«Юный художник». Образовательная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для обучающихся 4-8 классов. Срок реализации 3 года
Цель программы: развить творческий потенциал учащихся, интерес к изобразительной деятельности путем их вовлечения к профессиональным, традиционным и нетрадиционным формам обучения.Есть задания и занятия, включающие в себя изучение родного края, своей малой родины. Программа каждый год пересматривается, корректируется под новый современный запрос, используются в программе разнообразные образовательные технологии, открыт путь для самовыражения и самореализации и успешности учащегося в изобразительном искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novayaprogramma_yunyy_hudozhnik_1.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
П. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
________________________________________________________________________________
629877, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район,
п. Ханымей, ул. Молодежная 15, тел. 4-14-22, 4-13-17(ф), эл.адрес: hanymei-2@mail.ru
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО на заседании МС школы Протокол № _______ от «___»____________2015 г. Председатель МС ____________ О.Д. Рачинская | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей __________________ З.Р. Шайнурова «___» ________________2015 г.
|
«Юный художник»
Образовательная программа дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
для обучающихся 4-8 классов
срок реализации 3 года
Составитель:
Складанная Дина Алексеевна,
учитель ИЗО и черчения
высшей квалификационной категории
Ханымей
2015 г
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Календарно – тематический план 1,2 и 3 года обучения 13
- Требования к уровню подготовки обучающихся 30
- Список литературы 31
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Настоящая программа является результатом апробации её основного содержания, реализованного в кружке «Изостудия» через ряд программ по изобразительному искусству с авторской обработкой разделов и тем.
Новые требования времени обязывают детей в период творческой деятельности участвовать в развитии нашего общества, отражая все лучшее, что создано кем-то, обращая внимание на важные события, которые происходят сейчас с нами, с рядом живущими людьми, с окружающим миром, с планетой в целом. Программа разработана так, что дети через изобразительную деятельность могут выразить свое отношение к эстетическим, экологическим, мировоззренческим, экономическим и другим проблемам страны. В них пробуждается патриотическое, нравственное и духовное развитие, которое культивируется на воспитательных, развивающих и обучающих задачах. Программа учитывает культурно – национальные особенности региона, российские традиции и достижения мировой культуры. Соответствует среднему общеобразовательному уровню учащихся.
Цель программы - развить творческий потенциал учащихся, интерес к изобразительной деятельности путем вовлечения их к профессиональным, традиционным и нетрадиционным формам обучения.
Воспитывающие задачи:
1.Воспитание любви к своей Родине через изобразительную деятельность.
2.Воспитание чувства уважения к национальному искусству народов Севера.
3.Передача в творческих работах семейных и школьных традиций.
4.Борьба с вредными привычками и увлечениями. Чистота и моральное содержание в детском изобразительном творчестве.
5.Отражение в рисунках экологических проблем.
6.Воспитание учащихся семейного и народного творчества через просмотр и изучение выставочного материала.
7.Посещение музеев, выставок художественного творчества, участие в конкурсах детского рисунка.
8.Культура здорового тела, полезного отдыха, красоты человеческого труда в творческих работах учащихся.
Обучающие задачи:
1.Изучение свойств красок; комбинирование и смешивание цветов.
2.Дополнительное исследование и изучение творческими группами различных художественных приемов, техник.
3.Изучение творческой деятельности мастеров кисти и ваяния.
4.Умение школьником рационально использовать рабочее время.
5.Изучение пропорциональности, перспективы, ракурса, объема, многоплановости в процессе творческой деятельности.
6.Решение композиционных и сюжетных задач.
7.Конструирование и моделирование.
8.Изучение культуры, быта, традиций, промыслов коренных жителей Севера.
9.Изучение народных промыслов славянских народов.
10.Изучение родного края.
Развивающие задачи:
1.Развитие художественных навыков, способностей, вкуса у детей.
2.Творческое развитие детей.
3.Использование новых технологий в обучающем процессе.
4.Развитие оформительских навыков.
5.Развитие самобытности в творчестве.
6.Развитие усидчивости, наблюдательности, зрительной памяти.
7.Использование передового опыта в индивидуальных работах.
8.Поисково-исследовательские подходы, приемы, решения.
9.Развитие интереса к национальному искусству народов Севера.
Новизна программы заключается в том, что учащиеся выполняют задания по более качественному изучению родного края через первоначальную концепцию внимания на выразительных возможностях изобразительного искусства, через уяснение взаимоотношений его с окружающей действительностью. На данных занятиях изучают оформительские, дизайнерские правила, приемы. Школьники создают проекты, художественные изделия, проектируют и развивают свою деятельность согласно новым технологиям, новым направлениям и новым методикам, получая опережающее развитие и обучение.
Практическая деятельность
Характер построения программы позволяет обращаться к другим видам искусства. Демонстрация разнообразных способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными материалами, оставляя за учащимися право творческого выбора: комбинирование техник, приемов, перенос изобразительной информации и знаний на смежные предметы, использование компьютерных технологий, решение творческих задач, конструирование и моделирование на дополнительных занятиях. Задания по дизайну, по составлению композиций, стилизации существующих форм дают возможность ученикам ярче выразить свои способности и продемонстрировать их во внеклассной деятельности. Игра цвета в различных вариациях: нюанс, контраст, смешивание цветов, плавно переходящая цветовая гамма, ритмическое сочетание, тональность и мн. др. позволяют учащимся в живописи делать своеобразные открытия, предлагать свои пути решения в передаче образов, предметов, сюжетов.
Программа состоит из нескольких художественных направлений – это изучение академического рисунка, станковой и прикладной композиции, живописи и декоративно – прикладного искусства, графики и дизайна.
Основы учебного рисования: умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, грамотно располагая его на плоскости данного листа бумаги.
Правила работы над рисунком: выбор места относительно натуры, расположение листа бумаги по отношению к глазу рисующего (высота, расстояние), правильная осанка, использование графических материалов.
Правила построения предметов и передача их объема с помощью светотеневых отношений.
Знания по перспективе, с учетом которых анализируются и строятся предметы, расположенные в пространстве.
Последовательность ведения работы по рисунку. Постепенное повышение требований к качеству выполнения заданий, усложнение учебных задач.
Наряду с рисованием предметов легко воспринимаемой и передаваемой в рисунке формы, выполняются рисунки чучел птиц и животных.
Дальнейшее рисование на втором году обучения рассчитано на совершенствование умений и навыков, приобретенных в течение первого года обучения. Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно строить предметы в соответствии с их различным расположением к линии предмета. Увеличение требований к качеству передачи фактуры предметов, законченности рисунка.
Рисование гипсовых орнаментов, рельефов, драпировок со складками. Рисование натюрмортов по 3-4 предмета более сложной формы, различных по фактуре (дерево, гипс, металл, стекло, керамика).
На третьем году обучения идет закрепление и углубление практических знаний по рисунку. Построение точной формы и характера предметов на листе бумаги с выявлением при помощи светотени объема, тона, фактуры и освещенности предмета. Рисунок содержится практически в каждом задании, является началом начал любой работы.
Живопись изучается на примерах окружающего мира. Пейзажи в период любого времени суток, года – передается в работах различными цветовыми приемами. Богатый животный мир изучается юными художниками через нюансную палитру красок.
Стилизация и декорирование образов мотивирует школьников креативно мыслить, побуждает к формотворчеству через индивидуальный поиск.
Коллаж, аппликация, мозаика развивают у детей зрительное восприятие цвета, объема, формы.
Стремление продемонстрировать свое произведение на различных конкурсах, на авторских выставках, помогает детям сконцентрироваться, довести работу до завершения, проверить мастерство и качество выполненных работ.
В программу включены задания, где каждый ученик выражает свои индивидуальные способности за счет усвоенных им новых методов, техник, способов художественного творчества. Новые средства и приемы направлены на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.
Особенности программы
В условиях возрастания социальной роли личности важнейшей задачей является расширение межпредметных связей, внедрение передового педагогического опыта, активного включения региональных особенностей культуры искусства.
Каждая художественная техника развивает у детей мониторику руки, созерцательность, наблюдательность, осмысление, освоение пространства, объема, глубины. Графическое декорирование, бумажная пластика, плакатная стилизация, мокрая акварель, графическая, мозаичная и газетная аппликации, рекламный и оформительский дизайн, макетирование, декоративно- прикладные композиции, смешанные технологии, аранжировка цветов и предметов, компьютерная интерпретация художественных приемов и понятий расширяют познавательный кругозор детей, развивает их творческие способности. Учащимся предоставляется большой выбор творческой деятельности, где отрабатывается мастерство ученика с выходом его на участие в конкурсах различного уровня. Ученик работает как самостоятельно, так и в группах в зависимости от поставленной учителем задачи.
В конце каждого года обучения реализуются определенные понятия и умения по выполнению прикладной и станковой композиции, декоративного панно, выполнения рисунков, живописи, графики, составления коллажей, изготовления плоских игрушек, макетов и плакатов и других видов творческой деятельности.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа, усложняется из года в год. В программе присутствует блочная система, состоящая из небольших разделов, которые позволяют более тщательно изучить основное направление блочной темы.
Программой учтен период последовательного формирования индивидуальных навыков на основе свободного выбора, поиска учеником новых художественных приемов, технологий при создании определенных условий обеспеченных учителем.
Основные методы и технологии
Программа не дублирует и не продолжает общеобразовательную, а является развивающей и дополняющей в области изобразительного искусства. Часть позаимствована из опыта других технологий учителей новаторов, часть из личного опыта с целью опережающего обучения. Технология росписи в декоративно- прикладном искусстве построена на примерах славянского орнамента (Петриковская, Мезенская, Дымковская, Полхов- Майданская).
Мозаичный орнамент изучается по образцам декоративного оформления одежды, упряжи и орудий труда коренных жителей Севера. Графическое декорирование и преобразование существующих форм для создания различных композиций изучен из опыта ленинградской художницы Н.А.Талавиры. В дальнейшем преобразована и оформлена данная технология в авторских методических пособиях, составленных учителем и используемых в работе. Перьевая аппликация на северные мотивы, лаковая аппликация и газетная так же разработана на авторской основе. Используются компьютерные технологии при конструировании малых архитектурных форм, шрифтов, архитектурных ансамблей, при изучении раздела по цветоведению, при знакомстве с великими художниками, с их творчеством и с их произведениями. Школьники самостоятельно составляют презентации к некоторым темам.
Общая характеристика программы
Программа объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения
Проводятся коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения в зависимости от определенной темы и условий художественной деятельности. Теоретические занятия предусмотрены в тех разделах, где учащиеся соприкасаются с новыми видами работ, с новыми технологиями, с новыми комментариями, необходимыми для выполнения творческих работ.
Способы проверки результатов
Система отслеживания ведется через накопительный материал в рабочих альбомах и в папках по сбору зрительного, дидактического и конкурсного материала. Ведется журнал учета, прослеживается периодичность сдачи готовых работ.
Качественно и правильно выполненная работа учеником принимается учителем в накопительную папку, при этом сопровождается сообщением качества его сданной работы. Если работа выполнена неверно или неаккуратно, то возвращается ученику на доработку, хорошо выполненная работа может так же сканироваться, если позволяют это сделать ее размеры, и хранится в базе данных компьютера.
При реализации программы задействована помощь других учителей – предметников, когда необходимо их согласии на проведение интегрированных и комбинированных уроков по предметам КНЯ, литературы, черчения, информатики, истории.
Когда учеником осваивается большая часть программы, он выходит на участие в конкурсах более высокого уровня, принимает участие в выставках и приглашается к составлению компьютерных презентаций.
Проводятся итоговые мероприятия на базе школы или поселкового музея, отчетные выставки с творчеством юных художников.
Содержание изучаемого курса первого года обучения.
1.Мир цветов и цвета
Тема 1. Аранжировка цветов. Составление осеннего букета. Экскурсия в лес для сбора природного материала.
Тема 2. Натюрморт с натуры на тему «Цветы и травы Севера». В работе используются: гербарий, букет из полевых и лесных растений, простой карандаш.
Тема 3. Натюрморт с натуры на тему «Ваза с рябиной на фоне драпировки». Драпировка из шелковой однотонной ткани темного тона.
Тема 4. Изготовление поздравительной открытки ко Дню учителя на тему «Цветы дорогому учителю». Оформительский дизайн. В работе используются: цветной картон, клей, аппликационный материал, ножницы, шаблоны, простой карандаш. Аппликационный материал: журнальная продукция, цветная и оберточная бумага, тесьма, бумажные ленты и др.
Тема 5. Стилизация растительного материала. Составление орнамента в полосе. Роспись на цветном картоне.
Тема 6. Компьютерный проект на тему «Цветочная поляна». Презентация. Сканирование цветов с фотографий, с рисунков, с репродукций, с плакатов и т. д. Оформление проекта
выполняется с применением ИКТ, в графическом редакторе Paint или Adobe Photoshop.
2. Рисунок с натуры
Тема 1.Натюрморт из призматических форм. Изучение светотени, пропорций и материала предметов. Светотеневое решение должно передавать форму и фактуру предметов.
Тема 2. Повторение правил перспективы. Зарисовки каркасных геометрических тел. Количество предметов от 3 до 5-ти. Использование химических проволочных макетов по структуре молекул
Тема 3. Композиция из спичечных коробков. Рисунок из зарисовок при смене положения коробков. Светотеневое решение должно передавать форму и фактуру предметов.
Тема 4. Рисование птиц и рыб северного региона. Рисование в помещении историко – краеведческом музее.
Тема 5. Составление композиции рисунка по музейным экспонатам (предметы старинного быта). Светотеневое решение должно передавать форму и фактуру предметов
Тема 6. Натюрморт из предметов семейного творчества (вязание, выжигание, моделирование, предметы коллекционирования и др.). Предусмотреть боковое освещение. Светотеневое решение должно передавать форму и фактуру предметов.
3. Стилизация и декорирование образов
Тема 1. Овощной натюрморт «Осенние дары». Графическое декорирование и графическая аппликация.
Тема 2. Натюрморт с драпировкой. Живописная мозаика с добавлением в краски белого цвета.
Тема 3. Натюрморт новогодний. Витражная роспись. В работе используются: стекло, витражные краски, цветной картон для фона. Используются контурные рисунки натюрмортов для перевода рисунка на стекло.
4. Повременные пейзажи
Тема 1. Осенний пейзаж «У озера». Мокрая акварель с применением ИКТ, в графическом редакторе Paint.
Тема 2. Панно «Полет глухаря». Рваная аппликация. В работе используются: обложки тетрадей, цветная бумага, цветные иллюстрации старых журналов, шоколадные обертки.
Тема 3. Зимний пейзаж на тему «Голубые просторы». Живопись.
Тема 4. Весенний пейзаж. Изучение пропорциональности, относительности, композиционности. Тамповка под трафарет. В работе используются: гуашь, трафарет, поролон, ножницы.
Тема 5. Летний пейзаж на тему «Здравствуй, звонкое лето!» Пастельный рисунок.
Тема 6. Пейзаж вечерний. На фоне многоцветного вечернего неба изобразить черный контур леса. Общий фон пейзажа в технике мокрая акварель, а в завершении работы - графический контур леса.
5. Фантазия и реальность.
Тема 1. Кляксография. Выделение образов из цветных пятен. Живописная обработка.
Тема 2. Составить композицию на тему «Город будущего». Живопись.
Тема 3. «Несуществующий мир». Композиция из необычных птиц, рыб, зверей, растений.
Произвольная техника исполнения.
Тема 4. Рисунок-головоломка. Изобразить 2 одинаковые картинки и 5 отличий на одной из них. Графический рисунок. В работе используются: трафарет, фломастеры, краски, кисти, поролон.
6. Конкурсы года
Тема 1.Участие в ежегодных районных, окружных и всероссийских конкурсах.
7. Конструирование и моделирование
Тема 1. Оформительская работа по конструированию. Изготовить корзину из картона для новогодних подарков. Комбинированная работа (бумагопластика и аппликация).
Материал: цветной картон, шоколадные обертки для аппликации, клей, ножницы.
Тема 2. Упаковочный дизайн. Создание и разработка рисунка оберточной бумаги для конфет. Дать название конфетам. Интегрированный урок ИЗО и технология.
Тема 3. «Панно на северную тематику». Рваная аппликация. В работе используются: журнальная продукция, ножницы, клей.
Тема 4. Конструирование новогодних снежинок, игрушек, украшений. Оригами.
Тема 5. Динамичная игрушка на тему «Робот». Бумажная пластика. В работе используются: белый картон, гуашь, резак, ножницы.
Тема 6. Макетирование на тему «Дворец волшебника».
Техника: бумажная пластика. В работе используются: белый ватман, гуашь, резак, ножницы.
8. Графическое декорирование
Тема 1. Графическое декорирование в прикладной композиции. Введение.
Выполнение заданий по усвоению данного художественного приема..
Тема 2. Графическое декорирование «Растения и насекомые». В работе используются: белый ватман, ручка с черной пастой, простой карандаш.
Тема 3. Графическое декорирование «Матрешки и неваляшки». В работе используются: белый ватман, ручка с черной пастой, простой карандаш. Презентация «Матрешек пестрый хоровод».
Тема 4. Графическое декорирование «Рамки – паспарту». В работе используются: белый ватман, ручка с черной пастой, простой карандаш. С применением ИКТ, в графическом редакторе Paint или Adobe Photoshop.
Тема 5. Графическая мозаика «Розетта, лента, волна». В работе используются: белый ватман, ручка с черной пастой, простой карандаш. Примечание: ко всем темам раздела «Графическое декорирование» применяется авторская методическая разработка «Графическое декорирование в прикладной композиции.
9. Итоговая выставка
Тема 1. Подготовка и оформление итоговой выставки. Лучшие работы учащихся вставляются в рамки, в паспарту, подписываются и размещаются на школьном стенде.
Содержание изучаемого курса второго года обучения.
1.Северная панорама в живописи.
Тема 1. «Хозяин северной земли». Изображение оленевода в национальной одежде.
Тема 2. Осенний пейзаж на тему «Северные этюды». Свободная техника исполнения.
Тема 3.«Белый олень - украшение стада». Живопись.
Тема 4. Составление узора и орнамента в одежде ненецких женщин.
Тема 5. «Северные птицы». Работа выполняется в историко – краеведческом музее.
Тема 6. «Край ты мой, родимый край». Живописная работа по памяти.
2. Академический рисунок.
Тема 1. Тема рисунка «Интерьер классной комнаты». Зарисовка несложного интерьера. Применение основных правил перспективы в изображении ограниченного пространства.
Тема 2. Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки высокого рельефа или гипсовой античной вазы и других бытовых предметов из различного материала. Размещение на листе, построение, выявление формы светом и тенью. Умение цельно видеть и передавать большой объем изображения.
Тема 3. Тема рисунка: «Зарисовки фигуры человека». Конструктивное построение. Передача пропорций тела, позы, одежды. Композиционное решение.
Тема 4. Части лица (гипс): нос, ухо, глаз. Размещение, построение, передача характера формы. Постановка рассчитана на усвоение знаний по передаче объема целостности и завершенности светотеневого рисунка.
Тема 5. Предметы под драпировкой. Узнаваемость формы предметов за счет складок ткани, ее заломов и смятости. Закрепление знаний по передаче объема в пространстве.
3. Коллаж и аппликация
Тема 1. «Семейный фотоальбом». Коллаж из журнальной и газетной продукции.
Тема 2. Фантазия и реальность на тему «Город счастья». Коллаж из журнальной и газетной продукции.
Тема 3. «Мой северный край». Коллаж из журнальной и газетной продукции.
Тема 4. «Ажурный веер». Аппликация из цветной бумаги, самоклеющейся ленты.
Тема 5. Декоративная работа. Решетка декоративная в стиле «Модерн» Аппликационная работа, используется цветная бумага, черная гуашь, ручка с черной пастой, акварель, кисти.
4. Агитационный плакат
Тема 1. Агитационный плакат: «Экология северного края».
Тема 2. «Вредным привычкам – нет!» Выполнить плакат.
Тема 3. «Мы за здоровый образ жизни». Выполнить плакат.
5. Конкурсы года
Тема 1.Участие в ежегодных районных, окружных и всероссийских конкурсах.
6. Конструирование и моделирование
Тема 1. Игрушка – сувенир «Чум – дом и семья в нем». Выполняется роспись распашонок акриловыми красками.
Тема 2. «Проект Северного города». Макетирование зданий с использованием цветного картона и белого ватмана.
Тема 3. Бумажная пластика. Моделирование северных цветов с использованием чертежных инструментов из цветного картона, фольги, липкой ленты, кальки и клея. Используются чертежные инструменты
Тема 4. «Фаворитка шляпа». Моделирование головных уборов по индивидуальному замыслу из цветного картона, фольги, липкой ленты, кальки и клея. Используются чертежные инструменты. Разрабатываются выкройки на уроках технологии. Урок может быть интегрированным.
Тема 5. Деревянная скульптура». Работа с природным материалом: шлифовка веток, покрытие лаком. Закрепление на подставке.
коряги, сучки, ветки, наждачная бумага, мебельный лак, кисточки.
Тема 7. Подготовка и проведение открытого мероприятия на тему «Сказочная страна».
Составление и показ сказки из динамичных игрушек. Показ видеопрограммы «Сказка», составленная учащимися.
7. Стилизация и декорирование образов
Тема 1. Стилизация птиц, рыб, насекомых. Выполнение графических рисунков.
Тема 2. Декоративный рисунок «Салфетка-паутинка». На черном фоне белой гуашью выполнить соответствующий узор.
Тема 3. Панно «Колокольный звон». Стилизация и декорирование композиции с применением акварельной отмывки и выполнением рисунка гелиевой черной пастой.
Тема 4. «Осенний пейзаж». По цветовым пятнам, полученных при оттиске с увлажненной бумагой, выполняется законченная композиция с использованием краски и кистей.
Тема 5. «Разноцветное настроение». Выполняется в технике «мокрая акварель».
8. Текстильный дизайн.
Тема 1. «Морозные узоры» Выполняется роспись ткани. Материал: тик, акриловые краски, поролон, кисти, вода.
Тема 2. Платочная композиция на тему «Растительный мотив». В работе используются: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева.
Тема 3. Платочная композиция на тему «Бабочки». В работе используются: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева.
шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева.
Тема 4. «Цветочный рай». В работе используются: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева.
9.Мозаика и витраж
Тема 1. Изготовление разноцветной мозаики. Выполняется из цветного картона.
Тема 2. Мозаика на тему «Ненецкие орнаменты». Используется цветной картон и учебник «Хомаку».
Тема 3. Мозаика на тему «Пестрые кружева». Используется цветной картон.
Тема 4. Витраж на тему «Космические фантазии». Выполняется роспись по стеклу акриловыми красками.
Тема 5. Витраж на тему «Купола». Выполняется роспись по стеклу акриловыми красками.
10. Итоговая выставка
Тема 1. Подготовка и оформление итоговой выставки.
Содержание изучаемого курса третьего года обучения.
1.Семья и семейные истории в рисунках.
Тема 1. Человек в движении «Наша семья в выходной день на природе ».
Тема 2. Силуэтная аппликация на тему: «Моя семья». Выполнение коллажа из журнальной продукции.
Тема 3. Составление поздравительных открыток с загадкой или секретом. Выполнение коллажа из журнальной продукции.
Тема 4. Рисунок на тему «Дом моей мечты».
2. Академический рисунок
Тема 1. Рисунок анатомической гипсовой головы. Знакомство учащихся с плоскостным построением лица человека.
Тема 2. Зарисовки фигуры человека в напряженной позе. Схема построения человеческой фигуры, нахождение перекоса плечевой линии и тазовой при изгибе позвоночника в момент выполнения движения.
Тема 3. Постановка в интерьере из предметов крупной формы (ящик, ведро, садовый инвентарь и др.). Освещение верхнее, рассеянное. Построение интерьера с использованием правил перспективы. Компоновка и выбор формата для рисунка.
Тема 4. Зарисовки однотонной драпировки или пальто, куртки, костюма, повешенных вертикально к поверхности стола. Изучение светотени, пропорций и материала предметов.
Тема 5. Натюрморт из трех предметов: чучело птицы, геометрическое тело, бытовые предметы. Передача фактуры и материала предметов в натюрморте.
3.Герои нашего времени
Тема 1. Композиция на тему «Война вчера, сегодня, завтра». Пастельный или графический рисунок батальных сцен войны.
Тема 2. Натюрморт на тему «Рабочий стол писателя». Станковая композиция.
Тема 3. «В ритме танца». Акварельный рисунок с размытыми контурами танцоров.
Тема 4. «День оленевода». Изображение национальных спортивных соревнований в рисунках.
4. Конкурсы года
Тема 1. Подготовка и выполнение конкурсных работ. Участие в ежегодных районных, окружных и всероссийских конкурсах.
5.Дизайн и оформительские разработки.
Тема 1. Изготовление трафарета. Стилизация цветов птиц, животных, фруктов и т.д.
Тема 2. Изготовление панно на тему «Красная Звезда – орден Победы». Тамповка и аппликация – смешанная техника исполнения. Материалы для выполнения работы: гуашь, журнальная продукция, ножницы, кисти и клей.
Тема 3. Рекламный дизайн на тему «Этикетки духов, крема, дезодоранта». Дать название косметической продукции. Тамповка гуашью под трафарет.
Тема 4. Декоративный дизайн. Собрать рисунки обоев из стилизованных цветов.
Тема 5. Рекламный дизайн на тему «Витрина магазина».
Техника: смешанная ( акварель и аппликационный материал).
Тема 6. Фонарные столбы. Выполняется чертеж с акварельной отмывкой.
Тема 7. Текстильный дизайн. Разработка расцветки ткани по индивидуальному замыслу (зима, лето, осень, весна). Свободное интерпретирование расцветки ткани..
6.Гармония формы и цвета
Тема 1. Композиция на тему «Лебединые хороводы». Живописная композиция.
Тема 2. «Орнаменты народов мира». Роспись на картоне.
Тема 3. Натюрморт на тему «Чайный сервиз».Роспись на черном фоне бумаги.
Тема 4. Составление шотландского узора. Составление схемы салфеточного узора. Обработка клеток красками, тушью, фломастерами, маркерами.
7.Конструирование и моделирование
Тема 1. Картонная игрушка «Матрешка». Презентация «Динамичная кукла» является зрительным рядом. Порядок выполнения игрушки: эскиз куклы, по которому выполняются шаблоны, раскрашиваются отдельно элементы куклы, скрепляются движущиеся части игрушки и прикрепляются нити для обеспечения попарного движения деталей. Материалы для работы: ватман, кисти, краски, нитки, ножницы, иглы, блестки.
Тема 2. Изготовление объемных цветов-хризантем в 2-х или 3-х ярусах в технике «Бумажная пластика» из белого ватмана.
Тема 3. Мозаика «Ненецкие узоры». Аппликационная работа выполняется по схеме: заготовка мозаики из картона, выполнить эскизы и произвести укладку мозаики по эскизу.
Тема 4. Украшение ненецкой одежды на основе игрушки «Чум – дом и семья в нем».
Выполняется графическое декорирование на распашонке-заготовке ручкой с черной пастой.
Тема 5. «Русские узоры». Панно выполняется в технике аппликации. Для работы понадобятся: цветной картон, аппликационный материал, клей, нитки, тесьма.
Тема 6.Декоративное рисование. Петриковская роспись – один из видов славянского художественного промысла. Порядок выполнения росписи следующий: составление узора на эскизах в стилизованном состоянии и белила, смешанные с другими красками наносятся на черную основу бумаги, создавая оттеночные растительные мотивы.
Тема 7. Оформительская работа. Создание эмблемы школы, класса.
- Итоговая выставка
Тема 1. Оформление выставочного материала.
Календарно-тематический план
Первый год обучения
( 4,5 часа в неделю, итого за год 162 часа)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мир цветов и цвета | 24 | ||||
1 2 | Аранжировка цветов. Составление осеннего букета. Техника: икебана. Материал: ваза, цветы, ветки, ножницы, ленты… | 3 | Экскурсия в лес для сбора цветов, трав, листьев, мха | ||
3 4 | Натюрморт с натуры на тему «Цветы и травы Севера». Техника: рисунок с натуры. Материал: гербарий, букет из полевых и лесных растений, простой карандаш. | 3 | Имеется гербарий северных трав, листьев и цветов. | ||
5 6 | Натюрморт с натуры на тему «Ваза с рябиной на фоне драпировки». Техника: живопись. Материал: акварельные краски, кисти. | 3 | Драпировка из шелковой однотонной ткани темного тона. | ||
7 8 9 10 | Изготовление поздравительной открытки ко Дню учителя на тему «Цветы дорогому учителю» Техника: оформительский дизайн. Материал: цветной картон, клей, аппликационный материал, ножницы, шаблоны, простой карандаш. | 6 | Аппликационный материал: журнальная продукция, цветная и оберточная бумага, тесьма, бумажные ленты и др. | ||
11 12 13 14 | Стилизация растительного материала. Составление орнамента в полосе. Техника: роспись на цветном картоне. Материал: картон, гуашь, белила, кисти. | 6 | Может иметь практическое применение как закладка для книг, поэтому вдоль орнаментиро - ванной полосы сгибаются края листа. | ||
15 16 | Компьютерный проект на тему «Цветочная поляна» Техника: презентация. Материал: рисунки, фотографии. | 3 | Сканирование цветов с фотографий, с рисунков, с репродукций, с плакатов и т. д. С применением ИКТ, в графическом редакторе Paint. | ||
2. Рисунок с натуры | 30 | ||||
17 18 19 20 | Натюрморт из призматических форм. Изучение светотени, пропорций и материала предметов. | 6 | Предусмотреть боковое освещение. Светотеневое решение должно передавать форму и фактуру предметов. | ||
21 22 23 24 | Повторение правил перспективы. Зарисовки каркасных геометрических тел. Количество предметов от 3 до 5-ти. | 6 | Использование химических проволочных макетов по структуре молекул. | ||
25 26 | Композиция из спичечных коробков. Рисунок из зарисовок при смене положения коробков. | 3 | Предусмотреть боковое освещение. Светотеневое решение должно передавать форму и фактуру предметов. | ||
27 28 29 30 | Рисование птиц и рыб северного региона. | 6 | Рисование в помещении историко – краеведческом музее. | ||
31 32 33 34 | Составление композиции рисунка по музейным экспонатам (предметы старинного быта). | 6 | Предусмотреть боковое освещение. Светотеневое решение должно передавать форму и фактуру предметов. | ||
35 36 | Натюрморт из предметов семейного творчества (вязание, выжигание, моделирование, предметы коллекционирования и др. ) | 3 | Предусмотреть боковое освещение. Светотеневое решение должно передавать форму и фактуру предметов. | ||
3.Стилизация и декорирование образов | 9 | ||||
37 38 | Овощной натюрморт «Осенние дары». Техника: графическое декорирование и графическая аппликация. Материал: черная гуашь или акварель, газеты, ножницы и клей. | 3 | Дары леса: грибы, ягоды, шишки. | ||
30 40 | Натюрморт с драпировкой. Техника: живописная мозаика. Материал: краска, белила, клей. | 3 | В композиции предпочтительнее использовать сближенные цвета предметов. | ||
41 42 | Натюрморт новогодний. Техника: витражная роспись. Материал: стекло, витражные краски, цветной картон для фона. | 3 | Используются контурные рисунки натюрмортов для перевода рисунка на стекло. | ||
4.Повременные и посезонные пейзажи | 18 | ||||
43 44 | Осенний пейзаж «У озера». Техника: мокрая акварель. Материал: акварель, кисточки. | 3 | С применением ИКТ, в графическом редакторе Paint. | ||
45 46 | Панно «Полет глухаря на утренней заре». Техника: рваная аппликация. Материал: обложки тетрадей, цветная бумага, цветные иллюстрации старых журналов, шоколадные обертки. | 3 | Чучело глухаря находится в краеведческом музее, где и проводится занятие с учащимися. | ||
47 48 | Зимний пейзаж на тему «Голубые просторы». Техника: живопись. Материал: акварель, гуашь. | 3 | Работа выполняется мазками. В краску примешивается белый цвет. | ||
49 50 | «Весенний пейзаж». Изучение пропорциональности, относительности, композиционности. Работа под трафарет. Техника: тамповка. Материал: гуашь, трафарет, поролон, ножницы. | 3 | Использовать фотографии со стойбища | ||
51 52 | Летний пейзаж на тему «Здравствуй, звонкое лето! Техника: пастельный рисунок. Материал: пастель, простой карандаш, салфетка. | 3 | Репродукции полотен И. Шишкина, В. Паленова, В.Коровина. | ||
53 54 | Пейзаж вечерний. На фоне многоцветного вечернего неба изобразить черный контур леса. Техника: смешанная - мокрая акварель, графический контур леса. Материал: акварель, черная тушь, кисти. | 3 | Используется папка – раскладушка с фотографиями пейзажей, где изображен лес на фоне вечернего неба. | ||
5.Фантазия и реальность | 12 | ||||
55 56 | Кляксография. Выделение образов из цветных пятен. Техника: живописная. Материал: карточки – задания, гуашь. | 3 | Карточки – задания выполнены в технике мокрой акварели. | ||
57 58 | Составить композицию на тему «Город будущего» Техника: акварельная. Материал: краски, кисти, карточки с примерными архитектурными объектами. | 3 | Используется накопительная папка с фотографиями современной архитектуры жилых и административных зданий. | ||
59 60 | «Несуществующий мир». Композиция из необычных птиц, рыб, зверей, растений. Техника: произвольная. Материал: акварель, гуашь, тушь, фломастер. | 3 | Можно преобразовывать существующий животный мир, используя наглядно - дидактические материалы. | ||
61 62 | Рисунок-головоломка. Изобразить 2 одинаковые картинки и выполнить 5 отличий на одной из них. Техника: графическая. Материал: трафарет, фломастеры, краски, кисти, поролон. | 3 | Создание папки для уроков, где используются игровые технологии. | ||
6. Конкурсы года | 12 | ||||
63 64 65 66 67 68 69 70 | Выполнение конкурсных работ. | 12 | Участие в ежегодных районных, окружных и всероссийских конкурсах. | ||
7. Конструирование и моделирование | 27 | ||||
71 72 | Оформительская работа по конструированию. Изготовить корзину из картона для новогодних подарков. Техника: комбинированная. Материал: цветной картон, шоколадные обертки для аппликации, клей, ножницы. | 3 | Изучить макеты проекты. | ||
73 74 | Упаковочный дизайн. Создание и разработка рисунка оберточной бумаги для конфет. Дать название кондитерской продукции. Техника: произвольная. Материал: краски, фломастеры, тушь. | 3 | ИЗО и технология. Интегрированный урок. | ||
75 76 77 78 | «Панно на северную тематику». Техника: рваная аппликация Материал: журнальная продукция, ножницы, клей. | 6 | Презентация «Край ты мой, родимый край». | ||
79 80 81 82 | Конструирование новогодних снежинок, игрушек, украшений. Техника: оригами. Материал: цветная бумага, ножницы, клей. | 6 | Этими изделиями украшаются кабинеты, актовый зал и елка. | ||
83 84 | Динамичная игрушка на тему «Робот». Техника: бумажная пластика. Материал: белый картон, гуашь, резак, ножницы. | 3 | Собирается накопительная папка. | ||
85 86 87 88 | Макетирование на тему «Дворец волшебника». Техника: бумажная пластика. Материал: белый ватман, гуашь, резак, ножницы. | 6 | Используются иллюстрации детских книг, репродукции В.Васнецова. | ||
8. Графическое декорирование | 21 | ||||
89 90 | Графическое декорирование в прикладной композиции. Введение. Выполнение заданий по усвоению данного художественного приема. | 3 | Презентация к уроку «Графическое декорирование в прикладной композиции». | ||
91 92 93 94 | Графическое декорирование «Растения и насекомые». Техника: графическая. Материал: белый ватман, ручка с черной пастой, простой карандаш. | 6 | Раздаточный материал из карточек – схем. Использование авторской методической разработки «Графическое декорирование в прикладной композиции» | ||
95 96 | Графическое декорирование «Матрешки и Неваляшки» Техника: графическая. Материал: белый ватман, ручка с черной пастой, простой карандаш. | 3 | Презентация «Матрешек пестрый хоровод». | ||
97 98 | Графическое декорирование «Рамки -паспарту». Техника: графическая. Материал: белый ватман, ручка с черной пастой, простой карандаш. | 3 | Раздаточный материал из карточек – схем. Презентация «Семейный фотоальбом». | ||
99 100 101 102 | Графическая мозаика «Розетта, лента, волна». Техника: графическая. Материал: белый ватман, ручка с черной пастой, простой карандаш. | 6 | Раздаточный материал из карточек – схем. | ||
9. Итоговая выставка. | 9 | ||||
103 104 105 106 107 108 | Подготовка и оформление итоговой выставки. | 9 | Лучшие работы учащихся вставляются в рамки, в паспарту, подписываются и размещаются на школьном стенде. | ||
ИТОГО: | 162 |
Календарно-тематический план
Второй год обучения
( 4,5 часа в неделю, итого за год 162 часа)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Северная панорама в живописи. | 18 | ||||
1 2 | «Хозяин северной земли». Изображение оленевода в национальной одежде. Техника: живопись. Материал: гуашь, кисти. | 3 | 02.09.15 05.09.15 | Интегрированный урок: Изо и КНЯ | |
3 4 | Осенний пейзаж на тему «Северные этюды». Техника: живопись. Материал: краски, цветные мелки, пастель, кисти. | 3 | 07.09.15 09.09.15 | Просмотр видеофильмов, дисков о северной природе. | |
5 6 | «Белый олень - украшение стада» Техника: живопись. Материал: краска, кисти, поролон. | 3 | 12.09.15 14.09.15 | Работа выполняется в историко – краеведческом музее в этническом зале. | |
7 8 | Составление узора и орнамента в одежде ненецких женщин. Техника: живопись. Материал: фломастер, ручка с черной пастой, цветные карандаши. | 3 | 16.09.15 19.09.15 | Изо и технология - интегрированный урок. Использование гербария. Развитие чертежных навыков. | |
9 10 | «Северные птицы». Техника: живопись. Материал: краски, кисти. | 3 | 21.09.15 23.09.15 | Чучело в краеведческом музее. Используется дидактическое пособие С.Вохринцевой «Северные птицы». | |
11 12 | «Край ты мой, родимый край». Техника: живопись. Материал: гуашь, акварель, кисти, поролон, белила, простой карандаш. | 3 | 26.09.15 28.09.15 | Интегрированный урок - изо и литература. | |
2. Академический рисунок | 27 | ||||
13 14 15 16 | Тема рисунка «Интерьер классной комнаты». | 6 | 30.09.15 03.10.15 05.10.15 07.10.15 | Зарисовка несложного интерьера. Применение основных правил перспективы в изображении ограниченного пространства. | |
17 18 19 20 | Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки высокого рельефа или гипсовой античной вазы и других бытовых предметов из различного материала. | 6 | 10.10.15 12.10.15 14.10.15 17.10.15 | Размещение на листе, построение, выявление формы светом и тенью. Умение цельно видеть и передавать большой объем изображения. | |
21 22 | Тема рисунка: «Зарисовки фигуры человека». Конструктивное построение. | 3 | 19.10.15 21.10.15 | Передача пропорций тела, позы, одежды. Композиционное решение. | |
23 24 25 26 | Части лица (гипс): нос, ухо, глаз. Размещение, построение, передача характера формы. | 6 | 24.10.15 26.10.15 28.10.15 31.10.15 | Постановка рассчитана на усвоение знаний по передаче объема целостности и завершенности светотеневого рисунка. | |
27 28 29 30 | Предметы под драпировкой. Узнаваемость формы предметов за счет складок ткани, ее заломов и смятости. | 6 | 02.11.15 04.11.15 07.11.15 09.11.15 | Закрепление знаний по передаче объема в пространстве. | |
3. Коллаж и аппликация | 15 | ||||
31 32 | «Семейный фотоальбом». Техника: коллаж. Материал: журнальная продукция, простой карандаш, ножницы, клей. | 3 | 11.11.15 14.11.15 | Семейные фотографии помещаются на альбомном листе, который оформляется вырезками из журналов и др. | |
33 34 | Фантазия и реальность на тему «Город счастья». Техника: коллаж. Материал: журнальная продукция, простой карандаш, ножницы, клей. | 3 | 16.11.15 18.11.15 | Используется папка – раскладушка на тему «Строительство и архитектура». | |
35 36 | «Мой северный край». Техника: коллаж. Материал: журнальная и газетная продукция, простой карандаш, ножницы, клей. | 3 | 21.11.15 23.11.15 | Просмотр видеопрограммы «Урок у чума». | |
37 38 | «Ажурный веер». Техника: аппликация. Материал: цветная бумага, самоклеющаяся лента, простой карандаш, ножницы, клей. | 3 | 25.11.15 28.11.15 | Используется накопительная папка – раскладушка с образцами вееров. | |
39 40 | Декоративная работа. Решетка декоративная в стиле «Модерн». Техника: аппликация, Материал: цветная бумага, черная гуашь, ручка с черной пастой, акварель, кисти. | 3 | 30.11.15 02.12.15 | Просмотр фотографий с примерами декоративных оконных решеток. | |
4.Агитационный плакат | 12 | ||||
41 42 | Агитационный плакат: «Экология северного края» Техника: свободная. Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш. | 3 | 05.12.15 07.12.15 | Используется гербарий из северных трав. | |
43 44 | «Вредным привычкам – нет!» Техника: плакатная живопись. Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш. | 3 | 09.12.15 12.12.15 | Составление презентации с использованием компьютерных технологий. | |
45 46 47 48 | «Мы за здоровый образ жизни». Техника: плакатная живопись. Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш. | 6 | 14.12.15 16.12.15 19.12.15 21.12.15 | Организовать выставку рисунков. | |
5. Конкурсы года | 9 | ||||
49 50 51 52 53 54 | Выполнение конкурсных работ. | 9 | 23.12.15 26.12.15 11.01.16 13.01.16 16.01.16 18.01.16 | Участие в ежегодных районных, окружных и всероссийских конкурсах. | |
6.Конструирование и моделирование | 30 | ||||
55 56 57 58 | Игрушка – сувенир «Чум – дом и семья в нем». Техника: роспись распашонки. Материал: копии распашонок, гуашь или акриловые краски, кисти. | 6 | 20.01.16 23.01.16 25.01.16 27.01.16 | Используется авторская методическая разработка «Чум – дом и семья в нем После изготовления составляется объемная композиция. | |
59 60 | «Проект Северного города». Макетирование зданий. Материал: цветной картон, белый ватман, лезвие, ножницы, клей, линейка. | 3 | 30.01.16 01.02.16 | Интегрированный урок -изо и черчение. Использовать рисунки по теме «Город будущего» | |
61 62 | Моделирование северных цветов с использованием чертежных инструментов. Техника: бумажная пластика. Материал: ватман, циркуль, ножницы, линейка, клей. | 3 | 03.02.16 06.02.16 | Используется гербарий, иллюстрации книг. Развиваются чертежные навыки при выполнении чертежей с выкройками. | |
63 64 65 66 | «Фаворитка шляпа». Моделирование головных уборов по индивидуальному замыслу. Техника: бумажная пластика. Материал: цветной картон, фольга, липкая лента, калька, клей. Чертежные инструменты. Разработка выкроек. | 6 | 08.02.16 10.02.16 13.02.16 15.02.16 | Просмотр журнала мод с головными уборами. | |
67 68 69 70 | Деревянная скульптура». Работа с природным материалом. Техника: шлифовка веток, покрытие лаком. Закрепление на подставке. Материал: коряги, сучки, ветки, наждачная бумага, мебельный лак, кисточки, подставки из дерева. | 6 | 17.02.16 19.02.16 21.02.16 24.02.16 | Работа с ветками, с корягами и корой деревьев. | |
71 72 73 74 | Подготовка и проведение открытого мероприятия на тему «Сказочная страна». Составление и показ сказки из динамичных игрушек. | 6 | 27.02.16 29.02.16 02.03.16 05.03.16 | Показ видеопрограммы «Сказка», составленная учащимися. | |
7. Стилизация и декорирование образов | 15 | ||||
73 74 75 76 | Стилизация птиц, рыб, насекомых. Техника: графическая. Материал: простой карандаш, ручка с черной пастой, ластик. | 3 | 07.03.16 09.03.16 | Используется дидактическое пособие С.Вохринцевой «Северные птицы». | |
75 76 77 78 | Декоративный рисунок «Салфетка-паутинка». На черном фоне белой гуашью выполнить соответствующий узор. Техника: графическая. Материал: черный лист бумаги, белая гуашь, кисть. | 3 | 12.03.16 14.03.16 | Образцами могут служить вязаные крючком салфетки и скатерти. | |
79 80 | Панно «Колокольный звон». Техника: графическая, отмывка, декорирование. | 3 | 16.03.16 19.03.16 | Экскурсия в церковь. | |
81 82 | «Осенний пейзаж». Фантазия по цветовым пятнам, полученных при оттиске с увлажненной бумагой. Техника: мокрая акварель Материал: краски, кисти. | 3 | 21.03.16 23.03.16 | Работа выполняется на просушенной основе. | |
83 84 | «Разноцветное настроение». Техника: отмывка однотонная в квадратах. Отмывка в полутонах с добавлением различных цветов. Материал: акварель, кисти. | 3 | 26.03.16 28.03.16 | Работа выполняется на сырой основе. | |
8. Текстильный дизайн. | 12 | ||||
85 86 | «Морозные узоры» Техника: роспись ткани. Материал: тик, акриловые краски, поролон, кисти, вода, рама деревянная. | 3 | 30.03.16 02.04.16 | Компьютерная обработка в любом графическом редакторе. | |
87 88 | Платочная композиция. «Растительный мотив». Техника: батик. Материал: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева. | 3 | 04.04.16 11.04.16 | ||
89 90 | Платочная композиция. «Бабочки». Техника: батик. Материал: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева. | 3 | 13.04.16 16.04.16 | Композиция составляется дополнительно и на компьютере в графическом редакторе Paint. | |
91 92 | «Цветочный рай». Техника: батик. Материал: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева. | 3 | 18.04.16 20.04.16 | ||
9.Мозаика и витраж | 15 | ||||
93 94 | Изготовление разноцветной мозаики. Техника: бумажная пластика. Материал: цветной картон, ножницы, простой карандаш, линейка. | 3 | 23.04.16 25.04.16 | Картон размечается на прямоугольники 1х1 см, а можно выполнить мозаику гораздо мельче. | |
95 96 | Мозаика на тему «Ненецкие орнаменты». Техника: бумажная пластика. Материал: цветной картон, ножницы, простой карандаш, линейка. | 3 | 27.04.16 30.04.16 | ||
97 98 | Мозаика на тему «Пестрые кружева». Техника: бумажная пластика. Материал: цветной картон, ножницы, простой карандаш, линейка. | 3 | 02.05.16 04.05.16 | Составление презентации для обобщения темы по мозаике. | |
99 100 | Витраж на тему «Космические фантазии». Техника: роспись. Материал: стекло, акриловые краски, кисти, вода. | 3 | 07.05.16 09.05.16 | Используются карточки с фигурами космонавтов, роботов и космических кораблей. | |
101 102 | Витраж на тему «Купола» Техника: роспись. Материал: стекло, акриловые краски, кисти, вода. | 3 | 11.05.16 14.05.16 | ||
10. Итоговая выставка | 9 | ||||
103 104 105 106 107 108 | Подготовка и оформление итоговой выставки. | 9 | 16.05.16 18.05.16 21.05.16 23.05.16 25.05.16 28.05.16 | Лучшие работы учащихся вставляются в рамки, в паспарту, подписываются и размещаются на школьном стенде. | |
ИТОГО: | 162 | ||||
Календарно-тематический план
Третий год обучения
( 4,5 часа в неделю, итого за год 162 часа)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Дата проведения | |
По плану | По плану | ||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Семья и семейные истории в рисунках. | 12 | ||||
1 2 | Человек в движении «Наша семья в выходной день на природе ». Техника: акварельная. Материал: краска, кисти. | 3 | Рисунки после посещения природы в выходной день. | ||
3 4 | Силуэтная аппликация на тему: «Моя семья». Техника: коллаж. Материал: журнальная продукция, ножницы: клей, цв. бумага. | 3 | Юмористическая страница о семейных увлечениях и традициях. | ||
5 6 | Составление поздравительных открыток с загадкой или секретом. Техника: коллаж. Материал: журнальная продукция, ножницы: клей, цв. бумага. | 3 | Подарок членам семьи, выполненный своими руками. | ||
7 8 | Рисунок на тему «Дом моей мечты». Техника: рисунок. Материал: простой карандаш, пастель. | 3 | Используется папка – раскладушка на тему «Строительство и архитектура». | ||
2. Академический рисунок | 30 | ||||
9 10 11 12 | Рисунок анатомической гипсовой головы. | 6 | Знакомство учащихся с плоскостным построением лица человека. | ||
13 14 15 16 | Зарисовки фигуры человека в напряженной позе. | 6 | Схема построения человеческой фигуры, нахождение перекоса плечевой линии и тазовой при изгибе позвоночника в момент выполнения движения. | ||
17 18 19 20 | Постановка в интерьере из предметов крупной формы (ящик, ведро, садовый инвентарь и др.). | 6 | Освещение верхнее, рассеянное. Построение интерьера с использованием правил перспективы. Компоновка и выбор формата для рисунка. | ||
21 22 23 24 | Зарисовки однотонной драпировки или пальто, куртки, костюма, повешенных вертикально к поверхности стола. | 6 | Изучение светотени, пропорций и материала предметов. | ||
25 26 27 28 | Натюрморт из трех предметов: чучело птицы, геометрическое тело, бытовые предметы. | 6 | Передача фактуры и материала предметов в натюрморте. | ||
3.Герои нашего времени | 15 | ||||
29 30 | Композиция на тему «Война вчера, сегодня, завтра». Техника: рисунок. Материал: простой карандаш, ластик. | 3 | Просмотр презентации «Победа одна на всех». | ||
31 32 | Натюрморт на тему «Рабочий стол писателя». Техника: живопись. Материал: краски, кисти, простой карандаш. | 3 | Использование репродукций и иллюстраций из книг. | ||
33 34 | «В ритме танца». Техника: мокрая акварель Материал: акварель, кисти. | 3 | Детский досуг в рисунках. Изображение парного танца или одиночного. | ||
35 36 37 38 | «День оленевода». Национальные спортивные соревнования в рисунках. Техника: живопись Материал: акварель, гуашь, кисти, простой карандаш. | 6 | Просмотр фотографий с праздника «День оленевода» на папках – раскладушках. | ||
4. Конкурсы года | 12 | ||||
39 40 42 43 44 45 46 | Подготовка и выполнение конкурсных работ. | 12 | Участие в ежегодных районных, окружных и всероссийских конкурсах. | ||
5.Дизайн и оформительские разработки. | 36 | ||||
47 48 49 50 | Изготовление трафарета. Стилизация цветов птиц, животных, фруктов и т.д.
| 6 | Создание трафаретного фонда. Изо и черчение - интегрированный урок. | ||
51 52 | Изготовление панно на тему «Красная звезда – орден Победы». Техника: тамповка и аппликация. Материал: гуашь, журнальная продукция, ножницы, кисти и клей. | 3 | Построение панно с помощью чертежных инструментов. | ||
53 54 55 56 | Рекламный дизайн на тему «Этикетки духов, крема, дезодоранта». Дать название косметической продукции. Техника: тамповка. Материал: гуашь, трафарет, кисти. | 6 | Использование трафаретов и шаблонов. Изучение упаковочного материала. | ||
57 58 | Декоративный дизайн. Собрать рисунки обоев из стилизованных цветов. Техника: акварельная. Материал: краски, кисти, трафарет. | 3 | Использование трафаретов. Компьютерная версия. | ||
59 60 61 62 | Рекламный дизайн на тему «Витрина магазина». Техника: смешанная Материал: акварель, аппликационный материал, кисти, клей. | 6 | Изучение современной рекламы | ||
63 64 65 66 | Фонарные столбы. Техника: акварельная отмывка. Материал: акварель, кисти, вода. | 6 | Изо и черчение - интегрированный урок. Компьютерная обработка. | ||
67 68 69 70 | Текстильный дизайн. Разработка расцветки ткани по индивидуальному замыслу (зима, лето, осень, весна). Техника: свободная. Материал: краски, кисти, маркеры, тушь. | 6 | Образцы ткани посмотреть в кабинете технологии. | ||
6.Гармония формы и цвета | 15 | ||||
71 72 | Композиция на тему «Лебединые хороводы». Техника: живопись. Материал: краски, кисти, тушь. | 3 | |||
73 74 75 76 | «Орнаменты народов мира». Техника: роспись. Материал: краски, кисти, тушь. | 6 | Изобразить два орнамента для сравнительной характеристики. | ||
77 78 | Натюрморт на тему «Чайный сервиз». Техника: роспись. Материал: краски, кисти, тушь. | 3 | Композиция может дополнятся фруктами и драпировкой. | ||
79 80 | Составление шотландского узора. Техника: живопись. Материал: краски, кисти, тушь, фломастеры, маркеры. | 3 | Салфеточный узор самостоятельно составляется на компьютере в графическом редакторе Paint. | ||
7.Конструирование и моделирование | 30 | ||||
81 82 | Картонная игрушка «Матрешка», «Динамичная кукла».
игрушки.
обеспечения попарного движения конечностей. Материал: ватман, кисти, краски, нитки, ножницы, иглы, блестки. | 3 | Создание игрушек для детского театра. | ||
83 84 85 86 | Бумажная пластика. Изготовление объемных цветов-хризантем в 2-х или 3-х ярусах. Материал: белый ватман, лезвие, ножницы, клей. | 6 | Для оформления внеклассных мероприятий. | ||
87 88 | Мозаика «Ненецкие узоры».
Техника: аппликация. Материал: цветной картон, клей. Ножницы. | 3 | Создание папки – раскладушки. | ||
89 90 | Украшение ненецкой одежды на основе игрушки «Чум – дом и семья в нем». Техника: графическая. Материал: Распашонки-заготовки, ручка с черной пастой, фломастеры, циркуль, простой карандаш. | 3 | Создание объемной композиции. | ||
91 92 93 94 | «Русские узоры». Панно. Техника: аппликация. Материал: цветной картон, аппликационный материал, клей, нитки, тесьма. | 6 | Создание папки – раскладушки. | ||
95 96 97 98 | Декоративное рисование. Петриковская роспись – один из видов славянского художественного промысла.
узора.
другими цветами.
Техника: роспись. Материал: гуашь, тонкие кисти, белила. | 6 | Варианты Петриковской росписи находятся в папке – раскладушке. | ||
99 100 | Оформительская работа. Создание эмблемы школы, класса. Техника: графический рисунок. Материал: тушь, гелиевая ручка. | 3 | На конкурсной основе. Конкурс проводиться в школе или в классе среди её участников. | ||
8. Итоговая выставка | 12 | ||||
101 102 103 104 105 106 107 108 | Оформление выставочного материала. | 12 | Лучшие работы учащихся вставляются в рамки, в паспарту, подписываются и размещаются на школьном стенде. | ||
ИТОГО: | 162 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
1.Имена великих мастеров кисти.
2.Художественные жанры, направления в живописи, графике, дизайне.
3.Правила по цветоведению.
4.Игру цвета в различных вариациях: нюанс, контраст, плавно переходящая гамма, тональность, насыщенность, сочетаемость.
5.Историю развития декоративно- прикладного искусства.
6.Историю и природу своего края через художественные образы.
7.Законы линейной и воздушной перспективы.
8.Зависимость формы предметна от точки зрения на него.
9.Светотень, рефлексы, ракурс.
10.Основы академического рисунка.
11.Построение композиции.
Учащиеся должны уметь:
1.Выполнять наброски и зарисовки.
2.Передавать достоверность предмета и окружающего мира.
3.Использовать различные методики, техники, разнообразные жанры и художественные приемы по одноименным темам.
4.Моделировать объем тоном.
5.Выделять главное в творчестве, передавать содержание темы.
6.Создавать декоративные композиции, подчинять декоративной переработке формы предметов.
7.Осваивать методы и способы эстетического и художественного познания мира средствами живописи.
8.Решать композиционные задачи.
9.Передавать смысловые связи между персонажами.
10Развивать зрительное представление и навыки рисования по памяти.
11.Моделировать, конструировать, стилизовать предметы и образы.
12.Накапливать, систематизировать и применять на практике полученные знания.
Список используемой литературы для учителя
1. Хейзл Гаррисон, «Полный курс рисунок и живопись: материалы, техника, методы», Москва, 2005 год.
2. «Русские художники от «А» до «Я», Слово/ SLOBO/
3. «Узоры северного сияния», том I, Салехард, Санкт – Петербург, 2003 год.
4. Ян Сидуэй, «Как смешивать краски»,энциклопедия, Арт-Родник, 2004 год.
5. Н.М.Сокольникова, «Основы композиции». Изобразительное искусство, часть 3, 2001 год.
6. «Виктор Васнецов. Золотая галерея русской живописи», Москва, 2007 год.
7. С.Н Филиппова, «Изделия из кожи», «Издательство АСТ», 2003 год.
Список используемой литературы для учащихся:
1. «Узоры северного сияния», том I, Салехард, Санкт – Петербург, 2003 год.
2. Ян Сидуэй, «Как смешивать краски»,энциклопедия, Арт-Родник, 2004 год.
3. «Русские художники от «А» до «Я», Слово/ SLOBO/