Организованный ритм

Кириллова Гульнара Темирхановна
Ритм обогащает композицию и помогает её организовать. В одной композиции может оказаться большое количество композиционных фраз, настроенных на ритме и развивающихся параллельно относительно друг друга, а иногда и в противоположных направлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizovannyy_ritm.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Организованный ритм

Пассивно-органические ритмы – это ритмы, в которых происходят изменения пластической формы от развития в пространстве, а не во времени: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

В них главным становится расположение каждого элемента и выразительность композиционных фраз.

Пассивно-динамические ритмы бывают:

  • простыми (когда меняется одна закономерность – форма, цвет, фактура, расстояние);
  • сложными (когда изменения происходят сразу по нескольким характеристикам, например, меняется форма, цвет и расстояние одновременно).

Ритм обогащает композицию и помогает её организовать. В одной композиции может оказаться большое количество композиционных фраз, настроенных на ритме и развивающихся параллельно относительно друг друга, а иногда и в противоположных направлениях. В зависимости от этого ритмические ряды бывают:

  • с параллельными изменениями форм и интервалов
  • со встречными изменениями свойств и интервалов

Пример параллельного изменения свойств и интервалов:

 яблоко в ритмическом ряду, повторяясь, постепенно меняет форму и превращается в грушу; расстояние между объектами увеличивается, размер объектов тоже растёт, цвет из зелёного становится желто-красным и фактура яблока постепенно переходит в матовую и зернистую фактуру груши (свойства объектов и интервалы возрастают).

Динамические ряды могут быть основаны:

  • на арифметичесой прогрессии, например, ряд натуральных чисел 1,2,3,4,5…
  • на геометрической прогрессии, например, ряд Фибоначчи: 1,2,3,5,8,13…

Примеры динамических рядов:

 спиральная раковина, в архитектуре – колокольни, башни – небоскрёбы, кривые кузова машин, профиль крыла самолёта.

Примеры безинтервальных динамически рядов:

 эллипс, гипербола, парабола.

По направлениям все ритмические ряды делятся на:

  • горизонтальные
  • вертикальные
  • диагональные
  • центрические

Чередование элементов воспринимается как ритмическая закономерность, когда их количество равно 3-7 элементам.

Увеличение этого числа делает ритм монотонным, поэтому в практике прибегают к компоновке элементов в группы.

Использование ритма в композиции позволяет добавить ей динамики, подчеркнуть композиционный центр, выделить главное и воздействовать на зрителя определённым образом, вызывая у зрителя определённые ассоциации. Но следует учитывать, что в ритме используются дополнительные понятия, такие как - контраст, нюанс и тождество, для более точного обозначения заложенного ритма.

Контраст это резкое различие элементов, предметов, форм и свойств по следующим параметрам: размер, форма, тон, цвет, положение в пространстве и т.д.

Выделяют:

  • одномерный контраст – противопоставление по одному параметру
  • многомерный контраст – противопоставление по нескольким параметрам.

 Особенностью контрастной композиции является активность её визуального воздействия.

Нюанс это незначительное отличие элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют нюанс:

  • одномерный
  • многомерный

В нюансных формах больше сходства, чем различия.

Тождество это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон…).

Композиция, лишённая контрастов, невыразительна. Композиция, лишённая нюансов, груба.

Литература:

  1. М.Алпатов «Композиция в живописи» М.,1940
  2. Н.В.Волков «Композиция в живописи» М.,1977
  3. В.АФаворский «О композиции» М.,1988
  4. Л.Ф.Жегин «Язык живописного произведения» М., 1970
  5. Учебник Е.В.Шорохова «Композиция» М., 1986