Организованный ритм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizovannyy_ritm.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованный ритм
Пассивно-органические ритмы – это ритмы, в которых происходят изменения пластической формы от развития в пространстве, а не во времени: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн.
В них главным становится расположение каждого элемента и выразительность композиционных фраз.
Пассивно-динамические ритмы бывают:
- простыми (когда меняется одна закономерность – форма, цвет, фактура, расстояние);
- сложными (когда изменения происходят сразу по нескольким характеристикам, например, меняется форма, цвет и расстояние одновременно).
Ритм обогащает композицию и помогает её организовать. В одной композиции может оказаться большое количество композиционных фраз, настроенных на ритме и развивающихся параллельно относительно друг друга, а иногда и в противоположных направлениях. В зависимости от этого ритмические ряды бывают:
- с параллельными изменениями форм и интервалов
- со встречными изменениями свойств и интервалов
Пример параллельного изменения свойств и интервалов:
яблоко в ритмическом ряду, повторяясь, постепенно меняет форму и превращается в грушу; расстояние между объектами увеличивается, размер объектов тоже растёт, цвет из зелёного становится желто-красным и фактура яблока постепенно переходит в матовую и зернистую фактуру груши (свойства объектов и интервалы возрастают).
Динамические ряды могут быть основаны:
- на арифметичесой прогрессии, например, ряд натуральных чисел 1,2,3,4,5…
- на геометрической прогрессии, например, ряд Фибоначчи: 1,2,3,5,8,13…
Примеры динамических рядов:
спиральная раковина, в архитектуре – колокольни, башни – небоскрёбы, кривые кузова машин, профиль крыла самолёта.
Примеры безинтервальных динамически рядов:
эллипс, гипербола, парабола.
По направлениям все ритмические ряды делятся на:
- горизонтальные
- вертикальные
- диагональные
- центрические
Чередование элементов воспринимается как ритмическая закономерность, когда их количество равно 3-7 элементам.
Увеличение этого числа делает ритм монотонным, поэтому в практике прибегают к компоновке элементов в группы.
Использование ритма в композиции позволяет добавить ей динамики, подчеркнуть композиционный центр, выделить главное и воздействовать на зрителя определённым образом, вызывая у зрителя определённые ассоциации. Но следует учитывать, что в ритме используются дополнительные понятия, такие как - контраст, нюанс и тождество, для более точного обозначения заложенного ритма.
Контраст это резкое различие элементов, предметов, форм и свойств по следующим параметрам: размер, форма, тон, цвет, положение в пространстве и т.д.
Выделяют:
- одномерный контраст – противопоставление по одному параметру
- многомерный контраст – противопоставление по нескольким параметрам.
Особенностью контрастной композиции является активность её визуального воздействия.
Нюанс это незначительное отличие элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют нюанс:
- одномерный
- многомерный
В нюансных формах больше сходства, чем различия.
Тождество это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон…).
Композиция, лишённая контрастов, невыразительна. Композиция, лишённая нюансов, груба.
Литература:
- М.Алпатов «Композиция в живописи» М.,1940
- Н.В.Волков «Композиция в живописи» М.,1977
- В.АФаворский «О композиции» М.,1988
- Л.Ф.Жегин «Язык живописного произведения» М., 1970
- Учебник Е.В.Шорохова «Композиция» М., 1986