Конспект урока"И синий звук. И желтый отзвук"

Колупанова Лариса Ивановна

План-конспект для урока живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_siniy_tsvet_zheltyy_otblesk.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятия: Построение живописного произведения. Тема урока:

"И синий звук. И желтый отзвук…"

Вид занятия: Построение живописного произведения.

Эпиграф к уроку:

«Один тон сам по себе есть всего лишь цвет,
два тона – это уже соотношение, это жизнь.
Цвет значим только в соотношении с соседним…
Запомните свое первое впечатление…
Это чувство – самое главное».
Анри Матисс

Цель урока: Формирование у учащихся понимания значения цвета как средства создания художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с такими направлениями в искусстве, как импрессионизм, фовизм, художественным объединением «Бубновый валет».
  • Научить передавать с помощью цветового контраста настроение в картине.
  • Развить навыки пейзажной живописи.
  • Воспитать любовь к окружающей природе.

Материалы и оборудование:

  • Для учителя: мультимедийный проектор, презентация слайдов по теме урока, таблицы по цветоведению.
  • Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой.

План урока:

  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Введение в тему занятия.
  3. Восприятие произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим реалиям окружающей природы.
  4. Сообщение учебного материала.
  5. Творческая практическая деятельность учащихся.
  6. Организация выставки для обобщения и обсуждения итогов урока.
  7. Уборка рабочего места и художественных материалов.

Ход урока

На данном уроке мы построим живописное произведение по законам контраста.

В живописи контраст является одним из важных художественных выразительных средств.

По закону контраста возможно повысить цветность любого пятна, проложив вплотную рядом с ним контрастный цвет. Этим приемом пользовались в своем творчестве Э. Делакруа, Рембрандт, В. Д. Поленов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, И. Е. Репин, Анри Матисс, В. Ван Гог, О. Ренуар, И. Машков, П. Кончаловский, Поль Сезанн, М. Ларионов, Аристарх Лентулов и многие художники.

(Начинается показ презентации).

В XIXвеке во Франции возникло художественное направление – импрессионизм (от фр.impression «впечатление»). Первая выставка в 1874 г., седьмая выставка, состоявшаяся в 1882г. была последней. История движения импрессионизма закончилась в 1886г. Импрессионисты пришли к совершенно новому методу живописи. Они отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми, яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Происходило оптическое смешение красок во время созерцания картины.

В 1905 г. во Франции зародилось новое художественное течение, фовизм (от фр. les  fauves - дикие). Фовизм утверждал преобладание цвета над формой. Во главе группы стоял Анри Матисс. Матисс писал: «Фовизм был кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них». И еще: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств».

В 1910 г. на Воздвиженке в Москве открылась выставка молодых живописцев «Бубновый валет». Она объединила несколько художников, протестовавших против закостеневшего классицизма. Они захотели соединить достижения французского авангарда с исконно русскими традициями народного творчества – и это им удалось в полной мере. Группа просуществовала почти до 1917г. В эту группу вошли: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александр Куприн.

«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе, как для выражения настроения, нельзя использовать», - писал Винсент Ван Гог.

Необходимо выстроить ритм в картине, проследить развитие основной мелодии – цветовой темы картины.

Контрастное сочетание теплых и холодных цветовых тонов в композиции создает сильный эмоциональный эффект. На данном уроке мы берем контраст теплого и холодного, т.е. контрастная цветовая пара образует ритм, который в свою очередь усиливает, подчеркивает настроение картины. Живописную работу надо стараться писать парно. А это значит – к основному цвету главного в композиции стремиться подбирать более контрастный цветовой тон окружения. Рядом расположенные теплые и холодные цвета

  • оранжевый – синий,
  • желтый – фиолетовый,
  • красный – зеленый,
  • красный – синий

помогают друг другу звучать ярче, громче, контраст между ними придает композиции скрытую динамику. Однако надо помнить, что в практической работе краски дополнительных (контрастных) цветов при смешивании обычно гасят друг друга, давая грязь.

В изобразительном искусстве контрастом (от итал.contraste – «резкое различие, противоположность») называется сопоставление противоположных друг другу качеств, различных характеристик, способствующее их усилению.

Основные контрасты: (показ слайдов)

  • теплые пятна – холодные пятна
  • яркие пятна – приглушенные пятна
  • крупные по площади цветовые пятна – мелкие цветовые пятна
  • темное - светлое
  • четкий контур – размытый контур
  • первый план – дальний план

В гармонических парах варьируются оттенки этих базовых контрастов за счет трех характеристик цвета (тоновой, цветовой, яркостной), в результате мы имеем необозримое количество гармонических пар.

Подобные цветовые сочетания повышают цветность друг друга.(Показывается таблица гармонических пар).

бледно-фиолетовый

зеленый

голубой

ярко-оранжевый

голубой

коричневый

темно-синий

бело-желтый

небесно-голубой

золотисто-желтый

сине-зеленый

красный

зеленый

розовато-фиолетовый

розово-золотисто-пурпурный

голубой

светло-охристый

светло-синий

розовато-фиолетовый, вишневый

бледно-зеленый

синий, изумрудно-зеленый

оранжево-желтый

зеленый

алый

Коричневато-зеленый (табачный)

нежно-алый

Светло-зеленый (холодный или теплый)

ярко-красный

зелено-синий

золотисто-розовый

белый

красный

Задание детям: Создайте живописные работы, в которых цветом выражаются ассоциации вызванные при встрече с природой: «сосны на закате», «лунная ночь», «парусник в море», «тропики», «новогоднее настроение», «земляничная поляна», «закат в горах» и т.д.

Желательно делать их легко, быстро, не стремясь к излишней тщательности и конкретности. Важно добиться удачного колористического решения, убедительных цветовых отношений. Надо поставить перед собой задачу, чтобы каждый мазок красочного слоя был нового оттенка, в результате картина будет вибрировать цветами. Нужно обязательно продумывать, в результате чего каждый новый мазок краски будет нового цветового оттенка, т.к. на предмет в целом оказывают влияние рефлексы окружающих предметов, солнечное освещение, небесное освещение, толща воздушной среды, тень.

Дети выполняют творческую работу. Оформляется выставка работ, проводится обсуждение.

Итог урока: Судя по работам учащихся, цвет в руках художника – удивительный инструмент, с помощью которого он может создавать неповторимые произведения искусства.

Это особый язык живописи и освоение этого языка очень увлекательное и полезное занятие. Урок научил нас наблюдать и находить в окружающей природе прекрасную музыку цвета, а также умело переносить свои впечатления на картину.

Приводятся в порядок рабочие места.