Методическое сообщение: Самоисследование "Использование нетрадиционной техники изображений на уроках изо как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Колупанова Лариса Ивановна

Опыт проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_netradits_tehniki_izobrazheniya_na_urokah_izo.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 29 августа 2016г.

Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся

Содержание:

Раздел I. Информация  об опыте….……………………………………1 стр.

Раздел II. Технология опыта……………………………………………4 стр.

 

Раздел III. Результативность опыта…………………………………… 9 стр.

Библиографический список…………………………………………….10 стр.  

Раздел I.

Информация об опыте

         

33 года работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают труд интересным, результативным, удовлетворяющим запросы учеников. В процессе работы   сформулирована тема своего исследования: «Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся».

Условия возникновения опыта

Муниципальное  учреждение  дополнительного образования города Дорогобужа является учебным заведением, реализующим  программы ФГТ.  Это обеспечивает рост  культурного уровня и творческих способностей обучающихся.  В школе    учатся  дети,  имеющие средний уровень интеллекта и психического развития. Отсюда можно утверждать, что  контингент учащихся  разнороден и представлен различными социальными слоями.   

  Познавательный объем информации и доступные требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Урок  изобразительного искусства учит видеть, думать, понимать красоту окружающего мира, человеческого общения и взаимоотношений.

            Началом работы над опытом стало проведение диагностики по методике М. П. Нечаева «Мотивация учения и отношение подростков к процессу познания»; определение   уровня самореализации  в учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства.

           Таким образом, возникла необходимость в применении новых подходов в организации учебного процесса.        

Актуальность опыта

Проблема творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к  постоянному выявлению и созиданию психолого - педагогических и  организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень художественной культуры учащихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. Одним из путей развития художественной культуры школьников видится в овладении нетрадиционными техниками изображения на уроках изобразительного искусства.   Известный художник и педагог П.П.Чистяков утверждал: «Познавая природу, человек поступает как художник, а художник   – это человек, избранный природой для выражения искусством образа, есть человек одаренный особенно от других творческой способностью все обобщать и делать на основании данности все выводы и творить новое и разнообразное, смотря по своей особе. В ученике всегда нужно вызывать веру в себя, к каждому ученику нужно подходить сообразно его наклонностям и особенностям, и в зависимости от знаний давать советы, что одному может быть на пользу, другому во вред. Искусство не ремесло, не фраза пустая, а песня, спетая во - всю мочь и от всей души».

    Основной акцент в  опыте  сделан на  развитие  творческих способностей, учащихся  через   использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства.

                            Ведущая педагогическая идея опыта

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии творческого потенциала  и  индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник, которые позволяют получить всестороннее развитие художественной культуры личности.    

  Длительность работы над опытом

Длительность работы над представляемым опытом составляет 3 года с 2013года по 2016 год.

1-ый этап – начальный –  (сентябрь 2013 года - декабрь 2013 года) – когда обозначилась проблема использования таких технологий на уроках изобразительного искусства, которые в принципе не противоречили бы традиционным методам обучения и служили ориентацией нового содержания на развитие художественной культуры и творческих способностей обучающихся через использование инновационных форм обучения. На начальном этапе изучалась научная и методическая литература, материалы периодической печати, интернет-ресурсы по данной проблеме.

2-ой этап – основной – (январь 2014 года – март 2016 года) –  апробирование системы формирования художественной культуры    на уроках по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник.

3-ий этап – заключительный – (март 2016 года – май 2016 года) –обработка и осмысление полученных в ходе работы данных, систематизация и обобщение результатов, оформление опыта работы.  Заключительный этап показал эффективность применяемых форм и методов.

Диапазон опыта

 Опыт представляет систему уроков, направленных на формирование творческих способностей детей  школьного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя   занятия,   упражнения,   практические приёмы работы с различными материалами. Технология использования    нетрадиционных техник изображения, включенная в эту систему, может быть использована в рамках любого урока по изобразительному искусству. 

Теоретическая база опыта

              Проблемой развития  детского изобразительного творчества и способностей занимались: А. В. Бакушинский, Т. Г. Казакова,     К. Д. Ушинский, Б. М.Теплов, Л. С. Выготский, Н. М. Сокольникова, С. Л. Рубинштейн,   И. П. Волков,  Б. М. Неменский и др.

     Б. М. Неменский – развитие познавательного интереса, постоянная смена художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся  и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает  в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.

   Л.С.Выготский - творческие занятия детей могут возникать только из детских  интересов. Он отмечает сложность  процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие  восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества.  Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.

   Б.М.Теплов – под способностями понимает  индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются  только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и  убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.

        С.Л.Рубинштейн – развивая на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а  развития, в котором задатки входят как исходный  момент, как предпосылка. Под способностями Рубинштейн понимал  пригодность к определенной  деятельности. О способностях можно судить по достижениям по легкости усвоения и быстроте продвижения.

   Н.М.Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а  цельно.

    Т.А.Юшко – художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной  самооценке жизненных ориентиров.

  Я.А.Коменский -  основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важные для обучения рисованию принцип « от общего к частному», затем не менее важный принцип - « от более легкого - к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения.

       При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.

   Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучения, о развитии детского творчества и способностей

Новизна опыта

          Новизна опыта состоит  в отборе приемов и методов   на уроках изобразительного искусства, обеспечивающих формирование культурного уровня учащихся, развитию  индивидуальных способностей  при   использовании       нетрадиционных  художественных материалов и техник изображения.

Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта

Данный опыт может быть использован в различных образовательных учреждениях. С  учащимися разных возрастных групп. А также при организации классно – урочных занятий, внеурочной деятельности и внеклассной работы. 

Раздел II.

Технология опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью  данного опыта  является обеспечение  положительной динамики развития художественной культуры и творческих способностей учащихся, необходимых не только для учебно-воспитательного процесса, но и для практического применения в повседневной жизни.
 Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих 
задач: 

  •  совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
  •  создание атмосферы заинтересованности и творчества;
  •  развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности; 
  •   воспитание нравственных качеств личности учащихся. 

Для решения поставленных задач  опыта применялись  методы художественно - эстетического воспитания:

- метод сравнений (для активизации мышления);
- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная,        а  целенаправленная);
- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей;
- визуально-аналитический метод;

- наглядный метод;

- метод «открытий» (творчество порождает новую идею);

- словесный метод.

Формы работы:

- коллективно - творческая деятельность;
- индивидуально практическая деятельность;
- игровые формы работы.

Организация учебно-воспитательного процесса

            Многолетний опыт работы показывает, что   нетрадиционные техники – это толчок к  проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

          Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.       При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Содержание образования

         Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в  создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка  следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их  использования  для целей изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования включает в себя: использование техники линии, тушевки, способ использования тех или иных  материалов: бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши.

     Использование нетрадиционной техники на уроках изобразительного искусства даёт хорошие результаты. Работы получаются даже у того, кто  не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью использования таких техник дети  начинают успешно рисовать.  Нетрадиционные техники – использование необычных материалов и способов изображения. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от  окружающей жизни. Делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения. Автор опыта предлагает учащимся нетрадиционные техники:

  • Парафиновая техника (гратография) или рисование свечой, восковыми мелками; рисование водорастворимыми карандашами; кляксография;
  • Техника «граттаж»  (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.                   
  • Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
  • Техника «Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.     Оттиск со стекла, на которое нанесены краски. «Моно» - один, «типия» - отпечаток.                            
  • Техника  «Энкаустика» (греч. enkaustiké, от enkáio — жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом.    
  •  Техника «Пуантилизм» - рисование точками.

     Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. На занятиях нетрадиционной техникой рисования ребёнок учится думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе.

     Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует их интерес к изобразительному искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.    

       Первоначальные навыки  изображения нетрадиционными материалами учащиеся получили в младших классах (1,2 класс). Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от  окружающей жизни. Разнообразие изобразительных  материалов обогащает восприятие  и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.

      С переходом в среднее звено (3 класс) идет обобщение накопленного учащимися умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень, а именно: знакомит с многообразием материалов, которыми может пользоваться взрослый художник. На каждой новой ступени познания учащиеся возвращаются уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод «забегания вперед» и «возвращения к пройденному»).     Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса   «у меня не получается», «я не умею».         С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Задача учителя - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности,       развить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное.       
        Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности связаны с интересами детей.   Важным моментом поддержания интереса детей к урокам изобразительного искусства является его творческая активность. 

          Творческие способности – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий. Это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Поэтому:

  • первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей.
  • второй принцип – объяснение и практический показ приемов работы. 
  • третий принцип – использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности.
  • В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки:  умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать    новый опыт. Чем шире диапазон приобретенного на уроке изобразительного искусства практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества.          

Описание содержания обучения

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства обучения.  Автор опыта  использует такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам,  наблюдения,   экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы.    Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

-  от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового   материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

-  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-  от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. 

     При выполнении графических работ обращаются к технике «напыления» красками разной плотности и различных оттенков. Художники, работая в этой технике, ученики пользуются обычной зубной щеткой и карандашом, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении темы   «Пейзаж-настроение»

    Технику «кляксография»  (выдувания) используем при создании композиции     «Пятно как средство выражения» (4 класс).  Особый интерес у детей вызывает  техника «гратография»  или рисование свечой, восковыми мелками. Граттаж  (процарапывание) введен немецким художником Максом Эристом.    Работа тушью также привлекает детей. В этой технике выполняют работы:  Линия и ее выразительные возможности.   Ритм линий.  
Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике
  (тушь, белила, соль; акварель и тушь;   пастель и акварель;  акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости.   
          Использование  в практической деятельности на уроках изобразительного искусства   различных художественных  материалов и техник позволяет заинтересовать обучающихся,  поверить в свои возможности, вовлечь их в процесс творческой деятельности, который позволяет раскрыть творческие способности  каждого  учащегося.  

Раздел III

Результативность опыта

В итоге целенаправленной работы по  использованию нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства автору опыта удалось получить положительную динамику роста по следующим показателям:

 1.Уровень способностей учащихся к творчеству.

 2.Результативная таблица выявление творческих показателей интереса учащихся к предмету.

      На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие  выводы:
-    повысился интерес к предмету у обучающихся.

 -  результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование художественной культуры   учащихся   в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник.

Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

        Дальнейшие перспективы  автор опыта видит в   распространении опыта на основе творческого сотрудничества с преподавателями, в процессе организации семинаров и  мастер-классов. 

                         

                   

Успешность реализации творческих способностей

  представлена  в таблице результативностью обучающихся в зональных,  областных  конкурсах   рисунка.

   

п\п

Ф.И. учащегося

Класс

 Год  

 

      Название

      конкурса

    Уровень  

Место

1.

Борисова Анастасия

1

2015

«Великая Победа великой страны»

Областной

II

2.

Свешникова Анастасия

1

2015

«Великая Победа великой страны»

Областной

Поощр

3.

Яковлева Евгения

     4

2016

«В словах мы видим вдохновенье»

Областной Зональный

    I

    I

4.

Кушлянова Дарья

3

2016

«В словах мы видим вдохновенье»

Зональный

    I

     Данная таблица результативности опыта показали, что использование  нетрадиционных  технологий дает положительную динамику успешность реализации творческих способностей, повышения интереса к предмету.  

        

 

Библиографический список:

1. Гросул Н. В. Детская одаренность в изобразительном творчестве. Изобразительное искусство в школе.  2008. №4. с. 22-28

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.

3. Кульневич С. В.,  Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1.

Ростов н /Д: «Учитель»,2006.   288 с.

4. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд М.: «Просвещение» 1995. 270с.

5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе    М.: «Просвещение» 1980. 250с.

6.  Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока

 Ростов н /Д: «Учитель». 2003.  160 с.