Открытый урок по изобразительному искусству для учащихся 6 класса на тему: «Пейзаж моей малой родины. Ямальский север. Весна»
Урок проходит в историко-краеведческом музее. Площади музея позволяют детям работать на мольбертах. Компьтнрные технологии дают возможность расширить зрительный и иллюстрированный ряд для лучшего настроя детей на выполнение практической части работы. В уроке задействованы личностно-ориентированные технологии. Урок сопровождается легкой инструментальной музыкой. На мольбертах прикреплены образцы пейзажей, поэтому учащимся удобно темы композиций заимствовать с них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yamalskiy_sever.urok_.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 2»
пос. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Открытый урок по изобразительному искусству для учащихся 6 класса
на тему:
«Пейзаж моей малой родины. Ямальский север. Весна»
Урок составил: учитель высшей категории ИЗО и черчения
Складанная Диана Алексеевна
п. Ханымей
Тема урока:
«Пейзаж моей малой родины. Ямальский север. Весна».
Цель урока: научить детей составлению пейзажной композиции с передачей в ней красоты природы своей малой родины.
Задачи урока:
Обучающие: изображать живописными мазками послойные ряды в последовательности от дальнего вида к ближнему.
Развивающие: уметь передавать линейную и воздушную перспективу, учитывать пропорциональность ландшафта и флоры нашего края.
Воспитывающие: передача красоты родного края в гармоничном сочетании природных условий в пейзажной композиции.
Задание: изобразить весенний пейзаж своего родного края.
Техника исполнения: живопись.
Оборудование урока: Презентация. Демонстрационный экран. Репродукции художников И. Левитана «Золотая осень», «Март. Большая вода», И. Шишкина «На севере диком», В. Васнецова «Аленушка» и др. Живописные посезонные пейзажи, выполненные учителем. В зале историко-краеведческого музея, где проходит урок, на выставке имеются пейзажи, выполненные художниками Пуровского района.
Оборудование стола ученика: Мольберт, репродукция весеннего пейзажа, прикрепленная к мольберту в левом верхнем углу, простой карандаш, ластик, краски, палитры, кисточки, баночки с водой, тряпочка для рук и салфетки для кисточек.
План и ход урока
- Подготовка детей к выполнению творческой работы (посадка за мольбертами).
Дети рассаживаются в зале музея так, чтобы всем было хорошо видно демонстрационный экран, выставку репродукций и полотен с пейзажами учителя на выставочных стендах. Рядом с мольбертом ученика размещается подставка с инструментами и материалами для работы. Учащиеся самостоятельно наполняют баночки водой, увлажняют краски для выполнения живописной работы.
- Проверка рабочих мест учащихся. Учитель проверяет готовность детей к началу урока и объяснению новой темы.
- Вступительное слово учителя с объяснением темы урока. Слайд № 1, 2.
Учитель: Мы живем в таком удивительном крае, где зима не подчиняется календарным правилам, а точнее, ее продолжительность составляет почти 9 месяцев, а остальные 3 месяца выпадают на весну, лето и осень. Сейчас по календарю весна, а за окном полноправная хозяйка - зима, с высокими сугробами, с морозами и лишь с маленьким намеком на весну – ярким ласковым солнцем. О нашей ямальской природе я написала стихотворение «Земля моя», которое как нельзя лучше отражает ее своенравный характер. Музыкальным фоном для прочтения стихотворения будет служить мелодия «Странники в ночи». Слайд № 3.
Земля моя
Подуют с океана ветры жгучие,
Прольется дождь короткий в лучшем случае. Слайд №4.
И ждешь тепла ты ровно девять месяцев,
Но солнце, как назло, не грея, светиться, Слайд № 5.
У горизонта движется над елями,
Описывая круг лучами белыми. Слайд № 6.
И птицы не летят на Север с юга,
С едой оленю в тундре стало туго. Слайд № 7.
И вот оно, короткое и новое,
С мошкою, с комарами лето звонкое!
Ночь, словно день, полна живого смысла.
Как хорошо, что лето теплым вышло! Слайд № 8.
Над озером морошка поспевает,
Зеленым мхом тайга все покрывает, Слайд № 9.
Там лысый берег, где–то бугорочек,
За бугорком ручей журчит, хохочет. Слайд № 10.
Земля моя, какая ты красивая!
Выносливая и неприхотливая!
Скромна зимой, зато ты летом буйная,
И снова молодая ты и юная. Слайд № 11.
Согрета облаками невесомыми,
Закатами вчерашними и новыми.
В судьбе моей играешь роль ты главную,
Земля моя, границ российских крайняя. Слайд № 12.
Подуют с океана ветры жгучие,
Прольется дождь короткий в лучшем случае. Слайд №13.
И ждешь тепла ты ровно девять месяцев,
Но солнце, как назло, не грея светиться,
Земля моя, холодная земля,
Люблю тебя мой край и мой Ямал! Слайд № 14.
31.05.2011 г.
Автор: Складанная Диана Алексеевна
Учитель: Слайды к стихотворению отражают северные пейзажи нашего края в разные сезонные периоды. На импровизированной выставке представлены мои работы. Просматривая их, определите времена года, время суток и состояние природы.
Ученики: На картинах изображены все времена года: зима, лето, осень и весна.
Учитель: Какие самые холодные ветра дуют на нашу землю?
Ученики: С Северного Ледовитого океана.
Учитель: Почему в нашем регионе очень продолжительная зима, а весна, лето, осень вмешаются в 4 -5 месяцев?
Ученики: Мало светит солнце в течение суток, ветры порывистые и слишком холодные, дни короткие, земля плохо прогревается солнцем.
Учитель: Какие животные проживают на территории Ямала в диких условиях, и какие из них приручены людьми?
Ученики: Медведи, олени, росомахи, песцы, лисы, волки, зайцы, белки и др. звери обитают в наших лесах. Ненцы приручили оленей и приобрели профессию оленевода.
Учитель: Какие ягоды, травы, цветы произрастают в нашем регионе?
Ученики: Есть морошка, голубика, черника, брусника, клюква, княженика – самые распространенные ягоды. Растут мох, пижма, тысячелистник, багульник, ромашка, Иван- чай, клевер.
Учитель: Наша малая родина примечательна еще и другой флорой? Назовите деревья нашего края.
Ученики: В наших лесах растут в основном такие деревья, как ель, сосна, лиственница, береза, кедр, осина, рябина.
Учитель: Эти знания нам пригодятся во время изображения весеннего пейзажа, чтобы легче было наполнять свою работу природными образами. Сегодня тема урока звучит так: «Пейзаж моей малой родины. Ямальский север. Весна». Выйти на пленэр мы не можем из-за погодных условий, но зато мы можем просмотреть зрительный ряд, которым наполнен выставочный зал музея, а во время просмотра вдохновиться творческим процессом.
- Изучение зрительного ряда с просмотром презентации.
Презентация.
На демонстрационном экране в презентации и на выставочном стенде дети просматривают репродукции художников И. Левитана «Золотая осень», «Март. Большая вода», И. Шишкина «На севере диком», В. Васнецова «Аленушка» и др.
Вопросы к ученикам.
Учитель: Каких вы еще знаете художников пейзажистов?
Ученики: А. Пластова, А. Саврасова, А. Куинджи, Паленова и др.
Учитель: Знаете ли вы художников северного региона?
Ученики: Художники северного региона: Н. Талигина, И. Худи, В. Ядне, Геннадий Райшев, Юрий Вахрушев и др.
- Обсуждение весенних явлений в природе нашего края.
Учитель: Какие природные явления происходят весной?
Ученики: Солнце поднимается выше над головой, становится теплее, начинают набухать почки на деревьях, птички звонко поют, происходит таяние снега и льда, вскрываются водоемы и наступает время ледохода.
Учитель: так как солнце меньше затянуто тучами, ярче светит, значит, образуются падающие тени на снегу и на земле от деревьев и различных строений, небо становится светло-голубым, облака поднимаются выше и по цветовой гамме становятся светлее.
Учитель: Перед тем как приступить к выполнению дальнейшей работы сделаем зарядку для хорошей осанки тела и для зрения.
Учащиеся встают в проходе парт.
Упражнение 1. Руки скользят вдоль тела и поднимаются вверх, потянутся вместе с руками на носочках, задержать паузу и плавно опуститься на полную ступню с опусканием рук.
Упражнение 2. Руки на талии, закручивание тела влево и вправо.
Упражнение 3. Руки на талии, попеременное вращение плечами вперед и назад.
Упражнение 4. Закрыть ладонями глаза, на счет 5 открыть.
Упражнение 5. Поморгать глазами часто – часто и перенести взгляд на углы противолежащей стены по часовой стрелке.
Упражнение 6. Диагонально и вертикально провести глазами по поверхности стены, описывая восьмерку, предположительно представляя, что точки находятся по углам стены и в центре.
- Этапы работы учащихся: Слайд № 16.
а) выполнение эскизов рисунка по схеме (карандашный этюд предполагаемой композиции);
б) грунтовка основы пейзажа (небо, земля, водоемы и др.) с помощью увлажненных красок;
в) изображение второго плана с учетом воздушной перспективы;
г) изображение среднего плана с учетом линейной перспективы;
д) изображение ближнего плана с детальной прорисовкой стволов деревьев, кустарников, трав, цветов, тропинок, водоемов и др.;
е) корректировка работ;
ж) индивидуальные консультации в процессе работы. Слайды № 17 - № 21.
7. Завершающие доработки на рабочих листах.
Заполнение переднего плана более мелкими деталями с тщательной их проработкой, использование знаний по линейной перспективе. Сверка соотношений близких объектов и дальних, цветовых решений с учетом воздушной перспективы удаленных предметов.
8. Оформление выставки готовых работ на мольбертах. Слайд № 22
Ученики выстраивают мольберты с подписанными работами вдоль одной стены, после чего идет общий просмотр пейзажей и выставление оценок после авторской защиты учениками своих композиций.
9. Подведение итога урока.
Вопросы к учащимся с анализом выполненных работ:
1, Что такое линейная перспектива?
2. Что такое воздушная перспектива?
3. Вы научились передавать линейную и воздушную перспективу, учитывать пропорциональность флоры нашего края?
4. Получалось ли у вас изображать живописными мазками послойные ряды в последовательности от дальнего вида к ближнему в пейзаже?
5. В чем красота природы нашего северного края в период весны?
6. Что нового вы узнали на уроке?
7. С какими художниками и с какими произведениями искусства вы познакомились сегодня на уроке?
Домашнее задание:
На следующий урок понадобятся акварельные краски, кисточки разной толщины. Мы будем выполнять рисунки животного мира нашего края. Подберите рисунки с изображением этих животных.
Урок окончен.
Литература, используемая на уроке:
- «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс», Неменская Л.А., под редакцией Б.М. Неменского.
- Хейзл Гаррисон, «Полный курс рисунок и живопись: материалы, техника, методы», Москва, 2005 год.
- «Русские художники от «А» до «Я», Слово/ SLOBO/