Мастер-класс "Зимний пейзаж" акварелью
Мастер-класс "Зимний пейзаж" акварелью
Пушистый снежный покров изменяет вид пейзажа, смягчая очертания предметов и полностью изменяй цветовую гамму. Особенно сильные контрасты возникают солнечным зимним днем, когда на фоне ослепительно-белого снега начинают отчетливо проступать силуэты обнаженных деревьев.
Рисуя зимний пейзаж акварелью, по законам логики следует переходить от светлых тонов к более темным, сохраняя при этом чистыми большие участки бумаги. В готовой картине они будут изображать снежный покров.
В зимних пейзажах особенно заметны контрасты теплых и холодных тонов. Тени в пейзаже бывают, как правило, сине-лиловыми. Эти выразительные тени очень любили импрессионисты за то, что они ярко контрастируют с желтовато-оранжевыми тонами отраженного от поверхности снега солнечного света. В нашем случае контраст создают теплые коричневые и оранжевые тона деревьев и холодные, протянувшиеся на снегу, синие тени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_zimniy_peyzazh.docx | 873.45 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества станицы Калининской
Мастер-класс
«Зимний пейзаж.
Работа акварельными красками.»
педагог дополнительного образования
С.Л.Еременко
ст. Калининская
2017г.
Цель мастер-класса:
Ретрансляция педагогического опыта по формированию умений и навыков. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта написания картины акварельными красками «Зимний пейзаж».
Основные задачи:
- создание условий для профессионального общения, и стимулирование роста творческого потенциала педагогов;
- передача «продуктов» опыта, полученных в результате творческой деятельности педагога.
- формирование представления о работе акварелью, как видом изобразительного творчества.
- привитие интереса к живописи;
- создание зимнего пейзажа в нескольких техниках работы акварельными красками.
- развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.
Оборудование:
Натянутый лист плотной акварельной бумаги
Клейкая лента
Карандаш 2В
Круглые кисти №№4,7 и 10
Палитра
Акварельные краски: желтая охра, винзорская синька, жженая умбра, ультрамарин, оранжевый кадмий, красный кадмий, сырая умбра, сырая сиена, сепия.
Продолжительность мероприятия: 40 мин.
- Вступительная часть
Уважаемые коллеги! Пушистый снежный покров изменяет вид пейзажа, смягчая очертания предметов и полностью изменяй цветовую гамму. Особенно сильные контрасты возникают солнечным зимним днем, когда на фоне ослепительно-белого снега начинают отчетливо проступать силуэты обнаженных деревьев.
Рисуя зимний пейзаж акварелью, по законам логики следует переходить от светлых тонов к более темным, сохраняя при этом чистыми большие участки бумаги. В готовой картине они будут изображать снежный покров.
В зимних пейзажах особенно заметны контрасты теплых и холодных тонов. Тени в пейзаже бывают, как правило, сине-лиловыми. Эти выразительные тени очень любили импрессионисты за то, что они ярко контрастируют с желтовато-оранжевыми тонами отраженного от поверхности снега солнечного света. В нашем случае контраст создают теплые коричневые и оранжевые тона деревьев и холодные, протянувшиеся на снегу, синие тени.
Прежде чем приступить к работе с акварельными красками:
1. Не кладите кисточку с нанесённой на ней краской в рот, чтобы создать острый кончик.
2. Тщательно вымыть руки после завершения работы.
3. Не ешьте во время живописи.
4. Никогда не выливайте краски и растворители в раковину. Они засоряют трубы.
5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
2. Ход мастер-класса:
1. Рисуем элементы пейзажа
Чтобы готовую картину обрамляла белая рамка, оклейте лист бумаги по периметру полосами клейкой ленты. Возьмите карандаш 2В и наметьте основные элементы пейзажа. Не трогайте заснеженные участки — их создаст сама белая поверхность бумаги. Слегка наметьте задний план картины, а затем набросайте контуры стоящего на переднем плане дерева. На этом этапе работы не увлекайтесь деталями.
2. Наносим размывку
Переверните картину на 180 градусов и слегка наклоните. Увлажните участок неба на картине, смоченной в чистой воде кистью №10. Проведите над самым горизонтом линию жидко разведенной желтой охрой. Затем напишите небо полосами жидкой размывки винзорской синьки. При этом желтая и синяя краски смешаются между собой по краю.
3. Обозначаем деревья на заднем плане
Пока краски остаются влажными, нанесите очертания деревьев на заднем плане. Напишите более темные деревья смесью жженой умбры и ультрамарина. Для более светлых деревьев разведите красный и оранжевый кадмий. Краски должны слегка расплыться и образовать формы с мягкими краями. Перед тем как продолжить работу, просушите рисунок.
4. Добавляем темные деревья
Напишите еще один ряд деревьев на заднем плане с помощью более интенсивной смеси тех же красок. Самые темные участки леса на заднем плане напишите винзорской синькой, смешанной со жженой умброй или оранжевым кадмием в технике «влажным по влажному». Пока краски не просохли, добавьте на краю леса несколько мелких мазков винзорской синьки, смешанной с ультрамарином. Продолжайте работу, только когда краски полностью просохнут.
5. Пишем тени на снегу
Смочите бумагу чистой водой в тех местах, где вы собираетесь нарисовать тени. Возьмите кисть №7 и нанесите очень легкую, почти прозрачную, размывку оранжевого кадмия справа — там, где снег освещен солнцем. Пока бумага не просохла, приготовьте слабую размывку ультрамарина и нанесите на те участки картины, где будут видны отбрасываемые предметами тени. Оранжевая и синяя краски при этом мягко смешаются по краям. Просушите картину.
6. Пишем ручей и тени от деревьев
Жидко разведите винзорскую синьку и напишите ручей кистью №7. Пока синяя краска еще не успела просохнуть, изобразите отражения в воде стоящих на берегу деревьев. Для этого нанесите на поверхность ручья справа немного жженой умбры. Хаотично раскидайте по воде крапинки оранжевого кадмия.
Подмешайте в сырую умбру немного винзорской синьки. Возьмите кисть №4 и наметьте легкими мазками стволы и основные ветви на дальних деревьях. Более мелкие ветки напишите самым кончиком кисти.
Как рисовать зимние деревья.
Для того чтобы нарисовать обнаженное зимнее дерево нужно хорошо продумать форму его ствола и узор ветвей. Толстые ветви дерева сужаются к концу. Чтобы показать это, начинайте рисовать ветку от ствола и постепенно приподнимайте кончик кисти. При этом нарисованная вами линия будет сужаться к концу. Тонкие мелкие ветки следует писать самым кончиком кисти.
7. Добавляем детали заднего плана
Подмешайте в сырую умбру немного винзорской синьки. Возьмите кисть №4 и наметьте легкими мазками стволы и основные ветви на дальних деревьях. Более мелкие ветки напишите самым кончиком кисти.
8. Добавляем детали переднего плана
Напишите смесью жженой умбры и оранжевого кадмия берега в левой части картины. Добавьте в смесь немного винзорской синьки и ультрамарина и закончите писать растения. Разбросайте здесь и там мелкие крапинки сырой сиены. Просушите картину.
9. Рисуем деревья
Загрузите сепией кисть №4 и напишите деревья у моста. Эти деревья должны быть темнее, а их очертания – отчетливее, чем у деревьев на заднем плане. Это поможет вам создать иллюзию глубины пространства картины.
Теперь наша картина почти готова и хорошо передает атмосферу холодного зимнего дня. Этот эффект достигнут благодаря контрасту между теплыми отблесками солнечных лучей на снегу и протянувшимися по снежному покрову холодными синими тенями. Осталось еще немного поработать над фактурой переднего плана.
Увлажните бумагу в левой части переднего плана картины и напишите кончиком кисти, торчащие из-под снега сухие растения.
10. Добавляем тени
Возьмите кисть №4 и напишите размывкой ультрамарина тени, лежащие на протоптанной в снегу дорожке на переднем плане картины. Напишите той же размывкой четкие тени, которые отбрасывают на снег перила моста.
Наш «Зимний пейзаж» готов.
В работе по данной теме применяются следующие методы и приемы работы:
- объяснительный (рассказ, беседа);
- иллюстративный (демонстрация наглядных пособий, приемов живописи, показ готового пейзажа);
- деятельностный (написание пейзажа);
- проблемный (создание зимнего пейзажа с учетом творческого подхода);
- частично-поисковый (добавление мелких деталей);
- активный (соревнование на качество исполнения и коллективная работа).
- Рефлексия
Уважаемые коллеги, успешность выполнения вами задания позволяет сделать следующие выводы:
- Написание живописной картины – занятие не только увлекательное, но и полезное, так как способствует творческому развитию обучающихся.
- Немного терпения и фантазии – и вы можете написать своими руками уникальную картину для себя или подарить ее друзьям и знакомым.
- Работа осуществляется без напряжения, при этом достигается быстрый результат и картина выглядит эффектно. Тем самым создается «ситуация успеха», которая способствует мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
- Самоанализ
В качестве самоанализа хочу сказать, что поставленные задачи выполнены. Я постаралась создать оптимальные условия для передачи «продуктов опыта» участниками мастер-класса через освещение опыта работы, применение наглядных пособий.
Во вступительной части была объявлена тема мастер-класса и обозначена ее актуальность в развитии творческих способностей обучающихся.
В основной демонстративной части были рассмотрены этапы работы по написанию пейзажа акварелью. Вы ознакомились с методами и приемами работы с воспитанниками.
В заключение был подведен итог об эффективности используемых методов и приемов работы с обучающимися.
Отсюда – вывод. Основные задачи удалось реализовать. Работа по теме мастер-класса дала возможность вам ознакомиться с новой информацией, почувствовать новые ощущения, выполнить хорошие работы.
Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была благожелательной. Общение с вами носило творческий характер и доставило мне большое удовольствие.
- Окончание мастер-класса
Возьмите на память свои «Зимние пейзажи», которые вы так хорошо написали. Пусть они вами несут приятные воспоминания, умиротворение и эстетическое наслаждение.
Благодарю всех за активное участие! До новых встреч!
Литература.
Учебное пособие «Техника акварельной живописи». П. П. Ревякин М.: Госиздатстройлит, 1959 г.
«Основы живописи.» Могилевцев В. А., г. Санкт-Петербург, 2007 г.
«Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты.» Кейт Фенвик, «АСТ, Астрель», 2005 г.
«Искусство цвета.» Иоханнес Иттен, «АСТ, Астрель», 2013 г.
«Основы композиции.» Н. М. Сокольникова. Обнинск: Титул, 1996.
Браславская Е.Г. Мастер-класс для педагогов дополнительного образования // дополнительное образование и воспитание, № 05, 2008.
Николаева Л.П. Мастер-класс для педагогов дополнительного образования // дополнительное образование и воспитание, № 6, 2014.