,
Как из дальних стран визирь.
Знают все, и знает каждый,
Что зовут его ……(
Снегирь).

Видеосюжет о снегире.

Наши зимние гости – это свиристели, клесты, снегири.

Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.  

Эти птицы с ярким оперением – красным на груди и серо-голубоватым на спине. Снегири величиной чуть крупнее воробья.  Красные грудки самцов зимой видны издалека.

Сидящие на ветках снегири похожи на красные фонарики, которые украшают лес и делают его очень нарядным. Ребята, как вы думаете, с чем еще можно сравнить снегиря? (со светофором, когда горит красный свет, с огоньком, с яблоком, с матрешкой в красном сарафане и т.д.)

Снегири величиной чуть крупнее воробья. Красные грудки самцов зимой видны издалека. Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины и бузины, семена ольхи, клена. Ну, а если красногрудый прилетит на поле, то полакомится семенами конского щавеля, репейника или лебеды. Прилетают снегири покормиться в сады и в парки.

Вопрос : Ребята, а является ли снегирь предсказателем погоды?

Ответ: Да в народе говорят, что если:

  • снегирь запел – быть вьюге.

-Ребята, давайте послушаем вместе как поет снегирь.

(Слушаем запись)

  • снегири зимой скрипят – на снег, слякоть.

Системой наводящих вопросов педагог устанавливает последовательность выполнения снегиря:

1.Какая геометрическая форма лежит в основе туловища снегиря? (Овал) и т.д.

Демонстрация на схеме.

  1. Релаксация:

упражнение на расслабление мышц спины, шеи.

  • Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

   Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.

  • Воробей – скачет.
  • Ворона – вышагивает.
  • Цапля – стоят на одной ноге.
  • Коршун – кружит, расправив крылья.
  • Утка – переваливается.

4.Практическое задание.

Показ на доске.

5.Анализ работ.

Все работы поместить на доску. Рассмотреть с детьми получившихся птиц, вместе порадоваться общему результату.

Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых птиц.

Дети о птицах читают стихи.

6. Подведение итогов занятия:

-  Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам, ребята, не на словах, а на деле помочь птицам, изготовить дома кормушки. Проявите фантазию и изобретательность. И птицы не заставят себя ждать, они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Послушайте стихотворение, я уверена, оно не оставит вас равнодушными.

 «Покормите птиц зимой»

 

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.        

                                                                                         Александр Яшин

Далее учитель проводит беседу по вопросам:

-  Чему учились на уроке?

-  Что понравилось? Что запомнилось больше всего?

- Что вы чувствовали когда рисовали снегирей?

-  С каким настроением вы закончили урок?

Ответы детей.

6.Заключение.

Благодарю за ответы прощаюсь.

Уборка рабочих мест.

Справка для педагога:

- Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

-   (Ответы детей).

-   Скажите, пожалуйста, а что для птиц страшнее: голод или холод? Мы в силах помочь птицам? Как?

-   (Ответы детей).

-   Да, ребята, в эту трудную для пернатых пору человек должен помочь  им. Если каждый из вас  сделает кормушку, то вы спасете жизнь многим и многим птицам.

Заботясь о птицах, мы охраняем родную природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

Давайте вместе, сообща будем любить и беречь живую природу. А природа откликнется на вашу заботу, ведь она живая, и  по–своему отблагодарит вас: солнечной улыбкой в зимний день, веселым журчанием ручейка, радугой-дугой после летнего дождика, цветением незабудки…

Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.  Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи.

Классический пример кочующей птицы — клёст. Район гнездования клеста меняется в зависимости от урожая семян ели, сосны или лиственницы, которыми клесты не только питаются сами, но и выкармливают птенцов. Область урожая в разные годы охватывает разные территории, так как хвойные породы плодоносят не ежегодно.

Викторина о зимующих птицах.

 1.  Какая птица наших мест живет дольше всех?

2.  Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?

3.  Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?

4.  Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему?

5.  Воробей – это вредная или полезная птица?

6.  У какой зимующей птицы самый длинный клюв?

7.  У какой зимующей птицы самый длинный хвост?

8.  Какие птицы строят гнезда в январе?

9.  Какую пользу птицы приносят зимой?

Ответы на вопросы викторины

1.  Ворон живет 100 лет.

2.  Тетерева и рябчики прячутся под снегом.

3.  В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.

4.  В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.

5.  Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.

6.  Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.

7.  Самый длинный хвост у сороки.

8.  В январе строят гнезда клесты.

9.  Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.