Особенности ритма в композиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ritma_v_kompozitsii.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности ритма в композиции
Слово «ритм» чаще всего применяется к музыке. А применительно к изобразительному искусству, понятие ритма не совсем понятно. Однако это очень важный инструмент из «секретного набора художника», без которого невозможно создание красивой, гармонично выстроенной композиции.
Ноты в музыке имеют определенную длительность и высоту звучания. Между ними могут иметь место паузы. Таким образом, звуки рождают мелодию и ритм. Подобно звукам в музыке, в изобразительном искусстве, повторяющиеся объекты композиции должны интересно рифмоваться. Достигается это посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними.
Чередование разных размеров в изобразительном искусстве, как чередование различных нот в музыке рождает «мелодию» в композиции. Получается некая «пульсация» элементов, в рамках той «мелодии», которую замыслил художник. И вариаций здесь можно придумать также много, как и в музыкальных произведениях.
В музыке и поэзии ритм даёт ощущение выразительности мелодии, настраивает на нужный лад. Ритм в живописи не всегда заметен зрителю. Точнее, человеческий мозг воспринимает ритмы в живописи подсознательно. Именно поэтому, глядя на ту или иную картину и даже не понимая до конца её сюжет, можно испытывать беспричинную радость или тревогу, умиротворение или меланхолию. Именно так работает ритм в живописи, влияя на эмоциональную составляющую.
Музыка и ритм в живописи могут быть переданы геометрическими формами, техникой нанесения красок, цветом или светом, повторением тех или иных элементов.
В зависимости от цели художника, ритм в живописи может настраивать зрителя на нужный лад, нести смысловую нагрузку, либо служить одним из способов характеристики персонажа. Визуально ритм может разделять элементы картин, но композиционно, идейно он их только организует, объединяет в одно целое.
Музыкальность проникает вглубь изображения, благодаря грамотно организованным ритмам. Многие художники, характеризуя своё ремесло, уподобляют линию - мелодии, цветовые сочетания – мажорному и минорному ладу, композицию сравнивают с организацией музыкального целого. И чем меньше присутствует в живописи развитие сюжета, связанное с поэтическим началом, тем более рельефно проступает начало музыкальное, обнаруживающее себя в возрастании лирики, в ритмической композиции линий, цветов и штрихов.
Литература:
- Л.Ф.Женц «Язык живописного произведения» М., 1970 г.
- В.А.Фаворский «О композиции» М.. 1988 г.
- Н.В. Волков «Композиция в живописи» М., 1940 г.