Становление и развитие венецианской живописной школы
Введение
Прежде чем обратиться непосредственно к творчеству Джорджоне и Тициана, необходимо рассмотреть те факторы, которые повлияли на создаваемые художниками произведения.
Это, прежде всего время, когда творили мастера – эпоха Высокого Возрождения. И этот период имеет свои социальные, экономические, политические и другие особенности. Именно сумма этих факторов влияет на формирование особой философии культуры, присущей именно Высокому Возрождению.
Важную роль играет и страна, где были созданы полотна. Это Италия, а точнее – Венеция. Так, Джорджоне можно считать «первым мастером, утвердившим стиль Высокого Возрождения в Венеции»[1]. А Тициан не только был его учеником, но и закончил некоторые полотна, которые не успел дописать безвременно ушедший из жизни Джорджоне.
Я хочу обратиться к творческому наследию именно этих мастеров, т.к. по моему мнению, оно наиболее ярко иллюстрирует особенности венецианской художественной школы. А художественная культура венецианской школы – это и есть объект моего исследования. Тогда как предметом исследования являются особенности развития изобразительного искусства венецианской художественной школы периода Высокого Возрождения.
То, что создавали Джорджо Барбарелли да Кастельфранко и его ученик Тициано Вечеллио пять веков назад, до сих пор не просто доставляет эстетическое наслаждение и приводит в изумление. Их работы актуальны и сейчас – нет ни одного художника, который не изучал и не учился бы на картинах этих великих венецианцев. Любая выставка, посвящённая Высокому Возрождению, не будет полноценной без картин этих художников. А полотна Джорджоне и Тициана составляют гордость крупнейших музеев Европы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление и развитие венецианской живописной школы
Венецианская школа живописи была одной из основных живописных школ Италии.
Начало её развития приходится на XIV век, когда тесно переплетались готические и византийские художественные традиции. Это время таких художников, как Паоло и Лоренцо Венециано. В их произведениях уже проступает яркость чистых красок, присущая венецианской художественной школе, однако изображения всё ещё плоскостные, с выраженной декоративной орнаментальностью.
С середины XV века венецианская художественная школа всё больше склоняется к ренессансным традициям – и немалую роль в этом играет Падуя, откуда проникает флорентийское влияние. В работах Якопо Беллини, Джованни Беллини, Антонелло да Мессина и Витторе Карпаччо уже отчётливо прослеживается влияние светского начала. Окружающий мир изображается всё более реалистичным, картины наполняются пространством и объёмом. И даже при изображении религиозных сюжетов цветовой колорит, используемый художниками, передаёт реалии красочной и яркой повседневной жизни Венеции.
Но безусловный расцвет венецианской художественной школы приходится на эпоху Высокого Возрождения. «Оставив позади Флоренцию и даже Рим, в XVI в. столицей живописи становится Венеция. Венецианские художники существовали под знаком света, чувственности, стремления создать полнокровную, свободную и новую живопись»[1]. Это время, когда творили Джорджоне и Тициан, поднявшие художественный уровень венецианской школы живописи на новую ступень.
В творениях Джорджоне тема гармонического единства человека и природы находит классическое выражение. В его произведениях гармонично сочетаются музыка, природа, идеальные образы людей. И всё это выполнено в воздушной манере и мягкой цветовой гамме.
Творчество Джорджоне не только преломило культурно-философские концепции времени, но и оказало преобразующее воздействие на живопись всей венецианской школы. Художественная философия Джорджоне получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана. Совершённые Тицианом открытия в области живописи – удивительное цветовое богатство, новшества в колористических решениях, особая живописная техника – оказали огромное влияние на мастеров последующего времени.
Произведения Тициана, ученика Джорджоне, написаны в более ярких, сочных тонах. Его картины полны жизнеутверждающей энергии, а образы людей динамичнее, чем у Джорджоне. А написанные Тицианом портреты вообще занимают особое место в его творчестве. В них ясно читаются черты характера, эмоции и внутренние переживания изображаемых на портретах людей. Это не просто изображения – это целые рассказы о жизни человека и его страстях.
В более поздних произведениях Тициана мы можем увидеть больше драматического, он как бы стремится показать нам всю остроту сложных психологических конфликтов, переживаемых им – и, соответственно, его персонажами. Поздние картины Тициана меняют свою цветовую гамму – ярким тонам на смену приходят сумрачные. Особая сила эмоциональной выразительности полотен достигается путём свободной, даже экспрессивной манеры живописи.
Это связано с тем, что с середины XVI века в Италии наступает феодально-католическая реакция, что ведёт к кризису жизнеутверждающего мировоззрения, свойственного Высокому Возрождению. Однако богатая и независимая Венецианская республика не столь сильно подвержена этому кризису. В Венеции дольше, чем в других частях Италии, сохраняются традиции Высокого Возрождения.
Поэтому со второй половины XVI века в работах венецианских мастеров красочное воспроизведение праздничных, пышных зрелищ, богатой и многоликой толпы сочетается с ощущением драматичности, бескрайней силы и стихийности природы, с внутренней духовной силой больших человеческих масс. Это и огромные по размерам произведения Паоло Веронезе, и картины Якопо Тинторетто. Так, в сложных и противоречивых художественных исканиях венецианских мастеров второй половины XVI века складываются новые художественные принципы и формы, оказавшие огромное влияние не только на дальнейшее развитие венецианской художественной школы, но и на всё европейское искусство.
В XVII веке традиционный интерес мастеров венецианской школы к яркому колористическому решению полотен сочетается с живописной техникой барокко, а так же с реалистическими тенденциями. Зарождаются такие жанры, как батальная живопись и групповой портрет.
Для венецианской живописной школы XVIII века характерен расцвет монументально-декоративной живописи и бытового жанра. Это период нового расцвета венецианской художественной школы, связанный с именами таких художников, как Джованни Баттиста Тьеполо, Джованни Баттиста Пьяццетта, Пьетро Лонги и др.
Обращение венецианских художников XVIII века к изображению световоздушной среды предвосхитило пленэрные изыскания живописцев XIX века.
[1] Морис Серюльяс, Кристиан Пуйон «Лувр. Париж: Альбом. Музеи мира», стр. 52