Эстетическая роль ритма в композиции
Ритм является, прежде всего, одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сфера деятельности: в космических явлениях, в органической неорганической природе (грани кристалла, морской прибой и т.д.), в повторяемости времён года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения т.д.) Однако ритм в природе и ритм в искусстве – это не совсем одно и то же.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskaya_rol_ritma_v_kompozitsii.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическая роль ритма в композиции
Ритм является, прежде всего, одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сфера деятельности: в космических явлениях, в органической неорганической природе (грани кристалла, морской прибой и т.д.), в повторяемости времён года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения т.д.) Однако ритм в природе и ритм в искусстве – это не совсем одно и то же.
Подражая некоторым видам ритма в природе, искусство делает ритм одним из важнейших средств композиции. Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические.
«В искусстве ритмическая повторяемость не жёсткая, не математически точная, она всегда предполагает отступление от правил периодической упорядоченности. «Перебои» ритма, ритмические акценты и, так называемые, «стяжения» - характерная особенность искусства.»
Одни художники ритм считают правилом композиции, другие – закономерностью, третьи – организующим началом композиции.
Понимая ритм, как организующее начало, Е.А. Кибрик пишет:
«Ритмическая основа композиции выражает внутреннюю закономерность идейного замысла художника. Эта особая закономерность присутствует в каждом идейном замысле, и умение найти соответствующий ему композиционный строй или ритм является залогом художественности в произведении.
Ритм – это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое. Именно через него сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства, неотделимые от художественности».
Ритм, бесспорно, выполняет организационную и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. При участии тональных и цветовых контрастах, ритм, почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве. В то же время, ритм обладает свойством через определённый порядок в изображении обычных предметов, почеркнуть их эстетическую сторону, открывая их красоту.
Искусствовед Е.В. Волкова говорит:
«Художественные ритмы воздействуют в характерном для эстетического восприятия направлении. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Повтор, который всегда присутствует в ритме, напоминает о предыдущем и заставляет предвидеть, ожидать последующее. Отступление от правильного периодического чередования создаёт нарушения единообразия и монотонности»
Литература:
- М. Алпатов «Композиция в живописи» (М. 1940 г.)
- К.Ф.Юона «О живописи» (М., 1937 г.)
- Е.В. Шорохов «Композиция» (М., 1986г.