Методическое сообщение: Самоисследование "Использование нетрадиционной техники изображений на уроках изо как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"
Опыт проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_netradits_tehniki_izobrazheniya_na_urokah_izo.docx | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 29 августа 2016г.
Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся
Содержание:
Раздел I. Информация об опыте….……………………………………1 стр.
Раздел II. Технология опыта……………………………………………4 стр.
Раздел III. Результативность опыта…………………………………… 9 стр.
Библиографический список…………………………………………….10 стр.
Раздел I.
Информация об опыте
33 года работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают труд интересным, результативным, удовлетворяющим запросы учеников. В процессе работы сформулирована тема своего исследования: «Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся».
Условия возникновения опыта
Муниципальное учреждение дополнительного образования города Дорогобужа является учебным заведением, реализующим программы ФГТ. Это обеспечивает рост культурного уровня и творческих способностей обучающихся. В школе учатся дети, имеющие средний уровень интеллекта и психического развития. Отсюда можно утверждать, что контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями.
Познавательный объем информации и доступные требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Урок изобразительного искусства учит видеть, думать, понимать красоту окружающего мира, человеческого общения и взаимоотношений.
Началом работы над опытом стало проведение диагностики по методике М. П. Нечаева «Мотивация учения и отношение подростков к процессу познания»; определение уровня самореализации в учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Таким образом, возникла необходимость в применении новых подходов в организации учебного процесса.
Актуальность опыта
Проблема творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созиданию психолого - педагогических и организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень художественной культуры учащихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. Одним из путей развития художественной культуры школьников видится в овладении нетрадиционными техниками изображения на уроках изобразительного искусства. Известный художник и педагог П.П.Чистяков утверждал: «Познавая природу, человек поступает как художник, а художник – это человек, избранный природой для выражения искусством образа, есть человек одаренный особенно от других творческой способностью все обобщать и делать на основании данности все выводы и творить новое и разнообразное, смотря по своей особе. В ученике всегда нужно вызывать веру в себя, к каждому ученику нужно подходить сообразно его наклонностям и особенностям, и в зависимости от знаний давать советы, что одному может быть на пользу, другому во вред. Искусство не ремесло, не фраза пустая, а песня, спетая во - всю мочь и от всей души».
Основной акцент в опыте сделан на развитие творческих способностей, учащихся через использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии творческого потенциала и индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник, которые позволяют получить всестороннее развитие художественной культуры личности.
Длительность работы над опытом
Длительность работы над представляемым опытом составляет 3 года с 2013года по 2016 год.
1-ый этап – начальный – (сентябрь 2013 года - декабрь 2013 года) – когда обозначилась проблема использования таких технологий на уроках изобразительного искусства, которые в принципе не противоречили бы традиционным методам обучения и служили ориентацией нового содержания на развитие художественной культуры и творческих способностей обучающихся через использование инновационных форм обучения. На начальном этапе изучалась научная и методическая литература, материалы периодической печати, интернет-ресурсы по данной проблеме.
2-ой этап – основной – (январь 2014 года – март 2016 года) – апробирование системы формирования художественной культуры на уроках по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник.
3-ий этап – заключительный – (март 2016 года – май 2016 года) –обработка и осмысление полученных в ходе работы данных, систематизация и обобщение результатов, оформление опыта работы. Заключительный этап показал эффективность применяемых форм и методов.
Диапазон опыта
Опыт представляет систему уроков, направленных на формирование творческих способностей детей школьного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя занятия, упражнения, практические приёмы работы с различными материалами. Технология использования нетрадиционных техник изображения, включенная в эту систему, может быть использована в рамках любого урока по изобразительному искусству.
Теоретическая база опыта
Проблемой развития детского изобразительного творчества и способностей занимались: А. В. Бакушинский, Т. Г. Казакова, К. Д. Ушинский, Б. М.Теплов, Л. С. Выготский, Н. М. Сокольникова, С. Л. Рубинштейн, И. П. Волков, Б. М. Неменский и др.
Б. М. Неменский – развитие познавательного интереса, постоянная смена художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.
Л.С.Выготский - творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.
Б.М.Теплов – под способностями понимает индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.
С.Л.Рубинштейн – развивая на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Под способностями Рубинштейн понимал пригодность к определенной деятельности. О способностях можно судить по достижениям по легкости усвоения и быстроте продвижения.
Н.М.Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.
Т.А.Юшко – художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.
Я.А.Коменский - основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важные для обучения рисованию принцип « от общего к частному», затем не менее важный принцип - « от более легкого - к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения.
При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучения, о развитии детского творчества и способностей
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в отборе приемов и методов на уроках изобразительного искусства, обеспечивающих формирование культурного уровня учащихся, развитию индивидуальных способностей при использовании нетрадиционных художественных материалов и техник изображения.
Характеристика условий, в которых возможно
применение данного опыта
Данный опыт может быть использован в различных образовательных учреждениях. С учащимися разных возрастных групп. А также при организации классно – урочных занятий, внеурочной деятельности и внеклассной работы.
Раздел II.
Технология опыта
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Целью данного опыта является обеспечение положительной динамики развития художественной культуры и творческих способностей учащихся, необходимых не только для учебно-воспитательного процесса, но и для практического применения в повседневной жизни.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
- создание атмосферы заинтересованности и творчества;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
- воспитание нравственных качеств личности учащихся.
Для решения поставленных задач опыта применялись методы художественно - эстетического воспитания:
- метод сравнений (для активизации мышления);
- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей;
- визуально-аналитический метод;
- наглядный метод;
- метод «открытий» (творчество порождает новую идею);
- словесный метод.
Формы работы:
- коллективно - творческая деятельность;
- индивидуально практическая деятельность;
- игровые формы работы.
Организация учебно-воспитательного процесса
Многолетний опыт работы показывает, что нетрадиционные техники – это толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Содержание образования
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования включает в себя: использование техники линии, тушевки, способ использования тех или иных материалов: бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши.
Использование нетрадиционной техники на уроках изобразительного искусства даёт хорошие результаты. Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью использования таких техник дети начинают успешно рисовать. Нетрадиционные техники – использование необычных материалов и способов изображения. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения. Автор опыта предлагает учащимся нетрадиционные техники:
- Парафиновая техника (гратография) или рисование свечой, восковыми мелками; рисование водорастворимыми карандашами; кляксография;
- Техника «граттаж» (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.
- Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
- Техника «Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Оттиск со стекла, на которое нанесены краски. «Моно» - один, «типия» - отпечаток.
- Техника «Энкаустика» (греч. enkaustiké, от enkáio — жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом.
- Техника «Пуантилизм» - рисование точками.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. На занятиях нетрадиционной техникой рисования ребёнок учится думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе.
Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует их интерес к изобразительному искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
Первоначальные навыки изображения нетрадиционными материалами учащиеся получили в младших классах (1,2 класс). Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.
С переходом в среднее звено (3 класс) идет обобщение накопленного учащимися умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень, а именно: знакомит с многообразием материалов, которыми может пользоваться взрослый художник. На каждой новой ступени познания учащиеся возвращаются уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод «забегания вперед» и «возвращения к пройденному»). Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса «у меня не получается», «я не умею». С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Задача учителя - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, развить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности связаны с интересами детей. Важным моментом поддержания интереса детей к урокам изобразительного искусства является его творческая активность.
Творческие способности – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий. Это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Поэтому:
- первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей.
- второй принцип – объяснение и практический показ приемов работы.
- третий принцип – использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности.
- В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать новый опыт. Чем шире диапазон приобретенного на уроке изобразительного искусства практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества.
Описание содержания обучения
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства обучения. Автор опыта использует такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
При выполнении графических работ обращаются к технике «напыления» красками разной плотности и различных оттенков. Художники, работая в этой технике, ученики пользуются обычной зубной щеткой и карандашом, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении темы «Пейзаж-настроение»
Технику «кляксография» (выдувания) используем при создании композиции «Пятно как средство выражения» (4 класс). Особый интерес у детей вызывает техника «гратография» или рисование свечой, восковыми мелками. Граттаж (процарапывание) введен немецким художником Максом Эристом. Работа тушью также привлекает детей. В этой технике выполняют работы: Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (тушь, белила, соль; акварель и тушь; пастель и акварель; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости.
Использование в практической деятельности на уроках изобразительного искусства различных художественных материалов и техник позволяет заинтересовать обучающихся, поверить в свои возможности, вовлечь их в процесс творческой деятельности, который позволяет раскрыть творческие способности каждого учащегося.
Раздел III
Результативность опыта
В итоге целенаправленной работы по использованию нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства автору опыта удалось получить положительную динамику роста по следующим показателям:
1.Уровень способностей учащихся к творчеству.
2.Результативная таблица выявление творческих показателей интереса учащихся к предмету.
На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:
- повысился интерес к предмету у обучающихся.
- результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование художественной культуры учащихся в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник.
Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.
Дальнейшие перспективы автор опыта видит в распространении опыта на основе творческого сотрудничества с преподавателями, в процессе организации семинаров и мастер-классов.
Успешность реализации творческих способностей
представлена в таблице результативностью обучающихся в зональных, областных конкурсах рисунка.
Данная таблица результативности опыта показали, что использование нетрадиционных технологий дает положительную динамику успешность реализации творческих способностей, повышения интереса к предмету.
Библиографический список:
1. Гросул Н. В. Детская одаренность в изобразительном творчестве. Изобразительное искусство в школе. 2008. №4. с. 22-28
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.
3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1.
Ростов н /Д: «Учитель»,2006. 288 с.
4. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд М.: «Просвещение» 1995. 270с.
5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе М.: «Просвещение» 1980. 250с.
6. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока
Ростов н /Д: «Учитель». 2003. 160 с.