Рабочая программа по иконописи 2019
В программе изложена схема обучения детей иконописному искусству от элементарных упражнений до выполнения на доске образов Святых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ikonopis_2019.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия преподобного Илии Муромца»
Составлена на основе рекомендованной
государственной программы и требований
к минимуму содержания
Рассмотрено на заседании
Методического объединения
Протокол № ____ от __________ «УТВЕРЖДАЮ»
Директор НОУ «Православная гимназия преподобного Илии Муромца» ____________
Принято на заседании
Педагогического Совета Приказ № ______ от __________
Протокол № ____ от __________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «ИКОНОПИСЬ»
(художественная направленность)
на 2018-2019 учебный год
Классы 3-11
Старшая группа
Количество часов за год - 68
Количество часов в неделю – 2
Младшая группа
Количество часов за год - 68
Количество часов в неделю – 2
Составил: Фомичева Юлия Васильевна,
педагог дополнительного образования
Муром 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа студии «Иконопись» в 3-11 классах составлена в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 г., одним из направлений которой является развитие детей в условиях дополнительного образования.
Тематическое планирование студии рассчитано на 2 часа в неделю в младшей группе (3-5) и на 2 часа в неделю в старшей группе (6-11), что составляет 136 часов в год.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Программа эстетического развития и воспитания школьников является моделью работы с детьми в системе художественного образования. Многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретической, искусствоведческой, прикладной и творческой – позволяет максимально раскрыть творческие возможности детей. Главная целевая функция программы – образовательная. Она включает в себя функции обучения, воспитания и развития детей.
Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. Это есть образно выраженная молитва и рассчитана на молитвенно предстоящего перед ней верующего человека. Начинающему иконописцу нужно помнить о том, что заниматься иконописью может только «чистый» человек.
Поместный Стоглавый Собор Русской церкви: «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословну, не смехотворну, ходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися»… И очень радостно, когда дети проявляют живой интерес к столь серьёзному делу.
Согласно возрасту разработана программа познания основ иконописных, рассчитанная на 4 часа в неделю, т.е 136 часов в год.
Юным иконописцам предлагается работать только «по образцам», предварительно выполнив массу упражнений на постановку руки.
8 веков Церковь Христова трудилась, вырабатывая художественную форму иконы. Поэтому в отличие от мирского искусства, в котором учатся на примере природы и натуры, мы познаем икону только через копирование древних образцов. Здесь нет ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного…
Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Это незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых форм самого образа.
- Иконописный образ – это образ на плоскости
- Каждая икона состоит из 4 основных частей:
- Щит деревянный (основа).
- Левкас (грунт).
- Красочный слой.
- Покрывной слой.
- Средства живописи – это линии и краски, участвующие в создании образа.
Особое значение уделяется линии. С ее помощью создается определенный ритм.
Краски темперные также выбраны не случайно. Твореный пигмент на яичной эмульсии более устойчив к влиянию времени и внешней среды.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
- формирование устойчивой потребности к саморазвитию и совершенствованию;
- развитие творческих способностей детей, опираясь на духовность.
Задачи
Личностные:
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться поставленных целей;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, требовательность к себе.
Метапредметные:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, наблюдательность, мышление, художественный вкус;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать мелкую моторику рук, обьемно-пространственное мышление.
Образовательные:
- ознакомить воспитанников с историей и различными школами иконописи;
- обучить разным техникам сотворения образа.
Содержание курса
За период обучения учащиеся приобретают знания по цветоведению, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений. Дети усваивают правила техники безопасности и организации рабочего места, а также обращения с необходимыми для иконописи инструментами. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной.
Весь курс направлен на ознакомление желающих детей с древнерусской живописью. Урок, продолжительностью 4 часа, имеет теоретическую и практическую часть, последняя занимает 2/3 времени.
В теоретической части изучаются:
1. Cхема устройства архитектуры и интерьера православного храма с анализом стиля.
2. Школы иконописи, умение определить стиль, выявить отличительные моменты.
3. Иконография иконописи.
4. Символика языка, умение работать со шрифтом.
5. Орнаментальные схемы, умение их применять в работе.
6. Основы композиции, умение чувствовать гармонию и равновесие плоскости.
7. Основы цветоведения.
8. Рецептура левкаса.
9. Рецептура эмульсии.
10. Рецептура клеев.
11. Рецептура защитных слоев.
12. Способ изготовления темперной краски из сухих пигментов.
Дети учатся наблюдать и видеть знаковые вещи, анализировать их, владеть кистью, видеть силуэт. Понимать термины иконописи. Через постоянные упражнения они приобретают твердость руки. Во избежание монотонности занятия теория чередуется с практикой и механической работой по обработке доски.
Планируемые результаты:
В результате обучения дети должны знать:
- название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с разлучными материалами;
- приемы разметки (линейка, угольник, циркуль…);
- Знать понятия «духовность» и «душевная чистота».
Должны уметь:
- читать язык иконы, отличать школы, понимать стиль;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации.
Результаты освоения программы
Личностные:
- потребность к творческому труду;
- аккуратность в обращении с инструментами;
- готовность активно участвовать в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.
Метапредметные:
- стойкий интерес к поиску идей и способов их воплощения;
- излагать свои замыслы и вести диалог при выполнении задания;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми при возникновении затруднений;
- уметь работать с мелкими деталями (пришить, приклеить, вырезать).
Предметные:
- знать устройства архитектуры и интерьера православного храма;
- различать школы иконописи;
- уметь определять стили;
- знать иконографию иконописи;
- читать символику языка;
- уметь работать со шрифтом;
- применять орнаментальные схемы;
- знать основы композиции;
- уметь чувствовать гармонию и равновесие плоскости;
- знать основы цветоведения;
- знать рецептура левкаса, эмульсии, клеев и защитных слоев;
- уметь изготавливать темперную краску из сухих пигментов.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Организация просмотров, выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать над совершенствованием мастерства.
Формы организации занятий групповые и индивидуальные (беседа, выставка, конкурс, творческая мастерская, экскурсия)..
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Схемы, памятки, образцы изделий, подготовленные для конкретных тем.
Младшая группа
Примерный тематический план по иконописи
1 четверть – 16 часов.
Задание 1. Растительный мотив.
Задание 2. Стилизованная буква.
Задание 3. Декоративная розетка.
Задание 4. Прорись стилизованной птицы.
2 четверть – 14 часов.
Задание 1. Поясная богородичная прорись.
Задание 2. Поясное богородичное изображение в цвете.
Задание 3. Элемент архитектуры на тонированной бумаге.
Задание 4. Композиция на тему Рождества Христова.
3 четверть – 21 час.
Задание 1. Горки. Плавь.
Задание 2. Архитектура. Плавь.
Задание 3. Стилизованной птицы на тонированной бумаге. Плавь.
Задание 4. Поясное изображение Святого в цвете.
Задание 5. Поясное изображение Святого с линейной проработкой.
4 четверть – 17 часов
Задание 1. Композиция на тему Воскресения Христова
Задание 2. Светотеневая моделировка складок.
Задание 3. Декоративные буквицы и шрифты.
Задание 4. Личное письмо на бумаге.
Старшая группа
Примерный тематический план по иконописи
1 четверть – 16 часов.
Задание 1. Пейзажная композиция с архитектурой.
Задание 2. Шрифтовая композиция.
Задание 3. Одежда со складками и декором.
Задание 4. Поясная Богородичная прорись.
2 четверть – 14 часов
Задание 1. Прорись стоящей фигуры.
Задание 2. Стоящая фигура в цвете.
Задание 3. Архитектура на тонированной бумаге.
Задание 4. Композиция на тему Рождества Христова.
3 четверть – 21час
Задание 1. Женский лик. Плавь.
Задание 2. Мужской лик. Плавь.
Задание 3. Нанесение рисунка Святого на иконную доску. Процарапывание.
Задание 4. Цветовая прокладка на иконной доске.
Задание 5. Линейная проработка сюжета.
4 четверть – 17 часов
Задание 1. Композиция на тему Воскресения Христова
Задание 2. Светотеневая моделировка сюжета на иконной доске.
Задание 3. Личное письмо на иконной доске.
Задание 4. Завершение письма иконы.
Младшая группа. 1 четверть.
№ | Дата | Тема занятий |
1 | 04.09.18 | Что есть иконопись. Техники, инструменты, материалы. |
2 | 05.09.18 | Теоретический курс. |
3 | 11.09.18 | Линейные упражнения. |
4 | 12.09.18 | Линейные упражнения. |
5 | 18.09.18 | Растительный мотив. |
6 | 19.09.18 | Растительный мотив. |
7 | 25.09.18 | Стилизованная буква. |
8 | 26.09.18 | Стилизованная буква. |
9 | 02.10.18 | Декоративная розетка. |
10 | 03.10.18 | Декоративная розетка. |
11 | 09.10.18 | Теоретический курс. |
12 | 10.10.18 | Теоретический курс. |
13 | 16.10.18 | Стилизованная птица. |
14 | 17.10.18 | Стилизованная птица. |
15 | 23.10.18 | Стилизованный зверь. |
16 | 24.10.18 | Стилизованный зверь. |
Младшая группа. 2 четверть.
№ | Дата | Тема занятий |
17 | 06.11.18 | Поясная прорись Богоматери. |
18 | 07.11.18 | Поясная прорись Богоматери. |
19 | 13.11.18 | Теоретический курс. |
20 | 14.11.18 | Поясное изображение Богоматери в цвете. |
21 | 20.11.18 | Поясное изображение Богоматери в цвете. |
22 | 21.11.18 | Поясное изображение Богоматери в цвете. |
23 | 27.11.18 | Горки. Припорох. |
24 | 28.11.18 | Горки. Припорох. |
25 | 04.12.18 | Элемент архитектуры на тонированной бумаге. |
26 | 05.12.18 | Элемент архитектуры на тонированной бумаге. |
27 | 11.12.18 | Элемент архитектуры на белой бумаге. |
28 | 12.12.18 | Элемент архитектуры на белой бумаге. |
29 | 18.12.18 | Композиция на тему Рождества Христова. |
30 | 19.12.18 | Композиция на тему Рождества Христова. |
Младшая группа. 3 четверть.
№ | Дата | Тема занятий |
31 | 09.01.19 | Вспоминаем пройденное. |
32 | 15.01.19 | Горки. Плавь. |
33 | 16.01.19 | Горки. Плавь. |
34 | 22.01.19 | Архитектура. Плавь. |
35 | 23.01.19 | Архитектура. Плавь. |
36 | 29.01.19 | Теоретический курс. |
37 | 30.01.19 | Теоретический курс. |
38 | 05.02.19 | Изображение стилизованной птицы на тонированной бумаге с пробелами. |
39 | 06.02.19 | Изображение стилизованной птицы на тонированной бумаге с пробелами. |
40 | 12.02.19 | Изображение стилизованного зверя на белой бумаге с пробелами. |
41 | 13.02.19 | Изображение стилизованного зверя на белой бумаге с пробелами. |
42 | 19.02.19 | Бороды, власы. Линейная проработка. |
43 | 20.02.19 | Бороды, власы. Линейная проработка. |
44 | 26.02.19 | Теоретический курс. |
45 | 27.02.19 | Теоретический курс. |
46 | 05.03.19 | Поясное изображение Святого в цвете. |
47 | 06.03.19 | Поясное изображение Святого в цвете. |
48 | 12.03.19 | Поясное изображение Святого в цвете. |
49 | 13.03.19 | Поясное изображение Святого с линейной проработкой. |
50 | 19.03.19 | Поясное изображение Святого с линейной проработкой. |
51 | 20.03.19 | Поясное изображение Святого с линейной проработкой. |
Младшая группа.
4 четверть.
№ | Дата | Тема занятий |
52 | 02.04.19 | Тоновая проработка складок на белой бумаге. |
53 | 03.04.19 | Тоновая проработка складок на белой бумаге. |
54 | 09.04.19 | Тоновая проработка складок на тонированной бумаге. |
55 | 10.04.19 | Тоновая проработка складок на тонированной бумаге. |
56 | 16.04.19 | Декоративные орнаменты одежды. Графика. |
57 | 17.04.19 | Декоративные орнаменты одежды. Цвет. |
58 | 23.04.19 | Пасхальная композиция. |
59 | 24.04.19 | Пасхальная композиция. |
60 | 30.04.19 | Декоративные буквицы. |
61 | 07.05.19 | Шрифт, отводки. |
62 | 08.05.19 | Шрифт, отводки. |
63 | 14.05.19 | Письмо мужского лика. Плави акварелью на бумаге. |
64 | 15.05.19 | Письмо мужского лика. Плави акварелью на бумаге. |
65 | 21.05.19 | Письмо женского лика. Плави акварелью на бумаге. |
66 | 22.05.19 | Письмо женского лика. Плави акварелью на бумаге. |
67 | 28.05.19 | Доработка личного письма. |
68 | 29.05.19 | Завершающее занятие. |
Старшая группа. 1четверть.
№ | Дата | Тема занятий |
1 | 03.09.18 | Вспоминаем пройденное. |
2 | 05.09.18 | Теоретический курс. |
3 | 10.09.18 | Поясная Богородичная прорись. |
4 | 12.09.18 | Поясная Богородичная прорись. |
5 | 17.06.18 | Пейзажная композиция с архитектурой. |
6 | 19.09.18 | Пейзажная композиция с архитектурой. |
7 | 24.09.18 | Сложная архитектура. |
8 | 26.09.18 | Сложная архитектура. |
9 | 01.10.18 | Шрифтовая композиция. |
10 | 03.10.18 | Шрифтовая композиция. |
11 | 08.10.18 | Одежда со складками и декором. |
12 | 10.10.18 | Одежда со складками и декором. |
13 | 15.10.18 | Мужской лик с подробной линейной проработкой. |
14 | 17.10.18 | Мужской лик с подробной линейной проработкой. |
15 | 22.10.18 | Женский лик с подробной линейной проработкой. |
16 | 24.10.18 | Женский лик с подробной линейной проработкой. |
Старшая группа. 2четверть.
№ | Дата | Тема занятий |
17 | 07.11.1 | Упражнения на твердость руки. |
18 | 12.11.18 | Прорись стоящей фигуры. |
19 | 14.11.18 | Прорись стоящей фигуры. |
20 | 19.11.18 | Стоящая женская фигура в цвете. |
21 | 21.11.18 | Стоящая женская фигура в цвете. |
22 | 26.11.18 | Стоящая мужская фигура в цвете. |
23 | 28.11.18 | Стоящая мужская фигура в цвете. |
24 | 03.12.18 | Сложная архитектура на тонированной бумаге со свето-теневой моделировкой. |
25 | 05.12.18 | Сложная архитектура на тонированной бумаге со свето-теневой моделировкой. |
26 | 10.12.18 | Сложная архитектура на белой бумаге со свето-теневой моделировкой. |
27 | 12.12.18 | Сложная архитектура на белой бумаге со свето-теневой моделировкой. |
28 | 17.12.18 | Композиция на тему Рождества Христова. |
29 | 19.12.18 | Композиция на тему Рождества Христова. |
30 | 24.12.18 | Композиция на тему Рождества Христова. |
Старшая группа. 3 четверть.
№ | Дата | Тема занятий |
31 | 09.01.19 | Вспоминаем пройденное. |
32 | 14.01.19 | Женский лик. Плавь. |
33 | 16.01.19 | Женский лик. Плавь. |
34 | 21.01.19 | Мужской лик. Плавь. |
35 | 23.01.19 | Мужской лик. Плавь. |
36 | 28.01.19 | Нанесение рисунка на иконную доску. |
37 | 30.01.19 | Нанесение рисунка на иконную доску. |
38 | 04.02.19 | Процарапывание цировкой основных линий сюжета на иконной доске. |
39 | 06.02.19 | Прорись кистью сюжета на иконной доске. |
40 | 11.02.19 | Цветовая прокладка на иконной доске. |
41 | 13.02.19 | Цветовая прокладка на иконной доске. |
42 | 18.02.19 | Цветовая прокладка на иконной доске. Второй слой. |
43 | 20.02.19 | Цветовая прокладка на иконной доске. Второй слой. |
44 | 25.02.19 | Доработка цвета на иконной доске. |
45 | 27.02.19 | Доработка цвета на иконной доске. |
46 | 04.03.19 | Доработка деталей на иконной доске. |
47 | 06.03.19 | Доработка деталей на иконной доске. |
48 | 11.03.19 | Линейная проработка сюжета на иконной доске. |
Старшая группа. 4 четверть.
№ | Дата | Тема занятий |
52 | 01.04.19 | Свето-теневая моделировка изображения. |
53 | 03.04.19 | Свето-теневая моделировка изображения. |
54 | 08.04.19 | Плави. Дополнительные упражнения. |
55 | 10.04.19 | Плави. |
56 | 15.04.19 | Плави. |
57 | 17.04.19 | Пасхальная композиция. |
58 | 22.04.19 | Пасхальная композиция. |
59 | 24.04.19 | Пасхальная композиция. |
60 | 29.04.19 | Шрифт, отводки. |
61 | 06.05.19 | Шрифт, отводки. |
62 | 08.05.19 | Линейная доработка деталей. |
63 | 13.05.19 | Личное письмо Святого. Плави. |
64 | 15.05.19 | Личное письмо Святого. Плави, движки. |
65 | 20.05.19 | Личное письмо Святого. Плави, движки. |
66 | 22.05.19 | Личное письмо Святого. Доработка. |
67 | 27.05.19 | Личное письмо Святого. Доработка. |
68 | 29.05.19 | Покрывной слой. |
Список литературы:
1. Н. Орлова « Иконопись для детей».
2. Монахиня Иулиания ( М.Н. Соколова) « Труд иконописца».
3. Е. Ильинская « Секреты иконописца».
4. Л. Евсеева; Н. Комашко; М. Красилин; игумен Лука; Е. Осташенко; О. Попова; Э. Смирнова; И. Языкова; А. Яковлева
« История иконописи».
5.Т. Иванова « Старославянский язык».
6. Изображение Божьей Матери и святых Православной церкви. 324 рисунка выполненных священником Вячеславом Савиных и Н. Шелягиной.
7. В. Фартусов « Руководство к писанию икон».
8. Иконы- таблетки Великого Новгорода. Софийские Святцы.
9. Православная энциклопедия.
10. А. Пилявский « История русской архитектуры».
11. Подборка лекций Суздальского Художественно- Реставрационного училища ( СХРУ).
12. Подборка лекций Московской Государственной Художественно-Промышленной Академии имени С.Г. Строганова (МГХПА).
13. Е. Трубецкой «Умозрение в красках».
14. В. И. Ивановская «Русские орнаменты».
15. Л. А. Успенский «Богословие иконы Православной церкви».