Методическое сообщение "Нетрадиционные техники рисования в развитии художественно-творческих способностей детей раннего возраста".

Колупанова Лариса Ивановна

Методическое сообщение для преподавателей изо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования в развитии художественно-творческих способностей детей

 раннего возраста

Творческий процесс - это настоящее чудо

             Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была, несомненно. Каждый ребенок, начиная с раннего возраста  с упоением рисует. Не думаю, чтобы вы были исключением  из общего правила. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом  уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат. Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Однажды испытав это чувство, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказывать о том, что увидел, узнал и пережил.         

              Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свои знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

             Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

             Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, педагоги, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

              Детство можно рассматривать как период становления физиологических  психических функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей  выполнения программы совершенствования организма. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, доставляют детям радость, создают положительный настрой.       

            Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать,  чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Ведь  ребята здесь не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир.  Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Наблюдения показали, что ребенку в раннем  возрасте интересен сам материал, потому что он так лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем кистью. Изобразительно-игровым способом ребёнок не просто показывает, как шагает маленькая кошка - пальчиком, как топает большой медведь - ладошкой, но и воображает себя этой кошкой и медведем.

Применение  нетрадиционных техник в изодеятельности:

  • способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
  • стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;
  • дает возможность экспериментировать;
  • способствует развитию зрительно-моторной координации;
  • не утомляет дошкольников, повышает работоспособность; развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.

          Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Методические советы

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому  важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребенку способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля (Фруктов);
  • рисование ладошками;
  • рисование мятой бумагой;  
  • рисование ватной палочкой; 
  • рисование губкой с помощью трафарета.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.