Тематический конспект «Искусство раннего средневековья». Искусство Оттоновской империи. Книжная миниатюра.
Иллюстрированный конспект по теме "Книжная миниатюра Оттоновской империи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оттоновская империя. Миниатюра | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект «Искусство раннего средневековья».
Искусство Оттоновской империи. Книжная миниатюра.
Тысячный год был временем эсхатологических ожиданий. По всей вероятности, в это время, в самом начале 11 века, была украшена рукопись Апокалипсиса, подаренная бамбергскому монастырю Св. Стефана императором Генрихом II в 1020-м году. Бамбергский Апокалипсис (Бамберг, Государственная библиотека) состоит из 57 листов, на которых располагается 50 страничных и полустраничных иллюстраций к тексту.
По сравнению с испанскими Апокалипсисами, бамбергские иллюстрации отличаются более близкими к классическим нормам пропорциями фигур, но при этом особой лаконичностью рисунка, обобщённостью контуров, изобилием золотых фонов, напряженной экспрессией жестов и пронзительной силой взгляда словно выкатывающихся из орбит глаз.
Предельная лаконичность композиции, преобладание символики над конкретностью, мерцающее сияние золотых фонов позволили мастеру приблизиться к духу евангельской книги.
Расположенная к конце книги миниатюра с изображением коронования императора воплощает идею о божественном происхождении императорской власти. И на этот раз император восседает на троне со скипетром и державным диском с крестом. Вместо стран-данниц, которые перемещены на ярус ниже, или свиты по сторонам его стоят апостолы Пётр и Павел, возлагающие корону на его голову.
Идея божественного происхождения императорской власти воплощена также в миниатюре, открывающей Книгу евангельских чтений (1007 – 1012 гг., Мюнхен, Государственная библиотека), сделанную для первого императора франконской династии Генриха II. Заключенная в роскошный оклад, украшенный вставками эмали и драгоценными камнями, рукопись долго хранилась в соборе, чтившем память императора и ставшем усыпальницей его и императрицы Кинигунды.
«Коронование Генриха II и Кунигунды» расположено в начале книги. На этот раз обряд совершает сам Христос, он возлагает короны на головы коленопреклонённых императора и императрицы. При этом священнодействии присутствуют патроны собора – апостолы Пётр и Павел. В нижнем ярусе композиции расположены персонификации империи и стран-данниц с дарами.
В ещё более символической интерпретации представлена сцена коронования Генриха II в исполненном для него Сакраментарии (Сакраментарий Генриха II, 1002 – 1014 гг., Мюнхен, Баварская Государственная библиотека).
Всю вертикальную ось композиции занимают фигуры восседающего на радуге в обрамлении мандорлы благославляющего Христа и стоящего у его ног императора. В левой руке Христос держит царскую диадему, возлагая её на голову земного правителя. Поднятые руки императора, принимающего дары, поддерживают стоящие по его стонам два святых священника – Ульрих и Эммерам (отсылка к Ветхозаветному сюжету). Таким образом, всё в этой композиции – и мотив креста, и положение императора, и роль священнослужителей, - подчёркивает небесное происхождение власти императора и его значение как повелителя « града земного».
Миниатюры исполненных для Генриха II рукописей близки по стилю к школе Рейхенау. Крупные фигуры чётко вырисовываются на золотом фоне, окружение сведено к минимуму, огромное значение приобретают жесты, определяющие характер действия, руки главных персонажей имеют резко преувеличенные размеры.
Иллюминованные рукописи школы Рейхенау принадлежат к числу самых роскошных по оформлению книг оттоновской Германии, здесь сложился «имперский стиль». Однако в это время сложились значительные местные школы при монастырях Кёльна, Эхтернаха, Фульды, Регенсбурга, которые смогли выработать свою манеру. Примером могут служить миниатюры выполненного в Кёльне по заказу аббатисы Хитды из монастыря Мешеде в Вестфалии Евангелия (Евангелие аббатисы Хитды, 1-ая четверть 11 века, Дармштадт, Гессенская областная библиотека). Большинство евангельских сюжетов, сохраняя сложившуюся в Рейхенау иконографию, отличаются более живой передачей действия и отмечены богатством воображения. Отсутствуют золотые фоны, краски становятся более светлыми, сочетания их более мягки и не столь контрастны, мазок приобретает эскизность, возникает ощущение воздушного пространства.
Совершенно иной характер имеют миниатюры выполненного в Регенсбурге Евангелария аббатисы Уты из Нидермюнстера (1-ая четверть 11 века, Мюнхен, Баварская Государственная библиотека). Они не являются иллюстрациями к тексту Писания, но посвящены воплощению теологических догм. В сцене «Распятия» распятый Христос изображен в облачении священника и с короной на голове, объединяя в себе божественное начало и земную сущность. Две фигуры у подножия креста персонифицируют Жизнь и Смерть.
Сложен и нуждается в расшифровке образ св. Эрхарда, который в сопровождении дьякона служит мессу перед золотым, украшенным драгоценностями и рельефами алтарём. В обрамлении миниатюры помещены агнец с раскрытой книгой Писания, изображения женских фигур, воплощающих главные христианские добродетели.
Таким образом, в иллюстрациях Евангелария Уты теологическая учёность доминирует над непосредственным чувством. Для 11 века такая схоластическая интерпретация евангельского текста является исключением.