Методическое сообщение "Нетрадиционные техники рисования в развитии художественно-творческих способностей детей раннего возраста".
Методическое сообщение для преподавателей изо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki_risovaniya_v_razvitii_hudozhestvenno.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования в развитии художественно-творческих способностей детей
раннего возраста
Творческий процесс - это настоящее чудо
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была, несомненно. Каждый ребенок, начиная с раннего возраста с упоением рисует. Не думаю, чтобы вы были исключением из общего правила. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат. Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Однажды испытав это чувство, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказывать о том, что увидел, узнал и пережил.
Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свои знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, педагоги, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Детство можно рассматривать как период становления физиологических психических функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Ведь ребята здесь не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Наблюдения показали, что ребенку в раннем возрасте интересен сам материал, потому что он так лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем кистью. Изобразительно-игровым способом ребёнок не просто показывает, как шагает маленькая кошка - пальчиком, как топает большой медведь - ладошкой, но и воображает себя этой кошкой и медведем.
Применение нетрадиционных техник в изодеятельности:
- способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
- стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;
- дает возможность экспериментировать;
- способствует развитию зрительно-моторной координации;
- не утомляет дошкольников, повышает работоспособность; развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"
Методические советы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребенку способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля (Фруктов);
- рисование ладошками;
- рисование мятой бумагой;
- рисование ватной палочкой;
- рисование губкой с помощью трафарета.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.