Открытый урок по изобразительному искусству для учащихся 6 класса на тему: «Пейзаж моей малой родины. Ямальский север. Весна»

Складанная Дина Алексеевна

Урок проходит в историко-краеведческом музее. Площади музея позволяют детям работать на мольбертах. Компьтнрные технологии дают возможность расширить зрительный и иллюстрированный ряд для лучшего настроя детей на выполнение практической части работы. В уроке задействованы личностно-ориентированные технологии. Урок сопровождается легкой инструментальной музыкой. На мольбертах прикреплены образцы пейзажей,  поэтому учащимся удобно темы композиций заимствовать с них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yamalskiy_sever.urok_.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 2»

 пос. Ханымей  Пуровского района ЯНАО

   

Открытый урок по изобразительному искусству для учащихся 6 класса

на тему:

«Пейзаж моей малой родины. Ямальский север. Весна»

Урок составил: учитель высшей категории ИЗО и черчения

    Складанная Диана Алексеевна

п. Ханымей

 

Тема урока:

«Пейзаж моей малой родины. Ямальский север. Весна».

Цель урока: научить детей составлению пейзажной композиции с передачей в ней красоты природы своей малой родины.

Задачи урока:

Обучающие: изображать живописными  мазками послойные ряды в последовательности от дальнего вида к ближнему.

Развивающие: уметь передавать линейную и воздушную перспективу, учитывать пропорциональность ландшафта и флоры нашего края.

Воспитывающие: передача красоты родного края в гармоничном сочетании природных условий в пейзажной композиции.

Задание: изобразить весенний пейзаж своего родного края.

Техника исполнения: живопись.

Оборудование  урока: Презентация. Демонстрационный экран. Репродукции художников И. Левитана «Золотая осень», «Март. Большая вода», И. Шишкина «На севере диком», В. Васнецова «Аленушка» и др. Живописные посезонные пейзажи, выполненные учителем. В зале историко-краеведческого музея, где проходит урок, на выставке имеются пейзажи, выполненные художниками Пуровского района.

Оборудование  стола ученика: Мольберт, репродукция весеннего пейзажа, прикрепленная к мольберту в левом верхнем углу, простой карандаш, ластик, краски, палитры, кисточки, баночки с водой, тряпочка для рук и салфетки для кисточек.

План и ход урока

  1. Подготовка детей к  выполнению творческой работы (посадка за мольбертами).

Дети рассаживаются в зале музея так, чтобы всем было хорошо видно демонстрационный экран, выставку репродукций и полотен с пейзажами учителя на выставочных стендах. Рядом с мольбертом ученика размещается подставка с инструментами и материалами для работы. Учащиеся самостоятельно наполняют баночки водой, увлажняют краски  для выполнения живописной работы.

  1. Проверка  рабочих мест учащихся. Учитель проверяет готовность детей к началу урока и объяснению новой темы.
  2. Вступительное слово учителя  с объяснением  темы урока. Слайд № 1, 2.

 Учитель: Мы живем в таком удивительном крае, где зима не подчиняется календарным правилам, а точнее, ее продолжительность составляет почти 9 месяцев, а остальные 3 месяца выпадают на весну, лето и осень. Сейчас по календарю весна, а за окном полноправная хозяйка - зима, с высокими сугробами, с морозами и лишь с маленьким намеком на весну – ярким ласковым солнцем. О нашей ямальской природе я написала стихотворение «Земля моя», которое как нельзя лучше отражает ее своенравный характер. Музыкальным фоном для прочтения стихотворения будет служить мелодия «Странники в ночи». Слайд № 3.

Земля моя

Подуют с океана ветры жгучие,

Прольется дождь короткий в лучшем случае. Слайд №4.

И ждешь тепла ты ровно девять месяцев,

Но солнце, как назло, не грея, светиться, Слайд № 5.

У горизонта движется над елями,

Описывая круг лучами белыми. Слайд № 6.

И птицы не летят на Север с юга,

С едой оленю в тундре стало туго. Слайд № 7.

И вот оно, короткое и новое,

С мошкою, с комарами лето звонкое!

Ночь, словно день, полна живого смысла.

Как хорошо, что лето теплым вышло! Слайд № 8.

Над озером морошка поспевает,

Зеленым мхом тайга все покрывает, Слайд № 9.

Там лысый берег, где–то бугорочек,

За бугорком  ручей журчит, хохочет. Слайд № 10.

Земля моя, какая ты красивая!

Выносливая и неприхотливая!

Скромна зимой, зато ты летом буйная,

И снова молодая ты и юная. Слайд № 11.

Согрета облаками невесомыми,

Закатами вчерашними и новыми.

В судьбе моей играешь роль ты главную,

Земля моя, границ российских крайняя. Слайд № 12.

Подуют с океана ветры жгучие,

Прольется дождь короткий в лучшем случае. Слайд №13.

И ждешь тепла ты ровно девять месяцев,

Но солнце, как назло, не грея светиться,

Земля моя, холодная земля,

Люблю тебя мой край и мой Ямал! Слайд № 14.

                               31.05.2011 г.

                               Автор: Складанная Диана Алексеевна

Учитель:  Слайды к стихотворению отражают северные пейзажи нашего края в разные сезонные периоды. На импровизированной выставке представлены мои работы. Просматривая их, определите времена года, время суток и состояние природы.

Ученики: На картинах изображены все времена года: зима, лето, осень и весна.

Учитель:  Какие самые холодные ветра дуют на нашу землю?

Ученики: С Северного Ледовитого океана.

Учитель:  Почему в нашем регионе очень продолжительная зима, а весна, лето, осень вмешаются в 4 -5 месяцев?

Ученики: Мало светит солнце в течение суток, ветры порывистые и слишком холодные, дни короткие, земля плохо прогревается солнцем.

Учитель:  Какие животные проживают на территории Ямала в диких условиях, и какие из них приручены людьми?

Ученики: Медведи, олени, росомахи, песцы, лисы, волки, зайцы, белки и др. звери обитают в наших лесах. Ненцы приручили оленей и приобрели профессию оленевода.

Учитель:  Какие ягоды, травы, цветы произрастают в нашем регионе?

Ученики: Есть морошка, голубика, черника, брусника, клюква, княженика – самые распространенные ягоды. Растут мох, пижма, тысячелистник, багульник, ромашка, Иван- чай, клевер.

Учитель:  Наша малая родина примечательна еще и другой флорой? Назовите деревья нашего края.

Ученики: В наших лесах растут в основном такие деревья, как ель, сосна, лиственница, береза, кедр, осина, рябина.

Учитель:  Эти знания нам пригодятся во время изображения весеннего пейзажа, чтобы легче было наполнять свою работу природными образами. Сегодня тема урока звучит так: «Пейзаж моей малой родины. Ямальский север. Весна». Выйти на пленэр мы не можем из-за погодных условий, но зато мы можем просмотреть зрительный ряд, которым наполнен выставочный зал музея, а во время просмотра вдохновиться творческим процессом.

  1.  Изучение зрительного ряда с просмотром презентации.

     Презентация.

На демонстрационном экране в презентации и на выставочном стенде дети просматривают репродукции художников И. Левитана «Золотая осень», «Март. Большая вода», И. Шишкина «На севере диком», В. Васнецова «Аленушка» и др.

Вопросы к ученикам.

Учитель:  Каких вы еще знаете художников пейзажистов?

Ученики: А. Пластова, А. Саврасова, А. Куинджи, Паленова и др.

Учитель:  Знаете ли вы художников северного региона?

Ученики: Художники северного региона:  Н. Талигина, И. Худи, В. Ядне,  Геннадий Райшев, Юрий Вахрушев и др.

  1. Обсуждение весенних  явлений в природе нашего края.

Учитель:  Какие природные явления происходят весной?

Ученики: Солнце поднимается выше над головой, становится теплее, начинают набухать почки на деревьях, птички звонко поют, происходит таяние снега и льда, вскрываются водоемы и наступает время ледохода.

Учитель:  так как солнце меньше затянуто тучами, ярче светит, значит,  образуются падающие тени на снегу и на земле от деревьев и различных строений, небо становится светло-голубым, облака поднимаются выше и по цветовой гамме становятся светлее.

Учитель: Перед тем как приступить к выполнению дальнейшей работы  сделаем зарядку для хорошей осанки тела и для зрения.

Учащиеся встают в проходе парт.

Упражнение 1. Руки скользят вдоль тела и поднимаются вверх, потянутся вместе с руками на носочках, задержать паузу и плавно опуститься на полную ступню с опусканием рук.

Упражнение 2. Руки на талии, закручивание тела влево и вправо.

Упражнение 3. Руки на талии, попеременное вращение плечами вперед и назад.

Упражнение 4. Закрыть ладонями глаза, на счет 5 открыть.

Упражнение 5. Поморгать глазами часто – часто и перенести взгляд на углы противолежащей стены по часовой стрелке.

Упражнение 6. Диагонально и вертикально провести глазами по поверхности стены, описывая восьмерку, предположительно представляя, что точки находятся по углам стены и в центре.

  1. Этапы работы учащихся: Слайд № 16.

а) выполнение эскизов  рисунка  по схеме (карандашный этюд предполагаемой композиции);

б) грунтовка основы пейзажа (небо, земля, водоемы и др.) с помощью увлажненных красок;

 в) изображение второго плана с учетом воздушной перспективы;

 г) изображение среднего плана с учетом линейной перспективы;

 д) изображение ближнего плана с детальной прорисовкой стволов деревьев, кустарников, трав, цветов, тропинок, водоемов и др.;

 е) корректировка работ;

ж) индивидуальные консультации в процессе работы. Слайды № 17 - № 21.

7. Завершающие доработки на рабочих листах. 

Заполнение переднего плана более мелкими деталями с тщательной их проработкой, использование знаний по линейной перспективе.  Сверка соотношений близких объектов и дальних, цветовых решений с учетом воздушной перспективы удаленных предметов.

8. Оформление выставки готовых работ на мольбертах. Слайд № 22

Ученики выстраивают мольберты с подписанными работами вдоль одной стены, после чего идет общий просмотр пейзажей и выставление оценок после авторской защиты учениками своих композиций.

9. Подведение итога урока.

Вопросы к учащимся с анализом выполненных работ:

1, Что такое линейная перспектива?

2. Что такое воздушная перспектива?

3. Вы научились передавать линейную и воздушную перспективу, учитывать пропорциональность флоры нашего края?

4. Получалось ли у вас изображать живописными  мазками послойные ряды в последовательности от дальнего вида к ближнему в пейзаже?

5. В чем красота природы нашего северного края в период весны?

6. Что нового вы узнали на уроке?

7. С какими художниками и с какими произведениями искусства вы познакомились  сегодня на уроке?

Домашнее задание:

    На следующий урок понадобятся акварельные краски, кисточки разной толщины. Мы будем выполнять рисунки животного мира нашего края. Подберите рисунки с изображением этих животных.

     Урок окончен.

Литература, используемая на уроке:

  1. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс», Неменская Л.А., под редакцией Б.М. Неменского.
  2.  Хейзл Гаррисон, «Полный курс рисунок и живопись: материалы, техника, методы», Москва, 2005 год.
  3.  «Русские художники от «А» до «Я», Слово/ SLOBO/